КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О. Зотова
Вопросы для самоанализа Вопросы для самопроверки 1. Как определить возрастные границы молодости и основания для их выделения? 2. Каковы задачи развития в молодости? 3. Каково основное содержание кризиса встречи со взрослостью? 4. Какие основные структурные компоненты структуры самосознания выделяет В.С.Мухина? 5. Какой структурный компонент самосознания в молодости претерпевает наиболее существенную динамику и почему? 6. Какова специфика общения с друзьями в молодости? 7. Что определяет особенности общения с родителями? 8. Как изменялись функции и структура семьи в XX столетии? 9. Что нужно понимать под развитием Я как члена семьи? 10. Как изменяется идентичность женщин и мужчин с рождением ребенка? 11. Что понимается под процессом профессионального самоопределения? 1. Наблюдали ли вы проявления кризиса встречи со взрослостью у ваших друзей? 2. Приходилось ли вам оказывать вашим товарищам помощь при особо остром переживании этого кризиса? 3. Как вы полагаете, есть ли половые отличия в переживании кризиса встречи со взрослостью? 4. Показались ли вам близкими какие-либо из приведенных в книге отрывков сочинений? 5. Удалось ли вам благополучно отделиться от вашей родительской семьи или были какие-либо трудности? 6. Какие бы советы вы дали вашей подруге (другу), собирающейся выйти замуж (жениться)? 7. Как вы полагаете, что необходимо, чтобы избежать кризиса взаимоотношений, последующего за рождением ребенка? А может быть, его не нужно избегать? 8. Считаете ли вы, что молодым людям в современной России трудно осуществить процесс профессионального самоопределения?
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Поразмышляйте о том, легко ли быть молодым?
Творческие работы выполнены студентами факультета педагогики и психологии МПГУ (по желанию авторов некоторые фамилии не приводятся). САМОСОЗНАНИЕ В МОЛОДОСТИ
Определены границы молодости: 18 — 25 лет. Теперь остается определить, что же это такое. Самое интересное заключается в том, что для каждого человека молодость (если можно так выразиться) индивидуальна, несмотря на свою всеобщность. У каждого при произнесении этого, казалось бы, простого слова всплывут свои воспоминания. Может быть, поэтому мы не будем делать поспешных обобщений по данному вопросу и ограничимся некоторыми достоверными данными из собственного опыта. Структура самосознания: имя, психологическое время, притязание на признание, права и обязанности, общение. Рассмотрим первый компонент структуры самосознания. Имя. Только сейчас начинаю привыкать к собственному имени, к фамилии: раньше (в детстве) хотелось изменить имя на другое, более звучное — не понимала, почему именно это имя выбрали для меня родители. Прошли годы и теперь безумно счастлива, что меня зовут именно так, а не иначе. (Данная работа является своего рода рефлексией, поэтому причины всего того, что будет описано далее, уже полностью выяснены. И так как работа нацелена на общую картину молодости, считаю наиболее рациональным продолжить начатое путешествие без остановок.) Возможно, скоро придется сменить фамилию: чувствую, это будет сделать не так просто, как кажется, поэтому начинаю готовить себя к ее смене заранее. Конечно, возможен и другой вариант — выйти замуж и оставить свою — но над этим пока всерьез не задумывалась. Итак, произошла довольно сильная идентификация своего Я с именем (т.е. с фамилией), новая фамилия для меня — это новая жизнь. А с другой стороны, почему бы и нет? Ведь недаром молодость называют вторым рождением. Психологическое время. Прошлое — своего рода багаж, но который не тянет вниз, а наоборот, помогает двигаться дальше. Именно тогда началось созидание своей личности, выбор жизненных ценностей, формирование внутренней позиции по отношению не только к себе, но и к другим людям, произошел выбор пути духовного роста и преуспевания. В то время у меня появилось огромное желание учиться, учиться всему, что нравится: музыке, танцам, иностранному языку, интересной профессии, улыбаться, радоваться жизни и быть самой собой всегда и везде. Конечно, не сразу все получилось, но надо стараться, и тогда твои попытки обязательно увенчаются успехом. Безвыходных ситуаций не бывает: всегда существует несколько вариантов, надо просто научиться их видеть. Дальнейшее развитие рефлексивных (возможностей) способностей произошло во многом благодаря поступлению в МПГУ на факультет психологии и педагогики. От всей души хочется поблагодарить преподавателей за те знания, которые помогают двигаться дальше по пути самосовершенствования. Рефлексия помогает мне и в настоящем, продолжая открывать мою сущность (и не только мою), все новые и новые возможности. Жизнь необыкновенно прекрасна. Хочется улыбаться всему чудесному вокруг. Будущее безоблачное, такое же светлое и безмятежное, как прошлое и настоящее. Итак, прошлое принимается в расчет, и оно задало темп, характер саморазвития в настоящем и будущем. Притязание на признание. Конечно, хочется быть всегда на высоте, присутствует и желание быть первой. Но это не мешает спокойно жить другим людям, которые окружают меня. Хочется добросовестно выполнять работу, делать еще что-то. Без сомнения, бывает приятно услышать похвалу за свой труд, тем более что он был от чистого сердца (хочется какой-то отдачи — пусть не всегда это будет похвала, возможна и критика, которая тоже помогает мне исправиться). В силу того, что учусь на психологическом факультете, приходится привыкать к тому, что некоторые знакомые, друзья начинают меня побаиваться, думая, что я маг и волшебник, экстрасенс и ясновидящая в одном флаконе. Да, нас учат замечать некоторые особенности и т.д., но это не значит, что мы, будущие специалисты, залезаем без спроса человеку в душу и орудуем там, словно хирурги, вырезая части, которые, по нашему мнению, лишние у «пациента». Обидно, что не привыкли люди воспринимать психологов в качестве (даже трудно сказать, кого) «человеков», что ли. Родители продолжают видеть во мне ребенка, несмотря на то, что мне почти 20 лет. (Я, конечно же, утрирую по поводу ребенка.) Кризис подросткового возраста частично проявляется и сейчас. Добиваюсь признания от родителей того, что у меня есть свое мнение по данному вопросу, с которым им следует считаться, и т.д. Этот момент проходит без осложнений, так как они были предупреждены заранее о таком повороте событий. Готовлю их к тому (а заодно и себя тоже), что произойдет некоторое обособление, которое является абсолютно нормальным показателем для человека. Итак, притязание на признание, конечно же, присутствует, но оно находится как бы посередине, т. е. оно не является целью действий, произведенных мной. Права и обязанности. В молодости происходит дальнейшее постижение этих категорий. Стараюсь узнать как можно больше о правах человека в различных областях. Не только для общего развития, но и для того, если вдруг придется кому-то, кто обратится за советом, помочь правильно добиться справедливого решения, будь то на работе, может быть, в семье. Чувство ответственности всегда сопровождает меня: свои обязанности я стараюсь выполнять как можно лучше. Правда, нередко этого требую и от других. Общение. Если вспомнить Э. Берна (и его концепцию): репертуар различных состояний Я (родитель, взрослый, ребенок), можно сказать, что мной была взята из этого на вооружение позиция ребенка. Ведь часто мы забываем, а некоторые подавляют ребенка в себе. Следует отметить, что здесь имеется в виду ребенок не капризный, а играющий. Потихоньку начав использовать это состояние своего Я, заметила, что общение хуже не стало, а наоборот, поднялось на более высокую ступень развития. Такая позиция делает человека более подвижным, продуктивным — трудно объяснить словами это состояние. Однако это состояние не следует использовать постоянно (это уже нечто другое). К нему можно прибегать в случаях, требующих свежего решения, — «ребенок» будет «выдавать» все необходимое спонтанно, без фальши и лжи. Иными словами, «ребенок» помог мне выбрать наиболее успешную, удачную позицию в жизни. Заметим, что общение перестает быть исключительно значимой деятельностью (как это было у подростка). Происходит овладение защитными механизмами, которые не только внешне защищают от постороннего внутреннее, но и в то же время укрепляют внутреннюю (сторону) позицию личности. В ситуациях общения интересно наблюдать за жестами, мимикой, походкой, речью и т.д. Это во многом решает проблему ненужных конфликтов с людьми. Использование позиции «на равных» способствует наиболее продуктивному взаимодействию в ситуации общения (хотя и не во всех случаях). Подводя итог проделанной работы, хочется отметить, что было интересно выполнять задание, в ходе которого решались многие вопросы, касающиеся собственной структуры самосознания. Спасибо!
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |