Изменения в советской правовой и политической системе в период «перестройки» в 1985 – 1991гг.
2. Политика «гласности».
В процессе обучения цели и задачи курса реализуются посредством применения различных форм и методов работы со студентами. Так, на лекционных занятиях раскрытие преподавателем нового материала сопровождается работой студентов с разнообразными правовыми источниками, используются презентации.
На семинарских занятиях студентам предлагается самостоятельно смоделировать ситуацию возможного пути развития российского государственного устройства и правовой системы в переломные моменты отечественной истории. При этом на первых занятиях решение задач происходит коллективно небольшими группами, затем эта работа осуществляется индивидуально.
В связи с тем, что для решения многих задач требуется применение различных нормативных правовых актов, проведение семинаров предполагает применение справочной поисковой системы «Гарант», позволяющей работать с документами в электронном виде.
Для студентов заочной формы обучения может применяться дистанционное обучение по курсу.
Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к лекционным и семинарским занятиям, к текущему контролю и экзамену, а также выполнение дополнительных заданий к разделам курса Студенты заочной формы обучения выполняют еще контрольную работу.
Темы занятий
Количество часов
Содержание
самостоятельной
работы
Формы
контроля СРС
Всего
Аудит.
Само
стоят.
1. Государство и право Киевской Руси (IX – XII вв.).
Подготовка к лекционному занятию.
Подготовка таьлицы-схемы по материалам «Русской Правды». Составление схемы организации власти в Киевской Руси.
Входной контроль на лекционном занятии. Обсуждение вопросов семинарского занятия.
2. Государство и право Руси периода феодальной раздробленности (XII – XIV).
Доклад на тему «Политико-правовое значение княжеского съезда в Любече». Подготовка письменного анализа нормативно-правовых актов русских княжеств.
1. Обсуждение вопросов на семинарском занятии.
2. Проверка выполненного задания.
3. Образование русского централизованного государства и развитие права (XIV–середина XVI).
Составление схемы системы власти Московского государства. Доклады по темам «Судебник 1497г» и «Судебник 1550г.». Подготовка к групповой дискуссии «Система кормлений – причина российской коррупции?».
Проверка выполненного задания в начале лекционного занятия.
4. Сословно-представительная монархия в России (XVI–XVIIвв).
Составление схемы системы власти России в середине XVI–XVIIвв. Подготовка к Групповой дискуссии на тему «Политика террора Ивана Грозного: кровавое безумие или политика жесткой централизации?». Подготовка к анализу Соборного Уложения 1649г.
Проверка выполненного задания в начале семинарского занятия.
5. Развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIIIвв).
Составление схемы политической системы российского государства. Подготовка к дискуссии «Политика Петра 1: модернизационный рывок или укрепление авторитаризма?».
Проверка выполненного задания в начале семинарского занятия.
6. Государство и право в период разложения крепостничества в первой пол. XIXв.
1. Подготовка к лекционному занятию.
3. Приведите один пример, указывающий на процессы разложения существующей в России политико-правовой системы.
1.Экспресс опрос по предыдущим темам.
2. Проверка выполненного задания.
7. Государство и право России в период Великих реформ и контрреформ (вторая пол.XIX – начало XXвв).
Составление схемы политико-правового устройства Российской империи после Великих реформ. Доклад на тему «Трагедия Александра II: тернистый российского путь реформатора».
Проверка выполненного задания при решении правовых задач
и обсуждение вопросов на семинарском занятии.
8. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций (1905 – 1917гг.).
Подготовка к лекционному занятию. Подготовка к групповой дискуссии «Был ли у России в начале XXв. шанс иного исторического и политико-правового развития?». Составление схемы власти в России после Манифеста 1905г.
1. Экспресс опрос по предыдущим темам.
2. Проверка выполненного задания.
9. Создание советской системы государства и права (октябрь 1917 – лето 1918гг.).
Подготовка к семинарскому занятию. Составление схемы политико-правового устройства Советской России.
Проверка выполненного задания при решении правовых задач
и обсуждение вопросов на семинарском занятии.
