Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЕРСОНАЛИИ 1 страница




АВГУСТИН Аврелий (354—430 гг.) — христианский теолог, философ, один из «отцов церкви». Родился в североафриканской провинции Римской империи в семье государственного чиновника, где традиционно поклонялись языческим богам. Обучался риторике в Карфагене. Увлечение Цицероном пробудило в нем интерес к философии. Жил в Риме и сам преподавал риторику. В тридцать три года принял христианство. Впоследствии стал выдающимся церковным деятелем, епископом. Основные сочинения: «О величии души», «О свободной воле», «Исповедь», «О благодати и свободной воле», «О граде Божьем».

Философско-правовые воззрения Августина наиболее полно представлены в его трактате «О граде Божьем». В нем Августин утверждает, что человечество знает две истории двух «градов». Первая — это история светских государств, являющихся царствами зла и несправедливости. Вторая — история христианской церкви, которую Августин называет «царством Божьим на земле».

Подобно тому, как в человеческой жизни есть шесть основных периодов — младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость, в истории двух «градов» также имеется шесть эпох. Первая простиралась от Адама до Великого Потопа, вторая — от Ноя до Авраама, третья — от Авраама до Давида, четвертая — от Давида до Вавилонского пленения, пятая — от Вавилонского пленения до Иисуса Христа и шестая — от Христа до грядущего Страшного суда Если светские государства подчинятся церкви, то их судьба будет благоприятной. Но если этого не произойдет, то обитатели «града Божьего» обретут вечное блаженство, а население «земного града» будет обречено на вечные муки.

АКВИНСКИЙ Фома (Аквинат) (1225—1274) — крупнейший средневековый мыслитель-теолог. Родился близ Неаполя, в аристократическом семействе. Унаследовав графский титул, предпочел стать монахом-доминиканцем. Посвятил себя религиозно-философскому творчеству и преподавательской деятельности. Читал лекции по теологии в Парижском университете и монастырских школах Италии.

Главный труд Аквината «Сумма теологии» содержит, наряду с разнообразной философской проблематикой, учение о праве и государстве. В отличие от Аристотеля, считавшего государство естественной формой человеческого общежития, Фома аквинский видел в нем создание человеческого гения, подобие произведения искусства.

Процесс управления государством аналогичен тому, как Бог правит миром, а душа руководит телом. Главной объединяющей силой, без ко-


торой государство распалось бы, является воля правителя. Начало, консолидирующее все усилия государства, должно быть единым. Поэтому наилучшей формой правления является монархия. Поскольку власть монарха производна от божественной власти, монархия — высший тип государства. Правитель подобен Богу-творцу. Его воля приводит в движение социальную жизнь. Он — воплощение коллективной личности народа. Если главная задача государя — быть кормчим, то главная добродетель народа — повиновение воле кормчего.

Аквинат различает три разновидности права — вечное, естественное и человеческое. Вечное право — этосовокупность принципов Божественного руководства миропорядком. Естественное право вытекает из законов вечного права и распространяется на всех живых существ, включая человека. Оно предписывает чтить Бога и осуществлять его волю в земных делах. Человеческое право изменчиво; на нем лежит печать случайного и преходящего. Оно зависит от природы конкретного государства, характера правления и множества других частных факторов.

Учение Фомы Аквинского с XIV в. является официальной доктриной римско-католической церкви, а сам он причислен к лику ее святых.

АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906—1959) — русский философ, поэт. Сын известного писателя Леонида Андреева. Родился в Берлине. Учился на Высших литературных курсах, но «непролетарское» происхождение помешало ему получить в СССР университетское образование. Писал стихи и поэмы религиозно-философского содержания. В 1942 г. был мобилизован на фронт. В 1947 г. был обвинен в покушении на Сталина и осужден на 25 лет тюрьмы. В 1957 г. освобожден. Остаток жизни посвятил завершению начатой в тюрьме книги «Роза Мира».

В трактате «Роза Мира. Метафилософия истории» мыслитель рисует картину трагической участи мировой цивилизации в целом и славянского культурного мира в частности. В книге присутствуют два крупных проблемных комплекса, имеющих непосредственное отношение к морально-правовой философии. Первый связан с историософским осмыслением прошлого российской государственности. Второй включает анализ феномена государственности во всемирно-исторической перспективе. Д. Андреев использует особый, «трансфизический» метод исследования, позволяющий обращаться не только к объектам, доступным для обычного человеческого восприятия, но и проникать в миры запредельной, «трансфизической» реальности.

