Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пенитенциарного) законодательства 3 страница




--------------------------------

<78> См.: Уголовно-исправительная система. 125 лет. М., 2004. С. 56 - 57.

 

Решать новые задачи способны, по мнению руководства Главного управления, лишь новые кадры, ибо "имеющийся в настоящее время тюремный персонал, воспитанный в атмосфере бесправия и неуважения к человеческой личности и усвоивший навыки прежнего строя, должен быть признан в общем малопригодным для осуществления тех задач внутреннего тюремного переустройства, которые постоянно выдвигаются условиями обновления государственного строя и свободной общественной жизни". В связи с этим Постановлением Временного правительства от 7 апреля 1917 г. учреждаются пенитенциарные курсы по подготовке работников мест заключения новой формации, работающие под непосредственным руководством начальника Главного управления. Срок обучения на курсах - три месяца. Программа курсов включала изучение общего законодательства с изложением основ государственного устройства, в частности судебной и административной организации; начал уголовного права; учения о наказании в связи с тюрьмоведением; уголовной политики и социологии; элементарных основ психопатологии и уголовной антропологии; мер по борьбе с детской преступностью; тюремной статистики и отчетности; товароведения и проведения практических занятий и подготовку рефератов.

В первые годы Советской власти борьба с преступностью приняла ожесточенный характер. Упорная борьба с преступностью, оставшейся в наследство от капиталистического строя, не могла обойтись без применения к преступникам наказания в виде лишения свободы. Но оно имело теперь совершенно новые задачи по сравнению с такой же мерой наказания русского дореволюционного права. В преступнике советский закон видел человека, имеющего определенные права, и прежде всего на уважение его человеческого достоинства <79>.

--------------------------------

<79> Уголовно-исполнительное право. Рязань, 2001. С. 119 - 121.

 

Уже в первых Приказах Временного правительства по ГТУ N 1 и N 2 от 8 марта 1917 г. и 17 марта 1917 г. говорилось о том, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, имевшего несчастье впасть в преступление, прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключенным, а также указывалось на неприемлемость для тюремного переустройства атмосферы бесправия и неуважения к человеческой личности.

Но главным средством перевоспитания Советское правительство видело труд. После установления советской власти больше внимания стало уделяться труду осужденных. Уже в одном из первых правительственных решений в уголовно-исполнительной сфере - Постановлении Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 24 января 1918 г. "О тюремных рабочих командах" - был определен достаточно четкий подход к труду осужденных:

1) из числа работоспособных, заключенных в тюрьмах, образовывались рабочие команды для производства необходимых государству работ, не превышающих по тяжести работ чернорабочих;

2) арестованные (как подследственные, так и осужденные судами) получали за свой труд плату соответственно данной отрасли;

3) из означенной платы одна пятая шла в общетюремный фонд по улучшению жизни арестованных, а остальное записывалось за арестованным и выдавалось ему при освобождении;

4) десятая часть заработанных денег могла выдаваться по просьбе арестованного ему на руки в конце каждой рабочей недели <80>.

--------------------------------

<80> Пенитенциарное дело в 1923 г.: отчет Главного управления местами заключения. М., 1924. С. 4 - 5.

 

Временная инструкция "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового" от 23 июля 1918 г. в литературе оценивается по-разному. Большинство авторов полагают, что она закрепила разрушение старой и установление новой системы мест заключения. По мнению М.Г. Деткова, Инструкция продолжила сложившуюся в дореволюционный период практику ведомственного регулирования порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, и в связи с этим ее значение не следует переоценивать, так как она лишь определила принципиальную линию процесса становления новой системы мест лишения свободы.

Инструкцией объявлялись потерявшими свою силу уставы о содержащихся под стражей и о ссыльных. "Места лишения свободы по своему назначению делились на следующие виды:

1) общие места заключения (тюрьмы);

2) реформатории и земледельческие колонии как воспитательно-карательные учреждения прежде всего для молодых преступников;

3) испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послабления режима или для досрочного освобождения;

4) карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т.п.;

5) тюремные больницы" <81>.

--------------------------------

<81> Там же. С. 6.

 

Инструкция регулировала порядок исполнения наказания в виде лишения свободы; лишенные свободы должны постоянно находиться в помещениях, за исключением времени, когда они находятся "на работах или прочих занятиях и прогулках"; отпуск разрешался для лиц, осужденных на срок не свыше одного года продолжительностью не более двух недель исключительно по семейным обстоятельствам. К нарушающим порядок и дисциплину и не желающим работать без основательных причин могли применяться следующие меры:

1) перевод на более суровый режим (лишение свиданий, права переписки и прочее);

2) изоляция (одиночное заключение, карцер до 14 дней);

3) перевод в специальные тюрьмы (изоляторы) - в исключительных случаях, при частных рецидивах недопустимого поведения <82>.

--------------------------------

<82> Пенитенциарное дело в 1922 г: отчет Главного управления местами заключения. М., 1923. С. 7.

 

Рассматриваемый документ не содержал норм о целях и задачах лишения свободы, причинах его исполнения, правовом положении осужденных. Он имел большее значение для практических работников, поскольку в условиях замены старого государственного аппарата новым разъяснял: какие условия содержания следует создавать для лишенных свободы, как к ним относиться, какие меры воздействия применять и т.д.

Создание Главного управления местами заключения (ГУМЗ) стало новым этапом развития уголовно-исполнительной системы Советской России. К 1923 г. сложилась уникальная ситуация. Места заключения принадлежали разным ведомствам, тюрьмы часто переходили из одних рук в другие. Тяжело было с личным составом тюрем. Поэтому было принято решение объединить места заключения в одном ведомстве.

К началу 1923 г. в РСФСР все места заключения находились в ведении Наркомата внутренних дел СССР. Основная часть срочных и немалая подследственных заключенных (всего на конец 1922 г. - 80 559, на сентябрь 1923 г. - 79 947) <83> содержалась в учреждениях ГУМЗ НКВД. Некоторое число тюрем и лагерей подчинялось ГПУ НКВД РСФСР. Часть подследственных находилась в арестных помещениях Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД.

--------------------------------

<83> См.: Пенитенциарное дело в 1923 г. М., 1924. С. 4 - 5.

 

Места заключения для содержания осужденных подразделялись на изоляторы специального назначения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные), трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей, трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи, колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных.

Лагеря принудительных работ и концентрационные лагеря в течение 1923 г. были ликвидированы как того требовали принятые в 1922 г. Уголовный и Процессуальный кодексы. В апреле 1923 г. в ГУМЗ из милиции были переданы арестные дома. В апреле 1927 г. для экономии средств структура ГУМЗ была упрощена: упразднялись губернские (областные) и районные (окружные) инспекции, руководство местами заключения передавалось непосредственно ГУМЗ НКВД с одновременным увеличением прав начальников мест заключения. Для общего управления и политического контроля на местном уровне на базе инспекций мест заключения были организованы отделы мест заключения в составе административных управлений (отделов) губисполкомов (облисполкомов). Эта система просуществовала без заметных изменений до 15 декабря 1930 г., когда ГУМЗ НКВД было ликвидировано.

Параллельно существовавшая система мест заключения ГПУ НКВД РСФСР первоначально имела лишь несколько тюрем, называвшихся политизоляторами, и, по-видимому, одно лагерное управление (Управление Северных лагерей ГПУ). Вероятно, сохранению системы мест заключения ГПУ способствовало то, что в период реорганизации конца 1922 г. Ф.Э. Дзержинский все еще был и наркомом внутренних дел, и главой ГПУ. 6 июля 1923 г., через полгода после образования СССР, ГПУ союзных республик были изъяты из ведения республиканских НКВД и слиты в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), подчиненное непосредственно СНК СССР. В ведение ОГПУ были переданы места заключения ГПУ РСФСР. Вскоре на основании Постановления СНК от 13 октября 1923 г. Северные лагеря ГПУ были ликвидированы и на их базе организовано Управление Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения (УСЛОН или СЛОН) ОГПУ. Тем самым органы подавления противников новой власти окончательно оформили автономность своих мест заключения и фактически вывели их из-под контроля инстанций, хотя бы относительно независимых от ОГПУ. Попытки главы ГУМЗ Ширвиндта добиться перевода мест заключения системы ОГПУ под свое руководство не увенчались успехом.

