Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды владения. Понятие вещи и их классификация




Понятие вещи и их классификация

ТЕМА 6. ВЕЩНОЕ ПРАВО В РЧП

 

 

 

Понятие res у римлян охватывало всякое имущественное благо, которое подразделялось на res corporales, т.е. имеющее тело, и res incorporales, т.е. благо, существующее лишь в правовых представлениях, как право наследования, право требования, долги и т.п. Собственно вещами в правовом смысле у римлян являлись телесные предметы. Римский юрист Гай уточнил в своих Институциях, что вещами не могут считаться так же телесные предметы, недоступные для оборота, как солнце, луна, звезды; предметы, по самой своей природе не предназначенные для оборота, как тело свободного человека, анатомические препараты; совокупность вещей, образующая единство лишь в представлении, как библиотека или стадо; часть вещи, до тех пор пока она не приобрела самостоятельного телесного существования, не может считаться вещью. Например, яблоко, висящее на дереве, может стать объектом самостоятельной собственности только со времени отделения от яблони. Кроме того, эти вещи не должны быть изъяты из оборота, то есть, в соответствии с правовыми представлениями того времени, они могут быть объектом вещного права отдельного лица.

Классификация вещей. Римские юристы выработали целую классификацию вещей, большинство подразделений которой в силу своей абстрактности не утратили значения и сегодня.

Сугубо римским осталось деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res nес mancipi), которое имело для римлян преобладающее значение.

Это деление вещей было определено тем, что при отчуждении res mancipi для установления права собственности требуется соблюдение специальных торжественных процедур: манципации или уступки вещи перед магистратом, в то время как право собственности на геs nес mancipi переносится вместе с передачей вещи - traditio. Манципируемые вещи: имения на италийской земле, как сельские (поле), так и городские (дом), а также права сельских имений (право прохода, проезда, прогона скота, прокладки водопровода); рабы и четвероногие, которые приручаются под седлом или ярмом (быки, лошади, мулы, ослы). Причем дикие животные не могли стать манципируемыми даже в случае приручения, поскольку рассматривался весь вид животных в целом, а не отдельные особи.

Другие виды вещей римляне классифицировали следующим образом:

- вещи, находящиеся в обороте (res in commercio), и вещи, изъятые из оборота (res extra commercium). Вещами, находящимися в обороте, признавались вещи, которые могут принадлежать любому и каждому. Если же вещи не способны быть объектом собственности или, будучи таким объектом, объявлены по закону неотчуждаемыми, непередаваемыми в собственность другим лицам, они считаются изъятыми из оборота. В Древнем Риме к вещам, изъятым из оборота, относились общие вещи (res communes), такие как воздух, вода в реке, море.

- вещи, закрепленные исключительно за государством (res publicaе), такие как государственная земля или государственные рабы и священное имущество (res sacrae и res religiosal), составлявшее собственность религиозного культа.

- вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (immobiles). К движимым вещам относились любые пространственно-перемещаемые, в том числе, самостоятельно передвигающиеся вещи (скот или рабы). К недвижимым вещам относились земля и все связанное с землей, например, постройки.

- вещи, индивидуально определенные (species) и определенные родовыми признаками (genera). Если вещь тем или иным образом выделяется из числа себе подобных, то такая вещь называется индивидуально определенной. Но если вещь особо не выделяется, а характеризуется самым общим образом, ее рассматривают как определенную родовыми признаками. К последним относились вещи, определяемые весом, числом или мерой (res quae pondere, numero mesurave constant). Это деление имело важные юридические последствия. Поскольку, по мнению римлян, род не может погибнуть (genus perire non consetur), то договор, заключенный в отношении вещей, определяемых родовыми признаками, остается в силе даже в случае гибели этих вещей, т.к. в природе всегда остаются однопорядковые вещи. Гибель же индивидуально определенной вещи вела к прекращению договора.

- вещи потребляемые (res quae usu consumator) и непотребляемые (res quae usu non cosumator). Критерием различия служило то, что одни вещи в процессе использования не потребляются (земля, строение), тогда как другие могут быть использованы лишь в процессе потребления (пища, топливо, деньги). Юридическим последствием данного деления было то, что в наем могли представляться только не потребляемые вещи, а потребляемые представлялись взаймы.

- вещи делимые и неделимые. Вещи делимые могли быть разделены на части без ущерба для их свойств, например, земля, а неделимые при делении утрачивают свои былые качества и свойства. Отсюда следует, что неделимые вещи хотя и могли находиться в долевой собственности, но выделение долей в натуре было невозможным. Раб, находящийся в совместной собственности, должен быть продан, а вырученные деньги пропорционально разделены.