Для Д. Андреева история двойственна: она складывается не только из очевидных фактов и событий, но и из таких форм, которые пребывают в иных измерениях пространства и времени и не попадают в поле зрения науки. Эта вторая область является сферой «метаистории». Соответствующей двойственностью обладает и историческое познание. С одной стороны это обычная историческая наука, изучающая видимые факты, а с другой — это «метаисторическое» познание, проникающее в глубь «ме-таисторического космоса» с борющимися в нем благими силами света и демоническими силами тьмы. Эта борьба определяла тысячелетнюю историю российской государственности.

АРИСТОТЕЛЬ (384—328 гг. до Р. X.) — великий древнегреческий философ, стоящий у истоков европейского, сугубо рационалистического стиля философствования. Учился у Платона, был учителем Александра


Македонского. Основал в Афинах свою философскую школу, получившую название Лицея. Автор таких сочинений, как «Метафизика», «Ни-комахова этика», «Большая этика», «Политика» и др.

Важное место в теории Аристотеля занимает практическая философия, исследующая бытие человека в социуме и различные виды его деятельности.

Для Аристотеля, как и для Платона, огромное теоретическое и практическое значение имел вопрос о наилучшем государственном устройстве, поскольку назначение человека состоит в том, чтобы жить в государстве. По Аристотелю, го£ударство — это множество входящих в единую целостность элементов, которые не должны быть унифицирован-ны. Любое стремление превратить его в подобие некоего монолита ценой ликвидации разнокачественное™ элементов губительно и для целого и для его частей. Для людей жить всем вместе, владеть общей собственностью и при этом избегать разногласий и распрей не так легко. Стремиться к единому надо, но это должно быть относительное, а не абсолютное единство, в противном случае возникает не наилучшее, а наихудшее из государств.

Аристотель провел разграничение между естественным правом и условным. Первым он назвал право, которое повсеместно имеет одно и то же значение, независимо от того, признают ли его люди и как они его толкуют. Условным правом являются конкретные законоположения, принимаемые людьми, и строящиеся на основе этих законов отношения между ними.

БАКУНИН Михаил Александрович (1814—1876) — русский мыслитель, теоретик анархизма и революционер-практик. Выходец из старинного дворянского рода. Учился в университетах Германии. В период революции 1848 г. был руководителем военного восстания в Дрездене. Прошел через царские тюрьмы и сибирскую ссылку. Вел активную революционную пропаганду в странах Европы.

Юношеское увлечение философией Г. В. Гегеля заставило М. А. Бакунина поставить во главу угла своей теории гегелевскую идею прогресса цивилизации как неуклонного возрастания степени свободы. Единственное, чему обязан подчиняться человек, — это естественные законы. Все действия сознательных субъектов должны быть направлены на то, чтобы утверждать человеческую свободу в социальных сферах. Основным препятствием на этом пути является государство. Идеологическим орудием несвободы, помогающим государству в укреплении и поддержании его власти, является религия. Эти два оплота социального деспотизма необходимо уничтожить. Человеческий разум, способный возвыситься над религиозными предрассудками, и волевой напор практических усилий, сокрушающих государственные институты, должны расчистить социальное пространство для свободного общества и свободнойличнос-ти. К таким выводам приводит М. А. Бакунина логика анархического деструктивизма и антиэтатизма. ^./i

БЕНТАМ Иеремия (1748—1832) — английский теоретик правей." морали. Выпускник Оксфордского университета. Создатель основтзг'." литаризма как социально-философского и этико-правового учения,ч>:/-р'ающегося на принцип полезности. Противник теорий естественного" права. В своей главной работе «Деонтология, или наука о морали» по-


пытался последовательно провести идею торжества пользы и удовольствия, а также мысль о том, что главная цель развития цивилизации состоит в максимализации меры общей пользы путем установления гармонии между индивидуальными и общественными интересами. Считал, что каждый человек при соблюдении морали и права должен руководствоваться принципом взвешенного сопоставления возможных удовольствий и страданий, которые его ожидают в результате.

Сводя интересы общества к сумме интересов отдельных индивидов, Бентам считал, что частное стремление каждого заботиться только о себе ведет в конечном итоге к увеличению общей суммы счастья в государстве. Видел в либеральных ценностях, свободной торговле, расширении избирательного права путь к процветанию государств. Выступал с резкой критикой теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо за ее способность пробуждать в массах бунтарские настроения, способные нарушить стабильность общественной жизни, нанести существенный вред гражданам и государству, уменьшить общую сумму удовольствий.

БОГДАНОВ (Малиновский) Александр Александрович (1873—1928) — русский философ, писатель, один из создателей современной теории систем. Учился в Московском университете. Испытал на себе влияние идей марксизма и эмпириокритицизма. Основные труды: «Тектология: всеобщая организационная наука», романы «Красная звезда», «Инженер Мэн-ни».

В «Тектологии» А. А. Богданов предвосхитил ряд идей общей тео-р'ии систем и кибернетики. Он рассматривал человеческую деятельность как единство противоположных векторов — организующего и дезорганизующего. Любой продукт духовно-практического творчества, в том числе и система правовых норм, предстает как сложноорганизованное целое, упорядочивающее опыт многих предыдущих поколений. Архитектоническая структурированность сообщает нормативным системам устойчивость, способность противостоять силам дезорганизации и хаоса.

Важной категорией в концепции А. А. Богданова является понятие «организованная пластичность». Оно позволяет выявлять в нормативных системах гибкость внутренних связей и объяснять логику исторических и ситуативных перегруппировок элементов.

Общество в качестве системы — это сочетание внешних факторов естественного характера с внутренними, производными от активности социальных субъектов. Общественной системе свойственно стремиться к состоянию порядка и равновесия, неуклонно повышать степень ее организованности и достичь в конечном счете такого уровня, до которого оно само, естественным образом, без специальных усилий субъектов никогда не сумело бы возвыситься.

ВЕБЕР Макс (1864—1920) — немецкий социолог и социальный философ. Преподавал в университетах Фрейбурга, Гейдельберга и Мюнхена. Внес заметный вклад в разработку проблемы легитимной власти в -^сударстве. Под легитимным господством Вебер понимал власть, кото-

признают управляемые индивиды. Выделяя несколько типов гос-ва, он называл первый из них легальным, то есть таким, при кото-.одчиняются не личности, а установленным законам, подчиняются по только управляемые, но и управляющие(чиновники). Формально-правовой принцип, лежащий в основе легального господства, позволяет уп-


равлять в соответствии со строго рациональными правилами, невзирая на лица, чины и звания.

Второй тип легитимного господства Вебер называет традиционным. Он основывается не только на законности, но в первую очередь на общем признании священности древних традиций властвования и подчинения. Традиционное господство может носить геронтологический (власть старейшин), патриархальный (власть племенных вождей) и патримониальный (власть монарха) характер.

Третий тип легитимного господства, харизматический (от греч. harisma — высший дар), предполагает власть, основанную на личной преданности вождю или пророку, на уверенности всех в его необыкновенном даре. Поскольку власть харизматического лидера не подкреплена законом, дающим ему право на неограниченное господство, он вынужден постоянно изыскивать средства и способы подтверждения своей необыкновенности. Характерным свойством харизматичности является ее способность трансформироваться в культ личности лидера.

Если под легальным типом господства Вебер подразумевал то, что большинство его современников именовало правовым государством, то в харизматической модели господства он изобразил не только феномен отдаленного прошлого, но и приближающегося будущего. В условиях неправовых тоталитарных государств харизматическое лидерство станет наиболее распространенной разновидностью господства.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — один из наиболее крупных представителей немецкой классической философии. Окончил Тюбингенский богословский институт. Был домашним учителем, редактором газеты, директором гимназии, профессором философии в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Автор работ «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории», «Философия права», «История философии», «Энциклопедия философских наук» и др.

Философско-правовые воззрения изложены Г. Гегелем в его сочинениях: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Философия права» и «Энциклопедия философских наук».

Г. Гегель рассматривал динамику исторического развития права как процесс увеличения степени свободы. Право, как осуществленная свобода, проходит три основные ступени, названные философом «абстрактным правом», «моралью» и «нравственностью». На уровне абстрактного права свобода человека проявляется как его право владеть собственностью. На ступени морали субъект права должен уже не только обладать собственностью, но и иметь развитое правосознание, уметь оценивать свои и чужие поступки с точки зрения справедливости и законности, иметь представление о мотивационных проблемах правонарушений и преступлений. И, наконец, на уровне нравственности личность должна выказывать способность к жизнестроительству и правотворчеству, активно участвовать в деятельности гражданского общества и государства.

Г. Гегель ставит государство выше всех остальных социальных форм, считая, что только оно дает человеку возможность вести полноценную жизнь цивилизованного субъекта.


ГЕРАКЛИТ (ок. 540—480 гг. до Р. X.) — один из первых древнегреческих философов. Житель г. Эфеса, располагавшегося на западном побережье Малой Азии. Выходец из аристократического рода. Автор сочинения «О природе», от которого дошли до настоящего времени лишь краткие фрагменты.

Для Гераклита мирозданием правит высший закон — Логос. Он господствует над всем сущим. Даже Солнце не вправе нарушить его требования. Если оно преступит то, что ему предписано, его настигнут Эринии, блюстительницы порядкаи правды. В той же степени это касается и людей, которые не могут существовать в атмосфере беззакония. «Все человеческие законы, — писал Гераклит, — питаются единым божественным. Ибо последний господствует насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает». Долг человека состоит в том, чтобы твердо знать свое место в мировом порядке и не пытаться что-либо изменить в нем. Живой, размеренный пульс мирового целого требует от людей, чтобы они согласовывали свою жизнь и деятельность с его ритмами. Но к этому способны далеко не все и в наименьшей степени — простолюдины, демос. Гераклит, сам будучи аристократом по крови и духу, с большой неприязнью относился к демократическим умонастроениям и к тем, кто превозносил требования толпы. В его представлении толпа глуха к требованиям Логоса, она вся во власти тленного, и ее излюбленное занятие состоит в том, чтобы «набивать свое брюхо, подобно скоту». Только мудрецам-философам дано мыслить и говорить разумно, опираться на знание всеобщего и на основании этого знания создавать законы и строить жизнь государства.

ГОББС Томас (1588—1682) — английский философ. Родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет. Во время английской революции был сторонником О. Кромвеля. В период реставрации королевской династии Стюартов Т. Гоббс не пострадал потому, что среди членов королевского дома были его воспитанники.

В книге «Левиафан» (1651), вышедшей в год победы и триумфа Кромвеля, Т. Гоббс изложил свое учение о человеке, государстве и праве. Именем библейского чудовища Левиафана он назвал государство. Являясь гарантом безопасности живущих в нем людей, государство оберегает их от внешних врагов и внутренних распрей. Одновременно оно защищает частную собственность граждан и их права в области торговли и предпринимательства.

Власть государства имеет не божественное, а земное происхождение. Она возникает в результате общественного договора людей с целью их защиты. Верховная власть имеет абсолютный характер и не несет перед подданными никакой ответственности за свои действия. Граждане не вправе протестовать или добиваться изменения формы правления. Государство — это могучий «смертный бог», требующий от всех полного послушания. Подобный абсолютизм в глазах Т. Гоббса оправдан, так как это единственная серьезная альтернатива естественному состоянию «войны против всех».

В теории Т. Гоббса имеется формула права как совокупности санкционированных государством норм и законов. В ней нет речи о естественных правах и прирожденных свободах личности. Это объяснялось особенностями «смутного времени», когда любой разумный человек готов


был уступить свои права и свободы монарху, чтобы тот, в свою очередь, обеспечил ему безопасность и надежный социальный порядок.

ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859—1938) — немецкий философ, создатель феноменологического учения. Преподавал в университетах Галле, Гет-тингена и Фрейбурга. Основные сочинения: «Логические исследования», «Кризис европейских наук и трансцентральная феноменология».

Оказал своими работами большое влияние на становление феноменологической социологии, экзистенциализма и персонализма.

Разработанный Э. Гуссерлем феноменологический метод имеет своей задачей выявление идеальных, «чистых» сущностей исследуемых предметов. Эти сущности пребывают, согласно Э. Гуссерлю, во внеопытных, внеисторических структурах человеческого сознания. Они являют себя в пространстве смыслов как феномены. С позиций феноменологического метода социокультурный мир предстает в его трансцендентальном измерении как субъективная реальность.

Феноменологический метод позволяет выделить различные уровни социокультурных феноменов — языковый, психический, предметный, смысловой и тем самым приблизиться к их наиболее глубокому пониманию. С его помощью происходит отбрасывание всего множества противоречащих друг другу мнений и погружение в царство чистых истин.

Особое место в учении Э. Гуссерля занял концепт жизненного мира, под которым он понимал совокупность всех действительных и возможных опытных данных повседневного человеческого существования. Содержательным ядром жизненного мира являются базовые знания человека о стандартных ситуациях деятельности с сопутствующим им смысловым нормативным ценностным содержанием. В жизненном мире имеются особые смысловые сферы религиозного, художественного, научно-познавательного, нравственного, правового характера. Нормативно-правовая сфера составляет предмет изучения для феноменологической философии и социологии права.

