Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либерализационная составляющая




В деятельности власти можно выделить и либерализирующую составляющую, выразившуюся в разработке и принятии ряда законов и подзаконных актов:

— о восстановлении прямых выборов глав регионов (федеральный закон),

— о либерализации партийной системы (федеральный закон),

— о создании общественного телевидения (указ президента),

— о введении смешанной системы на выборах депутатов Государственной думы (законопроект).

Все эти меры неоднократно предлагались представителями либеральной части экспертного сообщества в качестве необходимых для политической модернизации страны. Сам факт их реализации создает условия для плюрализации политической системы. Любые прямые выборы глав регионов лучше, чем их фактическое назначение в обход мнения избирателей. Партийный плюрализм предпочтительнее искусственного ограничения количества участников политической конкуренции. Телевидение должно выражать разные точки зрения. Наконец, смешанная избирательная система позволит голосовать за конкретных кандидатов, что повышает легитимность выборов, а также создает возможности для плюрализации парламента. Даже если «партия власти», по аналогии с выборами 2003 г., сможет за счет одномандатников сформировать крупнейшую думскую фракцию, ее члены, избранные по мажоритарным округам, будут более самостоятельными политиками, оглядывающимися на мнение избирателей, которые власти придется учитывать.

Однако каждая из этих реформ имеет оборотную сторону. Муниципальный фильтр в сентябре 2012 г., как показано в докладе КГИ «Первые итоги партийной и избирательной реформ 2012 года», сузил конкуренцию на них до минимума.

«Фильтр» фактически «отсек» от участия в выборах «эсеров», которые были представлены только в одном регионе. Даже коммунисты, главная партия парламентской оппозиции, не смогли принять участие в избирательных кампаниях в двух субъектах Федерации из пяти. Практически все кандидаты от внепарламентской оппозиции оказались «техническими», на деле находившимися на стороне действующих губернаторов (даже «яблочник» в Брянской области, снявшийся, когда это стало выгодно губернатору). То же самое относится к ЛДПР.

Муниципальный фильтр не только «отсекает» неблагонадежных кандидатов, но и создает возможности для теневых политических сделок. Допуск кандидата к выборам в регионе, где его партия не может преодолеть фильтр, возможен в результате договоренностей с властью о соблюдении «правил игры», которые могут включать в себя отсутствие жесткой конкуренции с губернатором-инкумбентом: список кандидатов может быть расширен, но имитационный характер выборов ведет к их делегитимации.

Либерализация партийной системы сейчас является наиболее состоявшейся политической реформой. Однако это тот случай, когда «квазилиберализм» ведет к негативным результатам. Переход от запретительно высокого (40 тысяч членов) к чрезвычайно низкому (500 членов) уровню минимальной численности привел к созданию многочисленных «диванных» партий, многие из которых являются политтехнологическими проектами и не представляют реальных интересов избирателей. «Захламление» партийной системы ведет не только к возрождению сомнительного института спойлерства (проявившемуся уже на региональных выборах 2012 г.), но и к дискредитации партийной реформы, которая может привести к ее ревизии – новому ужесточению условий создания партий.

Общественное телевидение пока не начало работу – первым днем эфирного вещания должно стать 19 мая. Но уже сейчас оно вызывает скептические оценки из-за высокой степени зависимости от государства в сочетании с проблемами финансирования. Понятное стремление руководства канала минимизировать риски, создав деполитизированное, «провинциальное» и «оптимистичное» телевидение, вряд ли будут способствовать росту интереса к этому проекту.

Введение смешанной избирательной системы не сопровождается (в версии законопроекта, внесенной в Думу) разрешением создавать избирательные блоки. В условиях фрагментации партийной системы это может привести к тому, что интересы значительной части избирателей не будут представлены в парламенте (как это произошло после парламентских выборов 1995 г.).

В любом случае, либерализационная составляющая политики власти является позитивным фактором, так как «оборотная сторона» реформ не выглядит их неотъемлемой стороной и связана с текущей политической конъюнктурой – то есть при ее изменении есть (хотя далеко и не гарантированная) возможность ревизии в направлении большей демократичности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.