Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины возникновения трудностей




ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

В психологии существуют различные формы, средства, спосо­бы психологического вмешательства, направленные на помощь в разрешении самых разнообразных эмоциональных, поведенче­ских и межличностных проблем. Такого рода помощь - сфера психотерапии и психологического консультирования, коррекции, требующая от специалиста особой долговременной подготовки и многолетней практики.

В рамках данной главы мы рассмотрим некоторые практиче­ские вопросы организации взаимодействия взрослого с ребенком, переживающим возрастной кризис. Предметной областью обсуж­дения станет психология развития, а не психотерапия, поэтому наша задача будет состоять в обнаружении ситуаций, вскрываю­щих потенциально критические симптомы.

Патологические формы кризисных проявлений поведения вы­ходят за рамки нашего рассмотрения.

В критическом возрасте ребенок из носителя способности, но­вообразования превращается в субъект этой способности, ново­образования. Для родителей и воспитателей эти периоды оказы­ваются трудными, поскольку привычные воспитательные меры не оказывают своего действия, не достигают цели. Ребенок словно бы ускользает от них или даже отвечает неожиданной грубостью.

Ситуация выглядит так, как будто люди разговаривали на од­ном языке и понимали друг друга, но внезапно один из них пере­стал понимать общий язык, и диалог стал невозможен. Ребенок стал трудновоспитуемым. В самом этом слове есть две состав­ляющие: трудно- и воспитуемость. Грамматическая форма второй части указывает на страдательный залог: «подлежащий воспита­нию», слово описывает того, кого воспитывают, т.е. ребенка. Но трудность испытывает воспитатель. А трудно ли самому ребенку? При разговоре на разных языках трудно не только спрашиваю­щему, но и отвечающему: он отвечает, а его не слышат, он просит, а ему не дают и т.п. Ситуация одинаково трудна и для взрослого, и для ребенка. Оба участника диалога испытывают фрустрацию -эмоциональное состояние, возникающее при невозможности дос­тичь цели или удовлетворить потребность. Мы рассмотрим все стороны этой ситуации: причины возникновения трудностей в поведении; цели каждого из участников ситуации взаимодействия; содержание действий участников ситуации и попробуем опреде­лить, исходя из этого, цели и способы (средства) коррекции труд­ностей..

 

Подробный анализ причин был дан в предыдущих главах, здесь мы суммируем их и рассмотрим в несколько ином ракурсе.

В возрастном развитии ребенка возникает момент, когда он должен обнаружить для самого себя новые способности, которы­ми уже латентно (скрыто) обладает. Происходит субъективация способности. Новая способность - это всегда новые возможности, которых можно достичь только в новых ситуациях.

Вспомним, как в процессе обучения в младшей школе у ребен­ка возникает способность к анализу и рефлексии - видеть за внешним содержание, суть. В математической задаче ребенок на­учился видеть основные математические отношения, стоящие за конкретными условиями задачи. «Кажется», что задачка про по­езда, а на самом деле - про отношения целого и частей.

Эта способность к рефлексии и анализу может остаться «при­надлежащей» математике, но обычно то, что приобретено, стано­вится основой возникновения новых и новых способностей, пере­носится в иные сферы жизни и деятельности. Ребенок примерива­ет свою новую способность к анализу реальных жизненных ситуа­ций: начинает критиковать и анализировать реальную жизнь, прежде всего, жизнь семьи, близких, родителей, учителей. Ребенок учится быть аналитиком, а реально ломаются, деформируются живые связи с миром, в частности, с миром близких, с семьей.

Таким образом, первая причина трудностей в том, что ребе­нок, используя новые возможности, еще не может предвидеть ре­зультаты своих действий. Но в этих проявлениях ребенка нет зло­го умысла. Понятно, что пресечение действий ребенка не только безрезультатно, но и вредно.

Что может сделать взрослый? Действия взрослого, как прави­ло, проходят два этапа - этап усиления и этап поиска: сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе первых, ищет новые.

Первая реакция взрослого, как в любой ситуации непонима­ния, - сказать громче, сделать указание жестче, наказать при не­выполнении требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Именно реакция взрослого становится ус­ловием трудновоспитуемости. В этом и проявляется неспособ­ность взрослых к пластичности, ригидность системы воспитания. На следующем этапе развития ситуации взрослый начинает ис­кать новые способы взаимодействия с ребенком. Если удается вы­строить «понимающие» отношения, то проблемы «трудновоспи­туемости» надолго или совсем уходят.

Таким образом, причинами возникновения трудностей явля­ются изменение действий ребенка в связи с необходимостью оп­робования новых способностей в новых ситуациях деиствования; ригидность (непластичность) действий взрослого (и других участ­ников взаимодействия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.