Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление об акте развития




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ КРИТИЧЕСКИХ ВОЗРАСТОВ

Внимательный анализ существующих трактовок возрастных кризисов приводит к выводу о том, что остаются без ответа два основных вопроса: каково психологическое содержание возраст­ного кризиса и каков механизм развития в критический период. Ответы на эти два основных вопроса и составляют содержание данного раздела.

Глава 6

Приступая к анализу психологического содержания критиче­ского возраста, вернемся к заданному Д.Б.Элькониным вопросу: «Не является ли тенденция к самостоятельности, к эмансипации от взрослого необходимой предпосылкой и обратной стороной построения новой системы отношений между ребенком и взрос­лым?» [22, с. 402]. Этот вопрос можно перефразировать: «Не явля­ется ли построение новой системы отношений между ребенком и взрослым необходимой предпосылкой и оборотной стороной тенденции к эмансипации?» Действительно, как связано движение к новому отношению между ребенком и окружающей его дейст­вительностью с разрушением старых связей? Обязательно ли но­вое должно быть построено не наряду со старым, а вместо него? Как мы помним, Л.С.Выготский своими базовыми построениями допускает возможность критического преобразования отношения ребенка и среды. Попробуем доказать не просто возможность, но необходимость кризиса, исходя из того, что кризис есть такой момент развития, такой переход от стадии к стадии, от этапа к этапу, который требует обязательного разрушения, преодоления старой системы (отношений, действий, связей).

Каково то понятийное пространство, в котором представление о критическом переходе оказывается необходимым? Это контекст описания акта развития, содержащийся в работах Б.Д.Эльконина. По Б.Д.Эльконину, акт развития описывается через посредство продуктивного действия, в котором «сделано больше, чем дела­лось, поскольку создан предмет, меняющий обстоятельства своего же построения» [8, с. 166]. Например, человек строил дом для сво­ей семьи, а в результате создал шедевр архитектуры, который из­менил все привычные представления о ней. Можно привести при­мер из области научных исследований: А.Эйнштейн анализиро­вал исходные допущения классической механики, а создал тео­рию относительности, изменившую в корне представления о времени и пространстве. При таком действии кардинальным об­разом меняется сама ситуация действования. Нельзя потом, по­сле завершения действия, вернуться к старому взгляду на ситуа­цию. Можно привести и совсем простой пример: загадочная картинка, на которой изображена путаница линий. Вглядываясь в нее, обнаруживаешь, что это осмысленная картинка. После того, как смысл картинки обнаружен, невозможно увидеть изо­бражение опять как бессмыслицу. Невозможно вернуться к прежнему взгляду.

В акте развития меняется (или возникает) сама ситуация дейст­вования. Следовательно, старая ситуация действования преодоле­вается, разрушается - претерпевает необратимые изменения.

Применяя этот анализ к проблемам критического возраста, обнаруживается, что критический период должен быть описан как некоторое действие, в результате которого возникает само про­странство действия - ситуация. Таким образом, критический пе­риод может быть понят как акт развития при условии, что в кри­зисе преодолевается, умирает, исчезает то, что составляло суть докритического периода, и возникнет нечто иное, в частности, взгляд, позиция. Тем самым для действующего «исчезнет» его действие и возникнет ситуация действования. Действие «снимет­ся» в видении ситуации действования.

Такое понимание акта развития применительно к ситуации кризиса возвращает нас к определению развития по Л.С.Выгот­скому. Онтогенез понимается как периодические акты «овладения собственным поведением». Можно сказать, что Выготский пони­мал развитие как превращение (в акте развития) активности в по­ведение, т. е. как появление (или проявление) субъекта действия. Поясним эту мысль. Можно действовать, двигаться под действием внешних обстоятельств. Это активность. Но можно строить соб­ственное действие вопреки обстоятельствам. Это поведение. В акте развития активность превращается в поведение. Например, все виды зависимости (в том числе и наркотическая) есть активность: действие направляется требованием организма. Преодоление за­висимости - остановка такого организмического действия и овла­дение собственным поведением. Таким образом, преодоление за­висимости - акт развития.

Эта логика преодоления натурального (активности в биологи­ческом смысле слова) в высшем, культурном наиболее ярко про­явилась в работах Л.С.Выготского по формированию высших психических функций. В меньшей степени она выражена в работах по возрастной психологии. Но, как мы полагаем, лишь потому, что эти работы (именно как тексты) остались незаконченными.

Таким образом, кризис психического развития только в том случае может быть понят как необходимый этап развития (в про­тивоположность простому переходу, смене), если он будет описан как акт развития, т. е., если он с необходимостью будет тракто­ваться как момент разрыва (по Б.Д.Эльконину, - «пустоты», «дырки») в литическом движении, как момент исчезновения, пре­одоления и возникновения нового. Новое (отношение, деятель­ность, совместность, общность) возникает «революционным», а не эволюционным путем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.