КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антарктика
Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Хотя ст.VI Договора и не рассматривает территориальные претензии государств как отказ от таковых, однако и не узаконивает эти претензии. Из смысла ст.IV вытекает, что территориальный вопрос в Антарктике в настоящее время “заморожен”. Согласно Договору “Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия” (ст.1). Договор превращает Антарктику не только в демилитаризованную, но и нейтрализованную территорию, т.к. в пределах действия Договора нельзя развязывать и вести военные операции. Государствам запрещается производить любые ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия Договора (ст.V). В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет. Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике — Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике. Так, XV Консультативное совещание государств-участников Договора (декабрь 1984 г.) приняло всеобъемлющий комплекс мер: по защите природной среды Антарктики; по развитию международного научного сотрудничества; по созданию единых служб гидрометеорологического обеспечения мореплавания и безопасности полетов в Антарктику. Контроль за соблюдением Договора осуществляется в форме инспекций. Государство, имеющее статус участника Консультативного совещания, вправе назначать своих наблюдателей, которые имеют право в любое время посещать любые районы Антарктики, проверять станции, установки, оборудование, суда, самолеты и пр. По результатам проверок составляются доклады, сообщаемые другим странам-участницам Договора (ст.VII). Наблюдения с воздуха производятся в любое время и над любыми районами Антарктики.
Вопрос 44 Внутренние и территориальные воды Внутренние воды — это: а) воды, расположенные в сторону берега от исходной линии для отсчета ширины территориальных вод (ст.8 Конвенции ООН по морскому праву); б) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст.11); в) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских миль (ст.10); г) так называемые исторические заливы, например, Фандии (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др. В России — это заливы Петра Великого, Рижский и Кольский, Азовское и Белое моря, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды. Внутренние воды — это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавливается прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных судов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Разрешение уголовных дел, касающихся моряков и лиц, находящихся на судне, а также гражданских дел, касающихся самих судов, экипажей и пассажиров относится к компетенции судебных органов прибрежного государства. Обычно власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции, если ситуация (события) на иностранном судне не представляют серьезной угрозы его безопасности. Территориальные воды (территориальное море) — это полоса моря, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от “линии наибольшего отлива вдоль берега” (ст.5); там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста — от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В Российской Федерации в соответствии с Законом о государственной границе РФ 1993 г. для отсчета ширины территориальных вод применяются оба эти способа. Если берега двух государств расположены один против другого на расстоянии менее 24 морских миль, то граница территориальных вод проводится по срединной линии. Правовой режим территориальных вод имеет некоторую специфику, которая объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на них свой суверенитет (ст.2); во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды. Согласно Конвенции ООН по морскому праву под мирным проходом понимается плавание через территориальные воды с целью: пересечь их, не заходя во внутренние воды; пройти во внутренние воды; выйти из внутренних вод в открытое море (ст.18). Проход при этом считается мирным, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством (ст.19). Нарушением права мирного прохода будут следующие действия: проведение учений, маневров с применением оружия; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт летательного аппарата или любого военного устройства; создание помех системам связи. Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: одни государства установили разрешительный порядок мирного прохода (Албания, Алжир, Сирия); другие — требуют предварительного уведомления (Египет, Турция, Югославия); третьи — разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды. 23 сентября 1989 г. США и СССР сделали совместное заявление о едином толковании норм международного права, регулирующих мирный проход, согласно которому все суда, включая военные корабли, независимо от груза, вооружения, двигательной установки пользуются правом мирного прохода, для которого не требуется ни предварительного уведомления, ни разрешения” (п.2). В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы и т.д.); пользоваться радиопередатчиками, радиолокаторами и т.п., кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты. Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля — это важный принцип, т.е. совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства, в этих целях оно вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальных водах (ст.22). Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст.30). В таком случае военный корабль обязан немедленно сделать это. Осуществляя суверенитет в территориальных водах, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальных водах. Цель этих актов — обеспечить безопасность страны и судоходства, защитить навигационные средства и оборудование, живые ресурсы моря, предотвратить его загрязнение и др. Государство может объявить определенные районы территориальных вод закрытыми для плавания (например, при проведении учений с использованием оружия) (ст.25, п.3). Согласно Конвенции ООН по морскому праву юрисдикция прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в территориальных водах, как правило, не осуществляется. Однако есть некоторые исключения. Так, уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если последствия преступления распространяются на его территорию; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие или добрый порядок в территориальных водах; если капитан судна или дипломатический (консульс-кий) представитель государства флага судна обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами (ст.27). Однако во всех случаях прибрежное государство может принимать в соответствии со своим законодательством любые меры для ареста или расследования на борту иностранного судна, если оно проходит через территориальные воды после выхода из внутренних вод. Правовой режим территориальных вод РФ определен в Законе о государственной границе РФ 1993 г., согласно которому невоенные суда пользуются правом мирного прохода; мирный проход военных кораблей иностранных государств осуществляется в соответствии с Законом и Правилами плавания и пребывания в территориальных водах РФ, внутренних водах и портах РФ иностранных военных кораблей. Транзит иностранных военных кораблей через территориальные воды РФ может осуществляться в целях их пересечения без захода во внутренние воды и допускается по специальным маршрутам. Если иностранный военный корабль заходит во внутренние воды, то требуется разрешение Правительства РФ. Разрешительный порядок не распространяется: на военные корабли, на которых находятся главы государств или правительств и на сопровождающие их военные корабли; на военные корабли, которые терпят бедствие.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |