Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Румыния




Польша

 

В Польше к началу реформ на селе проживала 1/3 населения страны (аграрное перенаселение), на сельское хозяйство приходилось около 1/4 всех земель, однако в ВВП его доля была менее 8%. Частный сектор составлял 70-80% от площади сельскохозяйственных земель, характеризовался как отсталый, низкотоварный, с преобладающими мелкими малоэффективными крестьянскими хозяйствами. По оценке польских экономистов, Польша отставала в развитии сельского хозяйства примерно на 30 лет, по эффективности использования факторов производства - в 2,5 раза, в том числе трудовых ресурсов - в 7 раз, от стран ЕЭС со сходными производственными условиями. В Польше один занятый в сельском хозяйстве "кормил" 9 человек, а в ЕЭС - 38 человек. Тем не менее страна считалась самообеспеченной продовольствием (кроме зерна) и по ряду продуктов выступала экспортером (в основном производимых пригородными частными хозяйствами, кооперативами и госхозами).

Преобразования в сельском хозяйстве начались в середине 1989 г. введением системы свободных цен на сельскохозяйственную продукцию. В основу концепции реформирования сельского хозяйства легла задача повышения эффективности землепользования и сельскохозяйственного производства, составными элементами которой должны были стать внедрение рыночного механизма и реструктуризация сельскохозяйственного производства. Эта концепция получила отражение в аграрном разделе программы Бальцеровича (известной в России под названием "шоковая терапия"), реализация которой началась с 1 января 1990 г.

До этой программы все сельскохозяйственные предприятия получили абсолютную хозяйственную самостоятельность (в том числе и госхозы), но зато были отменены все льготы, дотации, компенсации, гарантированные минимальные закупочные цены, что привело к диспаритету цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и другим негативным последствиям. В программе проявилась озабоченность судьбой всего агропромышленного комплекса (АПК) и особенно крестьянства (капиталовложения, поддержание минимального уровня закупочных цен, постепенный перевод всех отраслей АПК на рыночные условия).

Программой предусматривалась практически полная приватизация государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий.

По земельному законодательству 1990 г. земля стала товаром, подлежащим свободной купле-продаже через систему аукционов для польских граждан, а при определенных довольно жестких условиях и для иностранцев. Были сняты ограничения на размеры земельных наделов.

Против продажи земли иностранным гражданам и юридическим лицам все время выступали крестьяне. Поэтому порядок продажи земли иностранным покупателям является, по существу, запретительным (требуется разрешение четырех министерств, в том числе министерства обороны). В результате у нерезидентов находится лишь 0,03% всей проданной земли.

Земельный рыночный фонд, состоящий преимущественно из земель государственного фонда, намечалось пополнить землями разорившихся (1 млн. из 2,5 млн. существовавших тогда) крестьянских хозяйств, а также землями ликвидированных кооперативов и госхозов, где была сконцентрирована 1/5 производственного потенциала отрасли. Всего на рынок предполагалось поставить 21% всех сельскохозяйственных угодий.

Приватизацию в 1990 г. - начале 1991 г. пытались провести на основе закона о государственном предприятии. Однако процесс оказался сложным, так как госхозы являлись крупными предприятиями, и в 1992 г. было создано Агентство сельскохозяйственной собственности государственного казначейства (АСХСГК), которое стало не только организатором приватизации, но и приняло на себя государственную собственность в сельском хозяйстве и долги ликвидируемых предприятий. В результате ликвидации госхозов (около 1 тыс., из которых 740 со всей землей, составлявшей более 50% всего земельного фонда госхозов) и Государственного земельного фонда АСХСГК получило свыше 4,5 млн. га земли, имущество госхозов, все предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и всю техническую инфраструктуру.

АСХСГК, будучи созданным на базе бывших крупных комбинатов - госхозов, является акционерным обществом, ведущим сельскохозяйственную деятельность, переработку сельскохозяйственной продукции, торговлю (в том числе землей) и оказывающим услуги.