10. Советское государство и право периода гражданской войны и интервенции (1918 – 1921).
1. Подготовка к лекционному занятию.
2. Подготовка к семинарскому занятию. Составить схемы главков в Советской России в году гражданской войны. Подготовка к групповой дискуссии на тему «Эффективность политики военного коммунизма: «за» и «против».
Экспресс опрос по предыдущим темам.
2. Проверка выполненного задания при решении правовых задач
и обсуждение вопросов на семинарском занятии.
11. Правовая и политическая система периода НЭПа (1921 – 1929гг.).
Подготовка к дискуссии «Политика НЭПа: тактический ход большевиков или «всерьез и надолго?».
Проверка выполненного задания при решении правовых задач
и обсуждение домашней задачи на семинарском занятии.
12. Государство и право периода становления и апогея тоталитаризма (1930 – 1941гг.).
Составление схемы политико-правового устройства СССР. Подготовка к групповой дискуссии «Сталинский тоталитаризм: «за» и «против».
1.Проверочный тест по теме «Система власти Советов».
2. Обсуждение вопросов на семинарском занятии, проверка выполненного задания при решении правовых задач.
13. Советское государство и право во время ВОВ 1941 – 1945гг.
1. Подготовка к лекционному занятию.
2. Подготовка к семинарскому занятию.
3. Подготовка презентации «Деятельность СМЕРШа в годы ВОВ».
1.Экспресс опрос по предыдущим темам.
2. Обсуждение вопросов на семинарском занятии, проверка выполненного задания при решении правовых задач.
14. Советское государство и право в послевоенные годы 1945 – 1953гг.
1. Подготовка к лекционному занятию.
2. Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к групповой дискуссии «Послевоенные годы: апогей сталинизма или кризис мобилизационного пути развития?».
1.Экспресс опрос по предыдущим темам.
2. Обсуждение вопросов на семинарском занятии, проверка выполненного задания при решении правовых задач.
15. Советское государство и право в 1953 – 1985гг.: от попыток реформ к «застою».
Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к групповой дискуссии «Застой: «за» и «против». Составление схемы государственного устройства СССР.
1.Экспресс опрос по предыдущим темам.
2. Проверка выполненного задания в группах.
16. Изменения в советской правовой и политической системе в период «перестройки» 1985 – 1991гг.
Подготовка к семинарскому занятию. Составление таблицы «Изменения советской политико-правовой системы во время «перестройки». Подготовка к групповой дискуссии «Перестройка: попытка спасти систему или разрушить ее?».
Обсуждение вопросов на семинарском занятии, проверка выполненного задания при решении правовых задач.
Подготовка к экзамену
Всего:
Организация самостоятельной работы студентов заочного отделения
Самостоятельная работа студентов заочного отделения предполагает больший объем самостоятельной работы, в том числе выполнение контрольной работы и самостоятельное изучение тем курса (в первую очередь нормативных правовых актов)
Темы занятий
Количество часов
Содержание
самостоятельной
работы
Формы
контроля СРС
Всего
Аудит.
Само
стоят.
1. Государство и право Киевской Руси (IX – XII вв.).
1. Подготовка к лекционному занятию.
Входной контроль на лекционном занятии.
2. Государство и право Руси периода феодальной раздробленности (XII – XIV).
Самостоятельное изучение темы: Подготовка таьлицы-схемы по материалам «Русской Правды». Составление схемы организации власти в Киевской Руси. Подготовка письменного анализа нормативно-правовых актов русских княжеств.
Проверка степени изученности на экзамене.
3. Образование русского централизованного государства и развитие права (XIV–середина XVI).
Самостоятельное изучение темы: Составление схемы системы власти Московского государства. Письменный анализ Судебника 1497 и 1550г.
Проверка степени изученности на экзамене.
4. Сословно-представительная монархия в России (XVI–XVIIвв).
Самостоятельное изучение темы: Составление схемы системы власти России в середине XVI–XVIIвв. Письменный анализ Соборного Уложения 1649г.
Проверка степени изученности на экзамене.
5. Развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIIIвв).
Самостоятельное изучение темы: Составление схемы политической системы российского государства.
Проверка степени изученности на экзамене.
6. Государство и право в период разложения крепостничества в первой пол. XIXв.
Самостоятельное изучение темы: составление письменного анализа причин разложения феодализма в России в первой половине XIXвека.
Проверка степени изученности на экзамене.
7. Государство и право России в период Великих реформ и контрреформ (вторая пол.XIX – начало XXвв).
Подготовка к лекционному занятию. Составление схемы политико-правового устройства Российской империи после Великих реформ. Презентация на тему «Трагедия Александра II: тернистый российского путь реформатора».
Проверка выполненного задания при решении правовых задач.
8. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций (1905 – 1917гг.).
Самостоятельное изучение темы. Составление схемы политико-правовой системы Российской империи после Манифеста 1905г.
Проверка степени изученности темы на экзамене.
9. Создание советской системы государства и права (октябрь 1917 – лето 1918гг.).
1. Подготовка к лекционному занятию. Составление схемы политико-правового устройства Советской России.
Проведение экспресс-опроса по предыдущим темам.
10. Советское государство и право периода гражданской войны и интервенции (1918 – 1921).
Самостоятельное изучение темы. Составить схему главков в Советской России в годы гражданской войны. Составить таблицу направлений политики «военного коммунизма».
Проверка степени изученности темы на экзамене.
11. Правовая и политическая система периода НЭПа (1921 – 1929гг.).
Самостоятельное изучение темы. Составление таблицы «Основные направления политики НЭПа». Составление таблицы «Основные изменения правовой системы СССР в годы НЭПа».
Проверка степени изученности темы на экзамене.
12. Государство и право периода становления и апогея тоталитаризма (1930 – 1941гг.).
Подготовка к лекционному занятию. Составление схемы политико-правового устройства СССР. Подготовка к групповой дискуссии «Сталинский тоталитаризм: «за» и «против».
Проведение экспресс-опроса по предыдущим темам.
13. Советское государство и право во время ВОВ 1941 – 1945гг.
14. Советское государство и право в послевоенные годы 1945 – 1953гг.
15. Советское государство и право в 1953 – 1985гг.: от попыток реформ к «застою».
16. Изменения в советской правовой и политической системе в период «перестройки» 1985 – 1991гг.
Самостоятельное изучение темы. Подготовка письменного анализа «Деятельность СМЕРШа в годы ВОВ».
Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к групповой дискуссии «Послевоенные годы: апогей сталинизма или кризис мобилизационного пути развития?».
Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к групповой дискуссии «Застой: «за» и «против». Составление схемы государственного устройства СССР.
Подготовка к лекционному занятию. Составление таблицы «Изменения советской политико-правовой системы во время «перестройки».
Проверка степени изученности на экзамене.
Обсуждение вопросов на семинарском занятии.
Обсуждение вопросов на семинарском занятии.
Проверка выполненного задания.
Подготовка к экзамену
Контрольная работа
Всего:
Освоение студентом дневной формы обучения каждого вида деятельности осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы, включающей текущую и промежуточную аттестации.
Результаты решения задач дисциплины диагностируются в ходе текущей аттестации качества усвоения знаний. Проверка качества усвоения знаний по дисциплине ведется в течение семестра как в устной форме (знания студентов проверяются на семинарских занятиях), так и в письменной (экспресс опросы, проверочные тесты на лекционных занятиях). Умения применять нормативные правовые акты в конкретных ситуациях проверяются на семинарских занятиях при раскрытии теоретических вопросов, так как подготовка к ним в первую очередь основывается на различных по юридической силе нормативных документах. Кроме того, каждое семинарское занятие предусматривает решение конкретных правовых ситуаций.
Текущая аттестация проводится в течение всего срока изучения учебного курса, дисциплины и рассчитывается в 100- балльной системе.
Контроль деятельности студентов заочной формы обучения может осуществляться как в традиционной форме, так и с использованием дистанционного обучения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление