Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации к теме № 3




Образовательные технологии

Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Как можно классифицировать субъекты трудового права?

2. Кто является субъектами трудовых правоотношений?

3. Кто может выступать в роли работодателя?

4. Кто может выступать в роли работника и при каких условиях?

5. Может ли Российская Федерация выступать в роли работодателя?

Задача 1

 

Назовите субъекты трудового права, которые участвуют в коллективно-договорном процессе.

Каковы их права и обязанности?

 

Задача 2

 

Пациентам психиатрической клиники была пропи­сана трудовая терапия в виде вязания изделий из шерсти. Впоследствии эти вещи реализовывались администрацией клиники. Опекун одного из больных обратился в суд о взыскании заработной платы, причитающейся, по его мне­нию, пациенту за проделанную работу.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 3

 

Супруга слесаря Белкина обратилась к директору за­вода «Прогресс», где тот работал, и просила оказать воздействие на мужа, который пропивает почти всю заработ­ную плату. Директор распорядился ежемесячно выдавать заработную плату Белкина его супруге. Узнав об этом, Белкин обратился в К.ТС завода с требованием отменить: это распоряжение, так как в организации работает он, а не его супруга.

Может ли быть ограничена трудовая дееспособность работника при вышеизложенных обстоятельствах? Сфор­мулируйте решение КТС.

Изучение данной темы следует начать с понятия субъектов трудового права, их видов, а также правового статуса каждо­го из субъектов.

Субъекты трудового права – это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, кото­рые могут обладать трудовыми правами и соответствующими юридическими обязанностями.

Субъектами трудового права являются: трудоспособные граждане; работодатели и их представители; работники организации; профкомы или иные упол­номоченные работниками выборные органы; социальные партнеры на различных уровнях; правоохрани­тельные соответствующие органы (КТС, суд, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством).

Субъекты трудового права по закону наделяются таким свойством, как правовой статус. Правовой статус дает воз­можность субъектам трудового права участвовать в конкрет­ных правоотношениях. Необходимо уяснить, что в содержа­ние правового статуса входят следующие его основные эле­менты: а) трудовая правосубъектность; б) основные (статутные) трудовые права и обязанности; в) юридические гаран­тии этих прав и обязанностей; г) ответственность за наруше­ние трудовых обязанностей.

Далее необходимо подробно остановиться на характеристике каждого из указанных выше субъектов трудового права. Безусловно, следует начать с граждан (работников), так как граждане относятся к самым многочисленным и распространенным субъектам трудового права. Как субъекты трудового права граждане должны обладать фактической способностью к труду. Следует уяснить, что фактическая способность к тру­ду и способность к труду как юридическая категория (трудо­вая правосубъектность) – понятия не тождественные. Далее необходимо раскрыть понятие трудовой правосубъектности гражданина.

Большое внимание следует уделить такому субъекту трудового права, как работодатель. Чтобы понять, кто может являться работодателем, необходимо тщательно изучить ст. 20 ТК РФ.

Необходимо иметь в виду, что особое правовое положение как субъекта трудового права существует у руководителя организации. Кроме того, следует изучить вопрос об администрации, определить критерии, по которым тех или иных работников можно отнести к составу администрации.

К субъектам трудового права относится коллектив работников (трудовой коллек­тив). Коллектив работников (трудовой коллектив) – целостное соци­ально-трудовое объединение, обладающее организационным единством, общими органами управления, действующими в рамках конкретной организации, применяющей труд наемных работников. Коллектив работников (трудовой коллектив) может возглавляться советом трудово­го коллектива (СТК), избираемым общим собранием коллектива работников, которое избирает и другой орган для разреше­ния индивидуальных трудовых споров – комиссию по трудо­вым спорам (КТС). СТК и КТС – это органы коллектива работников.

Надо знать понятие «коллектив работников» (трудовой коллектив), его полномочия, классификацию коллективов работников. Необходимо при этом обратить внимание на то, какие полномочия кол­лектива работников являются самостоятельными при осуществлении са­моуправления, какие реализуются совместно с работодателем, а какие полномочия носят совещательный характер.

Завершая изучение данной темы, следует дать общую ха­рактеристику иным органам как субъектам трудового права, указать их полномочия и виды правоотношений, в которые они вступают. Изучая права работодателей, коллек­тивов работников студент должен хорошо про­анализировать соответствующие нормативные акты, в кото­рых определяется юридическое положение субъектов трудово­го права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.