КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возражение и защита против иска. Сущность и виды эксцепций. 2 страница
Известно 3 способа установления опеки: 1. Законная опека – вид наследственной опеки. Такая опека устанавливалась над малолетними детьми и женой умершего при отсутствии с его стороны завещания, либо если опекун не был назначен в завещании. В этом случае опекуном назначался так называемый неактуальный наследник мужского пола. Неактуальный наследник – тот, кто входит в неактуальную очередь (тот, кто при наличии хотя бы одного наследника первой очереди, считался неактуальным и ничего не получал).
2. Завещательная опека – опекун назначался самим наследодателем. Наследодатель мог назначить даже резервного опекуна – подназначенного. Опекуном мог быть назначен даже раб, при условии, что после открытии наследства он получает свободу.
3. Распорядительная опека – при отсутствии завещания и при отсутствии наследников. Опека назначалась по решению магистрата, а в случае возникновения спора опекуна назначал Император.
Попечительство – cura. Оно устанавливалось: над «безумными» и над расточителями, которые «расточают свое имущество подобно безумным».
Юноша минор мог просить претора назначить ему добровольного попечителя с целью «содействия в делах».
Правовое положение рабов. Правовые последствия сделок, совершаемых рабами. Рабский пекулий.
22.03.11
Рабы являлись объектами оборота. Правовое положение рабов в различные периоды истории развития Римского государства было неодинаковым. Например, в доклассический период собственник обладал в отношении раба правом жизни и смерти. К концу доклассического периода отношение к рабам меняется с развитием идей естественного права. Излишняя немотивированная жестокость в отношении рабов рассматривалась как злоупотребление правом. Любой гражданин мог вчинить популярный иск и по решению суда такой собственник принуждался продать раба. С началом классического периода за рабами стали признаваться некоторые свойства человеческой личности, например, хозяин обязан был похоронить раба после смерти, и место его погребения (как и место погребения свободного) считалось священным. Стали признаваться родственные и кровные связи рабов, наличие между ними семейных связей и родительских отношений. Каких-либо правовых отношений из таких связей не возникало, но некоторые из них порождали определенные правовые последствия, в частности, сожительство между рабами влекло 2 основных правовых последствия: · Кровное родство, основанное на таком сожительстве родителей рабов, было препятствием для заключения брака после их освобождения. · Нельзя было распродавать рабскую семью в разные места и разным хозяевам.
Умышленное убийство чужого раба влекло за собой имущественную ответственность причинителю вреда в размере высшей стоимости убитого раба, которая определялась по тем ценам, которые имели место в течении предшествующего года. Если же раб причинял кому-либо вред, то имущественную ответственность нес хозяин. Он обязан был либо сам возместить причиненный вред, либо выдать раба потерпевшему для отработки ущерба.
Во второй половине доклассического периода распространяется практика освобождения рабов. В тот период применялись два основных способа: · Manumissio-vindicta – освобождение осуществлялось путем мнимого фиктивного процесса о свободе. Заявитель произносил ритуальную фразу: «Я утверждаю, что по праву Квиритов этот человек свободен». Хозяин либо молчал, либо давал утвердительный ответ. · Manumissio-testamenta – освобождение по завещанию. Наследнику, указанному в завещании предписывалось освободить конкретного раба. Либо наследником назначался сам раб с условием, что после открытия наследства он получает свободу.
С началом классического периода этот формализм исчезает, раба можно было освободить обычным публичным заявлением в присутствии свидетелей либо на основании обычного письма.
Но были и ограничения. Например, общее количество освобождаемых рабов – не больше 100 человек. Собственник, не достигший 14(12)-ти лет, не мог совершать манумиссию, а до 25-ти лет – с согласия попечителя. Женщина могла совершать манумиссию только с согласия опекуна. Акт манумиссии не мог ущемлять права кредитора. А если раб был частью залога кредитору, то манумиссия не допускалась.
Раб мог стать свободным даже вопреки воли господина на основании публичных предписаний. При Октавиане Августе на основании решения Сената даровалась свобода рабам, которые доносили о подготовке бунта или восстания, обнаруживали или указывали на убийц своих господ. При Калигуле даровалась свобода рабам, которые доносили на своих хозяев.
Правовые последствия сделок рабов.
Римляне использовали не только физический труд рабов, их навыки и умения. Широко использовались и их деловые и предпринимательские качества. Часто римляне совершали сделки именно через действия своих рабов. Впервые это допускалось еще в доклассическую эпоху, но при условии, что раб совершал сделку во исполнение предварительного соглашения между хозяевами раба и его контрагентами. В этом случае при неисполнении такого обязательства контрагент получал иск против хозяина раба. Впоследствии, к концу доклассического периода достаточно было любого явно выраженного согласия на совершение рабом сделок.
В тех случаях, когда раб совершал сделку без предварительного согласия, правовым последствием такой сделки являлось так называемое «натуральное обязательство». Контрагент не мог принудить хозяина к исполнению такого обязательства посредством иска. Но если хозяин раба добровольно исполнял такое обязательство, то такое исполнение считалось законным, и впоследствии деньги или имущество, переданные во исполнение такого обязательства, уже не могли быть истребованы обратно как неосновательное обогащение. Впоследствии преторская практика выработала группу исков, содержащих фикцию о наличии предварительного согласия: · Если раб был управляющим имением. · Если раб являлся приказчиком. · Если раб являлся капитаном торгового судна.
Рабский пекулий – комплекс имущества, который хозяин передавал рабу для самостоятельного управления и хозяйствования. Раб-пекулист совершал с этим имуществом любые сделки, направленные естественно на увеличение этого имущества. Раб также самостоятельно исполнял эти сделки (передавал товар, рассчитывался за продукцию). В случае невозможности их исполнить хозяин такого раба нес имущественную ответственность перед его контрагентами, но в размере стоимости имущества пекулия. В случае освобождения раба его пекулий закреплялся за ним на праве собственности.
Римское семейное право. Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Римская семья являлась правовым институтом. Исторической предпосылкой римской семьи (фамилии) являлась родовая община. Члены одного рода имели общего предка, носили общее родовое имя и поклонялись культу общих родовых Богов. В ранний классический период наблюдается распад родовой общины и выделение более мелких союзов – семей. По словам Ульпиана «Семьей в строгом смысле мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву». Семьей в общем смысле мы называем совокупность всех агнатов, подчиняющихся власти домовладыки, происходящих их одного дома и рода. Поэтому термин «pater familios» в узком, как глава семьи, а в широком – как глава всех агнатов. Древнейшая римская семья являлась патриархальной. По словам Энгельса это хозяйственная организация известного числа лиц, подчиненных отцовской власти главы семьи. Сущность патриархальной семьи заключается в том, что она представляет собой большую семейную общину, которая охватывает несколько поколений потомков общего предка старшего по мужской линии вместе с их женами, детьми и рабами.
Патриархальная семья была основана на началах абсолютной власти домовладыки над женой, детьми и их потомством, боковыми родственниками и их имуществом. Структура внутрисемейных связей (родство) в патриархальной семье была основана не на кровной общности, а на принципе подчинения старшему мужчине. Такая система родства называется «агнатской системой». Формальной основой этой системы являются отношения юридического подчинения, которые называются «отцовская власть».
Таким образом, родство устанавливалось только по мужской линии. Агнаты были соединены между собой так называемым гражданским родством. «Агнаты это родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не есть агнаты». В частности, дочь pater familios, либо его внучка, либо иная родственница, вышедшие замуж и вошедшие в другую патриархальную семью, утрачивали агнатское родство и становились юридически чужой своей прежней семье. Соответственно, они приобретали новое агнатское родство в новой семье. Соответственно сын или внук домовладыки, будучи эмансипированным, также утрачивал агнатское родство и становился юридически чужим. Так называемое когнатское родство или родство по кроки цивильным правом не признавались. Впервые когнатское родство получает признание именно в преторском праве. А уже во второй половине классического периода оно полностью вытесняет агнатское родство. В этот момент патриархальная семья не существует. Она вытесняется «малой парной семьей». Малая парная семья была основана исключительно на когнатском родстве, поскольку здесь учитывались уже обе линии – как мужская, так и женская. Здесь выделяли прямые и боковые линии. Прямые – восходящие от потомка к предку, и снисходящие от предка к потомку (дети и их родители). Боковые – объединяли кровных родственников по отношению к общему предку. Но при наследовании учитывались еще и степени родства – количество рождений между кровными родственниками. При этом в прямых линиях степень родства указывает на количество рождений между предком и потомком. А в боковых – количество рождений между боковыми родственниками по отношению к общему предку.
Брак и его виды. Заключение и прекращение брака.
По словам Гайя «Брак представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни», а Модестин характеризует брак как союз мужа и жены, объединение всей жизни, общность, по праву Богов и по праву людей. Признавался только: · Моногамный брак. · Между разнополыми людьми. · С целью создания семьи. · Двойственная нормативная основа: по праву Богов и по праву людей.
29.03.11
Законный римский брак первоначально представлял собой брак под властью мужа. Для заключения такого брака требовались следующие условия: · Наличие Римского гражданства. · Достижение брачного возраста. · Взаимное согласие. · Если брачующиеся были подвластными, то еще и согласие их домовладык.
Препятствующие условия: · До 445 г. до н. э. запрещались браки между патрициями и плебеями. · До 18 г. до н. э. запрещались браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными. · Родство по прямым линиям независимо от степени родства. · По боковым линиям препятствием являлась 6-ая степен родства. В позднеклассический период – 4-ая степень. · Запрещались браки между лицами сенаторского сословия и либертинами, сенаторами и актрисами, опекун и подопечной, между проконсулом провинции и жительницей провинции. · При Юстиниане запрещались браки между православными и еретикам.
Браки, заключенные в нарушение этих препятствующих условий, считались недействительными.
Заключению брака предшествовала так называемая помолвка. Совершалась эта помолвка посредством двух стипуляций. По словам Ульпиана «помолвка происходит от термина «обещать», поскольку у древних был обычай через торжественное обещание приобретать себе жен». Участниками помолвки являлись с одной стороны домовладыка невесты и жених (домовладыка жениха). В силу достигнутого соглашения возникала обязанность заключить брак. В случае нарушения этого соглашения лицо, нарушившее помолвку, отвечало по деликтному иску как за личную обиду. В классический период помолвка сопровождалась внесением задатков или залоговых обеспечений. Соответственно лицо, уклонившееся от заключения брака, утрачивало задаток или залог либо возвращало задаток или залог в двойном размере. Брак под властью мужа заключался посредством следующих способов. По словам Гайя «женщина вступает во власть мужа либо через священнодействие, либо путем манципации, либо по давности непрерывного владения женой». · В первом случае брак заключался посредством религиозного обряда в присутствии 10-ти жрецов. Как правило, так заключались патрицианские браки. · Плебейские браки заключались посредством символической купли-продажи. · Посредством давности владения. Гай пишет: «Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на 3 ночи подряд и таким образом прерывать годичное давностное владение ею». Речь идет о той ситуации, когда брак заключался «без власти мужа» посредством простого соглашения. От сожительства такой брак отличался тем, что мужчины и женщины были намерены создать семью, но женщина не намерена была признавать над собой власть мужа. Отлучение из дома на 3 ночи подряд означало, что она не намерена поступать под власть мужа. И напротив, неиспользование этого права в течение года означало, что женщина согласна поступить под власть мужа.
Во второй половине доклассического периода брак без власти мужа становится альтернативной подвластному браку. А уже с начало классического периода становится единственной формой брака. Правовым основанием заключения такого брака являлось соглашение в письменной форме. Совершение же религиозного обряда становится необязательным и, по сути, личным делом брачующихся. Это и есть гражданский брак.
На основании достигнутого соглашения жена переселялась в дом мужа.
Прекращение брака.
Объективные причины: · Утрата одним из супругов свободы или гражданства. · Бесчестие одного их супругов. · Смерть одного из супругов.
Субъективные причины: · Развод – свобода развода являлась абсолютной независимо от формы брака.
При браке под властью мужа брак мог быть расторгнут только по инициативе мужа и только в следующих случаях: o Измена. o Пьянство. o Бесплодие жены.
Брак без власти мужа мог быть расторгнут по инициативе любого из супругов как по соглашению сторон, так и по одностороннему волеизъявлению. В случае же одностороннего волеизъявления применялись следующие правила: o Беспричинное одностороннее расторжение брака. Инициатор развода обязан был вернуть либо приданое (если инициатором был муж) либо предбрачный дар (если инициатором была жена) o Расторжение брака по вине одного из супругов. Приданое и предбрачный дар возвращались виновной стороной.
Особой процедуры расторжения брака не было. Достаточно было заявить перед претором или свидетелем. А в классическом периоде достаточно было выдать так называемое разводное письмо.
Личные и имущественные отношения между супругами. Правовой режим имущества супругов. Институт приданного и его значение.
В браке под властью мужа правосубъектность жены поглощалась правосубъектностью мужа. Муж обладал всей полнотой как юридической, так фактической власти над женой и ее имуществом. Жена являлась юридически самостоятельной, но главенство в семье принадлежало мужу. Жена получала родовое имя мужа, его социальный статус и следовала его места жительства. Муж являлся естественным патроном жены и ее законным представителем. Если оскорбление наносилось жене. Считалось, что обида нанесена мужу, и он обязан был подавать иск в защиту своей чести. Супруги должны были уважать друг друга, поэтому они не могли предъявлять друг другу штрафных исков и исков обесчестия. Они не могли свидетельствовать друг против друга. Супруги обязаны были хранить верность друг другу. В доклассический период измена жены считалась преступлением против культа богини Весты. Муж мог убить неверную жену или продать ее в рабство, но во второй половине доклассического периода это право исключалось. А уже при Октавиане Августе (с началом классического периода) муж обязан был развестись с неверной женой. Измена мужа преступлением не считалась, поскольку, по словам Павла, «мужчина не вводит в семью чужих детей». Но уже с началом классического периода измена мужа считалась достаточным поводом для развода.
В теории частного права выделяют 3 вида супружеской собственности: 1. Режим поглощения: супруг является собственником всего имущества, супруга лишается всего имущества. 2. Режим общности: супруги обладают имуществом на праве общей собственности (как в современной РФ). 3. Режим раздельной собственности: оба супруга являются собственниками своего имущества.
В браке под властью мужа господствовал режим поглощения. Все добрачное имущество жены, а также имущество, приобретенное ею в браке, являлось собственностью мужа. Даже в случае прекращения брака приданое не возвращалось. В браке же без власти мужа господствовал режим раздельной собственности. Все добрачное имущество жены и имущество, приобретенное ею в браке, являлось ее собственностью. Все имущество жены в таком браке подразделялось на:
· Приданое – имущественное предоставление, которое передавалось мужу либо женой, либо ее домовладыкой. Приданое выполняло гарантийные функции. Оно гарантировало тяготы брака и позволяло гарантировать имущественное положение супругов после расторжения брака. Во второй половине доклассического периода приданое возвращалось жене в случае развода или смерти мужа. В классический же период были установлены следующие правила:
o Приданое возвращалось жене или ее отцу, если брак прекращался смертью мужа либо разводом по инициативе мужа без вины жены либо по вине мужа. o Приданое оставалось мужу в случае смерти жены либо в случае развода по инициативе жены без вины мужа либо по вине жены.
Муж имел право пользоваться и распоряжаться имуществом приданного, но не мог распоряжаться манципиальным имуществом (объекты недвижимости, рабочий скот и рабы) без согласия жены. При Юстиниане таким имуществом муж не мог распоряжаться даже при согласии жены.
· Парафернальное имущество. В его состав включались: предметы домашнего обихода, добрачное имущество, имущество, полученное в дар от 3-их лиц. Дарение между супругами после заключения брака не допускались. По словам Павла «мы не признаем даров между супругами, дабы под предлогом любви один не обобрал другого». Прочие сделки между супругами допускались.
До заключения брака муж мог совершить предбрачный дар. Это имущество переходило в собственность жены, но в случае расторжения брака или прекращения его по иным основаниям применялись те же правила, что и в отношении приданого.
29.03.11
Особенности отцовской власти. Установление и прекращение отцовской власти.
По словам Гайя «отцовская власть является исключительным достоянием римских граждан, такой власти над детьми нет у других народов». В Древнейший доклассический период власть над детьми была абсолютной и неограниченной, она распространялась как на личность подвластных детей, так и на их имущество. В личном отношении домовладыка обладал в отношении детей «правом жизни и смерти», которое могло быть ограничено лишь мнением родичей (членов одного рода). К таким правам относились – право выбрасывать новорожденного ребенка, право продажи в рабство на чужой территории. В имущественном отношении домовладыка обладал правом собственности на все имущественные приобретения детей, причем не отвечал по обязательствам из их сделок. Отцовская власть распространялась на всех детей в одинаковой мере независимо от их пола и возраста, общественного положения и занимаемой должности. Во второй половине доклассического периода абсолютный характер отцовской власти слабеет, она начинает ограничиваться, в частности, запрещается убийство детей, продажа их в рабство, в случае злоупотребления властью подвластные дети могли жаловаться претору на жестокость отца, и он принуждался к освобождению их из под отцовской власти. Расширяются имущественные права подвластных детей. Первоначально в виде пекулия, который предоставлялся подвластному сыну на тех же условиях, что и рабу. Собственником этого имущества оставался отец. Затем появляется так называемый военный пекулий. Он распространялся на имущество, приобретенное подвластным сыном на военной службе: жалование, трофеи и подарки. Это имущество являлось собственностью отца, но сын мог свободно им пользоваться и распоряжаться, в том числе, и завещать. Позднее появляется гражданский пекулий - имущество, полученное на гражданской службе. И уже в конце классического периода появляется наследственный пекулий, в состав которого включалось имущество, полученное по наследству от матери и от родственников по материнской линии. При Юстиниане все эти виды пекулиев были отменены, все имущество подвластного сына являлось его собственностью, в отношении которого отец имел только право пожизненного пользования.