Сохранились документы, свидетельствующие об ожесточенной борьбе различных ведомств. По мнению Красильникова, "здесь переплелись и внутрипартийная борьба, и поиски путей создания мобильной рабочей силы для нужд индустриализации, и борьба интересов и интриг в межведомственном треугольнике (НКВД - НКЮ - ОГПУ), закончившаяся ликвидацией НКВД и резким усилением мощи ОГПУ" <84>. Резко противился этому Евсей Густавович Ширвиндт. Он родился 30 мая 1891 г. в Киеве. Окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе в 1914 г., а затем три курса медицинского факультета Московского университета в 1917 г. В период с 1917 по 1919 г. - член коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР, затем - Военный комиссар Военно-топографического управления Всероглавштаба; член коллегии Народного комиссариата юстиции Украины и ВЧК Харькова. С 1922 г. - помощник заведующего, исполняющий обязанности заведующего Центральным исправительно-трудовым отделом Наркомата юстиции РСФСР, и впоследствии - начальник ГУМЗ НКВД РСФСР и начальник конвойных войск СССР (1922 - 1931 гг.). Репрессирован в 1937 г., находился в местах лишения свободы до 1954 г. Вернувшись в Москву, Ширвиндт вновь стал работать в системе Министерства внутренних дел в качестве научного консультанта. Скоропостижно скончался в 1959 г.

--------------------------------

<84> См.: Красильников С.А. Рождение ГУЛАГа: Дискуссии в верхних эшелонах власти // Исторический архив. 1997. N 4. С. 142.

 

По воспоминаниям Б.С. Утевского - видного теоретика и исследователя уголовно-исполнительного права России - Ширвиндт развернул именно научно-исследовательскую работу с заключенными. Утевский писал: "Ширвиндт стал привлекать меня в товарищеском порядке к теоретической разработке некоторых вопросов уголовного права, встававших в деятельности мест заключения... когда я дал согласие работать с Ширвиндтом, мы решили, что я должен хотя бы год прослужить в одном из мест заключения и познакомиться на практике с тюремной деятельностью. Меня всегда интересовала проблема детской преступности" <85>.

--------------------------------

<85> См.: Утевский Б.С. Воспоминания юриста. М., 1989. С. 231.

 

Согласно Постановлению Совета народных комиссаров от 25 июня 1922 г. об объединении управления местами заключения в ведении одного Комиссариата, Центральный исправительно-трудовой отдел НКЮ с 12 октября 1922 г., приняв все функции ликвидированного с того же числа Главного управления принудительных работ, вошел в состав НКВД как Главное управление местами заключения. С этого момента все места заключения Республики, за исключением арестных домов, находящихся в ведении Главного управления милиции, и специальных мест заключения ГПУ, объединены в одном Управлении.

Отчитываясь перед предыдущими съездами Советов о своей работе, бывший Центральный исправительно-трудовой отдел наркомата юстиции в своих докладах в достаточной степени подробно останавливался на системе организованных им исправительно-трудовых учреждений. Эта система принята как основная и Главным управлением местами заключения. "Положение с личным составом в местах заключения также неудовлетворительно. Низкие тарифные ставки надзора мест лишения свободы Республики, снятие с государственного снабжения при крайне трудной и ответственной службе привели к тому, что количество надзора составляет в среднем около 75% полагающегося по штату. Имеются и такие исправдома, которые охраняются только одним надзирателем: остальные перешли на другую, лучше оплачиваемую работу. Недостаток надзора и невозможность на существующие низкие оклады найти лиц, желающих занять эти должности, поставили, как и в прошлом году, некоторые управления местами заключения перед необходимостью привлечь к исполнению этих обязанностей самих заключенных, из числа образцовых, пользующихся доверием администрации. Не лучше положение администрации и остальных служащих в местах лишения свободы Республики. Низкие тарифные ставки, отсутствие пайка привели также к массовому уходу служащих в другие учреждения. Многие вакантные канцелярские должности по рабочей и учебно-воспитательной части пришлось заменить заключенными" <86>.

--------------------------------

<86> См.: Пенитенциарное дело в 1922 г. М., 1923. С. 6 - 7.

 

Деятельность Главного управления местами заключения является в основном неизученной. Упразднение данного ведомства в 1930 г. привело к созданию мощной системы Главного управления лагерей (ГУЛАГа) и созданию новой тюремной системы в мире - исправительно-трудовых лагерей.

 

§ 4. Исправительно-трудовое право Советского государства

(1924 - 1950 гг.)

 

Следующим этапом, который предопределил развитие исправительного законодательства, стало образование СССР, принятие в 1922 г. первого УК РСФСР. Указанные обстоятельства и послужили основой первого ИТК РСФСР, который был принят на 2-й сессии XI созыва ВЦИК 16 октября 1924 г. Проект первого ИТК РСФСР предварительно обсуждался на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела 18 - 24 октября 1923 г., где получил положительную оценку.

В разделе "Общие положения" Кодекса нашли отражение следующие положения:

- вместо термина "наказание" применялось выражение "меры социальной защиты";

- исполнение лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей, целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений. Исполнение принудительных работ без содержания под стражей возлагалось на бюро при губернской инспекции мест заключения. Такое бюро осуществляло контроль, распределение осужденных на работы, надзор за соблюдением ими правил отбывания наказания;

- исполнение наказаний соединялось с применением мер исправительно-трудового воздействия. В законе ставилась задача раздельного содержания осужденных (ст. 8 ИТК РСФСР);

- устанавливалась самоокупаемость исправительных учреждений. При этом в законе предписывалось "не терять воспитательных целей" (ст. 9 ИТК РСФСР);

- был провозглашен принцип: от тюрем - к исправительно-трудовым учреждениям, которые, по мнению законодателя, должны находиться, как правило, вне городов;

- в Кодексе впервые был закреплен термин "исправительно-трудовое право" (ст. 87 ИТК РСФСР), который фактически утвердил новую отрасль юридической науки;

- утвердил термин "исправительно-трудовое воздействие" (ст. 4 ИТК РСФСР) как специфический способ воспитательного воздействия;

- подробную регламентацию получили режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. К основным средствам исправления осужденных закон относил: режим, общественно полезный труд, культурно-массовую работу.

В ст. 6 ИТК РСФСР провозглашалось, что содержание в исправительно-трудовом учреждении не должно иметь целью причинение осужденным физических страданий и унижение их человеческого достоинства.

Все места заключения входили в единую систему исправительно-трудовых учреждений и подразделялись на четыре группы:

1) учреждения исправительного характера. Сюда включались:

- дома заключения или тюрьмы. В домах заключения содержались подследственные, приговоренные к лишению свободы до вступления приговора в законную силу, лишенные свободы на срок до 6 месяцев;

- изоляторы специального назначения. В учреждениях данного типа находились осужденные со строгой изоляцией. Это лица, не принадлежащие к классу трудящихся, а также категории трудящихся, признанные особо опасными для государства; профессиональные преступники, переведенные в изолятор специального назначения (тюрьму) в порядке взыскания;

- исправительно-трудовые дома. В них находилась только одна категория осужденных. Это лица, осужденные на срок свыше шести месяцев;

- трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные). Трудовые колонии предназначались для лиц из категории трудящихся, совершивших преступления первый раз по несознательности или в силу тяжелых материальных условий, случайно совершивших преступления, не склонных совершать побег. Трудовые колонии строгой изоляции не предусматривали, и в таких учреждениях находились осужденные на срок не более пяти лет;

- переходные исправительно-трудовые дома с полусвободным режимом как прообразы современных колоний-поселений. Такие учреждения предназначались для исправляющихся, переведенных в порядке поощрения из других мест заключения;

2) учреждения медико-педагогического характера. К учреждениям данного типа относились:

- трудовые дома для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет;

- трудовые дома для правонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет;

3) учреждения медицинского характера. К таким местам заключения относились:

- колонии для психически неуравновешенных, больных туберкулезом и иных категорий лиц, нуждающихся в лечении;

- институты психиатрической экспертизы и психиатрические больницы. В таких учреждениях содержались лица, которым назначалась медицинская экспертиза, а также иные категории психически больных, которые должны содержаться отдельно;

4) штрафные части предназначались для лиц, совершивших преступления, из категории военнослужащих. Исполнение наказания осуществлялось военным командованием (ст. 46 ИТК РСФСР).

