КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Е. Катынская
Вопросы для самоанализа Вопросы для самопроверки 1. Как формулируются основные задачи развития в старости? 2. В чем сущность кризиса встречи со старостью? 3. Что вы понимаете под стратегиями старения? 4. Что такое адаптация в старости и от чего зависит ее успешность? 5. В чем состоит проблема утраты? 6. Как взаимосвязаны здоровье и социальные контакты пожилых? 7. В чем специфика психосоматических заболеваний в старости? 8. Каковы семейные функции бабушек и дедушек? 9. В каком случае возможно возрастание внутрисемейных конфликтов в старости? 10. Как изменяются с возрастом познавательные процессы? 1. Можете ли вы представить собственную старость? 2. Как вы полагаете, должна ли проводиться подготовка к старости, если да, то в каком возрасте? Как? 3. Вспомните ваших знакомых стариков с конструктивной и деструктивной стратегией старения. Кто из них вам более симпатичен? 4. Как вы реагируете на различного рода несправедливое ворчанье стариков с деструктивной стратегией старения? Удается ли вам их понять или они вызывают у вас чувство гнева? 5. Вызывают ли у вас интерес незнакомые пожилые люди, к примеру в метро, или вы их не замечаете? 6. Как вы общаетесь со своими бабушками и дедушками? Применяете ли для этого знания, полученные в этой книге? 7. Как вы полагаете, показателем чего является умение человека бесконфликтно общаться с пожилыми людьми? 8. Приходилось ли вам размышлять о своем уходе из жизни? Как это влияло на ваше поведение? ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Поразмышляйте письменно на тему «Счастливая старость — что это такое?». Творческие работы выполнены студентами факультета педагогики и психологии МПГУ.
Нашу соседку — 83-летнюю старушку — сын отправил в дом для престарелых... Она часто плакала последнее время, а потом, видимо, смирилась... «Им будет легче», — сказала она... И вот уже почти год я ее не видела. А помните спектакль «Дальше... тишина» с Ф. Раневской и Р. Пляттом в главных ролях. Какие мудрые старики, сколько терпения, смирения... Как хочется каждому из них помочь, подарить что-то свое, что-то хорошее, теплое, защищающее... Недавно я ехала в троллейбусе. Дождь, ветер, пустота... Напротив сидела старушка и смотрела в одну точку на окне... Я стала ее разглядывать: помятые старые валенки, потрепанное пальто, платочек... Вряд ли рядом с ней есть те, кто заботится о ее старости... И сердце сжалось... Она случайно подняла на меня глаза, и я улыбнулась ей... И произошло нечто совсем неожиданное для меня — в ее взгляде было столько благодарности, тепла... Она словно просила меня не отворачиваться... И мне опять стало страшно... Боже мой, сколько их — одиноко ютящихся у окошка, стоящих в холодных переходах с дрожащей рукой и опущенным взглядом... или просто смиренно принимающих болезненную старость у себя в комнатушке. Для меня очень больные темы — «дом для престарелых» и «детдом». Они во многом схожи, ведь старики — те же дети, чаще брошенные, забытые и почему-то ненужные... Как это? Я боюсь, что не смогу выполнить на этот раз ваше задание. Я даже не могу объяснить — почему. Для этого нужно особое чувство, которым необходимо какое-то время жить, чтобы работа получилась... Но со мной сейчас что-то не так, совсем не так,.. Состояние опустошенности. Я много раз садилась, брала ручку, закрывалась ото всех — но не получается. А просто отписаться? Уж лучше ничего не писать. Если можно (хотя, конечно, нельзя) — я просто опишу, каким бы я хотела видеть «дом для престарелых». Прежде всего о людях, работающих в этом доме, — это люди для людей и во имя людей, люди самоотверженные, бескорыстные, терпеливые, милосердные... Жалости недостаточно, главное — готовность и желание поделиться, а чаще — отдать все свое тепло тем, нуждающимся в нем. Главное — каждый день приносить в своих глазах свет и улыбку для них... Приносить кусочек «бурлящей за окном жизни». А ведь это очень не просто — уметь оставлять свое наболевшее, проблемное за пределами... Работающий со стариками должен жить этим. Принимать их всех — и больных, и ноющих, и озлобленных, и страшных... всех. Принимать и чувствовать, понимать и заботиться, как о своем маленьком слабом ребенке. Я знаю, рассуждать легко. Но я не говорю, что смогла бы работать там. Я признаю, что, наверное, слабая для этого (хотя с детства мечтаю работать в детском доме). Пишу о доме престарелых, а представляю больницу... В 16 лет я лежала в больнице и соседнее отделение было для стариков — они жили там, точнее, доживали... А напротив этой больницы был морг... и несколько раз в неделю я видела, как умирают эти люди, как тихо их уносят. Наверно, поэтому все это так больно... Дом для престарелых должен стать семьей, должен заменить семью. Мне кажется, что многие люди в старости приходят к вере. Поэтому при этом доме должна находиться церковь... Я представляю себе целую вереницу бревенчатых домишек, лес, озеро... место это далеко от городской суеты, пустоты, страха не найти понимающий взгляд. Звучит очень наивно... Я это осознаю. Но очень важно увлечь, заполнить время дня стариков чем-то значимым... Опять общие фразы. Но было бы сейчас иное состояние, я бы писала до бесконечности... Извините меня, и очень прошу — не оценивайте мою работу... Это, к сожалению, только мысли. Я не готова к этому сейчас... Но уже последний срок сдачи работы. Что делать? Мне бы очень хотелось ее написать, честно...
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |