Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признание в международном праве 1 страница




Признание — это юридический акт, с помощью которого устанавливается объем отношений между существующим государством и вновь возникшим государством, который вытекает из обязательства государства “жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи” (Преамбула Устава ООН) и “развивать дружественные отношения между нациями” (ст.1, п.2). Признание вновь возникшего государства способствует активизации его деятельности на международной арене; нормализует его отношения с уже существующими государствами; укрепляет его международное положение; облегчает осуществление им своих прав и обязанностей.

Признание может быть прямо выраженным, когда признаваемому государству направляется официальная нота, телеграмма, происходит обмен посланиями с заявлением о признании; оно может быть подразумеваемым, когда последствия признания реализуются в практике отношений между государствами.

Современное международное право знает две теории признания — конститутивную и декларативную. Согласно конститутивной теории акт признания нового государства является предварительным условием его существования, т.е. правосубъектность нового государства зависит от “старых”, уже существующих государств. “Государство становится международным лицом и субъектом международного права только путем признания”, — пишет английский юрист Л.Оппенгейм. Несостоятельность этой теории заключается в том, что возникновение новых субъектов международного права она ставит в зависимость от субъективной воли уже существующих; однако государства не могут по своему собственному усмотрению устанавливать компетенцию других государств. Эта компетенция определена международным правом и не зависит от согласия или признания другими государствами.

Декларативная теория признания исходит из того, что появление нового государства лишь принимается к сведению уже существующими государствами, т.е. подтверждается (декларируется) существующее правовое и фактическое положение, поскольку правосубъектность возникла уже раньше в силу одного факта появления государства.

Существуют две формы признания — de facto и de jure. Признание de facto — это официальное, но не окончательное, не полное признание, ограниченное лишь некоторыми (например, торговыми) отношениями. Оно отличается от признания de jure ограниченным уровнем и объемом политических и экономических отношений, применяется тогда, когда признающее государство не уверено в эффективности и жизнеспособности нового правительства (либо самого государства). При таком признании установление дипломатических отношений не обязательно; ограниченное сотрудничество между государствами может осуществляться.

Признание de jure — это официальное, полное признание, которое влечет за собой установление всесторонних отношений между государствами, и, прежде всего, дипломатических и консульских отношений; признание прав признаваемого государства распоряжаться имуществом, ценностями, находящимися за границей; признание его иммунитета от юрисдикции признающего государства. Признание de jure имеет обратную силу, т.е. признающее государство обязуется (фактом признания) уважать законодательство признанного субъекта международного права, изданное им до его признания. Следует заметить, что международные суды при доказательстве наличия эффективного правительства придают одинаковую силу признаниям de facto и de jure. Указанное различие имеет место исключительно в политическом контексте признания правительств.

Объектами (дестинаторами) признания могут быть государства, правительства, правительства в эмиграции, повстанцы (в качестве воюющей стороны) и др.

Признание государств имеет место при образовании нового государства как самостоятельного субъекта международного права, образовавшегося в результате национально-освободительной борьбы, социальной революции, отделения какой-либо территории, разделения одного государства на самостоятельные части — независимые государства.

Признание правительств имеет место обычно в тех случаях, когда к власти приходит новое правительство в результате революции или государственного переворота, т.е. так называемым неконституционным путем. Другие государства при этом учитывают, как правило, следующие критерии — фактический контроль новым правительством территории и власти в стране; степень поддержки нового правительства населением страны; готовность и способность нового правительства выполнять свои международные обязательства. Здесь, пожалуй, можно говорить о “политическом” характере признания, т.е. воздерживающееся от признания правительства государство не желает иметь нормальные отношения с существующим режимом. Однако непризнание этого режима не означает, что соответствующее государство не обладает признаками государственности.

Критерием признания правительства в изгнании (эмиграции) является эффективность его действий, которые должны выражаться в поддержании тесной связи со своим народом, в руководстве борьбой с оккупантами, в осуществлении регулярного контроля над воинскими формированиями, которые могут действовать самостоятельно или в составе союзных армий. Так, Советский Союз признавал польское правительство в эмиграции (в Лондоне) во время Второй мировой войны, правительство Кувейта в эмиграции (в 1990 г.).

Признание воюющей стороны. Воюющая сторона — это участник международно-правовых отношений, регулируемых правом вооруженных конфликтов и возникающих в связи с началом вооруженной борьбы. Различают воюющую сторону в международном вооруженном конфликте (государства и борющиеся за независимость народы и нации) и в вооруженном конфликте немеждународного характера (стороны в гражданской войне).

Признание воюющей стороны в международном вооруженном конфликте возникает, например, в случае вооруженной борьбы против вторгшегося противника. Так, во время Второй мировой войны в качестве воюющей стороны была признана Франция (“Сражающаяся Франция”).

Признание воюющей стороны в гражданской войне дает ей возможность пользоваться правами, признаваемыми в международном праве, например, вступать в договорные отношения с другими субъектами международного права. Государство, на территории которого происходит внутренний вооруженный конфликт, как правило, отказывается признавать повстанцев в качестве самостоятельного субъекта международного права. На практике же повстанцы могут быть признаны в качестве воюющей стороны, если они отвечают следующим условиям: а) имеют свою организацию; б) имеют во главе движения лиц, ответственных за их действия; в) установили свою власть на определенной территории и эффективно ею пользуются; г) соблюдают в своих действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов.

Признание повстанцев воюющей стороной исключает применение к ним уголовных законов; будучи захваченными они не могут быть судимы за участие в восстании, а должны содержаться как военнопленные. После того как повстанцы добиваются отделения части территории, возникает вопрос о признании нового государства, а после того как они собственными силами, без поддержки извне, свергают центральное правительство и устанавливают свой контроль над всей государственной территорией, речь идет уже о признании правительства.

 

 

Вопрос 52 НЕТ

Вопрос 53

В качестве главных органов Организации Объединенных Наций в ее Уставе названы Генеральная Ассамблея, Совет Безо­пасности, Экономический и Социальный Совет, Международ­ный Суд, Суд по опеке, Секретариат. При необходимости воз­можно создание вспомогательных органов (ст., 7) Главные орга­ны ООН характеризуются особым правовым статусом, их пол­номочия и взаимоотношения зафиксированы в Уставе ООН. Однако и по своему правовому положению, и по реальному зна­чению названные в Уставе главные органы далеко не равно­значны. Центральное место в системе ООН занимают Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея.

Вспомогательные органы образуются в большинстве слу­чаев по решению Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасно­сти, Экономического и Социального Совета, которые координи­руют их деятельность, заслушивают доклады, выносят свои рекомендации.

В современных условиях значительную работу проводят такие органы, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) во главе с Советом по торговле и развитию, Орга­низация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) во главе с Советом по промышленному развитию, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) во главе с Советом управляющих и др.

Как правило, органы ООН состоят из государств — членов данной Организации либо из всех членов (Генеральная Ассамб­лея), либо из установленного числа членов (Совет Безопасно­сти, Экономический и Социальный Совет, Комитет по мирному использованию космического пространства т. д.).

Каждое входящее в соответствующий орган государство представлено в нем назначаемым данным государством долж­ностным лицом (представителем) или делегацией.

ООН имеет свой бюджет, формируемый из ежегодных взно­сов государств-членов; определенные взносы возложены также на те государства, не являющиеся членами ООН, которые уча­ствуют в деятельности ее органов.

Правилами процедуры предусмотрены официальные и ра­бочие языки. Официальными языками ООН с момента создания Организации признаны пять языков: английский, французский, испанский, русский и китайский. На этих языках издаются ос­новные документы Организации. Что же касается рабочих язы­ков, на которых издаются все материалы Организации (вклю­чая стенографические отчеты) и на которые обязательно пере­водятся речи, произнесенные на любом официальном языке, то ими в течение ряда лет признавались только первые два из перечисленных — в Совете Безопасности, первые три — в Ге­неральной Ассамблее. На XXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1968 г. было принято постановление о включении рус­ского языка в число рабочих языков Ассамблеи; позднее рус­ский язык был включен в число рабочих языков Совета Безо­пасности. С 1973 г. к категории официальных и рабочих языков Генеральной Ассамблеи отнесен арабский язык.

Генеральная Ассамблея. Она состоит из всех членов ООН. Каждое государство имеет на ее сессиях делегацию в количест­ве не более пяти представителей и пяти заместителей предста­вителей; при этом делегация имеет один голос.

Компетенции Генеральной Ассамблеи подлежат любые во­просы или дела в пределах Устава (ст. 10). Она может рассмат­ривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе вопросы ра­зоружения, обсуждать вопросы сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной областях, вопросы со­действия осуществлению прав человека и основных свобод, во­просы прогрессивного развития и кодификации международ­ного права, делать рекомендации членам Организации и (или) Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые относящиеся к поддержанию международного мира и безопас­ности вопросы, поставленные перед ней каким-либо государст­вом или Советом Безопасности, и делать соответствующие ре­комендации. Любой такой вопрос, по которому необходимо пред­принять действие, передается Ассамблеей Совету Безопасно­сти до или после обсуждения. Статья 12 Устава содержит важ­ную оговорку: когда Совет Безопасности выполняет возложен­ные на него Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или си­туации, если об этом не запросит Совет Безопасности.

Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, образует вспомогательные органы. По рекомендации Совета Безопасности Ассамблея решает вопросы приема и исключения из чле­нов ООН, приостановления осуществления прав и привилегий членов ООН, назначает Генерального секретаря, параллельно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда.

Генеральная Ассамблея имеет сессионный порядок рабо­ты. Очередные сессии созываются ежегодно в третий вторник сентября и длятся три месяца. В течение 1946—1995 гг. состоя­лись 50 ежегодных сессий.

Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации. Такие специальные сессии имеют особую нуме­рацию.

Генеральная Ассамблея имеет свои правила процедуры, утвержденные ею в 1947 г. и впоследствии изменявшиеся. Сес­сию Ассамблеи открывает председатель предыдущей сессии или глава соответствующей делегации. Прежде всего избираются председатель текущей сессии, 17 его заместителей, председа­тели семи главных комитетов. Ассамблея утверждает повестку дня сессии. Некоторые вопросы рассматриваются непосредст­венно на пленарных заседаниях, но большинство вопросов пе­редается в главные комитеты Ассамблеи.

Существует семь главных комитетов Генеральной Ассамб­леи: Первый комитет (политические вопросы и вопросы безо­пасности, включая разоружение); Специальный политический комитет (аналогичные вопросы); Второй комитет (экономиче­ские и финансовые вопросы); Третий комитет (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры); Четвертый коми­тет (вопросы опеки и несамоуправляющихся территорий); Пя­тый комитет (административные и бюджетные вопросы); Шес­той комитет (правовые вопросы). В каждом из комитетов пред­ставлены все члены Генеральной Ассамблеи.

На сессии создается Генеральный комитет из председате­ля Ассамблеи, его заместителей, председателей главных коми­тетов — всего в составе 25 человек. Он предназначен для коор­динации работы главных комитетов и оказания помощи пред­седателю Ассамблеи в общем руководстве работой сессии. Об­судив переданные им вопросы, главные комитеты представля­ют соответствующие предложения на утверждение Генераль­ной Ассамблеи, ее пленарного заседания.

В целях осуществления своих функций Генеральная Ас­самблея учреждает специальные комитеты и комиссии как на временной, так и на постоянной основе (Консультативный ко­митет по административным и бюджетным вопросам, Комитет по взносам, Специальный комитет по вопросу о ходе осуществ­ления Декларации о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам, Комитет по использованию космиче­ского пространства в мирных целях, Специальный комитет по операциям по поддержанию мира — комитет 33-х, Специаль­ный комитет для Всемирной конференции по разоружению, Комиссия международного права, Комиссия по праву междуна­родной торговли и др.).

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам при­нимаются большинством в две трети присутствующих и участ­вующих в голосовании членов Ассамблеи (голоса воздержав­шихся не учитываются). Такими вопросами являются измене­ние Устава, рекомендации - в отношении поддержания между­народного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Соци­ального Совета, членов Международного Суда, назначение Ге­нерального секретаря ООН, прием новых членов и исключение из Организации, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, бюджетные вопросы.

Решения по другим вопросам, включая определение допол­нительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинства в две трети голосов, принимаются простым боль­шинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Совет Безопасности. Он занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства — члены ООН для обеспе­чения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и достигли согласия в том, что при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безо­пасности действует от их имени (ст. 24 Устава).

В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Количество его членов фиксируется в Уставе ООН (ст. 23), вследствие чего для изменения численного состава Со­вета необходимо внесение поправок в Устав.

Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов (до 1965 г. состоял из 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены.

Постоянными членами Совета, согласно ст. 23 Устава, яв­ляются пять государств: Советский Союз, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция и Китай. В настоящее время место Союза ССР в Совете Безопасности занимает Российская Федерация (поправка, в Устав в связи с этим не вносилась).