Установление отцовской власти. Известно 3 способа: · Рождение ребенка в законном браке. По словам Ульпиана «ребенок считался рожденным от мужа, состоящего в законном браке с матерью ребенка, если роды произошли хотя бы через 6 месяцев после заключения брака либо в течение 10-ти месяцев после смерти мужа или развода. В иных случаях ребенок считался незаконнорожденным и следовал юридическому положению матери. При этом, если отец ребенка на момент его рождения сам являлся подвластным сыном, то ребенок поступал под власть домовладыки отца. Только в случае смерти домовладыки переходил под власть своего отца.
· Усыновление. Акт усыновления мог совершаться в двух формах: либо «властью народа», либо по решению претора. В любом случае посредством усыновления власть устанавливалась над чужими детьми независимо от их возраста. Властью народа отцовская власть устанавливалась только в отношении тех лиц, которые являлись семейно самостоятельными. Акт усыновления совершался на народных собраниях. Это означало, что как усыновитель, так и усыновляемый также должны были иметь право участвовать в этих народных собраниях. Именно поэтому усыновители не могли быть женщины. Усыновленный приобретал родовое имя и родовое прозвище новой семьи, приравнивался в к родным сыновьям, получал право наследования. Более того, если на момент такого усыновления у усыновленного имелись свои дети, то они также переходили под власть усыновителя в качестве внуков. Все имущество усыновленного также переходило к усыновителю. Вторым способом осуществлялось усыновление лиц чужого права (чужих подвластных). Акт усыновления осуществлялся перед претором в форме частного соглашения. Здесь не требовалось согласие самого усыновляемого, поскольку соглашение это заключалось между двумя домовладыками. Гай указывает на то, что эта сделка представляет собой совокупность трех распорядительных актов (манципаций) и двух актов отпущения на волю. «Относительно сына требуется 3 манципации и 2 отпущения на волю, после третьей манципации усыновитель виндицирует подвластного от его отца в присутствии претора, утверждая, что этот сын его. Если отец молчит, то претор присуждает сына тому, кто заявляет требования. В классическую эпоху формы усыновления упрощаются, усыновление осуществляется в виде простого соглашения между родным отцом и усыновителем. Устанавливается разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым (не менее 18-ти лет). При Юстиниане вводятся две формы усыновления: o Полное – усыновителями выступали восходящие родственники, которые не имели подвластных потомков. o Неполное – усыновителями выступали «посторонние лица» (не выходящие в круг родственников).
· Узаконение. Посредством узаконения устанавливалась отцовская власть в отношении своих незаконнорожденных детей. После акта узаконения такие дети получали все права законного рождения.
Способы: o Объявление перед народным собранием, затем перед претором. o В постклассический период зачисление сына в члены муниципального Сената. o Последующее вступление родителей в законный брак. o При Юстиниане посредством отдельного Императорского рескрипта.
Прекращение отцовской власти: o Естественный способ – смерть отца. o Утрата отцом свободы (в случае военного плена – власть не прекращалась, а приостанавливалась до его возвращения домой). o Лишение гражданства. o В доклассический период – если подвластный сын становился жрецом-понтификом (верховный жрец культа Юпитера), а дочь – если бы посвящена в весталки. o В имперский период – если сыновья занимали высшие государственные посты. o Эмансипация – добровольное прекращение отцовской власти. Этот способ зародился еще в доклассическую эпоху. Впервые он был предусмотрен законами 12-ти таблиц. Он представлял собой двухкратную манципацию и двукратную манумиссию. Уже в классический период достаточно было заявить об эмансипации в присутствии претора.