Исполнение наказания предусматривалось по прогрессивной системе (ст. 7, 100 - 107 ИТК РСФСР), в которой предусматривались разряды (начальный, средний, высший). Самые льготные условия содержания предусматривались в высшем разряде. Основаниями содержания осужденных в том или ином разряде являлись: поведение или степень исправления осужденных и отбытие определенного срока наказания. Перевод из разряда в разряд как в лучшую, так и в худшую сторону осуществлялся начальником исправительно-трудового учреждения с согласия и под контролем наблюдательной комиссии. Однако из-за отсутствия финансовых возможностей прогрессивная система отбывания наказания по ИТК РСФСР 1924 г. в полной мере реализована не была.

При местах заключения учреждались распределительные и наблюдательные комиссии, которые действовали параллельно. Распределительные и наблюдательные комиссии обладали широкими полномочиями. Они контролировали:

- исполнение лишения свободы;

- распределение заключенных по местам исполнения наказания;

- разрешение отпусков;

- досрочное освобождение и т.д.

Однако распределительные комиссии во многом дублировали деятельность наблюдательных комиссий, и поэтому Постановлением ВЦИК и СНК от 30 октября 1929 г. были ликвидированы.

Наблюдательную комиссию возглавлял начальник исправительного учреждения (председатель), народный судья по территориальности (заместитель), представитель профсоюза. Такие комиссии осуществляли свою деятельность на демократических началах с широким привлечением возможностей общественности.

31 октября 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми 22 ноября 1926 г. принимается новый УК РСФСР. Новое уголовное законодательство оказало существенное влияние на исправительно-трудовое законодательство РСФСР.

26 марта 1928 г. было опубликовано Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О карательной политике и состоянии мест заключения" <87>. Оно подвело итоги, отметило правильное осуществление политики органами НКВД в области проведения уголовной и исправительно-трудовой политики и исправления осужденных. Однако данный документ призывал: укрепить режим исполнения наказания, ограничить льготы для опасных преступников и для "классово-чуждых элементов", исключить совместное содержание опасных преступников со случайными правонарушителями.

--------------------------------

<87> См.: Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917 - 1959). История законодательства / Сост. П.М. Лосев, Г.И. Рагупин. М., 1959. С. 202 - 207.

 

В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. "О карательной политике и состоянии мест заключения" в уголовное и исправительно-трудовое законодательство были внесены существенные изменения. В частности, Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. было установлено, что отбывание наказания в виде лишения свободы на срок до 3-х лет осуществляется в общих местах заключения или исправительно-трудовых колониях, а лица, приговоренные на срок от 3 до 10 лет, должны были отбывать наказание в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) в отдаленных местностях. Соответствующие изменения были внесены в уголовное законодательство.

Деятельность новых мест лишения свободы была урегулирована Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г., которое объявило Положение об исправительно-трудовых лагерях <88>.

--------------------------------

<88> См.: СЗ СССР. 1930. N 22. Ст. 428.

 

Положением от 7 апреля 1930 г. было установлено, что лагеря находятся в ведении Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Именно с данного периода начинается период известного ГУЛАГа, а деятельность лагерей становится неподконтрольной обществу, что впоследствии способствовало беззаконию и произволу.

Такие учреждения имели своей задачей "охрану общества от социально опасных правонарушений путем изоляции их". В лагерях проводилась та же политика, что и в местах заключения, подчиненных НКВД. Это изоляция и надзор за осужденными, привлечение их к общественно полезному труду, приспособление их к условиям социалистического общежития.

В соответствии со своим социальным положением все осужденные делились на три категории:

- рабочие и крестьяне, осужденные не за контрреволюционные преступления на срок не свыше 5-ти лет;

- та же категория, но осужденные на срок свыше 5-ти лет;

- контрреволюционные и нетрудовые элементы.

Предусматривалась прогрессивная система отбывания наказания. Все категории осужденных вначале, по прибытии в исправительно-трудовой лагерь, направлялись на общий или первоначальный режим и находились там в течение определенного срока в зависимости от установленной им категории. Впоследствии они могли быть переведены на облегченный режим или льготный режим.

Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 г. в действие был введен второй ИТК РСФСР 1933 г. Статья 1 Закона провозглашала: "Задачей уголовной политики пролетариата на переходный от капитализма к коммунизму период является защита диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств со стороны классово-враждебных элементов и нарушений со стороны как деклассированных элементов, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся".

Кодексом предусматривались и иные цели:

1) недопущение совершения осужденными новых преступлений;

2) перевоспитание трудом (от труда принудительного к труду добровольному).

Предметом регулирования нового закона стали:

- лишение свободы на срок до 3-х лет;

- исправительно-трудовые работы без лишения свободы;

- ссылка, соединенная с исправительно-трудовыми работами.

Местами лишения свободы по ИТК РСФСР 1933 г. являлись:

1) исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные) для трудящихся, осужденных на срок до 3-х лет;

2) колонии массовых работ (для враждебных элементов), штрафные (для злостных нарушителей режима);

3) изоляторы для подследственных;

4) пересыльные пункты;

5) школы фабрично-заводского ученичества (для несовершеннолетних);

6) медицинские учреждения (институты психиатрической экспертизы, туберкулезные больницы и т.д.).

Исполнение лишения свободы на срок от 3 до 10 лет осуществлялось в лагерях и продолжало регламентироваться Положением об исправительно-трудовых лагерях от 7 апреля 1930 г. Такие лагеря находились в отдаленных местах и находились в юрисдикции ОГПУ.

Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспитательная работа, режим и система льгот (ст. 7 ИТК РСФСР), а основным видом мест лишения свободы являлись исправительно-трудовые колонии (ст. 3 ИТК РСФСР).

Позитивными сторонами Кодекса являются: гуманизация режима исполнения и отбывания наказания (ослабление изоляции); на более высокий уровень было поднято значение общественно полезного труда; культурно-просветительная работа стала называться политико-воспитательной, были определены ее формы; расширилось участие общественности; наблюдательные комиссии получили более широкие полномочия.

К числу недостатков ИТК РСФСР 1933 г. следует отнести:

- отмену прогрессивной системы, которая была наиболее выражена в ИТК РСФСР 1924 г.;

- деятельность исправительно-трудовых лагерей данным Кодексом не регулировалась, а выходила за рамки его правового регулирования.

В 1934 г. в управлении исправительно-трудовыми учреждениями произошли существенные изменения. Так, 10 июля 1934 г. было образовано новое ведомство - НКВД СССР, при котором было учреждено Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест поселения. Поскольку ОГПУ вошло в состав НКВД СССР, в ведение НКВД перешли лагеря, которые раньше подчинялись ОГПУ. Таким образом, управление всеми местами лишения свободы было сосредоточено в одном общесоюзном органе НКВД СССР.

В конце 1930-х годов ИТК РСФСР 1933 г. практически прекратил свое существование. Вместо Кодекса исполнение наказаний устанавливается закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами.

 

§ 5. Усиление карательной политики Советского государства

(30 - 40 гг. XX в.) и ее отражение

в деятельности мест лишения свободы

 

В 30-х годах XX в. в результате обострения классовой борьбы и усиления государственной карательной политики в работе органов НКВД СССР были допущены серьезные ошибки. Особенно негативные последствия появились после принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. "Об особом совещании при Народном комиссаре внутренних дел СССР". Особое совещание имело право без суда назначать ссылку и высылку на срок до 5 лет и заключение в исправительно-трудовой лагерь, а также выносить наказания вплоть до высшей меры.

Массовым репрессиям подвергались различные слои населения. Врагами народа произвольно признавались: бывшие офицеры царской армии; представители дореволюционной интеллигенции; кулаки; лица, давно отказавшиеся от всякой политики, и лица, вообще никогда не занимавшиеся политикой; идейные противники И.В. Сталина.

Кроме отступления от судебного порядка применения уголовных наказаний Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1936 г. было восстановлено тюремное заключение.

Усиливается тенденция к дальнейшей карательной политике и строгости наказаний. Постановлением ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. усилилась уголовная ответственность несовершеннолетних, за отдельные деяния она устанавливалась с 12-летнего возраста, максимальный срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет. По ряду уголовных дел был допущен упрощенный порядок судопроизводства.

В системе исправительно-трудовых учреждений доминирующую роль имели исправительно-трудовые лагеря. Усиление уголовной репрессии сказывалось и в том, что места лишения свободы всегда были переполнены. В таких лагерях исправление подменялось производственной деятельностью. Политико-воспитательная работа была ослаблена и сводилась к отдельным культурно-воспитательным мероприятиям.

В 1939 г. было отменено условно-досрочное освобождение и зачеты рабочих дней, прекратили свою работу наблюдательные комиссии, прокурорский надзор за деятельностью мест лишения свободы был ослаблен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.