Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запрещенные средства и методы ведения войны по международному праву




Средства ведения войны — это оружие, принимаемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники противника; методы ведения войны — это различные способы использования средств ведения войны в указанных целях. Цель средств и методов ведения боевых действий одна — “ослабление военных сил неприятеля; для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей” (Декларация 1868 г.). Однако для достижения такой цели воюющие ограничены в выборе средств.

Запрещенным средством ведения войны является химическое оружие. Такое запрещение содержится в IV Гаагской конвенции 1907 г., в Женевском протоколе 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. В 1993 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и о его уничтожении, согласно которой государства должны уничтожить химическое оружие в течение 10 лет после ее подписания. В целях выполнения этой Конвенции в России 24 марта 1995 г. был издан Указ Президента РФ “О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения”, согласно которому создается Межведомственная комиссия по химическому разоружению с целью “координации деятельности органов исполнительной власти по реализации государственной политики в области химического разоружения”.

10 апреля 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, в соответствии с которой государства-участники взяли на себя обязательство “никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей”. Запрещается разработка, производство и накопление оружия, оборудования или средств доставки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов в вооруженных конфликтах.

Рассматривая вопрос о запрещенных средствах ведения войны, необходимо остановиться на ядерном оружии. Нынешний правовой статус ядерного оружия остается неурегулированным. Никакого специального международного договора о противоправности применения ядерного оружия на войне не существует. Не существует и специальных норм, запрещающих применять на войне новые виды оружия массового поражения (лучевого, радиологического и др.). Современное международное право запрещает использовать окружающую среду в качестве средства ведения войны.

Современное международное право запрещает применять на войне некоторые виды обычного оружия. Так, в 1981 г. была подписана (и в 1983 г. вступила в силу) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. К этой Конвенции прилагаются три протокола: а) Протокол I “О необнаруживаемых осколках” запрещает применять во время любого вооруженного конфликта любое оружие, “основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей”; б) Протокол II “О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств” ограничивает применение и полностью запрещает использование мин-ловушек, ассоциирующихся с медицинскими предметами, детскими игрушками, продуктами питания и т.д.; в) Протокол III “О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия” запрещает применять зажигательное оружие против гражданского населения, лесов, растительного покрова, а также против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения.

Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает некоторые методы ведения войны, такие как предательски убивать или ранить комбатантов и некомбатантов; ст.40 Дополнительного протокола I запрещает воюющим “отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе”. Запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, Организации Объединенных Наций, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте. Дополнительный протокол I запрещает убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству, под которым понимаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту согласно нормам международного права. Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение, побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек, ложных операций и дезинформации (ст.36).

 

Вопрос 58 Понятие и виды субъектов международного права

Субъект международного права — это независимый участник международных отношений, обладающий соответствующими правами и обязанностями, вытекающими для него из международных договоров и соглашений и несущий международно-правовую ответственность за их неисполнение или нарушение.

Основными субъекты – государства, нации, борющиеся за свою независимость и международные (межгосударственные организации). Они обладают всеми элементами международной правосубъектности (право заключать международные договоры, быть членами международных организаций, участвовать в работе международных конференций).

Другие субъекты:

- вольный город – самоуправляющееся политическое образование, которому на основании договора предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в экономических, культурных и в определенной степени в политических международно-правовых отношениях (в прошлом – Венеция, Новгород, Гамбург, сейчас - Данциг);

- Ватикан (административный центр католической церкви, S= 44 га, нас. = 1000 чел., граждане – 400 чел., дипотношения со многими государствами, пост. наблюдатели при ООН, участник многих договоров);

- Индивиды – выступают на международной арене в защиту своих прав и свобод, субъекты международной уголовной ответственности за международные преступления, но не могут быть участниками международных договоров, создавать нормы международного права и т.д.;

Международные неправительственные организации имеют консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН

 

Суверенные государства — основные субъекты международного права.

Существуют различные способы образования новых государств — субъектов международного права:

· в результате социальных революций и национально-освободительных движений. Так, после Второй мировой войны на месте бывших колоний и зависимых территорий образовалось более 100 самостоятельных независимых государств;

· слияние двух или нескольких государств в одно государство (в 1964 г. из двух государств (Танганьика и Занзибар) образовалась Танзания; в 1990 г. два немецких государства (ГДР и ФРГ) образовали единое немецкое государство);

· распад одного государства на два или несколько государств (в 1960 г. Федерация Мали распалась на два государства — Республика Мали и Республика Сенегал; в 1991 г. СССР распался на 15 независимых суверенных государств; в 1993 г. Чехословакия разделилась на два государства — Чехию и Словакию; несколько самостоятельных государств образовалось на территории бывшей Югославии);

· отделение части территории и провозглашение не ней самостоятельного государства (в 1965 г. Сингапур вышел из Федерации Малайзия, в 1971 г. — Бангладеш из состава Пакистана);

· решением международной организации (в ноябре 1947 г. ООН приняла резолюцию 181, в соответствии с которой на территории Палестины создавались два независимых государства — еврейское (Израиль) и арабское (Палестина).

По государственному устройству субъекты международного права могут быть унитарными и федерациями. Федерация — это государственно-правовое объединение (союзное государство), единый субъект международного права. Субъекты федерации обычно не являются субъектами международного права. Однако законодательство страны (конституция) может предоставить субъектам федерации отдельные права, связанные с осуществлением внешней политики. Однако это не является основанием для признания субъекта федерации субъектом международного права. От федерации следует отличать конфедерацию, т.е. международно-правовое объединение государств (союз суверенных государств). Конфедерация не является субъектом международного права, ибо таковыми являются члены конфедерации. Конфедерация по сути своей напоминает международную организацию. В современных международных отношениях конфедераций (классических) нет.