Вещное право. Классификация вещей и ее правовое значение.
Вещи являются основными объектами гражданского оборота. В целях упорядочивания этого оборота (вещей) Гай составил классификацию вещей, которая с небольшими дополнениями и изменениями вошла в современные гражданско-правовые системы.
Основания классификации: 1. Вещи телесные и вещи бестелесные. Телесными вещами признавались предметы материального мира. Бестелесными вещами признавались такие имущественные права, которые в гражданском обороте имели самостоятельное значение, могли отчуждаться по сделкам, независимо от материальных объектов. К таким объектам Гай относил: 1) обязательственные права; 2) права на «чужие вещи»; 3) доли в обще собственности; 4) доли в уставном капитале (иначе говоря, квоты). 2. Вещи движимые и вещи недвижимые. Недвижимыми признавались вещи, которые обладали двумя признаками: 1) конструктивная связь с поверхностью земли; 2) невозможность перемещения в пространстве без нанесения значительного ущерба их назначению. Земля, здания, сооружения на капитальном фундаменте, многолетние насаждения, закрытые водоемы. 3. Вещие делимые и вещи неделимые. Речь идет не о физическом разделе, а о возможности юридического раздела. Делимыми признавались такие вещи, которые могут быть разделены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (значимости в обороте). Каждая часть разделенной вещи сохраняла функции целого объекта только лишь в меньшем объеме. Неделимыми признавались вещи, раздел которых был невозможен, поскольку это повлекло бы за собой их уничтожение. 4. Вещие родовые и вещи индивидуально определенные (видовые). Родовыми признавались вещи, которые были обособлены в обороте посредством общих родовых признаков: наименование, количество, качество. Индивидуально определенной признавалась вещь, которая была выделена из родовой совокупности посредством присущих только ей индивидуальных признаков. 5. Вещи потребляемые и вещи непотребляемые. Потребляемыми признавались вещи, которые при использовании физически уничтожались, утрачивались. Непотребляемыми признавались те вещи, которые при использовании сохраняли свои свойства. 6. Главные вещи и их принадлежности. Главными признавались вещи, которые в обороте выполняли самостоятельные функции. И отсюда принадлежностями являлись те вещи, которые обслуживали главные вещи, которые не имели самостоятельной функции. Этот характер функциональной связи обусловил следующее правило: «принадлежность следует юридической судьбе главной вещи». При продаже или ином отчуждении главной вещи принадлежность следовала за вещью. Если продавался земельный участок, то все, что там было создано и посажено – следовало за участком. 7. Вещие простые, сложные и составные. Сложными вещами признавались хозяйственно-функциональные совокупности разнородных и разновидовых вещей, которые охватывались общим наименованием и единым функциональным назначением, при этом все объекты, составляющие эту сложную вещь «охватываются общей правовой судьбой». Например, наследство. Составными (консолидированными) вещами признавались конструкции искусственно соединенных между собой простых вещей, которые характеризовались общим наименованием, единым назначением и общей правовой судьбой. 8. Вещи манципиальные и вещи неманципиальные. Классификационные критерии - признак особой ценности вещи для общения. Манципация в цивильном праве - ритуальный обряд меди и весов, с помощью которого переносилось право собственности на особо ценные вещи, удостоверялась сама сделка, (земельные участки в Италии, постройка зданий и сооружений на этих участках, сельские сервитута, рабы, вьючные и тягловые животные) В первой половине классического периода данная классификация воспринималась юристами как юридический архаизм (правовые нормы, которые фактически не применяются). При Юстиниане эта классификация официально отменена. Это древняя классификация, закрепленная в цивильном праве. Данная классификация не была реципирована, представляет собой только истинные интересы. В основе лежит критерий ценности вещи для хозяйственной - гражданской общины. Манципиальными признавались вещи, наиболее ценные для римского сельхоз оборота. К ним относились земельные участки в Италии, здания и сооружения на этих участках квиритское имение (bonis), вьючные и тягловые животные, рабы. Данный перечень исчерпывающий, остальные вещи неманципиированы. Данная классификация утратила свое практическое значение в конце доклассического периода с установлением института бонитарной собственности. В первой половине классического периода данная классификация рассматривалась юристами как правовой архаизм, и уже в позднем классическом периоде о данной классификации и не вспоминалось.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |