КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания преподавателю по организации обучения по дисциплине
Материально-техническое обеспечение дисциплины Рекомендации по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Учебники и учебные пособия. Перечень рекомендуемой литературы. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. А. Основная:
Основная литература.
Б. Дополнительная литература.
В процессе обучения могут быть использованы мультимедийные средства: проектор для демонстрации таблиц и иллюстраций, аудиоаппаратура для прослушивания музыкальных произведений научного характера. В ходе самостоятельной познавательной деятельности студенты могут обратиться к общедоступным ресурсам по лингвистике, расположенным на сайте научной электронной библиотеки: http://elibrary.ru Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории, имеющие различные технические средства обучения (компьютеры, видеотехнику); учебные и методические пособия (программы, методические пособия); справочные пособия (словари, справочники, энциклопедии, а также дипломные, курсовые работы, рефераты, разработанные студентами). Научная литература имеется в библиотеке, на кафедре русского языка и методики преподавания, видеоматериалы – в лаборатории ТСО.
3.4.Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины. Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык» составлена в соответствии с требованиями стандарта 050100. 62 Педагогическое образование. Образовательный профиль – «Русский язык» и «Литература»
Курс опирается на теоретическую и практическую подготовку студента, полученную им при изучении дисциплин «Введение в языкознание», «Основы филологии». К основным методам обучения в курсе данной дисциплины относятся описательный и проблемный. Она реализует идею историзма. Курс рассчитан на 2 часа в неделю аудиторных занятий, в т.ч. лекций, практических и лабораторных занятий. Система домашних заданий к практическим представлена в настоящей рабочей программе. Самостоятельная работа студента включает самостоятельное изучение научной литературы. Проверка самостоятельной работы осуществляется в форме собеседования на экзамене.
Система лекционных занятий отражает основное содержание курса. Первая и вторая лекции посвящены проблеме рассмотрения современного русского литературного языка как обработанной и кодифицированной образцовой форме общенационального языка XXI столетия. Кроме того, на лекции делается акцент на изучение фонетического строя современного русского языка, дается история изучения звукового строя и анализируются разделы фонетики. Лекции № 3-4 посвящены анализу акустических свойств звуков речи, нами рассматривается дихотомическая классификация звуков, предложенная Максом Халле, Р.О. Якобсоном и Г. Фантом. Пятая и шестая лекции посвящены артикуляционной характеристике гласных и согласных звуков, их взаимодействию в речевом потоке, основное внимание уделяется фонетическому разбору и транскрипции. Помимо этого рассматривается силлабика как раздел фонетики, рассматриваются различные теории слога, их классификация и основной закон слогораздела. Седьмая лекция посвящена анализу суперсегментных единиц фонетики, в частности анализируются ударение, его типология, его акцентные кривые, акцентные классы и акцентные парадигмы; при изучении интонации нами обращается внимание на типы ИК, выделяемые Е.А. Брызгуновой. Помимо этого, на лекции дается материал, посвященный разделу орфоэпии, нами рассматривается система норм современного русского литературного произношения.
Восьмая и девятая лекции рассматривают раздел, посвященный фонологии современного русского языка, в частности рассматривается фонема, ее функции, синтагматика и парадигматика фонем, их дифференциальные и интегральные признаки, основное внимание уделяется анализу фонем и рассмотрению фонологических школ в русском и зарубежном языкознании. Лекции № 10-12 посвящены анализу современной русской орфографии, в которой дается история изучения русской орфографии, анализируются принципы русской орфографии и делается акцент, что основным и ведущим принципом русской орфографии является фонемно-морфематический. Кроме этого, мы рассматриваем графику русского языка, анализируем такие понятия как буква, графема, фонема и их соотношения, рассматриваем основной принцип русской графики и отступления от него. Помимо этого, мы обращаем внимание на принципы графических сокращений. Основными методами, которые используются в лекционном изложении, являются информационно-рецептивный метод и проблемное изложение материала. Кроме лекций по данному курсу предусмотрены практические занятия объемом 18 часов. Структура практических занятий отражена в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины. Структура практических включает теоретическую и практическую части. На каждом занятии предполагается обсуждение основных теоретических вопросов темы занятия. Обсуждение может носить дискуссионный характер. В практической части используются такие методы, как продуктивно-практический и частично-поисковый. С целью стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности используются методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний (мини-лекция, контрольный тест, игровые упражнения, дискуссия, группы экспертов, а также презентации с использованием различных вспомогательных средств: видео, слайдов, постеров, компьютеров и т.п.).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |