Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях 2 страница




3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помо­гут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодиче­ски произносите «ага», «да», кивайте головой, то есть подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяй­те за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выра­жает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах

пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему воз­можность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша зада­ча — выслушать.

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

Истерика. Истерический припадок длится несколько ми­нут или несколько часов. Основные признаки:

• сохраняется сознание;

• чрезмерное возбуждение, множество движений, теат­ральные позы;

• речь эмоционально насыщенная, быстрая;

• крики, рыдания. В данной ситуации:

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Ос­таньтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое может силь­но удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на постра­давшего).

3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверен­ным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите постра­давшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

5. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Экстремальные ситуации (насилие), связанные с угрозой для жизни. К подобным ситуациям относятся: захват террори­стами, ограбление, разбойное нападение.

За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира, действительность пред­ставляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части — до события и по­сле него. Возникает ощущение, что окружающие не могут по­нять его чувств и переживаний. Необходимо помнить, что да­же если человек не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму.

Помощь взрослому:

1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от бесе­ды, предложите ему описать происшедшее, свои ощу­щения в дневнике или в виде рассказа).

2. окажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмыш­ляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жиз­ненных испытаний).

3. Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).

4. Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», то есть использовать трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил та­кие страшные минуты»).

Помощь ребенку. Ребенок, пережив насилие по отноше­нию к себе или членам семьи, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение ил­люзии справедливости мира, беспомощность). Прямое наси­лие над ребенком может оказаться психологически слишком трудным, непереносимым для него, что выразится в молча­нии и оцепенении.

У ребенка может зафиксироваться в памяти картина со­бытия. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты происшедшего (например, изуродованных, раненых людей или напавшего на него человека).

Связывая действия преступника с яростью, ненавистью, ребенок теряет веру в то, что взрослые могут справиться с со­бой. Он начинает бояться собственных неконтролируемых эмоций, особенно если у него есть фантазии о мести.

Ребенок может испытывать чувство вины (считать причи­ной события свое поведение).

Ребенок, переживший психотравмируюшее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним че­рез день, месяц, год; теряет интерес к ранее привлекательным для него занятиям).

Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки личностного развития. В данной ситуации:

1. Дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его пе­реживаниям и вы знали других детей, которые тоже че­рез это прошли («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).

2. Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх).

3. Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии — это позволит обратиться к приятным образам из про­шлого, ослабит неприятные воспоминания.

4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

5. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).

6. Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.

7. Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).

8. Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (по­могите ему вынести вовне свои переживания в виде об­разов).

9. Нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняй­те любые его желания из чувства жалости.

Сексуальное насилие. Пострадавший испытывает ком­плекс сильнейших переживаний: чувство вины, стыда, безыс­ходности, невозможности контролировать и оценивать собы­тия, страх из-за того, что «все узнают», брезгливость к собст­венному телу.

В зависимости от того, кто явился насильником (незнако­мый или знакомый), психологически ситуация воспринима­ется по-разному.

Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный участок дороги и т.д.).

Если виновник — знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и прочее). Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но длится дольше.

Желательно, чтобы помощь оказывал человек того же по­ла, что и потерпевший.

Помощь:

1. Не бросайтесь сразу обнимать пострадавшего. Возьмите его за руку или положите свою руку ему на плечо. Если увидите, что это человеку неприятно, избегайте телес­ного контакта.

2. Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходи­мо (он должен ощущать, что не потерял контроля над реальностью).

3. Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях про­исшедшего. Ни в коем случае не обвиняйте его в слу­чившемся.

4. Дайте пострадавшему понять, что он может рассчиты­вать на вашу поддержку.

5. Если пострадавший начинает рассказывать о происшед­шем, побуждайте говорить не столько о конкретных де­талях, сколько об эмоциях, связанных с событием. До­бивайтесь, чтобы он говорил: «Это не моя вина, вино­ват насильник»; «Было сделано все возможное в таких обстоятельствах».

6. Если пострадавший решил обратиться в милицию, иди­те туда вместе. При оформлении заявления, выяснении примет преступников он снова в подробностях пережи­вет ужасную ситуацию. Ему будет необходима ваша поддержка.

Психогении в экстремальных ситуациях

В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-пси­хические нарушения проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от мно­гих факторов: возраста, пола, уровня исходной социальной адаптации; индивидуальных характерологических особенно­стей; дополнительных отягощающих факторов на момент ка­тастрофы (одиночество, попечение о детях, наличие больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Психогенное воздействие экстремальных условий склады­вается не только из прямой, непосредственной угрозы для жизни человека, но и опосредованной, связанной с ее ожида­нием. Психические реакции при наводнении, урагане и дру­гих экстремальных ситуациях не носят какого-то специфиче­ского характера, присущего лишь конкретной экстремальной ситуации. Это скорее универсальные реакции на опасность, а их частота и глубина определяются внезапностью и интен­сивностью экстремальной ситуации (Александровский, 1989; Александровский и др., 1991).

Травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в опасных для жизни условиях, на психическую деятельность человека подразделяется на непа­тологические психоэмоциональные (в известной мере физио­логические) реакции и патологические состояния — психоге­нии (реактивные состояния). Для первых характерна психо­логическая понятность реакции, ее прямая зависимость от ситуации и, как правило, небольшая продолжительность. При непатологических реакциях обычно сохраняются работо­способность (хотя она и снижена), возможность общения с окружающими и критического анализа своего поведения. Ти­пичными для человека, оказавшегося в катастрофической си­туации, являются чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства за судьбу родных и близких, стремление выяс­нить истинные размеры катастрофы (стихийного бедствия). Такие реакции также обозначаются как состояние стресса, психической напряженности, аффективные реакции и т.п.

В отличие от непатологических реакций патологически© психогенные расстройства являются болезненными состоя­ниями, выводящими человека из строя, лишающими его воз­можности продуктивного общения с другими людьми и спо­собности к целенаправленным действиям. В ряде случаев при этом имеют место расстройства сознания, возникают психо­патологические проявления, сопровождающиеся широким кругом психотических расстройств.

Психопатологические расстройства в экстремальных си­туациях имеют много общего с клиникой нарушений, разви­вающихся в обычных условиях. Однако есть и существенные различия. Во-первых, вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникновение психи­ческих расстройств у большого числа людей. Во-вторых, кли­ническая картина в этих случаях не столь индивидуальна, как при «обычных» психотравмирующих обстоятельствах, и сво­дится к небольшому числу достаточно типичных проявлений. В-третьих, несмотря на развитие психогенных расстройств и продолжающуюся опасную ситуацию, пострадавший вынуж­ден продолжать активную борьбу с последствиями стихийно­го бедствия (катастрофы) ради выживания и сохранения жиз­ни близких и всех окружающих.

Наиболее часто наблюдаемые во время и после экстре­мальных ситуаций психогенные расстройства объединяют в 4 группы — непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактив­ные психозы.

Невротический уровень расстройств — остро возникшие астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы, снижение критической оценки происходящего и возможностей целенаправленной деятельности

Стабилизированные и усложняющиеся невротические расстройства — неврастения (невроз истощения, астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, в ряде случаев утрата критического понимания происходящего и возможностей целенаправленной деятельности

Реактивные психозы

· Острые

· Затяжные

Острые аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния сознания с двигательным возбуждением или двигательной заторможенностью

Депрессивные, параноидные, псевдодементные синдромы, истерические и другие психозы

Поведение человека во внезапно развившейся экстре­мальной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиоло­гически нормальной, поскольку она способствует экстренной мобилизации физического и психического состояния, необ­ходимой для самосохранения. При утрате критического отно­шения к собственному страху, появлении затруднений в це­лесообразной деятельности, снижении и исчезновении воз­можности контролировать действия и принимать логически обоснованные решения формируются различные психотиче­ские расстройства (реактивные психозы, аффективно-шоко­вые реакции), а также состояния паники.

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

Среди реактивных психозов в ситуации массовых катаст­роф чаще всего наблюдаются аффективно-шоковые реакции и истерические психозы. Аффективно-шоковые реакции воз­никают при внезапном потрясении с угрозой для жизни, они всегда непродолжительны, длятся от 15—20 минут до не­скольких часов или суток и представлены двумя формами шоковых состояний — гипер- и гипокинетической. Гипоки­нетический вариант характеризуется явлениями эмоциональ­но-двигательной заторможенности, общим «оцепенением», иногда вплоть до полной обездвиженности и мутизма (аффектогенный ступор). Люди застывают в одной позе, их ми­мика выражает либо безучастность, либо страх. Отмечаются вазомоторно-вегетативные нарушения и глубокое помрачение сознания. Гиперкинетический вариант характеризуется ост­рым психомоторным возбуждением (двигательная буря, фугиформная реакция). Люди куда-то бегут, их движения и вы­сказывания хаотичны, отрывочны; мимика отражает устра­шающие переживания. Иногда преобладает острая речевая спутанность в виде бессвязного речевого потока. Люди дез­ориентированы, их сознание глубоко помрачено.

При истерических расстройствах в переживаниях челове­ка начинают преобладать яркие образные представления, лю­ди становятся крайне внушаемыми и самовнушаемыми. На этом фоне нередко развиваются нарушения сознания. Для истерического сумеречного помрачения сознания характерно не полное его выключение, а сужение с дезориентировкой, обманами восприятия. В поведении людей всегда находит от­ражение конкретная психотравмирующая ситуация. В клини­ческой картине заметна демонстративность поведения с пла­чем, нелепым хохотом, истероформными припадками. К чис­лу истерических психозов относят также истерический галлюциноз, псевдодеменцию, пуарилизм.

Наиболее типичными проявлениями непсихотических (невротических) расстройств на различных этапах развития ситуации являются острые реакции на стресс, адаптационные (приспособительные) невротические реакции, неврозы (тре­воги, истерический, фобический, депрессивный, ипохондри­ческий, неврастения).

Острые реакции на стресс характеризуются быстро проходящими непсихотическими расстройствами любого характера которые возникают как реакция на экстремальную физическую нагрузку или психогенную ситуацию во время ста­ бедствия и обычно исчезают спустя несколько часов или дней. Эти реакции протекают с преобладанием эмоцио­нальных нарушений (состояния паники, страха, тревоги и де­прессии) или психомоторных нарушений (состояния двига­тельного возбуждения, заторможенности).

Адаптационные (приспособительные) реакции выражают­ся в легких или преходящих непсихотических расстройствах, длящихся дольше, чем острые реакции на стресс. Они наблю­даются у лиц любого возраста без какого-либо явного пред­шествовавшего им психического расстройства. Такие рас­стройства часто в какой-то степени ограничены в клинических проявлениях (парциальны) или выявляются в специфических ситуациях; они, как правило, обратимы. Обычно они тесно связаны по времени и содержанию с психотравмирующими ситуациями, вызванными тяжелыми утратами.

К числу наиболее часто наблюдаемых в экстремальных условиях адаптационных реакций относят:

• кратковременную депрессивную реакцию (реакция ут­раты);

• затяжную депрессивную реакцию;

• реакцию с преобладающим расстройством других эмо­ций (реакцию беспокойства, страха, тревоги и т. д.).

К основным наблюдаемым формам неврозов относят:

1. невроз тревоги (страха), для которого характерно соче­тание психических и соматических проявлений трево­ги, не соответствующих реальной опасности и прояв­ляющихся либо в виде приступов, либо в виде стабиль­ного состояния. Тревога бывает обычно диффузной и может нарастать до состояния паники. Могут присутст­вовать другие невротические проявления, такие, как навязчивые или истерические симптомы, но они не до­минируют в клинической картине;

2. истерический невроз, характеризующийся невротиче­скими расстройствами, при которых преобладают нару­шения вегетативных, сенсорных и моторных функций («конверсионная форма»), селективная амнезия, возни­кающая по типу «условной приятности и желательно­сти», внушения и самовнушения на фоне аффективно суженного сознания. Могут иметь место выраженные изменения поведения, принимающие иногда форму ис­терической фуги. Это поведение может имитировать психоз или, скорее, соответствовать представлению больного о психозе:

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

· фобии невротические, для которых типично невротиче­ское состояние с патологически выраженной боязнью определенных предметов или специфических ситуаций;

· депрессивный невроз — он определяется невротиче­скими расстройствами, характеризующимися неадек­ватной по силе и клиническому содержанию депресси­ей, которая является следствием психотравмирующих обстоятельств. Он не включает в число своих проявле­ний витальные компоненты, суточные и сезонные колебания и определяется сосредоточением больного на псйхотравмирующей ситуации, предшествовавшей бо­лезни. Обычно в переживаниях больных отсутствует проекция тоски на будущее. Нередко имеет место тре­вога, а также смешанное состояние тревоги и депрессии;

· неврастению, выражающуюся вегетативными, сенсомоторными и аффективными дисфункциями и протекаю­щую по типу раздражительной слабости с бессонницей, повышенной утомляемостью, отвлекаемостью, пони­женным настроением, постоянным недовольством со­бой и окружающими. Неврастения может являться следствием продолжительного эмоционального стресса, переутомления, возникать на фоне травматических по­ражений и соматических заболеваний;

· ипохондрический невроз — проявляется главным обра­зом чрезмерной озабоченностью собственным здоровь­ем, функционированием какого-либо органа или, реже, состоянием своих умственных способностей. Обычно болезненные переживания сочетаются с тревогой и де­прессией.

Психогенные расстройства, наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций (Александровский, 2001) табл. 1

Реакции и психогенные расстройства   Клинические особенности
   
Непатологические физиологические реакции Преобладание эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений, сохранение критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности  
   
Психогенные патологические реакции Невротический уровень расстройств — остро возникшие астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы, снижение критической оценки происходящего и возможностей целенаправленной деятельности
Психогенные невротические состояния Стабилизированные и усложняющиеся невротические расстройства — неврастения (невроз истощения, астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, в ряде случаев утрата критического понимания происходящего и возможностей целенаправленной деятельности
Реактивные психозы Острые Острые аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния сознания с двигательным возбуждением или двигательной заторможенностью
Затяжные Депрессивные, параноидные, псевдодементные синдромы, истерические и другие психозы

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.