Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис семи лет




Изменение поведения детей в переходные периоды происхо­дит одновременно в нескольких сферах. По отношению к воз­расту 6-7 лет такими значимыми сферами являются социальная (школьная) и домашняя. Возрастной переход не только предпо­лагает возникновение новой значимой сферы (школьной - для детей 7 лет), но и трансформирует привычную ситуацию (до­машнюю). Изучение домашнего поведения семилетних детей по­зволило выявить ситуации возникновения трудновоспитуемо-сти, а также проследить ее связь с возникающей в этом возрасте произвольностью.

Поскольку сфера семейных отношений всегда имеет сугубо ин­дивидуальные черты, она наиболее адекватно может быть иссле­дована идеографическим методом. Последний, однако, слишком трудоемок, поэтому была разработана оригинальная методика «Интервью с родителями», в которой основные вопросы касались появления у ребенка новых поведенческих характеристик в до­машней ситуации. Методика «Интервью с родителями»

1. Что нового появилось в поведении вашего ребенка в последнее время?

2. Что вас радует, что расстраивает в его (ее) поведении в послед­нее время?

3. Каковы его (ее) отношения с братом, с сестрой? Изменились ли эти отношения в последнее время*? В чем новизна?

4. Каковы его (ее) отношения с другими членами семьи (ба­бушками, дедушками)? Появилось ли что-то новое? В чем новизна?

5. О чем ваш ребенок любит говорить с вами? Эти темы появились в последнее время или они привычны?

6. Ребенок более склонен задавать вопросы или говорить сам?

7. В чем основные ваши трудности в общении с ребенком?

8. Чем ребенок любит заниматься дома? Один или при вашем уча­стии?

9. Рассказывает ли о детском саде? Самопроизвольно или после вопросов?

10. Говорит ли о школе? Что говорит?

В нормальной семье ребенок к шести-семи годам уже обладает сложившейся системой отношений с родителями и другими чле­нами семьи [17]. Эти отношения регламентируются некоторыми привычными (неявными) нормами и правилами. К ребенку предъ­являют некоторые требования, он привык выполнять свои обя­занности (режим дня, минимальная помощь родителям по хозяй­ству, личная гигиена и т.п.), ребенок располагает некоторым сво­бодным временем, которое он проводит самостоятельно, какое-то время он проводит вместе с другими членами семьи.

К семи годам у ребенка формируется внеситуативное общение со взрослым. Иными словами, если раньше общение со взрослым определялось ситуацией общения, то теперь ситуационная зави­симость общения со взрослым преодолевается. Это означает, что сама ситуация привычного действования должна стать предметом действия ребенка. При этом должен произойти некоторый анализ ситуаций действования, их своеобразная классификация. Вступая в отношения со взрослым, ребенок должен «узнавать» и распо­знавать эти ситуации.

В экспериментальном исследовании были обнаружены сле­дующие характеристики отношения ребенка к указанию взрос­лого.

Пауза. Промежуток времени между обращением к ребенку (указанием, требованиями, приказами, напоминаниями о со­блюдении режима, об иных необходимых действиях, просьбами) и реакцией ребенка. Реакция выражается как собственно в не­выполнении действия, так и в отказе от выполнения или оттягивании его. Во время паузы ребенок «не слышит», о чем его просят.

Это проявление поведения обнаруживается на седьмом году жизни. По свидетельству родителей, дети «не слышат, о чем их просят», «делают вид, что не слышат», «не реагируют» и т.п. Дан­ное поведение характеризуется родителями как новое, «раньше такого не было», «с лета просто начал издеваться: говорим, а он не слышит». Родители с легкостью приводят множество примеров подобной реакции на собственное указание. Анализ ситуаций по­казывает, что пауза возникает именно в ответ на указание, напо­минание сделать что-либо, в привычных ситуациях, ранее не вы­зывавших возражений. Например, в ответ на приглашение идти есть, на напоминание о режимных моментах и т.п. Не обнаружено ни одного упоминания о возникновении паузы в новой ситуации (связанные с новыми обязанностями, с новыми занятиями). Ана­лиз динамики возникновения новых поведенческих реакций пока­зывает, что пауза возникает как первый симптом трудновоспи­туемое™.

Спор. Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, при­каз, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего, ссылаясь на занятость), воз­ражать. Возникает несколько позже, реже - одновременно с пау­зой. Спор, в противоположность молчаливой паузе - вербальная реакция на указание. Ребенок в ответ, например, на просьбу за­кончить свои занятия и идти готовиться ко сну, начинает возра­жать, спорить, говорить, что он «уже большой», что вчера ему разрешили..., что «Оля (сестра) всегда долго не ложится» и т.п.

Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими членами семьи, в основном с братьями и сестрами: «Почему ей можно, а мне - нет», с родителями: «У тебя вчера кровать стояла неубранная до обеда, а я почему-то должна свою сразу убирать». Как правило, настаивание родителей на своем указании не приво­дит к прекращению спора, он угасает сам по себе, иногда превра­щаясь в упрямство (см. ниже). Часто споры прекращаются, когда ребенок вдруг начинает вести себя нарочито взросло (см. ниже - взрослое поведение). Он, изображая взрослого, как бы сам берется выполнить требуемое, тем показывая, что действует не по чьей-то указке, а самостоятельно.

Поводом для спора может быть не только само требование, но и время выполнения. В этом случае ребенок, обычно, ссылается на занятость, на собственные дела.

Непослушание. Невыполнение привычных требований или установлений. Отказ от участия в привычных делах. Противо­поставление своих дел или намерений требованиям родителей.

К непослушанию относилось невыполнение привычных или иных указаний. В отличие от паузы или спора, о непослушании можно судить не по непосредственной реакции на просьбу, а по самому факту невыполнения требуемого или даже уже обещанно­го. В случае непослушания типичная ситуация выглядит следую­щим образом. Родители просят ребенка сделать что-то (или суще­ствует признанная за ним обязанность делать что-то). В ответ на просьбу возникает возражение (в форме паузы или спора), но ре­бенок может и согласиться или ничем не выразить своего несогла­сия. Далее, когда родители спрашивают о сделанном, обнаружива­ется, что ребенок не выполнил обещанного. В ответ на претензии со стороны взрослого ребенок каким-то образом объясняет невыпол­нение, на этом этапе может возникнуть хитрость (см. ниже) как способ избегания наказания или другой ответственности.

К непослушанию также относится отказ (по факту) прекратить некоторое неприятное или нежелательное действие. Часто такое действие бывает демонстративным. Приведем конкретный при­мер. Мать с сыном едут в автобусе. Водитель не объявляет оста­новки. Ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его этого не делать. Ребенок нарочито громко «на весь автобус» объявляет остановки. Несмотря на просьбы матери, ребенок продолжает выкрикивать названия остановок до выхода из автобуса.

Если рассмотреть динамику возникновения непослушания с разными членами семьи, то можно выделить тенденцию к возник­новению непослушания сначала с бабушками-дедушками, одно­временно - с сибсами (братьями или сестрами), лишь позже - с родителями

Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в ко­торых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя.

Хитрость носит, как правило, игровой характер, не превраща­ясь в злостные формы избегания наказания или сокрытия правды. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с во­дой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что «забыл», возвращается в ванную и моет руки.

Хитрость не обязательно связана с избеганием возможного на­казания (что было бы веским основанием ее возникновения). Ча­ще хитрость представляется скорее шуткой, нежели серьезным проступком. Родители упоминают о подобных ситуациях, квали­фицируя их скорее как непослушание, не придавая им особого значения. Характерно в этом смысле, что ни разу в интервью не встречалось слов «стал врать», «стал говорить неправду» или иной тревожной оценки. Слово «хитрость», «хитрит» взято непо­средственно из высказываний родителей. Хитрость чаще возникает вначале с братьями-сестрами, осо­бенно с младшими; может проявляться и с родителями.

«Взрослое поведение». Частный случай манерничанья и кривля­нья, при котором ребенок ведет себя демонстративно «по-взросло­му». На вербальном уровне, как правило, выражается в демонст­ративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрос­лости.

«Взрослое поведение» объединяет оба типа реакций. У одного ребенка могут наблюдаться или оба типа взрослого поведения, или какой-то один

«Рассудительность» возникает в споре или иной ситуации, тре­бующей противопоставления своего желания (намерения) требо­ваниям (просьбам) родителей. Ребенок начинает пространно рас­суждать о причинах своего нежелания сделать что-то, приводя «логические» основания для своих выводов. Аргументация имеет характер повторения слышанного от взрослых, своеобразного резонерства. Подобная рассудительность оказывается (по мнению родителей) вязкой: если вступить с ребенком в обсуждение его ар­гументации, дискуссия может продолжаться бесконечно долго.

Чаще всего такие ситуации возникают с бабушками-дедушками, с младшими сибсами. Несколько позже - с родителями.

«Взрослость». Нарочито взрослое поведение. Ребенок, по ут­верждению родителей, изображает какого-то конкретного члена семьи. Может возникать просто как форма поведения (например, возвращаясь из детского сада, копирует отца в момент возвраще­ния с работы) или в стремлении к выполнению каких-то новых «взрослых» обязанностей. Как правило, выполнение обязанно­стей долго не продолжается. Если же оно закрепляется, то возни­кает самостоятельность (см. ниже).

Обе характеристики касаются стремления к взрослому по фор­ме поведению (в противоположность собственно взрослости, вы­ражающейся в самостоятельных занятиях и стремлении к подлин­ной независимости).

Внешний вид. Внимание к собственной внешности. Споры об одежде. Девочки, например, начинают «красить ресницы» (смачи­вают их водой). При выборе одежды подчеркивают, что не просто хотят надеть то или иное платье, но отвергают предлагаемое со словами «я не маленькая». Выбрав, во что одеться, спрашивают: «А так можно подумать, что я уже в школу хожу?» Интерес к внеш­нему виду касается как девочек, так и мальчиков (половой диффе­ренциации не выявлено).

Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой упрямства как возрастной характери­стики поведения с близким взрослым является относительная не­зависимость от содержания конкретной ситуации, в которой уп­рямство возникает. По этому параметру упрямство у детей 6-7 лет сродни упрямству, описанному Л.С.Выготским у детей 3-х лет. Выготский пишет: «Ребенок действует не по логике ситуации, а по логике аффекта». Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), но потому, что он уже высказал свое желание или нежелание.

Ребенок противопоставляет свое собственное занятие требова­нию родителей и упрямится, хотя предмет противопоставления уже исчерпан. Например, ребенок отказывается идти спать. Воз­никший в этот момент спор, затем упрямство приводит к прекра­щению собственного занятия, но спор продолжается.

Требовательность. Настаивание на своем, напоминание об обе­щанном (навязчивое). Возникает вначале как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. Не­осторожное обещание родителей или просто недостаточно твер­дый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напо­минание, «занудство», упреки. Подобное поведение возникает не столь часто и, видимо, связано с конкретными семейными усло­виями. Но в данный перечень требовательность как характери­стика возрастного поведения включалась только в тех случаях, когда квалифицировалась родителями как никогда ранее не на­блюдавшаяся. Данный симптом представляет собой индивиду­альную форму возрастного поведения.

Капризы. Фиксировались, если родители настаивали на том, что ребенок «вдруг» стал капризным. (По этому же параметру сведения проверялись и у воспитателя, который знал детей до по­ступления в подготовительную группу детского сада.) Капризы отмечались в наименьшем числе интервью. Капризы возникают как реакция на неуспех, как продолжение (или частный случай) требовательности и упрямства. Могут быть квалифицированы как индивидуальный вариант последних. В определенном смысле их можно считать попыткой ребенка привлечь внимание родите­лей к своим проблемам, к своим трудностям. Возможно, возник­новение капризов связано с индивидуально высокой тревожно­стью. Однако более подробный анализ данного симптома требует дальнейшего исследования.

Реакция на критику. Также один из наименее часто встречаю­щихся симптомов. В данный вид поведенческих реакций включе­ны неадекватные реакции на высказанное или продемонстриро­ванное иным образом отношение родителей к поведению, дейст­виям, продуктам деятельности ребенка. Дети, как отмечают роди­тели, демонстрируя им нечто, «ждут похвалы», а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родите­лей в невнимательности, в некомпетентности. Особенно ярко дан­ный симптом проявляется в случае критики относительно «школь­ных» занятий. Когда ребенок начинает «учиться» (выполнять не­которые задания, пробовать писать, считать и т.п.), он показывает результаты своей работы родителям, ожидая похвалы. Если же ребенка в этом случае не хвалят, а указывают на недочеты его ра­боты, он бурно реагирует: плачет, заявляет, что мать (отец) ниче­го в этом не понимает.

Общие вопросы. В общении ребенка и родителей возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребенка и семьи в целом.

Ключевые темы: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других стра­нах, морально-этические вопросы (на примере виденных по TV фильмов), «широкая семья».

Сам перечень ключевых тем разговоров детей 6-7 лет свиде­тельствует о выходе за пределы конкретной ситуации взаимо­действия ребенка и взрослого. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка седьмого'года жизни, о его стремлении найти свое место в широ­ком мире. Характерно и обращение к родителям за информацией, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов.

По свидетельству родителей, характерной чертой обсуждения является стремление ребенка к собственному анализу информа­ции. Получив первые ответы на свои вопросы, ребенок начинает сам долго и пространно рассуждать и анализировать информа­цию. При этом он делает это в присутствии взрослого, как бы об­ращаясь к нему как к эксперту. Ребенок «проверяет» правильность своих рассуждений, следя за реакцией взрослого. Кроме того, в этом типе поведения есть и черты ранее описанной рассудитель­ности. Хотя рассуждения ребенка и бывают порой достаточно наивными, попытка самостоятельно проанализировать получен­ные от взрослого сведения составляет отличие от более простого вопрошания в младшем возрасте.

Особым случаем общих вопросов на седьмом году жизни явля­ется интерес ребенка к 'истории семьи, к семейным связям (выхо­дящим за рамки ядерной семьи). Это вопросы о дальних родст­венниках, о детстве родителей, о живущих далеко (или покойных) дедушках и бабушках. Отмечается также интерес к семейному ар­хиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и попросив их достать), ребенок начинает спрашивать о том, кем приходится ему или родителям изображенный на фотографии человек. Мож­но заключить, что так проявляется стремление ребенка найти свое место в широкой сети семейных связей.

Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в роли взрослого. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших. Например, «с удовольствием стирает свои вещи». Или «просит разрешения самому сходить за хлебом». Ха­рактерны следующие высказывания родителей: «Просишь - не делает, если сам вызвался, делает с охотой», или: «Любит вы­полнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без ука­зания».

Ребенок стремится к самостоятельности, но она возникает как целостная, независимая от взрослого ситуация, а не как действие внутри «чужой» ситуации, поэтому касается в основном дел, в ко­торых ребенок ранее не участвовал. Можно отметить амбива­лентность возникающей самостоятельности: стремление к незави­симому действованию и одновременно отказ от выполнения чего-то, о чем попросили родители.

Самостоятельные занятия. В начале седьмого года жизни у де­тей появляется стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, по­делки из бумаги и т.п. Родители отмечают, что дети больше вре­мени проводят за подобными занятиями.

Характерна ценность для ребенка получаемого им в самостоя­тельных занятиях результата. Связанное или сшитое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребенок обя­зательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения. Характерно, что в этом же возрасте происходит и отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности (главным образом, рисования). Например, типично следующее заявление: «Перестала рисовать, говорит, что у нее нет способно­стей». У ребенка возникает представление об объективной ценно­сти созданного им в ранее возникших видах самостоятельной продуктивной деятельности, но в новых видах детского творчест­ва он до определенного времени остается некритичным. Возник­шее ранее (рисование) оценивается строго на основе появляющих­ся к этому возрасту эталонов, вновь возникающее ценно пока еще само по себе, как результат собственных усилий, как самостоя­тельно избранный вид работы.

Школа. Среди вопросов, задаваемым родителям, был один, прямо касающийся отношения ребенка к будущему поступлению в школу. Ответы на этот и иные дополнительные, косвенные во­просы позволяют заключить следующее: ребенок на седьмом году жизни начинает интересоваться школой и «беспокоиться» относи­тельно своей успешности в ней. Детский сад (а подготовительная группа в нем называется «мини-школа») не воспринимается как школа даже теми детьми, которые пришли туда лишь в последний год именно готовиться к школе.

Разговоры о школе начинаются после того или непосредст­венно перед тем, как ребенка туда сводили записываться. Посе­тив школу, дети начинают «беспокоиться» (так говорят родители): как пойдут в школу, будут ли там ставить оценки, все ли го­тово к школе, нужна ли форма и т.д. Темы обсуждения касаются формальной стороны школьной жизни, особый интерес вызывает будущая фигура учителя - строгая ли, наказывает ли и т.д.

Отношение ребенка к близкому взрослому претерпевает на седьмом году жизни кардинальную перестройку. Все без исклю­чения родители отмечают возникновение новых форм поведения детей в семье, касающихся отношений с близкими взрослыми.

Все перечисленные поведенческие характеристики можно ус­ловно (и в соответствии с оценками родителей) разбить на три категории. Симптомы первой категории имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений. Симптомы второй категории в определенной мере нейтральны, последняя категория включает положительные приобретения взрослеющего ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.