КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базовый модуль 2
Базовый модуль 1. Раздел I. Введение в курс современного русского литературного языка. Тема 1. Современный русский литературный язык – обработанная, кодифицированная, образцовая форма общенационального языка конца ХХ столетия. Формы существования национального русского языка: территориальные и социальные диалекты, просторечие, литературный язык. Отличительные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, закрепленность норм в словарях и справочниках, общеобязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференциация, полифункциональность. Вопрос о временных границах современного русского литературного языка. Категория нормы. Историческая изменчивость нормы. Вариантность нормы. Система норм современного русского литературного языка. Раздел II. Предмет и задачи фонетики как науки о звуковом строе языка. Тема 1. Разделы фонетики. Из истории изучения звукового строя русского языка. Основные сегментные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза. Тема 2. Акустические свойства звуков речи. Акустическая классификация звуков речи (М. Халле, Р О. Якобсон, Г. Фант). Тема 3. Гласные и согласные. Артикуляционная характеристика звуков речи. Принципы классификации согласных звуков: место образования, способ образования, уровень шума (сонорность – шумность), участие или неучастие голоса (глухость – звонкость), твердость – мягкость. Принципы классификации гласных звуков: участие губ, степень подъема языка по отношению к небу (подъем), степень продвинутости языка в горизонтальной плоскости (ряд). Тема 4. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетический разбор. Транскрипция. Тема 5. Слог – минимальная единица речевого потока. Природа слога. Основные теории слога. Типы слогов: неприкрытые – прикрытые; закрытые – открытые, по акустическому строению, по составу и длине фонем и др. Слогораздел. Тема 6. Ударение и интонация как суперсегментные единицы фонетики. Отличительные особенности русского ударения. Понятие акцентной кривой. Акцентный класс и акцентная парадигма. Интонационный рисунок русской фразы. Компоненты интонации. Типы интонации (Е.А. Брызгунова). Тема 7. Орфоэпия. Система норм современного русского литературного произношения. Орфоэпические словари и справочники. Произношение безударных гласных. Произношение согласных. Произношение некоторых сочетаний согласных. Произношение звуков в некоторых грамматических формах. Раздел III. Фонология современного русского языка. Тема 1. Фонема как минимальная односторонняя единица плана выражения языка. Функции фонемы: перцептивная и сигнификативная. Позиции фонем. Понятие слабой фонемы (архифонема, гиперфонема, типы фонологических оппозиций, нейтрализация фонем, позиционные чередования гласных и согласных звуков). Система согласных и гласных фонем. Тема 2. Синтагматика и парадигматика фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Основные фонологические школы (МФШ, ПЛФШ, ПЛК). Фонематическая транскрипция. Раздел IV. Современная русская орфография. Тема 1. Понятие орфограммы. Типы орфограмм. Фонемная основа русской орфографии. Принципы русской орфографии: фонетический, традиционный, фонемно-морфематический. Ведущий принцип русской орфографии – фонемно-морфематический (МФШ) или морфологический (ПЛФШ). Дифференцирующие написания. Тема 2. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописные и строчные буквы. Правила переноса слов. К истории русской орфографии. Орфографические словари. Теория письма. Раздел V. Графика. Тема 1. Буква и графема. Алфавит. К истории русской графики. Основной принцип русской графики – буквосочетательный (слоговой). Отступления от основного принципа русской графики. Обозначение гласных на письме. Обозначение согласных на письме. Тема 2. Графические сокращения. Принципы графических сокращений.
2.3. Содержание практических разделов курса «Основной язык (русский) (теоретический курс)» Практическое занятие № 1 Тема:«Звуки речи и их классификация». Теоретическая часть
Практическая часть Задание 1. Укажите звуковое значение йотированных букв е, ё, ю, я, обозначив цифрами количество передаваемых ими звуков. Ответы: 1 – йотированная буква обозначает один звук. 2 – йотированная буква обозначает два звука. Определение, составляющая, современное, языковедение, четырехъярусная, девятибуквенные, следующие, предшествующая, требуемое, неразъемная, представление, зеленеет, разъедающая, сверхъестественные, соединяющая, естественная, переигрывание, извержение, изъявляющая, языкознание.
Задание 2. Затранскрибируйте данные словоформы. Укажите количество случаев несоответствия между буквой и звуком. Считающая, можжевельник, разжать, собирается, спрятаться, разъезд, усеченный, терминологический, существительное, супплетивизм, веснушчатый, чтобы, щитовой, здравствуйте, пединститут, бесчисленное, обезьянничать, сверхъестественная, привокзальная.
Задание 3. Определите гласные звуки по их артикуляционным признакам.
Задание 4. Укажите акустические и артикуляционные признаки гласных и согласных звуков. Устал держать пуды, вагоны… (А. Твардовский)
Задание 5. Учитывая артикуляционные признаки гласных звуков, решите предлагаемые пропорции. Запишите полученный звук как совокупность его артикуляционных признаков. Ы ИУЫ А? О? Практическое занятие № 2. Тема: «Позиционная мена гласных и согласных фонем». Теоретическая часть
Практическая часть Задание 1. Определите, выполняют ли звуки, соответствующие выделенным буквам, какую-либо функцию или нет. Если выполняют, то укажите, является ли эта функция лексической или морфологической.
Ответы: I. Звуки выполняют функцию: 1. Лексическую (различают словоформы разных слова). 2. Морфологическую (различают словоформы одного слова).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |