КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовой режим международных проливов и каналов
Международные проливы — это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над ними регулируются нормами международного права. По правовому режиму выделяются следующие виды международных проливов: а) проливы, которые соединяют одну часть открытого моря (экономические зоны) с другой частью и ширина которых не перекрывается территориальными водами прибрежных государств (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.); б) проливы, используемые для международного судоходства, но ширина которых перекрывается территориальными водами прибрежных государств. В проливах первой группы проход иностранных судов, военных кораблей и пролет летательных аппаратов осуществляется за пределами территориальных вод на основе принципа свободы судоходства без какой-либо дискриминации в сочетании с уважением суверенитета, территориальной целостности и политической независимости прибрежных к проливам государств. В проливах, перекрытых территориальными водами, действует режим мирного прохода, с тем отличием, что приостановление мирного прохода (как это может случаться в территориальных водах государств) в проливах не допускается. Иностранные суда, военные корабли и летательные аппараты в таких проливах “пользуются правом транзитного прохода и пролета, которым не должно чиниться препятствий” (ст.38, п.1). Согласно Конвенции 1982 г. под транзитным проходом понимается “осуществление исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив” (ст.38). Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом. Они также должны воздерживаться от любой деятельности, не свойственной их обычному непрерывному и быстрому проходу или пролету (не следует останавливаться, становиться на якорь, ложиться в дрейф, спускать на воду шлюпки или катера, производить гидрографические, научно-исследовательские и другие работы). Государства, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся к рыболовству, к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др. Такие законы и правила не должны носить дискриминационный характер. Конвенция ООН по морскому праву не затрагивает правового режима тех проливов, которые уже урегулированы международными конвенциями и применимы к проливам, ведущим к закрытым или полузакрытым морям (Черноморские, Балтийские проливы). Правовой режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме проливов, принятой 20 июля 1936 г. Цель Конвенции — упорядочить проход и судоходство “в рамках, отвечающих безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных государств”. Из этого видно, что Конвенция исходит из особого положения черноморских государств, учитывает их особые права и интересы. Конвенция провозгласила свободу прохода и мореплавания в проливах в качестве принципа международного права. Конвенция определяет режим плавания торговых судов, военных кораблей и пролета воздушных судов в мирное время, в военное время, когда Турция не участвует в войне и когда она участвует в войне, и при непосредственной угрозе Турции. В мирное время торговые суда всех стран пользуются свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких либо формальностей, при условии соблюдения положений об обязательном санитарном осмотре. Для покрытия расходов, связанных с мореплаванием торговых судов, Турция имеет право взимать установленный сбор (ст.2). Порядок прохода через проливы военных кораблей и пролета военных самолетов регулируется ст.ст.8—22 Конвенции, в которых предусмотрены четкие разграничения прохода судов черноморских и нечерноморских государств. Нечерноморские государства могут проводить через проливы только легкие надводные корабли водоизмещением не более 10 тыс.т, имеющие артиллерию калибра не свыше 203 мм. Из этого следует, что нечерноморские государства не вправе проводить в Черное море линейные корабли, авианосцы и подводные лодки, Конвенция ограничивает число, общее водоизмещение и время пребывания военных кораблей нечерноморских государств в проливах: в акватории Черного моря они могут находиться не более 21 дня, а их общее водоизмещение не должно превышать 45 тыс.т (ст.18). Черноморские державы в мирное время могут проводить военные корабли практически любого водоизмещения и с любым вооружением. Они имеют право проводить свои подводные лодки через проливы, но только в надводном положении, днем и в одиночку (ст.12). Для прохода иностранных военных кораблей не требуется специального разрешения Турции; ей лишь посылается предварительное уведомление нечерноморскими державами за 15 дней, черноморскими — за 8 дней. Конвенция подробно регулирует вопросы прохождения через проливы иностранных военных кораблей во время войны. Если Турция не участвует в ней, то корабли нейтральных государств могут проходить через проливы на тех же условиях, что и в мирное время. Военные корабли воюющих государств не имеют права пользоваться проливами. В случае угрозы войны, а также во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проход военных кораблей зависит исключительно от турецкого правительства (ст.20). Контроль за выполнением положений Конвенции возлагается на турецкое правительство. Черноморские державы обязаны ежегодно сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего флота. Цель такого сообщения — регулировать разрешенный конвенцией общий тоннаж флотов нечерноморских держав, которые могут одновременно находиться в Черном море. Правовой режим Балтийских проливов (Большой и Малый Бельты, Зунд) установлен Копенгагенским трактатом 1857 г., а также национальным законодательством Швеции и Дании, согласно которым никакое судно “при проходе через Зунд или Бельты не может быть подвергнуто задержанию или какой-либо остановке”. Пролет военных самолетов над датской частью Балтийских проливов требует получения предварительного разрешения согласно декрету “О допуске иностранных военных судов и военных воздушных судов в пределы датской территории в мирное время” 1976 г. Пролет иностранных военных самолетов над территориальными водами Швеции в Зунде разрешается без выполнения формальностей согласно Правилам доступа иностранных государственных судов и самолетов на территорию Швеции 1982 г. Международные каналы — это искусственные водные пути, проходящие по территории одного государства, находящиеся под его суверенитетом и используемые для международного судоходства. В основе регулирования правового положения таких каналов лежат следующие принципы: уважение суверенитета государства, по территории которого проходит канал; неприменение силы или угрозы силой при решении всех вопросов, касающихся канала; свобода судоходства невоенных судов и военных кораблей без всякой дискриминации; недопустимость использования канала во вред международной безопасности. Режим Суэцкого канала1 определяется Константинопольской конвенцией 1888 г. и законодательными актами Египта, согласно которым канал открыт как в мирное, так и в военное время для невоенных судов и военных кораблей всех стран. Уведомление о прохождении военных кораблей направляется в МИД Египта не менее чем за 10 дней до даты их прибытия. Во время войны не допускаются никакие враждебные действия ни в пределах канала, ни в пределах 3 миль от его входных портов; воюющим сторонам запрещается высаживать и принимать на военные корабли войска, боеприпасы и другие военные материалы. Военные корабли воюющих сторон должны проходить через канал без промедления и не задерживаться в портах более чем 24 часа. К каналу нельзя применять “право блокады”. Режим Панамского канала2. По договору между США и Панамой 1903 г. США получили право владения каналом и зоной Панамского канала. В сентябре 1977 г. между США и Панамой были подписаны новые договоры о Панамском канале, ставшие важным шагом на пути восстановления суверенитета Панамы над каналом. Были подписаны: а) Договор о Панамском канале и дополнительные соглашения, детализирующие некоторые его положения; б) Договор о постоянном нейтралитете Панамского канала и управлении им; Протокол ко второму договору; несколько приложений. Согласно этим договорам ликвидируется право США на владение зоной Панамского канала; упраздняются американские органы управления, ведавшие эксплуатацией канала; Панаме возвращаются 70% сухопутных и водных районов, которыми ранее владели США; после 31 декабря 1999 г. канал полностью перейдет под суверенитет Панамы и она возьмет на себя осуществление полицейских, судебных, таможенных и иных функций, причем на зону канала будет распространяться уголовное и гражданское законодательство Панамы. Однако США сохранили за собой право “нести главную ответственность” за оборону канала до 2000 г. Хотя Договор о нейтралитете канала предоставляет право пользоваться каналом кораблям всех стран как в мирное, так и в военное время на равной основе (ст.III), однако США добились включения в этот Договор права для ВМС США “быстрого и ничем не обусловленного прохождения американских военных кораблей через канал” (ст.IV). Нейтралитет канала гарантируется Панамой и США, что значительно снижает эффективность режима нейтралитета (например, если США станет воюющей стороной). Управление каналом до 2000 г. будет осуществляться Панамской комиссией, состоящей из 5 американских и 4 панамских граждан.
Вопрос 47
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |