Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЕРСОНАЛИИ 3 страница




Мыслитель настойчиво проводил идею неприятия насилия. Он утверждал, что не следует вести открытую борьбу с государственностью римских язычников, поскольку она и так обречена. Достаточно спокойно ждать, когда осуществится высшее предначертание и Рим, как оплот зла, насилия и несправедливости, погибнет сам.

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863—1920) — русский философ и правовед. Изучал юриспруденцию и философию в Московском университете. Успешно защитил докторскую диссертацию. Был профессором Киевского и Московского университетов, редактором «Московского еженедельника», организатором Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Философское творчество Е. Н. Трубецкого отличалось широтой интересов. Среди его сочинений важное место занимали философско-правовые исследования: «История права», «Социальная утопия Платона», «Энциклопедия права».

Для Е. Н. Трубецкого характерен либеральный подход к сущности права, которое он понимал и трактовал через свободу. В праве он видел совокупность норм, предоставляющих социальным субъектам внешнюю свободу и вместе с тем ограничивающих ее. Подобный взгляд позволял обнаружить ценностную амбивалентность права, его способность, с одной стороны, обеспечивать и гарантировать свободу, а с другой — не позволять свободе переходить в произвол и вседозволенность. Это давало возможность примирить исходящие от государства требования порядка с потребностью личности в свободе, позволяло найти оптимальную меру их соотношения, необходимую для развития цивилизованных правоотношений.

Е. Н. Трубецкой противопоставил теократическому идеалу Ф. М. Достоевского — Вл. Соловьева идею светского правового государства, в котором видел необходимую историческую ступень на пути к достижению высших, совершенных форм цивилизованного общежития.

ФРЕЙД Зигмунд (1856—1939) — психиатр, философ, культуролог, создатель психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. Как психиатр и психолог занимался клинической практикой.

;ктивную научно-исследовательскую работу. В 1938 г. вынужден был г сп нацистских преследований эмигрировать в Англию.,,,jjpi 3. Фрейда характерен взгляд на генезис и функционирование аС&,дарства, социальных норм, культуры сквозь призму проблемы бессознательного. В системе социального контроля он видел не только не-


обходимое условие развития цивилизации и культуры, но и репрессивный фактор, действующий угнетающе на бессознательно-инстинктивные начала человеческой природы, порождающий неврозы, бесчисленное множество внутренних морально-психологических коллизий, деформации характеров, нарастающее отчуждение. 3. Фрейд указывает на два основных средства, позволяющих в некоторой степени сглаживать остроту этих проблем, — стихийно возникшее и сознательно культивируемое. Первое — это сублимация, как отыскиваемые индивидами формы трансформации инстинктивно-сексуальной энергии в социально-деятель-ностную, практически-преобразовательную, познавательную, художественную, политическую и т. д. Второе — специально разработанная методика психоанализа как системы психотерапевтических средств.

Поздний 3. Фрейд значительное внимание уделял двум основополагающим началам — Эросу и Танатосу, «инстинкту жизни» и «инстинкту смерти». Противоречия между ними определяющим образом влияют на жизнь общества, создают весь спектр духовных, практических, моральных, правовых и многих других проблем.

Учение 3. Фрейда оказало серьезное влияние на развитие социально-правовой и криминологической мысли XX в.

ФРОММ Эрих (1900—1980) — психолог, социолог, философ. Родился в Германии, в еврейской семье эмигрантов из России. Окончил Гей-дельбергский университет. Прошел через у влечения марксизмом, буддизмом и психоанализом. После прихода к власти Гитлера эмигрировал в США. Последние 11 лет жизни провел в Швейцарии. Основные сочинения: «Бегство от свободы», «Современный человек и его будущее», «Психоанализ и дзен-буддизм», «Душа человека», «Анатомия человеческой деструктивности».

Осуществленное Э. Фроммом фундаментальное исследование проблемы человеческой агрессивности имеет большое значение для фило-софско-антропологического осмысления феномена преступления.

Тема антропологических оснований зла привлекала Э. Фромма на протяжении всей его творческой жизни. Подобно мыслителям прошлого, он видел в зле одно из неустранимых проявлений самой жизни, в которой, наряду с совершенством и гармонией, всегда присутствуют проявления несовершенства и дисгармонии. Принимая метафизические предпосылки классической философии в объяснении истоков зла, Э. Фромм, однако, предпочитает идти своим путем, исследуя антропологические, психические и социально-психологические истоки деструктивных форм социального поведения людей.

ФУКО Мишель (1926—1984) — французский историк, социолог, философ, чье мировоззрение сформировалось под преимущественным влиянием идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Башляра. Преподавал в университетах Франции, Германии, Польши. В 1971 г. по его инициативе была создана группа ученых и представителей общественности для изучения условий содержания заключенных в тюрьмах Франции. Автор исследований «История безумства в классический век», «История сексуальности», «Надзирать и карать: история тюрьмы», «Воля к знанию».

Одна из центральных проблем в исследованиях М. Фуко — это проблема власти социальных институтов над индивидом, формы и типы власти, ее объекты и механизмы осуществления, многообразие ритуальных


форм, посредством которых она принуждает к повиновению, надзирает за поведением инаказывает виновных в нарушении ее требований. Власть навязывает индивидам определенные стереотипы социального поведения. Она проникает во все поры социального тела — в детскую, спальню, кабинет врача, школьный класс, солдатскую казарму, тюрьму и т. д. Где бы ни находился человек, кем бы он ни был, не в его силах избежать дисциплинарно-нормирующих воздействий власти на его дух и тело. В этом власть сходна с научным познанием, которое также вездесуще и всепроникающе. Анализ М. Фуко обнажил реально существующую тенденцию в развитии государственного механизма новейшего времени, состоящую в гипертрофии системы контроля, в обретении ею неправового характера и предрасположенности к инволюции в тоталитарную систему.

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106—43 гг. до Р. X.) —выдающийся римский политический оратор, теоретик права, социальный мыслитель. Получил юридическое образование, сталблестящим адвокатом. Сумел подняться к вершинам политической власти, был избран консулом. Но, приняв во вражде между Цезарем и Помпеем сторону последнего, был после гибели Цезаря убит его сторонниками.

Цицерону была близка идея естественного права. Признавая приоритет естественного закона над всем сущим, он видел в нем не только причину того, что происходит в жизни людей, но и образец, в соответствии с которым должно формироваться законодательство государства. Разум позволяет людям обретать знания о высшем, божественном праве, о его требованиях и запретах.

В сочинении «О государстве» Цицерон сформулировал определение естественного права, которое впоследствии стало классическим: «Истинный закон представляет собой то, что говорит правильно употребленный разум. Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону».

Поскольку миропорядку в целом присущи устойчивость и законосообразность, то человек тоже обязан стремиться к разумной сдержанности своих проявлений, обуздывать стихийные порывы своих страстей, соотносить все поступки с представлениями о мере, порядке и гармонии. В свою очередь мера и порядок должны быть ориентированы на благо государства и общества. Человек, руководствующийся нормами морали и права, обеспечивает себе устойчивое положение и в государстве, и внутри космического миропорядка.

ШЕРШЕНЕВИЧ Габриэль Феликсович (1863—1912) — российский правовед, философ права. Окончил Казанский университет, преподавал юридические и философские дисциплины в высших учебных заведениях Москвы. Принадлежал к позитивистскому направлению философии права. Основные сочинения: «О чувстве законности», «Конституционная монархия», «История философии права», «Общее учение о праве и государстве», «Общая теория права».

Г. Ф. Шершеневич утверждал, что в социальной диаде «государство— право» приоритетное положение принадлежит государству, которое ис-


торически возникло раньше права. Обязанность права, как производной, вторичной социальной реалии, состоит в том, чтобы обслуживать государство, обеспечивать необходимый для его функционирования общественный порядок. Обладая реальной силой и властью, государство ставит себя выше правовых ограничений и настаивает на том, что они должны распространяться только на граждан.

Являясь сторонником юридического позитивизма и легизма, Г. Ф. Шершеневич выступал с критикой философских теорий естественного права. В своих сочинениях он пытался доказать, что они, в отличие от теории позитивного права, оторваны от реальности и бессильны в своих стремлениях хоть как-то на нее воздействовать. Основной мотив законопослушного поведения он видел в страхе перед наказанием. Все остальные мотивы ученый считал производными от инстинктивного эгоизма людей. Даже возникновение государства и права он рассматривал как результат борьбы и победы эгоистических интересов одних людей над эгоистическими интересами других.

ЭПИКУР (341—270 гг. до Р. X.) — греческий философ эпохи эллинизма. Родился в бедной семье школьного учителя. В тринадцать лет познакомился с сочинениями Демокрита и увлекся философией. В тридцатишестилетнем возрасте основал в Афинах собственную школу, которая получила название «Сад Эпикура». Над входом в нее была надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».

Важнейшей проблемой в социальной философии Эпикура является проблема свободы. После Сократа, Платона и Аристотеля, акцентировавших внимание на вопросах долга, обязанностей, общественной необходимости, служения государству, происходит перемещение философского интереса. Проблема индивидуального самоопределения личности внутри социального целого обретает у Эпикура космологическое обоснование. В этом ему помогает атомистическая онтология Демокрита, в которую он вводит допущение о праве атомов отклоняться в своем движении от предписанных судьбой траекторий.

Эпикур создает учение о справедливости, в основу которого кладет принцип конвенциальности. Справедливость, согласно Эпикуру, возникает и существует только там, где есть договорные отношения между людьми. Если люди заключают соглашения не причинять друг другу вреда, обмениваться полезными услугами, укреплять дружеские связи, создавать обстановку, где каждый чувствует себя в безопасности, то о государстве, где все это существует, можно говорить как о царстве справедливости.

В справедливо устроенном государстве у индивидов всегда имеется область, где они совершенно свободны в выборе занятий, характере времяпрепровождения, предпочтениях, симпатиях и привязанностях. Это сфера частной жизни, которую благоразумный человек способен наполнить удовольствиями телесного и духовного характера.

ЮНГ Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психолог, философ, культуролог. Начинал как психиатр в клинике Цюриха. Испытал влияние учения 3. Фрейда, стал президентом Психоаналитического общества. Но позднее отошел от классического фрейдизма. Создал собственное направление, названное им «аналитической» или «глубинной» психологией и имеющее большое значение для исследования бессознательных


оснований нормативной и, в частности, морально-правовой регуляции социального поведения индивидов и масс.

К. Г. Юнг рассматривал человеческую психику как энергетическую систему, обладающую «биполярностью», противоположно заряженными началами, противоречия между которыми драматизируют внутреннюю жизнь личности. Психическое бытие у К. Г. Юнга — это сложная, динамичная целостность, в основании которой находятся архетипы как комплексы бессознательных переживаний. Для современных криминологических исследований наибольший интерес представляет архетип, названный ученым «Тенью». Это темный двойник индивидуального «Я», своеобразный резервуар всего докультурного, «зверочеловеческого», угрожающего основам духовности, нравственности и правопорядка.

Другой архетип, «Маска», представляет собой средство прикрытия, позволяющее спрятать за покровом приобретенной социальности индивидуальное, сокровенное «Я». Защищая внутреннее «Я» личности, «Маска» может в конечном счете стать причиной ее духовной деградации и обезличивания.

Теоретическое наследие К. Г. Юнга еще ждет своего часа, когда исследователи философско-правовых проблем обратятся к содержащимся в нем идеям, чтобы с их помощью осветить сложнейшие вопросы нормативно-правовой регуляции социального поведения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.