Существенными признаками государства как субъекта международного права являются: постоянное население, определенная территория, суверенная власть, способная самостоятельно вступать в правоотношения с другими государствами и международными организациями субъектами международного права.

Одним из неотъемлемых свойств государства, как субъекта международного права, является государственный суверенитет.

Юридические признаки суверенитета — территориальное верховенство внутри страны (внутренний аспект суверенитета) и его независимость на международной арене (внешний аспект суверенитета).

Территориальное верховенство — это, во-первых, право государства осуществлять исключительную юрисдикцию в отношении всех лиц (в том числе лиц без гражданства и иностранцев) и предметов на своей территории. Реализуя территориальное верховенство, государство не допускает осуществления каких-либо властных полномочий любым другим государством на своей территории; во-вторых, обязанность государства уважать права другого государства на своей территории (например, соблюдать режим иностранцев, неприкосновенность дипломатических представительств и т.д.); в-третьих, обязанность не допускать использования своей территории для осуществления каких бы то ни было враждебных действий против другого государства (формирование банд, подготовка наемников, загрязнение окружающей среды и т.д.), не вмешиваться во внутренние дела другого государства, уважать права и свободы личности, решать споры с другими государствами только мирным путем, воздерживаться от угрозы силой или ее применения, добросовестно выполнять взятые на себя по международным договорам обязательства.

Независимость государства на международной арене выражается в его неподчинении каким-либо другим государственным правопорядкам; она означает право и способность государства вступать в отношения с другими государствами и проводить внешнюю политику без диктата и давления извне, без вмешательства и контроля со стороны других государств. Независимость государства не есть беспредельная свобода действий на международной арене, а есть свобода, объективно ограниченная нормами и принципами международного права. При осуществлении своей внешней политики государство должно учитывать, что оно живет в системе государств, также независимых и суверенных.

С понятием суверенитета тесно связано понятие юрисдикция (суверенные права), т.е. проистекающие из сущности суверенитета конкретные права государства распространять свою власть на объекты и действия физических и юридических лиц не только в пределах своей национальной территории, но и за ее пределами.

Вопрос 59

Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответствен­ности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, законов и обычаев войны. Различают две группы субъектов преступ­лений:

1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступ­ления, так и преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей ини­циативе.

Судить военных преступников могут как специально созданные международные суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.

Первая попытка привлечь к международной уголовной ответст­венности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны. Согласно положениям Версальского мирного дого­вора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Виль­гельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды. Правитель­ство этой страны отказалось его выдать.

На состоявшихся во время Второй мировой войны конференциях руководителей стран антигитлеровской коалиции (Тегеран, Ялта) было принято решение подвергнуть всех преступников войны спра­ведливому и быстрому наказанию. Уставы международных военных трибуналов, принятые в 1945 г., сформулировали составы преступле­ний, за совершение которых физические лица должны подвергаться международной уголовной ответственности, и зафиксировали про­цессуальные нормы деятельности международных военных трибу­налов.

Уставами и приговорами трибуналов были установлены следую­щие виды международных преступлений:

преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, а также учас­тие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление этих действий;

военные преступления, а именно: нарушение законов и обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупируемой террито­рии; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень и дру­гие преступления;

преступления против человечности, а именно: убийства, истреб­ление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, пресле­дования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления любого преступления, подлежащего юрисдик­ции трибунала независимо от того, являлись ли эти действия наруше­нием внутреннего права страны, где были совершены, или нет.

Перечень преступлений, установленный уставами и приговорами международных военных трибуналов, не является исчерпывающим. Он был дополнен Женевскими конвенциями 1949 г., нормами Допол­нительного протокола I, положениями других международных доку­ментов.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может быть предоставлено убежище. Конвенция о неприменимос­ти срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совер­шения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

Что касается ответственности за исполнение преступных прика­зов, то Устав Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».

В 1993 г. Советом Безопасности ООН было принято решение о создании Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден Устав трибунала, а в 1995 г. начался процесс над руководителями некоторых государств. В 1994 г. резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных наруше­ниях международного гуманитарного права в течение 1994 г. Дея­тельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании международного уголовного права.

 

Вопрос 60 ОТСУТСТВУЮТ

 


1) Понятие "Район", используемое в Конвенции, означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции государств, т.е. за пределами 200-мильных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств, когда он выходит за пределы этих зон.

2) При этом необходимо иметь в виду, что согласно Договору о морском дне государствам запрещается размещать на дне морей и океанов и в его недрах за пределами 12-мильной зоны ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения, а также любые устройства и сооружения, предназначенные для хранения, испытания и применения такого оружия.

3) Под "Органом" в Конвенции понимается международная организация, через посредство которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в Районе. Структура Органа: Ассамблея, Совет и Секретариат. В Совет должны входить 36 членов, избираемых Ассамблеей. Местом пребывания Органа является Ямайка.

1) Деятельность российских юридических и физических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа регламентируется Указом Президента РФ “О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа” от 22 ноября 1994 г. и Постановлением Правительства РФ “О порядке осуществления деятельности российских физических и юридических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа” от 25 апреля 1995 г.

1) Суэцкий канал был открыт 17 октября 1869 г. Его протяженность составляет 161 км. Он соединяет Средиземное и Красное моря.

2) Канал открыт 15 августа 1914 г. Его длина 81,6 км. Он соединяет Атлантический и Тихий океаны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.