ДЕКАРТ Ренэ (1596—1650) — великий французский мыслитель, основатель философского рационализма. Учился в иезуитском колледже Ля Флеш. Служил офицером в действующей армии. Много лет прожил за пределами Франции.

Р. Декарт создал новую антропологию. В трактате «Страсти души» он определял добродетели и пороки как имманентные свойства человеческой природы. Не обусловленные ни сверхъестественными силами, ни влиянием внешних, социальных обстоятельств, они являются выражением общей антропологической конституции, результатом разнообразных смешений ее отдельных качеств. То, что проявляется как моральность и имморальность, — это «привычки души», предрасполагающие людей к определенным умонастроениям и действиям.

Одни люди находят внутри себя силы для овладения своими страстями, а другие к этому неспособны. Но в обоих случаях источником различных форм социального поведения оказываются антропологические особенности их психики и разума.

Антропоцентризм Декарта проявляется и в сфере сугубо методологических проблем, касающихся обоснования нового метода философского познания. Взяв за основу принцип сомнения, Р. Декарт утверждает, что человек может сомневаться во всем, кроме своего собственного существо-


вания. Индивидуальное мыслящее «Я» — это абсолют, перед которым бессильны любые сомнения: «Я мыслю, следовательно я существую». Способность к рациональному мышлению — исходная для философского познания. Разум, а не вера, не страсти, не инстинкты, не интуиция — альфа и омега философствования о мире и о человеке, о нормах и ценностях, о морали и праве.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821—1881) — великий русский писатель-мыслитель. Окончил военное Инженерное училище в Петербурге. После решения посвятить себя литературному творчеству вышел в отставку. За посещение кружка петрашевцев был приговорен к смертной казни, но помилован и отправлен в сибирскую каторгу на четыре года с последующей ссылкой и службой в качестве рядового. Возвратившись в Петербург, создал романы, принесшие ему мировую известность: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Его философские воззрения оказали огромное влияние на русскую и европейскую философскую мысль XX века.

В творчестве Ф. М. Достоевского ведущее место заняли размышления над двумя возможностями вероятных социально-исторических изменений. Первая — это укрепление религиозных, нравственных и правовых устоев социальной жизни. Вторая — движение через моральное разложение общества к распаду, хаосу и беспредельному господству «карамазовщины». Находясь в пункте исторического разветвления, откуда открывались пути и к возрождению и к распаду, Ф. М. Достоевский пытался постичь глубинные, сущностные закономерности обеих возможностей. Наблюдения за происходящим и размышления все более склоняли писателя к мысли, что победит, скорее всего, вторая возможность. Поэтому ведущее место в его творчестве заняла тема уголовных и политических преступлений. Он первым начал исследовать криминальное сознание людей, которые через некоторое время ввергнут страну в пучину социальных катастроф. Выведя в своих произведениях новый тип героя-разрушителя, Ф. М. Достоевский предугадал, что именно будущие рас-кольниковы, верховенские, Карамазовы и смердяковы станут вершителями русских революций, архитекторами и строителями тоталитаризма.

ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858—1917) — французский социолог и философ, чьи исследования имеют большое значение для разработки философских и социологических проблем правоведения. Преподавал в университетах Бордо и Парижа. Основал журнал «Социологический ежегодник».

Основным предметом социологии для Э. Дюркгейма являлась особая реальность, состоящая из социальных фактов, которые существуют объективно, независимо от индивидов и способны оказывать на них и их поведение принудительно-регулятивное воздействие.

Одно из ведущих мест в теории Э. Дюркгейма занимает тема общественной солидарности, под которой он понимал социальные связи, объединяющие людей друг с другом в общественные группы. Э. Дюркгейм выделял две формы солидарности — механическую и органическую. Первая преобладала в архаических обществах и основывалась на неразвитости личностных особенностей индивидов, на сходстве исполняемых ими общественных функций, на растворенное™ отдельного в общем. Для механической солидарности характерно репрессивное право, предусматривающее строгие наказания для каждого, кто нарушил общепринятые нормы.


Органическая солидарность возникает в обществе с разветвленной системой разделения труда, где каждый занят своим делом и может выбрать деятельность, соответствующую его наклонностям, позволяющую развивать способности и таланты. Индивиды с развитым личностным самосознанием ощущают свою связь с общественным целым. Испытываемое ими чувство солидарности способно крепить социальный порядок. Органической солидарности соответствует реститутивное (восстановительное) право, задача которого в том, чтобы постоянно исправлять нарушения существующего положения вещей. Поддерживая отношения солидарности, оно стремится сглаживать остроту возникающих социальных коллизий. Охватывая области гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного права, оно способствует сохранению отношений кооперации. Поэтому Э. Дюркгейм называет реститутивное право также правом кооперативным. Задача государства, которое представляет собой коллективный разум, управляющий жизнедеятельностью всего общественного организма, заключается в том, чтобы обеспечивать органическую солидарность, сглаживать противоречия между управленческим механизмом и интересами, правами и свободами частных лиц. Э. Дюркгейм сравнивает государство с тяжелой машиной, которая годится только для общих и простых работ. Не приспособленная к бесконечному разнообразию частных обстоятельств, она поневоле все придавливает и нивелирует. Чтобы этого не происходило, необходимы промежуточные или вторичные ассоциации граждан, играющие роль буфера между государством и индивидом. По существу, Э. Дюркгейм развивает идеи правового государства и гражданского общества как необходимых составляющих цивилизованного социума.

ИЛЬИН Иван Александрович (1883—1954) — русский философ и правовед. Получил юридическое образование. Преподавал в Московском университете. В 1922 г. был приговорен большевиками к расстрелу, но затем смертная казнь была заменена отправкой в изгнание. Жил в Германии и Швейцарии, занимаясь исследовательской и преподавательской работой. Исследовал проблемы государственного суверенитета, природы международного права, сущности монархического и республиканского правосознания. Основные сочинения: «Понятия права и силы. Опыт методологического анализа», «О монархии и республике».

И. А. Ильин, исследуя природу «живого», общественного и индивидуального правосознания, утверждал, что в тех условиях, когда оно пребывает в неразвитом или кризисном состоянии, утратив связь с религиозными и нравственными устоями общественной жизни, вырождается и действующее в государстве позитивное право и одновременно подтачиваются основы правопорядка.

Главным трудом своей жизни И. А. Ильин считал книгу «О монархии и республике», где вскрываются глубинныеориентации человеческой психики, стимулирующие у одних людей развитие монархических умонастроений, а у других —республиканских. Эти ориентации присутствуют в виде внутренних душевных склонностей, ищущих реализации во всех доступных сферах. Вторгаясь в область отношений человека к государственной власти, они обретают формы либо монархического, либо республиканского правосознания. Отдавая предпочтение монархическому правосознанию, И. А. Ильин утверждает, что пока жизнедеятельность


современных народов будет основываться на существовании парной, моногамнойсемьи, возглавляемой отцом и являющейся «микромоделью» монархии, в ориентациях массового правосознания будут проявляться монархические настроения.

КАМЮ Альбер (1913—1960) — французский философ-экзистенциалист, писатель. Начинал как радиожурналист, актер и режиссер самодеятельного театра. Вовремя второй мировой войны участвовал в движении французского Сопротивления. Автор философского трактата «Бунтующий человек», повестей «Чума», «Посторонний», «Падение». В 1957 г. его литературно-философское творчество было отмечено Нобелевской премией.

А. Камю, принадлежа к плеяде крупных французских философов-экзистенциалистов, предпринял попытку взглянуть на существование общества и государства сквозь призму категории абсурда. В его понимании абсурд — это состояние, когдаразрушилась традиционная иерархия ценностей, все перемешалось и исчезла возможность усмотрения в сущем высшего смысла. Вместе с ней исчезли границы между добром и злом, подвигом и преступлением, правопорядком и хаосом.

А. Камю констатирует, что Новое время в европейской истории ознаменовалось чередой постоянных нападок человеческого разума на Бога, религию, нравственные заповеди и правовые нормы. В результате это привело к тому, что человек остался один на один со своим своеволием. Бросив вызов Миродержцу, Высшему судье, встав на путь метафизического бунта, человек уподобился рабу, пожелавшему низложить господина. Норезультат этого восстания оказался неожиданно страшен: в опустошенном мироздании человеческое существование утратило высший смысл. Амбиции и непомерная гордыня обернулись ощущением никчемности жизни. Стали обыденностью разномасштабные злодейства от мелких преступлений до государственного терроризма и мировых войн. При этом, считал А. Камю, значительная доля ответственности за происшедшее должна быть возложена на социально-политическую философию, оправдывающую деструктивные инициативы индивидов и масс.

КАНТ Иммануил (1724—1804) — великий немецкий философ. Родился и прожил всю жизнь в Кенигсберге. Был профессором университета. Основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.