- вещи простые, составные и собирательные. Простые вещи - это цельные вещи, элементы которых не имеют самостоятельной сущности (раб, бревно, камень). Составные вещи определяются механическим соединением элементов и, в свою очередь, делятся на искусственно сложенные (здания или корабль) и образованные из самостоятельных вещей или собирательные (например, стадо, вилла с аграрным инвентарем, любое коммерческое предприятие). Юридическим последствием этого деления было то, что отчуждение части целого не означало отчуждения целого, если другая часть не принадлежит отчуждающему вещь лицу. Если чужая вещь стала частью составной, то ее собственник должен был сначала требовать отделения от целого, а затем устанавливать право собственности. Пока эта вещь не отделена от чужой вещи, собственник не может ее изъять. Так, Законы XII таблиц запрещали собственнику требовать бревно, использованное в чужой постройке, пока цела сама постройка. При продаже искусственно сложенной вещи, она должна быть передана покупателю со всеми составными частями. Собирательные вещи рассматривались как вещи, определяемые не родовыми, а индивидуальными признаками.

- плоды естественные (fructus naturales) и плоды цивильные (fructus civiles). К естественным плодам относили все то, что в силу природных свойств приносит сама вещь и что может быть отделено без ущерба для ценности этой вещи (плоды деревьев, приплод животных и прочее). Плоды цивильные - это плоды, извлекаемые в результате циркулирования вещи в обороте (услуги зависимых лиц, земельная рента, проценты с капитала). Плоды считались принадлежащими собственнику плодоносящей вещи, если иное не предусмотрено договором.

Кроме непосредственной связи с вещью, вещное право обладает следующими необходимыми признаками - это право следования и преимущественное право. Право следования означает, что при переходе вещи из одних рук в другие принадлежащее третьему лицу вещное право на нее все равно сохраняется. Так, залогодержатель сохраняет право залога на вещь, хотя она может быть продана или передана кому-либо залогодателем. Преимущественное право на вещь обладает большей силой, чем связанные с той же вещью личные права. Так, при наличии нескольких кредиторов держатель залога получает за счет этой вещи удовлетворение раньше, чем на нее вправе обратить взыскание другие кредиторы. Если же вещь закладывается нескольким кредиторам, они вправе обратить на нее взыскание в той же очередности, в какой возникали их залоговые права. Как говорили римляне, “qui prior est tempore, potior est jure” - кто первенствует во времени, у того лучшее право.

В соответствии со всей совокупностью признаков в Древнем Риме вещными правами считались право собственности и связанное с ним владение и право на чужие вещи. К последним относились сервитуты, залог, эмфитевзис, суперфиций.

 

 

Право собственности исторически складывалось на почве фактического обладания вещами. Однако в римском праве владение и собственность - различные категории, которые могли совпадать в одном лице, а могли принадлежать разным лицам.

Владение (possesio) - это право фактического обладания вещью, снабженное юридической защитой, которая предоставлялась вне зависимости от того, являлся ли данный владелец собственником или нет.

Объектом владения римским правом признавались только res corpоrales.

Однако не всякое фактическое обладание лица вещью могло быть признано владением. Проводилось различие между владением в точном смысле (юридическим владением) и простым держанием (detentio), которое иногда называли possesio naturalis.

Для наличия possesio необходимо было наличие двух элементов: фактического обладания или corpus pоssesionis (буквально “тело владение”) и воли на владение (animus possesionis). Наличие волевого момента освобождает владельца от необходимости сохранения постоянной материальной связи с вещью. Владелец может осуществлять владение телом (согроге) через третье лицо, а также удерживать владение “голой” волей (solo animo) во время отсутствия. В то же время удерживать владения только согроге невозможно, также как и утратить его, не имея намерения покинуть вещь. Однако не всякая воля фактического обладания вещью признавалась владельческой волей. Лицо, обладающее вещью на основании договора (аренда, хранение и т.п.) с собственником, не признавалось владельцем, а было держателем на чужое имя. Для владения в юридическом смысле необходима воля обладать вещью самостоятельно, не признавая над собой власти другого лица, воля относиться к вещи как своей (animus domini). Такая воля есть у подлинного собственника, у лица, считающего себя собственником, в силу добросовестного заблуждения и даже у незаконного захватчика вещи. Но арендатор не может обладать владельческой волей, поскольку самим фактом платежа арендной платы он признает господство собственника над вещью. Поэтому арендатор в римском праве считался держателем вещи на имя ее собственника.

Практическое значение различия владения и держания выражалось в том, что владельцы защищались от незаконных посягательств на вещь непосредственно сами, а арендатор мог получить защиту только через посредство собственника, от которого получена вещь.

Corpus possesionis как элемент владения считался присутствующим во всех случаях, когда при нормальных условиях для лица обеспечена возможность длительного беспрепятственного проявления своего господства над вещью. Например, считалось, что дикие звери и птицы остаются во владении лица, пока они состоят под его охраной (в клетке, на привязи) и не вернулись в естественное состояние свободы. Домашнее животное не выходит из владения, даже если оно уйдет со двора, до тех пор пока оно сохраняет привычку возвращаться обратно и т.д.

Анализ сочинений римских юристов позволяет определить corpus possesionis как такое положение лица в отношении вещи, в каком нормально находятся собственники в отношении своих вещей. Так, если стройматериалы - доски, бревна, кирпичи и т.д. складываются не во дворе дома, а перед воротами, данные материалы считаются в фактическом владении лица, поскольку в жизни данное положение нормально, в то же время если домашняя обстановка находится вне жилища, то такое положение не нормально, и corpus possesionis признать нельзя.

Поскольку вещи, как правило, находятся в обладании тех, кому принадлежат, то нормальным владельцем вещей можно считать ее собственника. Именно собственнику принадлежит право владеть вещью (ius possidendi). В этом смысле он является законным владельцем вещи. Лица, обладающие вещью с намерением относиться к ней как к своей, но не имеющие права владеть (ius possidendi), считались незаконными владельцами.

В свою очередь, незаконное владение подразделялось на незаконное добросовестное и незаконное недобросовестное.

Римское право считало незаконное владение добросовестным в случаях, когда владелец не знал и не мог знать, что не имеет права владеть вещью. Например, при покупке вещи у несобственника, выдававшего себя за собственника. Недобросовестный владелец определенно знает, что вещь не его, но ведет себя так, как будто вещь принадлежит ему. Юридические последствия признания добросовестным или недобросовестным владельцем выражаются в разной степени в разной степени ответственности за сохранность вещи и плодов от нее в случае обнаружения собственника. Кроме того, только добросовестный владелец мог приобрести право собственности на вещь по давности обладания.

Особую группу составляет так называемое производное владение, когда фактический обладатель вещи не мог быть признан владельцем с точки зрения римского права, но тем не менее получал владельческую защиту. Например, залогодержатель обладает вещью не как своей, а как чужой, с тем чтобы вер нуть ее собственнику, как только будет оплачен долг, обеспеченный залогом. Но в случае нарушения его владения вещью, не будучи владельцем, он мог оказаться беззащитным, поскольку сам он не имел владельческой защиты, а собственник был скорее заинтересован истребовать вещь для себя, чем оказать содействие восстановлению прав залогодержателя. Поэтому лицу, получившему вещь в залог, в качестве исключения представлялась владельческая зашита, хотя оно и не имело воли (animus domini) относиться к этой вещи как к своей. На аналогичных отношениях получало владельческую защиту лицо, принявшее спорную вещь на хранение до разрешения судебного спора между третьими лицами.

Особенностью приобретения владения, по мнению римских юристов, было обязательное соединение у лица corpore et animo, т.е. фактического обладания и воли относиться к вещи как к своей, причем действовал принцип, что никто не может изменить оснований для владения сам по себе, то есть на основании внутренних настроений, не проявившихся вовне.

В этом случае возникает вопрос: “Как определить, обладает ли данное лицо вещью с намерением относиться к ней как к своей или без такового?” Римляне выработали формулу, согласно которой лицо, если пользуется вещью для себя, имеет волю относиться к вещи как к своей. А если другая сторона желала это предположение опровергнуть, то ей необходимо было показать, что вещь была получена по основанию, исключающему владельческую волю, например, договор хранения или найма.

Приобретение и утрата владения. Владение могло быть приобретено лично и через представителя. Для этого представитель должен иметь полномочия на приобретение владения. Предоставление этих полномочий являлось выражением владельческой воли (animus possesionis) и осуществлялось в лице представителя.

При утрате хотя бы одного из необходимых элементов (corpus possesionis или animus possesionis) владение считалось прекращенным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.