АО "АСХСГК" является также единственным акционером обществ с ограниченной ответственностью (ООО), созданных при приватизации животноводческих и семеноводческих хозяйств (к 1996 г. насчитывалось 104 таких общества).

Земельный рынок не получил развития, не привел к ожидаемым результатам. Так, до конца 1996 г. АСХСГК продало всего 10,4% внесенных в него земель, причем 53% соглашений о продаже касались участков площадью в 1 га, т.е. продажа земли не улучшила структуру землепользования.

Большое значение имеет аренда сельскохозяйственных земель (этот институт существовал и в социалистической Польше). В аренду было сдано 73,5% всех земель, отошедших к АСХСГК. Предметом аренды выступают земли и строения, а машины и оборудование выкупаются арендатором с рассрочкой до восьми лет, оборотные средства - до пяти лет. Покупатели недвижимости получают льготный кредит на 15 лет.

Таким образом, организационно-правовая структура сельского хозяйства существенно изменилась. Помимо новых АО и ООО сохранились лишь 1100 кооперативов, большая часть которых смогла приспособиться к рыночным условиям. Однако они малы по размерам (в среднем насчитывают по 50 членов), располагают всего 2,5% посевных площадей страны. В современной Польше в отличие от социалистической интерес крестьян к кооперации невелик.

Не исполнилось ожидание реформаторов относительно создания крупных фермерских хозяйств западного типа. Польша осталась мелкокрестьянской страной: на хозяйства с площадью сельскохозяйственных угодий свыше 10 га приходится лишь 19%, тогда как в Великобритании - 98%, во Франции - 95%, в Дании - почти 90%, Германии, Бельгии и Голландии - от 85 до 88%, в Италии - около 65% сельскохозяйственных угодий.

В 1994 г. создано Агентство реструктуризации и модернизации сельского хозяйства (АРМСХ), основная деятельность которого связана с финансовой поддержкой конкретных проектов модернизации и структурной перестройки хозяйств, сферы переработки продукции и услуг для аграрного сектора, развитие производственно-технической рыночной инфраструктуры на селе, повышение квалификации и т.п. Финансовая помощь в сфере инвестиций состоит в доплатах к процентам за кредиты. Деятельность АРМСХ в стране оценивается положительно.

Однако, несмотря на меры государственной поддержки, основные показатели эффективности сельского хозяйства в результате реформ ухудшились. Снизились производительность труда, степень самообеспеченности продовольствием, объем экспорта.

Примерно 60-70% крестьянских хозяйств находятся на грани банкротства, ниже социального минимума в деревне живет около 63% населения. Только 17% крестьянских хозяйств имеют доходы, позволяющие вести расширенное воспроизводство, 11,7% хозяйств достойно содержат семью. Деградирует социально-бытовая инфраструктура.

Как и другие страны Центральной и Восточной Европы, Польша возлагала надежды на лучшее в связи с вступлением в члены Европейского союза.

 

 

В Румынии реформы 90-х годов прошлого века основывались на постулатах либерализма. В результате радикальные трансформации в экономике привели к фактической ликвидации сложившегося в деревне уклада, созданию новых типов землевладения и землепользования, что негативно отразилось на сельском хозяйстве и на экономике страны.

Идеология земельной реформы, основанная на рекомендациях международных финансовых организаций и западных экспертов, базировалась на концепции, что эффективными собственниками и землепользователями могут быть только крестьянские (фермерские) хозяйства; кооперативы и государственные предприятия объявлялись неэффективными формами землепользования и организации труда. Именно это было отражено в Законе о земельном фонде (1991 г.)*(309), положившем начало длительному и противоречивому процессу изменений земельного строя.

Закон закрепил право членов сельскохозяйственных кооперативов (СПК) на получение в частную собственность земельных наделов, внесенных ими в ходе кооперирования крестьян в 1949-1962 гг. Это означало фактическую ликвидацию более 4 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов, на долю которых приходилось до 47% сельскохозяйственных угодий.

Право на реституцию земли получили члены сельскохозяйственных производственных кооперативов, специалисты, работающие в хозяйстве не менее пяти лет, а также наследники этих категорий граждан. Минимальный размер возвращаемого надела - 0,5 га на человека, максимальный на семью - 10 га (в пахотном эквиваленте). Закон позволял семьям, проживающим в регионах с ограниченным потенциалом пашни, получать наделы в других местах с условием их обязательной обработки. Особый режим был введен для приватизации многолетних насаждений, а также для предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, животноводческих комплексов, парников и теплиц. Намечалось создать на их основе производственно-коммерческие организации, а если члены кооперативов не согласны с этим, то часть имущества предлагалось раздавать им, а другую часть распродавать на торгах.

Следует заметить, что земельные наделы получили 6 млн. человек, тогда как в СПК до реформы работало около 12 млн. человек.

Юридическое оформление реституции затянулось на годы и сопровождалось многочисленными конфликтами и судебными процессами. Основная причина этого, как и в Болгарии, - требование закона о возвращении именно тех участков, которые владелец в свое время внес в кооператив.

С еще большими трудностями происходило реформирование государственного сектора, который охватывал 28% сельскохозяйственных угодий. В государственной собственности находились 411 государственных сельскохозяйственных предприятий, 573 станции по механизации, десятки научно-исследовательских институтов и опытных станций, снабженческо-заготовительных организаций. Закон "О земельном фонде" исключал перечисленные организации из сферы его действия, так как их коммерциализация была провозглашена еще в 1990 г. в Законах "О реорганизации госпредприятий в коммерческие общества" и "О коммерческих обществах в сельском хозяйстве и пищевой промышленности"*(310).

В соответствии с этими законами государственные сельскохозяйственные предприятия трансформировались в акционерные общества, 30% акций которых безвозмездно передавались персоналу предприятия, 70% - в фонд государственной собственности для последующей их продажи. Вначале (до 1997 г.) акционировались мелкие предприятия. Приватизация затруднялась сложностями с оценкой земли, имущественных прав ассоциируемых с государственными предприятиями хозяйств и необходимостью учета прав бывших владельцев земельных участков, перешедших в государственную собственность после 1945 г. (закон позволял таким лицам и их наследникам становиться акционерами, получать пакет акций согласно площади возвращаемого участка, но не более 10 га).

Активная приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий началась с 1997 г. после подписания соглашения с Всемирным банком о финансировании программы ASAL (реструктуризации сельского хозяйства). Предусматривалась открытая подписка на акции тех предприятий, которые не имели бюджетной и банковской задолженности или если их долговые обязательства не превышали стоимость активов предприятий. Разрешалось банкротство убыточных и малопривлекательных для инвесторов государственных сельскохозяйственных предприятий, сдача их земель в концессию.

Не меньше трудностей возникло и с трансформацией сервисных предприятий. В 1995 г. после введения в действие Закона "Об ускорении приватизации"*(311) была проведена переоценка всех земель этих предприятий и осуществлена публичная продажа государственного пакета акций (несельскохозяйственные земли не входили в стоимость акций, так как разрешалось продавать их в собственность местной администрации, которая, в свою очередь, могла сдать их в концессию тем же предприятиям). В случае приобретения инвестором 40% и более акций, в контракт вносилось обязательство покупателя не менять в течение 10 лет вид деятельности предприятия. Были утверждены типовые модели разгосударствления предприятий.

К 2000 г. процесс разгосударствления собственности не был завершен в основном в связи с новой волной реституции 1997 г. и изменением земельного законодательства в 1997-2000 гг.

После прихода к власти правых партий были внесены существенные изменения в земельное законодательство, расширившие масштабы реституции за счет лесных угодий, увеличения максимального размера возвращаемых участков (с 10 до 50 га, в среднем до 50% внесенного в сельскохозяйственный кооператив надела), закрепления права на частичную реституцию земель и лесов церковных организаций (по требованию Совета Европы). При отсутствии свободных земель в данном населенном пункте компенсация могла быть произведена в других районах. Впервые право на получение наделов (до 2 га на семью) получили специалисты, медицинские работники и другие категории, но только в районах с избытком сельскохозяйственных земель.

Реализация нового законодательства наткнулась на острую нехватку сельскохозяйственных и лесных угодий (заявки на реприватизацию дополнительно подали 1,2 млн. юридических и физических лиц, что потребовало бы изъятия 1,8 млн. га сельхозугодий и 2,9 млн. га лесов, т.е. почти 1/2 площади, имеющейся в стране). Кроме того, необходимо было изыскать еще почти 1 млн. га пашни для 500 тыс. семей, не являющихся работниками сельского хозяйства, но проживающих в сельской местности.

Реституция за счет приватизации публичной собственности (общинные пастбища, сельскохозяйственные угодья, принадлежащие местным органам власти, министерствам), а также орошаемых земель в низовьях Дуная, наткнулась на конституционные барьеры.

Новое законодательство (1997-2000 гг.) внесло существенные элементы в продажу земли иностранным гражданам. Конституцией Румынии запрещено приобретение прав владения на землю иностранными гражданами и лицами без гражданства. В Законе "О земельном фонде" 1991 г. говорится о том, что "физические лица, не имеющие румынского гражданства и не проживающие в Румынии, а также юридические лица иностранных государств, действующие за пределами Румынии, не имеют право приобретать в собственность землю любого вида через юридические сделки с румынскими гражданами". В принятых одновременно законодательных актах о режиме иностранных инвестиций в Румынии разъясняется, что понятия "иностранный гражданин" и "иностранный инвестор" не являются синонимами. Следовательно, коммерческие компании с участием иностранных инвесторов с местонахождением в Румынии являются румынскими юридическими лицами, что позволяет им даже со стопроцентным иностранным капиталом приобретать землю и недвижимость на различных условиях, предусмотренных Гражданским кодексом страны.

В результате реформ землепользование в Румынии сложилось следующим образом: в частном секторе - 78,8%, в том числе индивидуальные хозяйства - 63,4% (средний размер одного хозяйства - 2,3 га), семейные ассоциации (без юридического лица) - 5,9% (размер - 139 га), сельскохозяйственные общества (с юридическим лицом) - 9,6% (размер - 396 га), государственный сектор - 6,7% (размер - 3600 га), публичный сектор - 14,5% (в среднем 475 га), в том числе общинные пастбища - 13,5% (760 га). Сложился тип мелкотоварной крестьянской страны с раздробленным мелкоземельем, не создающим условия для рационального и эффективного использования земли.

Структура численности субъектов права собственности по состоянию на 2000 г. такова: в частном секторе насчитывалось 4,120 млн. индивидуальных хозяйств, 6,3 тыс. семейных ассоциаций, 3,6 тыс. сельскохозяйственных обществ. Государственный сектор представлен 400 предприятиями.

Реструктуризация сельского хозяйства привела к значительному ухудшению всех (производственных, экономических, финансовых) показателей Румынии. Резко упали объемы производства, урожайность, численность поголовья животных, доходы крестьян. Возросла безработица. Разрушена социальная сфера села. Усилилась бедность значительных слоев населения. В стране признан факт падения качества жизни крестьян.

 

§ 6. Чешская Республика (Чехия)

 

В течение многих лет социалистическая Чехословакия отличалась высоким уровнем развития АПК. Принятый еще в начале 70-х годов прошлого века курс на достижение максимальной продовольственной самообеспеченности (на уровне 100-105%), успешно реализовывался на практике. Роль АПК была велика не только в обеспечении продовольствием, но и в экономике страны в целом. Основными кормильцами являлись сельскохозяйственные кооперативы, которые, распоряжаясь 64% земельного фонда, производили 2/3 продовольствия страны; на государственные хозяйства приходилось около 1/3 земель и производства продовольствия; необобществленный сектор занимал всего лишь 4% сельскохозяйственных угодий, его роль была значительной лишь в производстве овощей и фруктов. Государственное регулирование АПК в дореформенный период отличалось всемерной поддержкой сельского хозяйства (бюджетное финансирование, субсидирование, дифференцированные налоги и пр.). Эквивалент государственной поддержки составлял 55% против 47% в Европейском союзе, и внутренние цены были на уровне, превышающем мировые. Более того, государство дотировало потребление продовольственных товаров, стимулируя спрос и соответственно расширение масштабов производства.

Реформа, начатая с 1 января 1991 г., коренным образом изменила цели, задачи, способы воздействия на сельскохозяйственное производство. Специальной концепции аграрно-рыночных преобразований не разрабатывалось. Однако прежний курс на самообеспечение сменился на снижение объемов производства продовольствия до 70-75% дореформенного периода (особенно мяса и молока). В рынок страна входила по варианту "шоковой терапии" в чистом виде без ограничений: либерализация ценообразования и внешней торговли, резкое снижение бюджетного финансирования и субсидирования, отстранение государства от регулирования производственно-экономической и социальной ситуации.

В последующие годы реформ (1992-1993 гг.) в стране возобновлялись разные меры государственного регулирования аграрного сектора, защиты внутреннего рынка, регулирования рыночных отношений в целом, государственной поддержки в сфере кредитования и др. С 1993 г. эти меры ослабевают, усиливается налогообложение, ликвидируется система государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (особенно в связи с вступлением в ВТО в 1995 г.), в результате чего государственная поддержка к 1999 г. снизилась с 55% в 1989 г. до 25% при среднем по Европейскому союзу - 49%.

Реформенные преобразования, начавшиеся с мая 1991 г., т.е. с даты вступления в силу Закона "О земле", означали прежде всего отмену бессрочности и бесплатности кооперативного землепользования: все пользователи земли обрели статус арендатора, а собственники земли - статус арендодателя с правом пересмотра и расторжения договора. Основными составляющими реформы являлись: реституция, трансформация единых сельскохозяйственных кооперативов (ЕСХП) в новые предпринимательские формы и приватизация государственных хозяйств. Реституция обрела масштабный характер:

1. Она охватила не только земельную собственность, но и все конфискованное и обобществленное после января 1948 г. сельскохозяйственное имущество (в том числе жилые и хозяйственные постройки).

2. В состав участников реституции включены граждане - резиденты Чехословакии, иностранные подданные и некоторые категории юридических лиц.

3. Подверглись ревизии итоги заключительного этапа земельных реформ (1947-1948 гг.).

К началу 1998 г. в частные руки было передано 1,3 млн. га сельскохозяйственных и лесных угодий, более 80% сельскохозяйственных земель обрели своих хозяев, "невостребованные" 800 тыс. га остались в распоряжении государства.

Реорганизация единых сельскохозяйственных кооперативов проводилась в соответствии с Законом "О трансформации единых сельскохозяйственных кооперативов" в три этапа. Вначале пайщикам (как членам, так и не членам кооператива, внесшим свою землю и имущество в пользование кооператива) возвращались внесенные в кооператив земельные участки, имущественные паи и денежные взносы. Затем приватизировалась оставшаяся собственность сельскохозяйственного кооператива на основе единых для всех кооперативов критериев: 50% - в соответствии с величиной индивидуального земельного надела; 30% - со стоимостью остального имущества, внесенного в кооператив; 20% - с количеством отработанных в кооперативе лет. При этом с теми пайщиками, которые намеревались перейти к самостоятельному хозяйствованию, расчет должен был производиться безотлагательно, с остальными пайщиками - по истечении семи лет. На заключительном этапе единые сельскохозяйственные кооперативы преобразовывались в новые предпринимательские формы.

Реорганизация кооперативов началась в 1992 г. и закончилась к весне 1993 г. 95% единых сельскохозяйственных кооперативов были реорганизованы в кооперативы нового типа - добровольные объединения земельных собственников с правом свободного выхода из кооператива с земельным и имущественным паем. Общее количество кооперативов в результате разукрупнения увеличилось на 40%.

Реорганизация государственных хозяйств осуществлялась в соответствии с Законом "О "большой" приватизации". При этом их активы приватизировались без сельскохозяйственных земель, которые на период до полного завершения земельной реституции были переданы в распоряжение земельного фонда. До реформы в стране функционировали 175 государственных хозяйств со средней площадью в 6261 га (это очень крупные хозяйства). Из-за реституции (на имущество госхозов пришлась основная масса реституционных претензий) их реорганизация оказалась сложной и затяжной. Приватизация по существу началась с 1995 г. и лишь в 1998 г. вошла в завершающую фазу.

Основные методы приватизации таковы:

прямая продажа активов нынешним пользователям или заинтересованным лицам (с предоставлением 20-летнего беспроцентного кредита);

акционирование с продажей акций за наличные;

аукционы.

В результате реорганизации государственных хозяйств были созданы 2458 торговых обществ, в том числе 1767 ТОО и 631 АО.

В 1999 г. сложилась следующая предпринимательская структура на селе. Если в 1989 г. предприятий физических лиц насчитывалось 3205, то в 1999 г. их стало 32 968; их удельный вес в площади сельскохозяйственных угодий - 23,5%, а средняя площадь - 25 га. Иначе говоря, крестьянский сектор не занял ведущее место. Утратил свою роль и кооперативный сектор. Вместо 1024 ЕСХК создано 809 кооперативов со средней площадью 1394 га и удельным весом в землепользовании 32,2%. Доминирующими стали торговые общества со средним землепользованием в 618 га и удельным весом 43,3%.

Однако эти цифры не дают полную картину организационно-правовой структуры сельскохозяйственного производства. В последующие годы завершение приватизации государственных земель и выполнение трансформационных обязательств кооперативов должны были внести в нее определенные коррективы. Однако возникла проблема дальнейшего существования кооперативного сектора: 7-летняя отсрочка для выполнения трансформационных обязательств кооперативов закончилась в 1999-2000 гг., но большинство кооперативов не в состоянии выполнить свои обязательства из-за низких доходов и неликвидности активов. Трансформационная задолженность в кооперативном секторе составила 20% совокупной балансовой стоимости их активов. Возникла дилемма: сохранить кооперативный сектор путем перенесения долгов на государство или практически ликвидировать его путем банкротства. Итак, по оценкам ведущих политиков и специалистов, результаты реформ 90-х годов прошлого века по всем показателям крайне неудовлетворительны. Сельское хозяйство убыточно. Стратегия либеральных преобразований в стране оказалась провальной.

 

§ 7. Союзная Республика Югославия (СРЮ)

 

Союзная Республика Югославия (СРЮ) была создана в апреле 1992 г. после распада Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) на несколько независимых государств. СРЮ объединила две республики - Сербию и Черногорию, занимающие 2/5 территории СФРЮ.

Социалистическая Югославия (СФРЮ) по земельному строю и всему экономическому укладу на селе всегда выделялась на фоне остальных стран содружества. Она характеризовалась многоукладностью: сочетанием и тесной связью крупных агропромышленных комбинатов с разнообразными кооперативными хозяйствами и многочисленными крестьянскими хозяйствами, принципами самоуправления в государственном секторе, наличием элементов рыночной экономики и др. Признавая важную роль АПК в развитии экономики страны, государство оказывало всемерную поддержку всем трем секторам на равных условиях.

Особую роль в развитии сельского хозяйства играли агропромышленные комбинаты - крупные и высокотоварные хозяйства, использовавшие современную технику и технологии и земледельческие кооперативы различных видов - от снабженческо-сбытовых до производственных (в 2000 г. их число составило 1200). Между ними существовали тесные производственно-экономические (кооперационные) связи. По мнению специалистов, страна была хорошо подготовлена к рыночным реформам и могла иметь лучшие результаты, если бы не случился распад Федерации в результате агрессии стран НАТО.

Специфика регулирования и реформирования земельных отношений в Югославии своими корнями уходит в 70-80-е годы прошлого века, когда в стране действовала система свободной купли-продажи земли в рамках максимума (10 га). Однако при этом осуществлялось преимущественное право государства на покупку земли. Лишь при отказе государственного предприятия, заранее оповещенного о продаже земли, от ее покупки крестьянин имел право продать землю другому крестьянину и даже иностранцу. По ряду объективных причин оборот земель не получил в те годы широкого размаха.

В 1990-1991 гг. согласно Законам "О реституции" и "Об отмене земельного максимума" прежним собственникам было возвращено 180 тыс. га земли. Немецким гражданам, проживавшим прежде в Воеводине, возвращены земли, изъятые у них в процессе первых послевоенных аграрных реформ (1945 и 1953 гг.). Все граждане СРЮ, не только занятые в сельском хозяйстве, получили право свободно и без всякого ограничения покупать землю. Государство провозгласило денационализацию той части национализированной земли, на которой были созданы первые государственные хозяйства в 50-е г. прошлого века. В результате оказалось, что многие новые собственники не имеют ни техники, ни денег, ни навыков работы в сельском хозяйстве. Многие стали возвращать землю обратно на возмездной основе. По оценкам ученых, последствиями реституции является разрушение крупных земельных площадей ряда рентабельных агропромышленных комбинатов, еще большая раздробленность наделов единоличных хозяйств, чересполосица. К тому же результату вела сохранившаяся почти феодальная система наследования земли, по которой земля делится между всеми наследниками, независимо от их связи с деятельностью в сельском хозяйстве. В 1990 г. в Сербии законодательно введен новый земельный максимум для несельскохозяйственного населения - 0,5 га вместо прежнего в 3 га, земли наследуются лишь работающими в сельском хозяйстве при условии компенсации в течение 5 лет другим наследникам.

Что касается преобразований организационно-правовых форм хозяйствования на селе, то по-прежнему главная ставка сделана на агропромышленные комбинаты, одним из путей трансформации которых стало создание на их основе холдинг-корпораций, где акционерами выступают как работники этих комбинатов, выкупившие акции "материнского общества", так и дочерние акционерные общества, имеющие с комбинатами кооперационно-технологические связи. Учитывая особую значимость агропромышленных комбинатов, правительство Республики Югославия утвердило Стратегию долгосрочного развития агропромышленных комбинатов до 2020 года.

Главным условием модернизации сельского хозяйства считается производственная кооперация агропромышленных комбинатов и кооперативов с индивидуальными хозяйствами: оказание крестьянам различных услуг; продажа промышленных товаров, покупка сельскохозяйственных продуктов, предоставление минеральных удобрений, высококачественных семян, консультации.

Относительно кооперативов политика государства неоднократно менялась. В 50-е годы прошлого века была осуществлена реорганизация кооперативов (задруг), которая привела практически к ликвидации кооперативного сектора (часть из них была реорганизована в государственные хозяйства, часть - ликвидирована).

В 1990 г. Законом "О кооперативах" собственность кооперативов, преобразованная в 1953 г. в собственность государства (госхозы), вновь возвращена кооперативам. Членство в кооперативе добровольное. Кооперативы сохраняют частную собственность на землю и другие средства производства. Доход распределяется в зависимости от личного труда члена кооператива и стоимости вложений в средства производства. Остальная часть поступает в фонды задруги и становится общественной собственностью. При этом если кооператив распускается, то кооперативная часть собственности подлежит разделу между членами, а общественные фонды передаются в управление общины, на территории которой находится задруга.

Сложности с реституцией земли крестьянам, затрагивающей интересы агропромышленных комплексов, сформировавших тесные кооперационные связи с задругами, вынудили государство принять в 1996 г. новый Закон "О кооперативах", согласно которому кооперативная собственность неделима, не подлежит трансформации и приватизации. Реализация этого Закона столкнулась с трудностями, связанными с многочисленными требованиями членов кооперативов о возврате их земельной собственности.

В результате реформ укрепился частный сектор и сократился общественный. При этом удельный вес индивидуальных хозяйств в валовой продукции возрос с 50% в 1995 г. до 70% в 2001 г.

 

Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.