Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОСЕВАЯ» ЛИЧНОСТЬ




«Осевое время» становится эпохой исторического возникновения личности. В этот период индивидуальное «Я», как первооснова личности, выделяется из общинно-родового «Мы». С ним заявляет о себе феномен личного достоинства, предполагающий право индивида иметь и отстаивать собственное мнение, отличающееся от традиционных, общепринятых взглядов, высказывать свои, независимые оценки и суждения, оставлять за собой право верить или сомневаться, следовать обычным стереотипам или самостоятельно избирать собственную нравственную позицию, свободно самоопределяться в социальной жизни.

Автоматизм привычных стереотипов традиционного социального поведения уступает место возможности сознательных избирательных предпочтений между различными, в том числе альтернативными поведенческими моделями. Более того, эта возможность практически превращается в необходимость постоянно взвешивать, сопоставлять, выбирать, что, в свою очередь, интенсифицирует духовную деятельность, развивает мотивационную сферу, самосознание, внутренний мир личности.

Связь человека с традициями патриархально-родового прошлого утрачивает жесткий, принудительный характер. С ними можно считаться, уважительно к ним относиться. Более того, их можно поставить на службу делу формирования надежного, устойчивого морально-правового сознания, как это сделал Конфуций в Древнем Китае. Но традициями можно и пренебречь. Именно в склонности «осевой» личности к нарушениям древних традиций, норм, запретов проявилось ее особое качество — транс-грессивность, то есть способность переступать черту привычного или дозволенного.

Трансгрессивность как избыточность человеческой психики, чрезмерность ее возможностей по своей природе двойственна и


имеет как позитивное, так и негативное измерение. С одной стороны, это способность человека устремляться за пределы известного к неизведанному, открывать новое, создавать нечто, ранее не виданное, чего нет в природе. На этом пути возникают самые разные продукты человеческого творчества, совершенно новые формы мирообъяснения, множество научных открытий, философских моделей мироздания. Так, греческие философы, впервые ощутившие в себе способность преодолеть границы архаико-ми-фологической картины мира, в полной мере продемонстрировали трансгрессивность своих духовных устремлений.

Но та же трансгрессивность «осевой» личности выказала способность порождать негативные социальные следствия. Как склонность к нарушению существующих норм, к их «переступанию», она с огромной силой проявилась в ранее невиданном падении нравов и распространении преступности. В этом отношении чрезвычайно характерны ветхозаветный миф о грехопадении Адама и Евы и история библейского Хама. Прародители человечества, первые на земле мужчина и женщина, не устояли перед соблазном нарушить запрет Бога. Желание преступить черту дозволенного и отведать запретный плод оказалось сильнее страха перед наказанием. В этом отношении Адам и Ева — трансгрессивные личности. И это далеко не случайное обстоятельство: ведь Ветхий Завет — это плод «осевого времени» мировой цивилизации.

Другой библейский персонаж, сын Ноя Хам, нарушил основополагающую патриархальную заповедь, требующую: «чти отца своего». Когда полураздетый Ной, выпивший виноградного вина, спал в саду, где его увидели сыновья, Иафет и Сим накрыли отца, а Хам стал смеяться над почтенным родителем. Не случайно впоследствии имя этого одного из первых нарушителей традиционных норм патриархальной морали стало нарицательным. В его проступке трансгрессия проявилась как негативная наклонность человека к разрушению нормативно-ценностных оснований цивилизованного общежития.

Человек «осевого времени» предстает таким, каким он будет оставаться все последующие века — чрезвычайно противоречивым существом, вечно находящимся на пороге, на развилке, в точке выбора, придерживающимся традиций и нарушающим их, соблюдающим социальные нормы и постоянно переступающим через них, тяготеющим к идеалам справедливости, истины, добра и регулярно срывающимся в темные бездны пороков и преступлений, жаждущим гармонии и совершенства и с горечью обнаруживающим собственную дисгармоничность и несовершенство.

«ОСЕВАЯ» МЕНТАЛЬНОСТЬ

В культуре «осевого времени» в полной мере проявляется такая антропологическая особенность, как функциональная асим-


метрия полушарий человеческого мозга. Способность левого и правого полушарий по-своему воспринимать действительность заставляет человека замечать в окружающей действительности в первую очередь бинарные оппозиции разнообразных противоположностей. Это накладывает особый отпечаток на особенности философского, религиозного, художественного, морально-правового творчества, где одной из главных духовных процедур становится обнаружение соответствующих противоречий и описание отношений между взаимодействующими противоположностями.

Суть функциональной асимметрии заключается в существенном отличии способностей левого полушария мозга от тех способностей, которыми ведает правое полушарие.

Левое полушарие

1. Отвечает за логическое мышление, ведает знаковым восприятием окружающей человека действительности, обеспечивает аналитические способности к расчленению целого на составные элементы.

2. Позволяет выявлять и жестко противопоставлять обнаруженные антитезы: черное — белое, свет — тьма, добро — зло, да — нет и т. д.

3. От него исходят доминирующие установки на активное изменение действительности, на внешнее преодоление ее противоречий и несовершенств, на целеустремленное самоутверждение.

4. Отвечает за эгоцентрические реакции индивидуального «Я», позволяет ему сознавать свою самоценность и уникальность.

5. Ориентировано на будущее, отвечает за футуристические прогнозы, устремляет индивидуальную активность в перспективу, заставляет желать новаторских изменений в сущем.

6. Обеспечивает способности индивида к занятиям научно-исследовательской, аналитической деятельностью.

Правое полушарие

1. Отвечает за образное мышление, за целостное восприятие объектов. Позволяет одномоментно охватывать в предмете все имеющиеся связи.

2. Не склонно к жестким противопоставлениям противоположностей, так как всегда замечает в них, кроме различий, еще и сходные черты. Замечает не только полюса, но и весь спектр переходных, промежуточных состояний и свойств.

3. От него исходят установки на созерцательное мироотноше-ние, на адаптивное реагирование в отношении внешних раздражителей, на внутреннее преодоление противоречивости мира.

4. Обеспечивает тяготение индивида не к эгоцентрическому, а к корпоративному жизневосприятию, к стремлению не выпячивать свою индивидуальность, а «быть как все».

5. Ориентировано на прошлое, на сохранение связей между ним и настоящим. От него исходят консервативные пристрастия, уважительное отношение к традициям и обычаям старины.


6. Предопределяет наклонности индивида к занятиям художественно-эстетической деятельностью.

Функциональная асимметрия полушарий человеческого мозга своеобразно проявилась в таком фундаментальном культурно-историческом факте «осевого времени», как становление двух заметно отличающихся друг от друга типов ментальное™ — западного (европейского) и восточного (азиатского).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.