КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика отношения ребенка 6-7 лет к учебным ситуациямКритический возраст характеризуется новым взглядом ребенка на ситуацию действования, на взаимодействия со взрослыми. Поступление в школу привносит в жизнь ребенка новое, в частности, возникает совершенно специфическая форма совместности ребенка и взрослого - деловое сотрудничество. Оно предполагает способность ребенка слышать и выполнять инструкции взрослого по выполнению задания, анализировать предложенное задание. Полноценное деловое сотрудничество сформируется у ребенка к концу младшего школьного возраста. Основываясь на этих общих характеристиках переходного возраста, был проведен анализ ситуации действования. По определению А.Н.Леонтьева, действие, заданное относительно условий его осуществления, есть задача. В данном исследовании изучалась задача относительно условий ее предъявления. Эта единица анализа была названа ситуацией («жизненной ситуацией»). Термин «ситуация» был выбран неслучайно. Он конкретизирует понятие социальной ситуации развития, введенное Л.С.Выготским. В реальном поведении детей следует выделить некоторые целостности, определяющие принятие ребенком задания и выполнение им действий по его решению. Для экспериментального изучения ситуации действования ребенка было разработано несколько диагностических приемов [1]. В них применены два принципа - ситуационности и искусственности действий ребенка. Принцип ситуационности: одно и то же по содержанию задание предъявлялось в двух различных ситуациях взаимодействия со взрослым. Если действия ребенка по решению задачи не менялись в зависимости от ситуации взаимодействия, то можно было полагать, что ребенок находится в стабильном возрасте. Если же обнаруживалась ситуационная зависимость («мерцательность действия»), можно было предположить, что именно ситуация является тем механизмом, который «включает» те или иные действия ребенка. Принцип искусственности: выполнение задания требовало от испытуемого построения особого искусственного действия, необходимости воздержаться от естественного, привычного действия. Чтобы пояснить принципы конструирования ситуаций, рассмотрим его на примере наиболее простой и ясной из диагностических методик (условное название методики «Елочка»). Ребенку объясняют, что малыши в детском саду получили задание раскрасить небольшие изображения новогодних елочек. В результате раскрашивания должны получиться изображения елки с игрушками. Маленькие дети умеют хорошо рисовать игрушки, но раскрасить саму елку ровным зеленым цветом им трудно. Поэтому испытуемому предлагают так раскрасить контурное изображение (предъявляется контурное изображение елочки), чтобы места для игрушек остались незакрашенными (при этом на предъявляемом контуре места игрушек не обозначены). Далее ребенок в принципе может действовать несколькими способами: а) принять задание полностью и закрасить контур так, чтобы места для игрушек остались незаштрихованными; б) не принять задания и закрасить весь контур сплошь; в) выполнить задание на некотором промежуточном уровне (оставить незаштрихованными лишь часть из предполагаемых мест для игрушек или сначала закрасить все сплошь, а потом зеленым же цветом жирно нарисовать предполагаемые игрушки). Каждый из способов действия означает некоторый уровень произвольного выполнения задания. Правильное выполнение задания означает, что ребенок удерживается от непосредственного непроизвольного действия, т. е. действует произвольно. Промежуточное выполнение означает, что есть интенция следовать указанию взрослого, но это указание объективно трудно для ребенка. Невыполнение задания означает, что ребенок не готов к произвольному действию по выполнению указания взрослого. Задания дети выполняли дважды: серия 1 - детям предлагали действовать самостоятельно; и серия 2 - экспериментатор предлагал ребенку действовать совместно, чтобы научиться выполнять подобные задания; экспериментатор садился рядом с ребенком, но никак не участвовал в его действиях. Таким образом, серии различались лишь тем, как они были названы для ребенка. (Во второй серии детям предлагали аналогичное задание - раскрасить контур деревца, оставляя места для плодов.) По выполнению двух серий методики выделены следующие типы испытуемых: 1. Учебный тип. Дети выполняли задания в обеих сериях практически одинаково правильно. Они справлялись с заданием, обнаруживая произвольность своих действий и их ситуационную независимость. 2. Дошкольный тип. Дети в обеих сериях действовали одинаково непроизвольно, несмотря на то, что после первой серии им указали на ошибки: Э.: «Ну а где же малыши станут рисовать елочные игрушки?» И.: «Ой, правда, я же не оставил место для игрушек, давайте я переделаю». Здесь также обнаруживается ситуационная независимость, но дошкольного уровня: произвольное действие невозможно независимо от условий действования, от ситуации. 3. Предучебный тип. Дети в первой серии действуют непроизвольно или промежуточным образом, а во второй - в присутствии взрослого - произвольно. Произвольное действие по выполнению задания оказывается парадоксальным образом зависящим не от собственного способа действий, а от ситуации действования. 4. Псевдоучебный тип. Это особая группа детей, обнаружившая ухудшение выполнения задания в присутствии взрослого. В первой серии (самостоятельной) дети действуют произвольно или с некоторыми ошибками и неточностями, во второй же - либо вовсе непроизвольно, либо отказываясь от продолжения работы после первой ошибки. Эти дети также обнаруживают ситуационную зависимость своих действий. Это означает, что если учитывать ситуацию действования, то обнаруживаются четыре типа выполнения заданий, два из которых - предучебный и псевдоучебный - оказываются ситуационно зависимыми. Таким образом, выявлено, что при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту существуют способности, («снимающие» кризис, определяющие его разрешение), которые носят «мерцательный» характер. Такая ситуационная зависимость установлена для произвольного действия ребенка. При повторном проведении эксперимента (через полгода) обнаруживается тенденция к переходам из группы в группу: дети дошкольного типа, как правило, переходят в группу предучебного и даже учебного типа, дети предучебного типа - в группу в учебного. Исключение составляют дети учебного типа. Поскольку по применявшимся методикам эти дети оказываются самыми развитыми, ясно, что отсутствие динамики в данном случае предсказуемо. Особый случай составляют и дети псевдоучебного типа. Большая их часть осталась к повторному срезу в прежней группе, часть перешла в группы дошкольного и предучебного типа, и лишь один ребенок - в группу учебного типа. По типу динамики отношения к заданию испытуемые были разделены на следующие группы. Первую группу составили дети, для которых был характерен последовательный переход внутри ряда «дошкольный - преду-чебный - учебный» типы, а также дети учебного типа. Во вторую группу вошли дети, сохранившие тип отношения к заданию. В этой группе оказались дети, либо не готовые к школе по причинам замедления общего темпа развития («дошкольники»), либо дети, чей тип отношения к заданию требует коррекции. В третью группу попали дети с неясной динамикой, сменившие дошкольный и предучебный тип отношения к заданию на псевдоучебный тип к концу года, а также дети псевдоучебного типа. Таким образом, удалось экспериментально доказать существование в критическом периоде способностей, возникновение и практикование которых зависит от ситуации, в частности, от ситуации сотрудничества со взрослым. Более того, доказано, что большая часть испытуемых «движется» по определенной траектории от группы к группе. Следовательно, в критический период новые способности возникают не одномоментно, но проходят этап «мерцания». Особенно важно, что удалось доказать и факт исчезновения мерцательности - переход детей в учебный тип -собственно присвоение способности. Возрастной кризис характеризуется единством деструктивных и конструктивных компонентов. Строится единое детское действие, одновременно разрушающее старую ситуацию действования и создающее новую. Детское действие из результативного превращается в пробующее. Характеристики действий семилетних детей в учебной ситуации: 1. Учебный тип. Дети ориентированы на содержание задания взрослого и действуют произвольно независимо от ситуации дейст-вования. 2. Дошкольный тип. Дети действуют непроизвольно независимо от ситуации действования. Как правило, подменяют задание взрослого собственным (более привлекательным). 3. Предучебный тип. Работая самостоятельно, дети действуют непроизвольно, в присутствии взрослого действие приобретает черты произвольного удерживания содержания задания. Характерна ситуационная зависимость. 4. Псевдоучебный тип. Работая самостоятельно, дети действуют, ориентируясь на содержание задания, а в присутствии взрослого -либо непроизвольно, либо отказываясь от продолжения работы после первой ошибки. Характерна ситуационная зависимость.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |