КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позиционные мены согласных, парных по твердости-мягкости
Позиционные мены согласных, парных по звонкости-глухости Позиционные чередования согласных звуков Основной фактор, формирующий произносительные условия для согласных звуков, – влияние последующего согласного звука. Соотносительные ряды согласных, парных по звонкости-глухости: звонкие [б б’ в в’ д д’ з з’ ж ж’ г] глухие [п п’ ф ф’ т т’ с с’ ш ш’ к] Согласные, входящие в эти соотносительные ряды, имеют сильные и слабые позиции по признаку звонкость-глухость.
Позиция согласных [х], [ц], [ч’], не входящих в соотносительные ряды по признаку звонкость-глухость, а также сонорных [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [л], [л’], [j] не определяются, т.к. они не претерпевают изменений, связанных с этими признаком. 1. Звонкие согласные в слабой позиции претерпевают: а) регрессивную ассимиляцию по глухости, в результате которой чередуются с парными им глухими согласными: сне жн ый [с’н’э'жный], но: сне жк ом [с’н’иэшкóм] [ж к] ® ассимиляция по глухости ® [ж] // [ш] < [шк] б) оглушение на конце слова, в результате которого чередуется с парными им глухими согласными: гру з ы [гру/зы], но: гру з [гру/с] [з] в абсолютном конце слова ® оглушение ® [з] // [с] 2. Глухие согласные в слабой позиции претерпевают регрессивную ассимиляцию по звонкости, в результате которой чередуется с парными им звонким согласными: о тл ить [Lтл’и/т’] – о тб ить [Lдб’ит’] [дб’]® ассимиляция по звонкости ® [т] // [д] < [дб’]
Соотносительные ряды согласных, парных по твердости-мягкости: твердые [б п в ф д т з с м л н р] мягкие [б’ п’ в’ ф’ д’ т’ з’ с’ м’ л’ н’ р’] Эти согласные звуки имеют сильные и слабые позиции по признаку твердость-мягкость. Позиции согласных, непарных по твердости-мягкости, [ж], [ш], [ц], [ш’:], [ж’:], [ч’], [j], а также [г], [к], [х] не определяются, т.к. они не претерпевают изменений, связанных с указанным признаком.
Слабые позиции согласных, парных по твердости-мягкости: 1) для зубных перед мягкими зубными: [сн’ зн’ тн’ сл’] и т.п.; 2) для зубных перед мягкими губными: [дв’ тв’ сп’ зм’] и т.п.; 3) для губных перед мягкими зубными: [пт’ фт’ пл’ вл’] и т.п.; 4) для губных перед мягкими губными: [мп’ фм’ бв’] и т.п.; 5) для согласных перед [j]: [б’jу], [в’jу], [п’jу]. В слабых позициях твердые согласные подвергаются ассимиляции по мягкости и чередуются с парными им мягкими согласными: ко зл а [кLзлá], но: ко зл ик [кóз’л’ик] [зл’] ® ассимиляция по мягкости ® [з] // [з’] < [з’л’]
В современном русском языке смягчение твердых согласных перед мягкими происходит непоследовательно в связи с усилением влияния на устную литературную речь письма, в котором ассимилятивная мягкость согласных не обозначается. Поэтому различаются позиции, в которых ассимилятивное смягчение обязательно, факультативно или отсутствует.
Ассимилятивное смягчение обязательно: 1) в корне слова: а) для зубных [з], [с], [н] перед зубными [д’], [т’], [н’]: зве[зд]а - зве[з’д’]е, ка[зн]а - ка[з’н’]е, ко[ст]очка - ко[с’т’], ба[нт] - ба[н’т’]ик, кома[нд]а - кома[н’д’]ир; б) [н] перед [ч’] и [ш’:]: ве[нц]ы – ве[н’ч’]чик, же[н]а - же[н’ш’:]ина; 2) на стыке приставки и корня для зубных [з], [с] перед [д’], [т’], [н’]: ра[з’д’]ел, и[с’т’]ёк, [з’д’]дирать, [с’т’]ирать, [с’н’]имать. 3) для согласных (кроме [ж], [ш]) перед [j] (на письме – перед разделительным ь): а) в корне слова: д’[já]к, [б’jу], [р’já]ный; б) на с тыке корня и суффикса: коло[с] - коло[с’jь], ко[з]а - ко[з’jь], тря[пк]а - тря[п’jо].
Ассимилятивное смягчение факультативно: 1) для зубных [з], [с] перед мягким [л’] во всех позициях (внутри корня, на стыке приставки и корня, корня и суффикса), где, след., допустимо: ма[сл’]ины и ма[с’л’]ины, [сл’]ить и [с’л’]ить, ра[зл’]ить и ра[з’л’]ить, ко[зл]а - ко[з’л’]ик; 2)для твердых зубных перед мягкими губными, где, след., допустимо: ве[тв’] и ве[т’в’]и, [зм’]ея и [з’м’]ея, в и[зб’]е и в и[з’б’]е; 3) для твердых губных перед мягкими зубными, где, след., допустимо: [пт’]ица и [п’т’]ица, не[фт’]и и не[ф’т’]и; 4) для твердых губных перед мягкими губными, где, след., допустимо: ла[мп’]е и ла[м’п’]е, ри[фм’]е и ри[ф’м’]е, о[бв’]ить и о[б’в’]ить. 5) на стыке приставки и корня для согласных [з], [с] перед [j] (на письме – перед разделительным ъ), где, след., допустимо: [сjэ/]зд и [с’jэ/]зд, ра[зjэ/]зд и ра[з’jэ/]зд; 6) для губных согласных перед [j] во всех позициях: [бjу/] и [б’jу/], [вjэ/]хать и [в’jэ/]хать, тря[п jó] и тря[п’jó],;
Не происходит ассимилятивное смягчение: 1) губных согласных перед заднеязычными: коро[пк’]и, ла[пк’]и, спра[фк’]и; 2) переднеязычного [р] перед переднеязычным и губными: сме[рт’], ко[рз’]ина, вто[рн’]ик, а[рм’]ия, обо[рв’]и; 3) переднеязычного [н] перед губными: ко[нв’]ерт, ко [нф’]ета; 4) переднеязычных [д], [т] перед [j] на стыке приставки и корня: по[дjэ/]хать, о[тjэ/]хать]; 5) губных согласных перед [р’]: [ср’]езать, [тр’]етий, [др’]евний, [зр’]ение. 6) заднеязычные [г], [к], [х] никогда не подвергаются ассимилятивному смягчению (единственный случай – в словах лёгкий лё[х’к’]ий и мягкий мя[х’к’]ий).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |