Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Учебно-методические рекомендации




Тематика курсовых работ

Курсовые работы по аграрному праву на 2014/2015 учебный год не предусмотрены.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции

Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции, включающая в себя: внимательное прочтение вопросов темы лекции по учебнику, учебно-методическому пособию; критический анализ прочитанного материала; постановку интересующих вопросов. Приступая к изучению информационного права, студент должен иметь общие представления об объекте, предмете, методах, и структуре данной науки; о ее месте в системе юридических наук и ее соотношении с другими науками; о ее практическом применении юристами; о характере научной и учебной литературы, которую предстоит изучить. Итак, тщательная подготовка к лекции закладывает необходимые основы для глубокого восприятия лекционного материала.

Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Многие студенты активно используют "систему опережающего чтения", то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.

Другой формой самостоятельной работы студента является посещение лекции, внимательное слушание выступления лектора и конспектирование основных теоретических положений лекции. В то же время бытует такая точка зрения, что "на лекции можно не ходить, так как есть учебники, всегда можно в них потом прочитать материал" или воспользоваться лекциями прилежного сокурсника. Здесь и таится причина получения неудовлетворительных оценок, так как ничто, не может заменить живое слово лектора, его общение с аудиторией.

Внимательное слушание лекции, уяснение основного ее содержания, краткая, но разборчивая запись лекции – непременное условие успешной самостоятельной работы каждого студента.

Поэтому студенты, присутствующие на лекциях по информационному праву, обязаны не только внимательно слушать преподавателя кафедры, но и конспектировать излагаемый им материал. При этом конспектирование материала представляет собой запись основных теоретических положений, нормативных материалов, излагаемых лектором. Нужно твердо помнить, что конспектирование лекций дает студенту не только возможность пользоваться записями лекций при самостоятельной подготовке к семинарам и зачету по информационному праву, но и глубже и основательней вникнуть в существо излагаемых в лекции вопросов, лучше усвоить и запомнить теоретический и нормативный материал.

Как уже указывалось, конспектирование представляет собой сжатое и свободное изложение наиболее важных, кардинальных вопросов темы, излагаемой в лекции по информационному праву Необходимо избегать механического записывания текста лекции без осмысливания его содержания. Не говоря уже о том, что такая запись требует не лекции, а диктовки, что недопустимо и невозможно по информационному праву. Главный порок такой системы заключается в том, что при ней основное внимание студента сосредоточивается не на усвоении содержания лекции, а на механическом воспроизведении текста, прочитанного преподавателем, поскольку студент не обращает внимания на смысл и содержание лекции, а следит лишь за тем, чтобы она была дословно записана в тетради, материал, излагаемый лектором, остается для него непонятным, а само впечатление о содержании излагаемой темы - отрывочным, смутным и далеко неполным.

Основная цель лекции, таким образом, остается недостигнутой, к тому же следует иметь в виду и другое: как бы медленно ни читал лекцию лектор и как бы ни старался студент ее дословно записать, последнего достигнуть почти невозможно, а так как при такой записи главной целью является – правильно записать лекцию, а не уяснить ее смысл, то текст конспекта в ряде случаев искажает смысл и содержание многих разделов лекции по информационному праву.

Рекомендуется поэтому высказываемое лектором положение по курсу информационного права записывать своими словами. Перед записью надо постараться вначале понять смысл сказанного, необходимо стараться отделить главное от второстепенного и, прежде всего, записать главное. Качество записи лекции, конечно, во многом зависит от навыков записывающего и от его общей подготовки, от сообразительности, от умения излагать преподносимое преподавателем своими словами и от многих других факторов чисто индивидуального характера.

Главное для студента, состоит в том, чтобы выработать свой стереотип написания слов, однако при записи надо по возможности стараться избегать различных ненужных сокращений и записывать слова, обычно не сокращаемые, полностью. Если существует необходимость прибегнуть к сокращению, то надо употреблять общепринятые сокращения, так как произвольные сокращения по истечении некоторого времени забываются, и при чтении конспекта бывает, в связи с этим, очень трудно разобрать написанное.

Самостоятельная работа по подготовке студента к практическому занятию

Важной формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические юридические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.

После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать. Обычно разъяснение по этим вопросам студенты получают в конце предыдущего практического занятия, когда преподаватель объявляет очередную тему занятия и кратко рассказывает, как к нему готовиться.

В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений.

Заключительным этапом в самостоятельной работе студента является повторение материала по конспекту, которое способствует ясному пониманию и глубокому овладению материалом. Но эта работа может быть проделана непосредственно накануне семинарского занятия.

Одна из главных составляющих внеаудиторной подготовки – работа с книгой. Она предполагает: внимательное прочтение, критическое осмысление содержания, обоснование собственной позиции по дискуссионным моментам, постановки интересующих вопросов, которые могут стать предметом обсуждения на семинаре.

Педагогический опыт показывает, что высокой квалификации преподавателя, одних его усилий бывает недостаточно для получения студентами глубоких знаний, для этого требуется регулярная самостоятельная работа студентов над рекомендуемой кафедрой литературой и учебником, живой интерес к газетам и журналам, страстное желание больше знать жизнь и неослабевающее трудолюбие. Ведь главное в учебной работе студентов – это регулярные самостоятельные занятия для сознательного усвоения, осмысливания приобретаемых знаний.

Каковы бы ни были индивидуальные склонности студентов, плодотворной работе над книгой непременно должны научиться все без исключения. Правда, этому нельзя научиться за один-два дня, прочитав чьи-нибудь советы и "рецепты"; для этого, безусловно, необходимо много и терпеливо самому работать с книгой, постепенно совершенствуя свои навыки.

Без систематической и упорной работы нельзя по-настоящему овладеть культурой плодотворного чтения книги.

В целом, самостоятельная работа над книгой всегда требует, чтобы студенты усваивали содержание материала (главные мысли, ключевые идеи, представления, понятия и категории, закономерности и т.д.). Усвоенный материал необходимо научиться выражать своими словами.

Можно выделить ряд правил, которые помогут студентам в самостоятельной работе с рекомендованной литературой по информационному праву:

Правило № 1. Ориентировка в литературе помогает и облегчает работу с ней.

Правило № 2. Целеустремленность – одно из решающих условий успешной работы с книгой.

Правило № 3. Для успеха работы с рекомендованной литературой важны плановость и регулярность занятий.

Правило № 4. Книгу нужно читать вдумчиво.

Правило № 5. Самое основное – это анализ, системное обдумывание и усвоение прочитанного с целью практического использования в будущем. Знания должны превращаться в убеждения.

Правило № 6. При чтении рекомендованной литературы надо делать краткую запись усвоенного.

Правило № 7. Самоконтроль и закрепление учебного материала.

Осуществлению внеаудиторной самостоятельной работе способствуют консультации и коллоквиумы (собеседования). Они обеспечивают непосредственную связь между студентом и преподавателем (по ним преподаватель судит о трудностях, возникающих у студентов в ходе учебного процесса, о степени усвоения предмета, о помощи, какую надо указать, чтобы устранить пробелы в знаниях); они используются для осуществления контрольных функций.

Особенность коллоквиумов в отличие от консультаций состоит в том, что они проводятся не более двух-трех раз в семестр с каждой студенческой группы с целью выяснения уровня знаний студентов по заранее определенной теме занятия. В соответствии с кафедральным расписанием учебных консультаций по информационному праву два основных ее вида: текущие и предэкзаменационные. Но есть и другие виды – консультации для подготовки реферата, контрольной работы, научного доклада, которые в свою очередь бывают как групповые, так и индивидуальные.

В течение семестра не реже одного-двух раз в неделю проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, т.е. отработать учебный материал, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, нравственного), рожденные в результате активной самостоятельной работы, осмысления прочитанной лекции, обсуждения вопросов темы на семинаре. Стремление студента более глубоко усвоить наиболее сложные и спорные положения темы, как правило, способствует возникновению у него вопросов, требующих разрешения на консультации.

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе

Сами по себе учебные занятия в вузе, как бы они хорошо ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки юриста отвечающего тем требованиям, которые предъявляют в настоящее время социальные и экономические реалии. Самостоятельная работа студента должна выражаться в активных формах и методах обучения, в единстве учебно-воспитательной и научно-производственной работы, в сотрудничестве студента с преподавателем.

Как построить свои самостоятельные занятия по курсу информационного права, чтобы они с самого начала обучения в вузе шли успешно? Всякая учеба требует много времени, труда и терпения, но трудности эти, безусловно, преодолимы, надо лишь, чтобы студент с первых же дней занятий со всей серьезностью отнесся к поставленной задаче.

В процессе обучения бывают, конечно, и неудачи. Иногда студент не сразу может разобраться в сложных вопросах информационного права, но вместо того, чтобы еще раз внимательно прочитать материал, терпеливо посидеть над книгой, постараться вникнуть в существо вопроса, теряется и откладывает книгу в сторону. Еще одна-две такие неудачи, обычно из-за отсутствия терпения и настойчивости, и студент постепенно перестает работать над учебным материалом, не выполняет письменных работ в срок, не сдает экзаменов; отсюда все нежелательные последующие результаты.

Успех учебы студента зависит от того, насколько правильно он организует работу над учебным материалом, насколько успешно сочетает лекции с практической занятиями и самостоятельной работой. В целях более правильной организации самостоятельной работы по курсу информационного права студенту предлагается ряд рекомендаций, которые необходимо внимательно изучить и использовать с первых же дней обучения в Академии. Получив задание и разобравшись в нем, студент обязан принять меры к обеспечению себя необходимыми учебными пособиями: литературой, нормативно-правовыми актами и т.д. Важно к обеспечению себя пособиями приступить своевременно, т.е. немедленно после получения задания или окончания аудиторных занятий. В указанное время студент может посетить научную библиотеку, учебно-методический кабинет кафедры, читальный зал и справиться об их наличии и при возможности получить их. Нельзя откладывать эти меры на канун занятий, ибо к этому времени литература может быть разобрана.

В последние годы в вузах страны получили широкое распространение электронные базы данных, призванные помочь научному и учебному процессу. В Астраханском филиале ФГБОУ ВПО "СГЮА" существуют справочно-правовые системы "Гарант" и "Консультант плюс", которые содержат нормативно-правовые акты РФ.

Среди всех учебных пособий для подготовки к практическим занятиям особое место занимаю конспекты лекций. Их наличие – непреложное условие всякой самостоятельной работы. Они вводят в курс подлежащей изучению темы и часто содержат обстоятельное разрешение самых актуальных практических вопросов. В отличие от всех других учебных пособий конспекты лекций характеризуются новизной материала специально предназначенного для аудиторных занятий. Студент обязан иметь конспекты лекций, если он серьезно намерен приобрести глубокие знания по юридической специальности.

Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по информационному праву требуется несколько часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Оно, во-первых, позволяет видеть перспективу работы, выявлять, распределять

время и использовать его по своему усмотрению. Во-вторых, оно дисциплинирует, подчиняет поведение студента целям учебы. В связи с этим обязательно следует планировать свою самостоятельную работу в пределах недели. В плане предусмотреть все виды самостоятельной работы, поручения деканата, время их выполнения. После того, как составлен план, его следует строго выполнять. Всякие отступления от него по существу будут означать ликвидацию принятого плана и внесение стихийности в работу.

Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее:

-- Подготовка к практическому занятию может проводиться накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию.

-- Желательно, чтобы подготовка к занятию по информационному праву намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление.

-- Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств.

-- Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время.

Отметим, что правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намеченного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом информационное право.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

 

Студенты очной формы обучения участвуют в подготовке рефератов. Реферат может быть подготовлен по проблемным вопросам курса информационного права для выступления на практических (семинарских) занятиях либо научных студенческих конференциях.

Рефераты по информационному праву готовятся, как правило, студентами, обучающимися на старших курсах, и, следовательно, обладающими навыками научно-исследовательской работы, а также опытом самостоятельного изучения правовых проблем.

Цель реферата – приобретение опыта самостоятельного изучения дополнительной научной (монографической) и иной литературы, информационно-правовых актов, справочного материала, обобщения материалов практической деятельности правоохранительных органов, а также опыта публичного выступления перед аудиторией с изложением сделанных выводов в ходе учебного процесса для выступления на практических (семинарских) занятиях либо научных студенческих конференциях.

Таким образом, реферат по информационному праву является важной частью процесса обучения и подготовки студента-юриста.

Реферат - это одна из сложных форм студенческого научного исследования, включающая в себя несколько этапов: начальный - подготовка к написанию работы; основной — собственно написание работы и предоставление для проверки научному руководителю; заключительный - защита реферата.

Подготовка к написанию реферата (начальный этап) включает, в свою очередь:

– выбор темы работы, согласование ее с научным руководителем;

– подбор научной и иной литературы, и нормативного материала по избранной теме, подготовка соответствующего библиографического списка, консультации с научным руководителем, составление предварительного плана курсовой работы;

– изучение научной и иной литературы, нормативно-правовых актов, материалов практики;

– составление окончательного варианта плана работы, согласование его с научным руководителем.

На основном этапе студент непосредственно приступает к написанию реферата. Содержание реферата включает введение, 2-3 раздела, заключение и список использованных источников.

Текст реферата выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4, в редакторе Word, шрифт Тimes New Roman, 14 пт). Основной текст и текст приложений печатается через 1,5 интервала на принтере; текст постраничных сносок (примечания) печатается через один интервал, шрифт Тimes New Roman, 10 (на странице размещается 29-30 строк).

Ширина полей: верхнее – 20 мм., левое – 30 мм., правое – 20 мм., нижнее – 20 мм.

Нумерация страниц производится вверху, в середине страницы. Номера страниц на титульном листе и оглавлении не проставляются. Не допускаются какие-либо дополнительные, кроме номера страницы, знаки (например, нельзя печатать: - 4 -, 4.)

Абзацы делаются с отступом от левого поля 1,25 см. Текст должен быть тщательно выверен. Обязанность выверять текст и вносить соответствующие исправления лежит на авторе реферата. Оптимальный объем реферата – 10-15 страниц.

При сдаче реферата на кафедру (научному руководителю) она подписывается автором.

Подпись и дата проставляется на последней странице работы. Во введении студент обосновывает актуальность избранной темы, ее теоретическую и практическую значимость, а также цель и задачи своей работы. Основная (исследовательская) часть работы имеет несколько глав, обычно подразделенных на параграфы. Следует учитывать, что наименование глав не должно совпадать с наименованием всей работы в целом, а наименование параграфов соответственно - с наименованием глав. Одна из глав (или ее часть) должна быть посвящена обобщению и критическому анализу теоретических изысканий, имеющихся по данной проблеме. Остальные главы - более тщательному, глубокому прикладному исследованию проблемных вопросов избранной темы.

Учитывая, что реферат относится к числу самостоятельных, творческих исследований, при его написании недопустимы плагиат (выдача чужого произведения либо его части за свое) и компиляция (использование результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников). При заимствовании сведений, фактических данные или мнении других авторов необходимо по тексту работы делать сноски с указанием соответствующего источника.

В заключении (2-3 страницы) работы кратко излагаются результаты исследования и делаются основные выводы. Заключение может содержать рекомендации по совершенствованию информационно-правового законодательства, рекомендации по повышению эффективности работы правоохранительных органов и т.п.

В соответствии с ГОСТ оформляют титульный лист работы, а также сноски на источники опубликования использованной литературы, нормативных актов. При дословном цитировании необходимо заключать текст в кавычки, с указанием в сносках цитируемого источника. В сноске необходимо указать: фамилию, инициалы автора, название работы, место издания, издательство или название журнала (газеты), год издания, номер журнала (либо дату выхода газеты), страницы. При изложении положений используемой работы (без прямого цитирования) кавычки не требуются, но автор реферата обязан сделать ссылку на этот источник.

Список использованных источников включает все информационные источники, использованные автором в работе. Рекомендуется выделять следующие разделы:

– нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, обладающие равной юридической силой, располагаются в соответствии с календарной очередностью их принятия);

– монографии;

– учебники и учебные пособия;

– статьи;

– авторефераты диссертаций;

– материалы правоприменительной практики (архивные, текущие);

– интернет ресурсы.

Монографии, учебники, учебные пособии, сборники, научные статьи, публикации в периодической печати, авторефераты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи и т. д.

Первый (титульный) лист научного доклада отражает информацию об образовательном учреждении, где выполнялась работа, об авторе, названии, научном руководителе, дате (годе) выполнения. На втором листе курсовой работы и научного доклада помешается оглавление (содержание). Оно включает все разделы работы (введение, главы и параграфы, заключение, список использованных источников) с указанием начальных страниц каждого раздела.

Реферат должен:

– носить самостоятельный характер;

– быть написан с использованием действующих нормативно-правовых актов, отражать способности студента работать с нормативно-правовыми актами и рекомендуемой литературой;

– отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

– содержать анализ современно судебной и иной правоприменительной практики по исследованной проблеме;

– быть правильно оформлен (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литераторы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рефератам.

Первоначальный вариант реферата представляется научному руководителю для ознакомления и получения рекомендаций по устранению недостатков.

При устранении недостатков, выявленных научным руководителем в реферате, студент выступает с ним на научном кружке или на семинарском (практическом) занятии, тематика которого совпадает с темой реферата. Оценка подготовленного реферата основывается на критериях оценки курсовых работ с выставлением оценок: "зачтено" или "не зачтено", без занесения их в ведомость и зачетную книжку студента. Оценка реферата имеет значение для научного руководителя при оценке знаний студента в целом по итогам изучения курса информационного права.


МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

Балльно-рейтинговая система оценки уровня подготовки студентов представляет собой индивидуальную оценку качества подготовки обучаемых. Балльно-рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студентов, предусмотренных учебным планом. Главными задачами балльно-рейтинговой системы являются:

– повышение мотивации студентов к качественному освоению учебного материала дисциплины;

– стимулирование студентов к регулярной самостоятельной работе;

– упорядочение системы контроля знаний студентов, выработка единых требований к оценке знаний в рамках дисциплины;

– осуществление дифференцированного подхода к оценке знаний и результатов учебной деятельности студентов;

– достижение высокого уровня организации образовательного процесса.

Методика разработана на основе "Положения о балльно-рейтинговой системе оценке успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО "СГЮА", рекомендаций Управления контроля качества образования и обязательна для исполнения всеми преподавателями кафедры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.