Генеральная Ассамблея избирает десять других государств — членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопас­ности (до расширения состава было шесть непостоянных чле­нов). Эти члены избираются на двухгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию пять государств. При избра­нии непостоянных членов уделяется должное внимание степе­ни участия членов Организации в поддержании международ­ного мира и безопасности, а также справедливому географи­ческому распределению.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1963 г., предусмотревшей расширение состава Совета, места непостоянных членов распределяются следующим образом: от Африки и Азии — 5 членов, от Восточной Европы 1, от Латинской Америки — 2, от Западной Европы и других госу­дарств* — 2. Вместо выбывающих ввиду истечения двухгодич­ного срока непостоянных членов избираются государства того же географического района.

 
 

 


* Имеются в виду Канада, Австралия, Новая Зеландия.

 

Функции Совета Безопасности обусловлены его ролью в обеспечении международного мира и безопасности.

Согласно ст. 24 (п. 1), для обеспечения быстрых и эффек­тивных действий ООН ее члены возлагают на Совет Безопасно­сти главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к между­народным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать под­держанию международного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет существование любой уг­розы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет, согласно ст. 41 Устава, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к которым относятся полный или частичный перерыв экономических от­ношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Действенность резолюций Совета Безопасности о санкциях обусловлена их выполнением государствами, в том числе с ис­пользованием внутригосударственных правовых средств. Начи­ная, с 1963 г. в рамках ООН принимались предусмотренные Ус­тавом меры в отношении Южно-Африканской Республики в связи с ее политикой апартеида. В течение всех лет примене­ния санкций Правительство СССР, а затем Правительство РФ добросовестно выполняли решения ООН. Происшедшие в ЮАР в 1993—1994 гг. существенные изменения политической систе­мы, постепенный отказ от апартеида обусловили прекращение ограничительных мер в отношении ЮАР. Резолюцией Совета Безопасности 919 от 25 мая 1994 г. санкции были отменены. Соответственно 12 июля 1994 г. Президент РФ подписал распо­ряжение, предписывающее всем государственным и иным уч­реждениям, предприятиям, фирмам, банкам, частным лицам, находящимся под юрисдикцией РФ, исходить в своей деятель­ности из указанной резолюции Совета Безопасности.

Если Совет Безопасности сочтет, что перечисленные в ст. 41 меры являются недостаточными для выполнения его ре­шений, то он уполномочивается (ст. 42) предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восста­новления международного мира и безопасности. Такие дейст­вия могут включать демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.

В этих целях Совет Безопасности наделен правом форми­рования и применения вооруженных сил Организации Объеди­ненных Наций для поддержания международного мира и безо­пасности. В соответствии со ст. 43 Устава все члены ООН обяза­ны предоставлять по требованию Совета Безопасности на уста­новленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осуществляться на основании особых.соглашений между Советом Безопасности и соответствующими государствами. Соглашения фиксируют чис­ленность и род войск, их дислокацию, характер предоставляе­мых средств обслуживания*.


* В РФ действует Федеральный закон "О порядке предоставления Россий­ской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в дея­тельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности".

 

Важное место в деятельности Совета Безопасности в со­временных условиях занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).

Полномочия Совета Безопасности не затрагивают, соглас­но ст. 51, неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападе­ния, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходи­мых мер.

Совет Безопасности является постоянно действующим ор­ганом и организуется таким образом, чтобы он мог функциони­ровать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоян­ного представителя.

Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Ре­шения Совета Безопасности по процедурным вопросам счита­ются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом (п. 3 ст. 27) для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не прини­мается. Такое исключительное право постоянных членов Сове­та называется правом вето. Если же один или несколько посто­янных членов воздерживаются либо не участвуют в голосова­нии, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Он соз­дан для того, чтобы под руководством Генеральной Ассамблеи осуществлять международное сотрудничество в экономической и социальной областях.

ЭКОСОС состоит (с 1973 г.) из 54 государств — членов ООН.' Члены ЭКОСОС избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года, причем ежегодно переизбирается одна треть со­става.

Основные задачи Экономического и Социального Совета вытекают из положений ст. 55 Устава ООН, согласно которым Организация Объединенных Наций содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения, экономическому и социальному прогрессу, разрешению международных проблем в экономической и социальной областях, а также в сфере здра­воохранения, культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

Исключительно важным полномочием ЭКОСОС в соответ­ствии со ст. 63 Устава является координация деятельности спе­циализированных учреждений ООН. В соответствии с особы­ми соглашениями со специализированными учреждениями ЭКОСОС опосредует их связь с ООН. Координация деятельно­сти специализированных учреждений осуществляется ЭКОСОС путем проведения консультаций с ними и предоставления им рекомендаций.

ЭКОСОС, согласно ст. 62 Устава ООН, уполномочен пред­принимать исследования и составлять доклады по междуна­родным экономическим и социальным вопросам, а также в об­ласти культуры, образования, здравоохранения, уважения прав человека и делать по любому из этих вопросов рекомендации членам ООН, Генеральной Ассамблее и специализированным учреждениям.

Совет по опеке. В соответствии с Уставом Совет по опеке осуществлял функции ООН по отношению к территориям, ко­торые охватывались международной системой опеки. Совет сыграл определенную роль в наблюдении за тем, как государ­ства, под опекой которых находились такие территории, содей­ствовали политическому, экономическому и социальному раз­витию в направлении к самоуправлению и независимости.

Международный Суд. Это главный судебный орган ООН, действующий в соответствии с Уставом ООН и Статутом Меж­дународного Суда. В его состав входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Компетен­ция Суда включает в себя разрешение споров между государ­ствами, взявшими на себя обязательство выполнять его реше­ния по конкретным делам, и разработку консультативных за­ключений по юридическим вопросам (см. § 2 гл. 10).

Секретариат ООН. Главная задача Секретариата заклю­чается в обеспечении нормального, функционирования всего ме­ханизма Организации.

Секретариат состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации (ст. 97 Устава). Общая численность сотрудников Секретариата достигает 16 тыс. человек. Сотрудники Секретариата призна­ются международными должностными лицами.

Согласно Уставу Генеральный секретарь является "глав­ным административным должностным лицом Организации".

Полномочия Генерального секретаря являются главным образом исполнительно-распорядительными и связаны с реа­лизацией решений Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов ООН, а также с обслуживанием их дея­тельности. Вместе с тем ему предоставлено право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Он присутствует на заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, других органов ООН, а также участвует в работе различных международных конференций и совещаний.

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет.

Генеральный секретарь назначает своих заместителей и других должностных лиц Секретариата, возглавляющих раз­личные управления, департаменты и бюро. В числе основных подразделений Секретариата— департамент по политическим вопросам и делам Совета Безопасности, департамент по эконо­мическим и социальным вопросам, управление по правовым вопросам, управление по обслуживанию конференций.

Устав ООН особо оговаривает, что при подборе персонала должны учитываться компетентность, добросовестность и гео­графическое представительство, т. е. к работе в Секретариате должны привлекаться граждане различных государств — чле­нов ООН.

Вопрос 54

овет Безопасности ООН состоит из 15 государств-членов ООН. Пять держав – Россия, США, Великобритания, Китай и Франция – являются постоянными членами Совета. Генеральная Ассамблея избирает 10 других государств в качестве непостоянных членов Совета на двухгодичный срок. При выборах непостоянных членов Совета учитывается участие этих государств в поддержании международного мира, а также справедливое географическое распределение. На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении своих обязанностей он действует от имени всех государств – членов ООН. Все государства – члены ООН согласились подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В отличие от других органов ООН, которые дают государствам рекомендации, только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства – члены согласно Уставу обязаны выполнять. Совет Безопасности ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются её членами, действовали в соответствии с принципами ООН для поддержания международного мира.

Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета по процедурным вопросам принимаются голосами 9 членов Совета. Решения Совета по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Это означает, что, если один или несколько постоянных членов Совета проголосуют «против», то даже при наличии девяти положительных голосов других членов Совета, решение не будет принято, то есть в отношении него будет применено «вето». Иначе говоря, для принятия Советом решений по вопросам существа требуется 9 голосов и отсутствие голосов «против» среди постоянных членов. Все пять постоянных членов Совета в то или иное время применяли свое право вето. Если постоянный член Совета не полностью согласен с предлагаемым решением, но не хочет блокировать его посредством вето, он может воздержаться, допуская тем самым принятие решения в том случае, если оно получит необходимые 9 голосов «за». Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования в Совете, если речь идет о разрешении местных споров при помощи региональных соглашений, а также о рекомендациях средств мирного разрешения споров, могущих привести к международным трениям. Споры юридического характера должны, как правило, передаваться сторонами в Международный Суд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.