Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип антропоцентризма




АПОЛОГИЯ ДИСНОМИИ В ФИЛОСОФИИ СОФИСТОВ И ЦИНИКОВ

ТРАНСГРЕССИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОФИСТОВ На протяжении всего V в. до Р. X. земля Древней Эллады рождала целые созвездия замечательных талантов и гениев. Это был «золотой век» греческой цивилизации, который нередко называют эпохой афинского просвещения. С наибольшим рвением функцию просветителей выполняли странствующие по городам учителя мудрости — «софисты». Обучая желающих самым разным наукам — философии, математике, риторике, грамматике, поэтике, они брали за обучение плату и тем самым добывали себе средства к существованию. Просветительская деятельность являлась для них промыслом, а знания — своеобразным товаром.

Софисты учили тому, как доказывать свое мнение и опровергать чужое, как искусно дискутировать и добиваться победы в споре. Для грека было важно владеть риторическими приемами доказательств и опровержений, поскольку в судебных процессах не было защитников и обвинителей, а истцы и ответчики обязаны были сами отстаивать собственные права в живых дебатах перед судьями. По словам Платона, «в судах решительно никому нет никакого дела до истины, важна только убедительность»1. Обстоятельства такого рода рождали повышенный интерес к ремеслу софистов.

Наибольшей известностью среди софистов пользовались Про-тагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт. Их морально-правовая философия основывалась на нескольких ведущих принципах.

Для софистов человек являлся центром мироздания, «мерой всех вещей», исходным пунктом философствования, позволявшим смотреть на все в мире с точки зрения его интересов. При этом в роли альфы и омеги бытия имел право выступать не только человек вообще как некая умозрительная модель-абстракция, но и любой конкретный индивид в отдельности, со всеми особенностями его мировосприятия.

То обстоятельство, что софисты ставили именно человека в центр Вселенной, противоречило традиционным мифологическим взглядам, согласно которым «мерою всех вещей» выступали боги, а не люди. Устремившись за пределы мифологии, предпочитая более рациональный взгляд на человека и миропорядок, софисты отрицали существование высших регулятивных начал бытия. Протагор писал в сочинении «О богах»: «Я не знаю, существуют

тп Гоч R 4-х т. Т. 2. М. 1970, с. 214.


боги или нет. Препятствия, что мешают знанию, — это темнота вопроса и краткость человеческой жизни».

Другой софист, Критий, утверждал, что боги — это всего лишь выдумка людей. Их никогда не было, как нет их и сейчас. Просто в давние времена законодатели сочинили бога, наделив его свойствами надсмотрщика за поведением людей. В своей трагедии «Сизиф» Критий писал о том, что в глубокой древности, когда не было законов, среди людей царило насилие. Чтобы воспрепятствовать его разгулу, были придуманы законы, устанавливавшие наказания за нарушения, проступки и преступления. Но злодеяния не прекратились. Люди стали совершать их, по преимуществу, скрытно, тайно. И вот тогда-то и были изобретены боги, предназначенные для того, чтобы обуздывать человеческое злонравие. Чтобы воспрепятствовать тайным злодействам, бог изображался вездесущим, всезнающим, всевидящим, проникающим даже в человеческие помыслы. От него уже невозможно было скрыть преступные помыслы. Признав существование бога, люди стали пленниками собственного изобретения. Но истина состоит в том, что не боги, а человек распоряжается собственной жизнью. Право самостоятельно решать, куда ему направлять свои силы, — на добро или на зло, — это его естественное право, которым он сознательно или бессознательно пользуется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.