Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владение




Владение – фактическое обладание вещью, соединенное с намерением владеть ею как своей.

Таким образом, во владении традиционно выделяют 2 элемента:

1. намерение владеть вещью как своей (animus)

2. фактическое господство (corpus)

По этой причине: не считается, что приобрел владение спящий, которому вложили вещь в руку, или хозяин земельного участка, на который ветром занесен какой-то предмет. У них нет осознания своего господства над вещью, а значит и намерения владеть ею.

С другой стороны, не считается, что приобрел владение охотник, который увидел зайца – чтобы завладеть, он должен его поймать (установить фактическое господство), а не просто хотеть владеть им.

Однако эта теория двух необходимых элементов владения на практике не выдерживает критики, поэтому ее не следует понимать буквально. Во-первых, римские юристы признали, что если завладение состоялось, то владение продолжается даже в то время, когда нет осознанного намерения владеть (например, владелец спит, или он сошел с ума), и нет фактического господства над вещью – например, зимой, или в период весеннего паводка физически недоступны высокогорные луга или поля, однако они продолжают находиться во владении, хотя при таких условиях владелец физически не может воздействовать на участок каким-либо образом, осуществляя corpus possessionis. (Дигесты Юстиниана. Том VI. Полутом 2. / Отв. ред. Л. Л. Кофанов. М., 2005.C. 71)

С другой стороны, есть вещи, которыми можно пользоваться, в отношении которых можно проявлять намерение считать их своими (animus), но над ними физически невозможно исключительное фактическое господство. Это земельные участки, и здания на них, но это и движимые вещи больших размеров (например, глыба мрамора или гранита, куча песка или штабель бревен). Для признания владения этими вещами римским юристам пришлось удовлетвориться допущением, что они находятся во владении лица, если после того, как оно изъявило намерение владеть ими, у него остается возможность воспользоваться этими вещами по своему усмотрению. Естественно, что акт завладения такими вещами являлся юридической фикцией передачи фактического господства, призванной продемонстрировать третьим лицам, что завладение состоялось. Например, в отношении земельных участков для завладения требовалось обойти участок по его границам, или взобраться на высокую башню или холм, чтобы охватить участок взглядом. Если продавался дом, можно было передать ключи от его дверей. Для передачи владения партией товаров оказывалось достаточным передать ключи от склада, где лежали эти товары, и владение считалось переданным. (Сравни: Дигесты Юстиниана. Том VI. Полутом 2. / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.,2005.C.65 – 67). В конце концов пришли к мысли, что все эти символические формы передачи владения – не более чем формы проявления воли одного лица к тому, чтобы утратить владение в пользу другого лица, и воли этого последнего к тому, чтобы завладеть. Это умозаключение привело к мысли о том, что для передачи владения достаточно подписать документ (передаточный акт) в котором выражена согласованная воля обеих сторон передать и получить владение (traditio chartae, или traditio instrumenti) (Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима. М.,2003. С. 615; Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М., 2000. С. 187).

Выводы:

1. владение – это проявление воли владеть вещью, а фактическое господство над ней (поскольку оно вообще возможно физически), является лишь наиболее очевидным (но не единственно возможным) признаком этой владельческой воли.

2. владение – категория юридическая, а не фактическая. Владелец признается таковым постольку, поскольку действующий правопорядок (объективное право) связывает с его волей обладать вещью определенные юридические последствия.

После завладения, владелец может уже и не соприкасаться с вещью телесно, однако, наличие владельческой воли у него предполагается до того момента, пока с его стороны не последует волепроявления, свидетельствующего об утрате владельческой воли, в частности, в форме необращения в течение установленного законом срока за защитой владения от посягательств со стороны третьих лиц.

Комплексный анализ решений отдельных казусов, приведённых в “Дигестах” показывает, что по римскому праву для того, чтобы владение считалось прекращённым, должна была быть утрачена не только реальная, но и потенциальная власть над вещью, то есть владелец должен не только утратить фактическое обладание ею, но и юридически осуществимое притязание на такое обладание, поскольку “ ведь очевидно, что не отказался от владения тот, кто виндицировал вещь ”. (Дигесты Юстиниана. Том VI. Полутом 2. / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.,2005. C.77). Характерно, что в законодательстве Поздней Римской Империи вопрос о том, приобретается ли брошенный земельный участок в собственность занявшего его лица немедленно, путем оккупации, или по давности владения, был разрешен в пользу приобретательной давности, поскольку, при параллельном течении исковой и приобретательной давности в римском праве, до истечения давности у прежнего собственника сохранялась возможность истребовать земельный участок исковым порядком, а значит, до этого момента по умолчанию предполагалось, что владельческая воля им не утрачена3.

Римское право связывало юридические последствия владения исключительно с волей к присвоению вещи, то есть не просто с волей владеть, но с волей владеть вещью как своей, исключая от владения третьих лиц, и не признавая чьей бы то ни было власти над вещью.

Именно по этой причине римское право разграничивает юридических владельцев (цивильных владельцев) и держателей (естественных владельцев, имеющих possessio naturalis). Естественным считалось владение арендатора, хранителя, ссудополучателя и иного владельца, получившего обладание вещью временно, и обладающего ею не как принадлежащей ему на праве собственности, а с позволения собственника. Именно как производный от латинского глагола tenere - “обладать” и появился уже в период рецепции римского права применительно к такому владению от чужого имени термин “держание” (detentio)) Держатель – этот тот, кто держит вещь от чужого имени, кто обладает ей не как своей, кто, таким образом, является владельцем зависимым, осуществляющим фактический элемент владения (corpus possessionis) от имени и в интересах другого лица. Именно это другое лицо считается юридическим владельцем, хотя оно владеет не само, а опосредованно, через непосредственного владельца (держателя).

Держателями являлись рабы, наемные работники и слуги, а также подвластные члены семьи, и представители, которые приобретали и удерживали фактическое господство над вещами от имени домовладыки. Именно этот последний и являлся владельцем с юридической точки зрения (цивильным владельцем). Однако держателями были и те, кто получил вещь во временное обладание на основании договора с другим лицом (например, арендаторы, квартиросъемщики, хранители). Их фактическое владение, их воля владеть не имела юридического значения в том смысле, что юридически владельцем продолжал считаться тот, кто позволил им фактически владеть вещью, и от чьего имени они осуществляли владение. В данном случае было неважно, осуществлялось ли владение только в интересах хозяина вещи (что имеет место в случае с хранителем), или держатель имел самостоятельный интерес во владении (например, арендатор).

Для всех третьих лиц владение арендатора, хранителя или иного держателя не имело самостоятельного значения. (Институции Гая / Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С.146, Дигесты Юстиниана. Том VI. Полутом 2. / Отв. ред. Л. Л. Кофанов. М.,2005. C.126).

Такая конструкция владения имела своим следствием в частности то обстоятельство, что передача владения могла состояться благодаря простой перемене владельческой воли. По этой причине в позднеримском праве формами традиции (передачи владения) считались:

1. владельческий конститут – когда юридический владелец изъявляет волю стать держателем (например, собственник продает участок с домом, и остается проживать в доме на правах нанимателя).

2. «передача короткой рукой» - когда держатель изъявляет волю стать юридическим владельцем (например, наниматель дома покупает этот дом, и став собственником, одновременно получает и статус цивильного, то есть юридического владельца).

В подобных ситуациях фактическое положение вещи не меняется, однако юридически владельцем становится другое лицо.

В иных случаях традиция (передача владения) представляла собой согласованное волеизъявление сторон о передаче владения, которое сопровождалось вручением вещи в тех случаях, когда таковое было фактически возможно.

В принципе любой фактический обладатель вещи предполагается ее юридическим владельцем, пока не доказано обратное.

Смысл выделения владения в отдельную категорию (которая существует независимо от права собственности на ту же вещь), состоит в том, что владение влечет самостоятельные юридические последствия:

1. Поссессорная (владельческая) защита.

2. приобретение добросовестным приобретателем права собственности по давности владения

3. пассивная легитимация владельца в качестве ответчика по виндикационному иску (об этом см. Раздел УМК Защита права собственности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.