КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика финансов предприятий
Предприятий Финансов государственных и муниципальных В современных условиях развития рыночной формы эконсь»* мики ведущее место в воспроизводственном процессе занимают финансы предприятий. Реформирование финансовых отношений обусловило и предопределило появление предпринимательской деятельности не только в частном, но и в государственном секторе экономики. Складывающийся сегодня в Российской Федерации сектор экономики в значительной степени основан на государственной и муниципальной формах собственности, что предопределяет наличие большого количества государственных и муниципальных предприятий. Например, государственными или муниципальными являются основные предприятия полиграфии, связи, водопользования, природоохраны, атомной энергетики. Одновременно государственные и муниципальные предприятия переходят от административно-командных методов хозяйствования к рыночным методам регулирования своей деловой активности. Однако предприятия, собственниками которых являются государство или муниципальные образования, имеют несколько иное предназначение нежели коммерческие структуры. Главной целью государственных и муниципальных предприятий служит не столько извлечение прибыли, сколько реализация государственных функций и задач, обеспечение публичных потребностей. Например, федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» создана для осуществления функций государственного производителя и распространителя телерадиопрограмм1. Основной целью деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Центральный депозитарий — Центральный фонд хранения и обра- 1 См Устав федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», утвержденный постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 844 // СЗ РФ. 1998. № 32 Ст 3895. Финансовое право России. Особенная часть ботки информации фондового рынка» является обеспечение прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги1. Государство создает предприятия и в сфере своей монопольной деятельности. Так, исключительно казенные предприятия осуществляют эмиссию и хранение официальных денежных знаков, государственных ценных бумаг, предоставление услуг общедоступной электрической и почтовой связи, транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам и т. д. Заказчиком и одновременно основным (а иногда и монопольным) потребителем продукции (работ, услуг), выпускаемой казенными предприятиями, является общество в лице государства, поэтому производство данной продукции не должно ставиться в зависимость от самоокупаемости. Достижение поставленной цели возможно только при оптимальной организации финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий. Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы государства, тесно взаимодействующее с другими ее институтами: бюджетной системой, внебюджетными фондами, кредитом и др. Юридическое значение имеет баланс финансовых ресурсов (т. е. соотношение всех доходов и расходов) государственных и муниципальных предприятий, поскольку он входит неотъемлемой частью в баланс финансовых ресурсов государства и является основой для составления проекта соответствующего бюджета (ст. 175 БК РФ). Особенность этого звена финансовой системы заключается в сфере охватываемых отношений и выполняемых функциях. Финансы предприятий являются первичным, исходным элементом финансовой системы, поскольку функционируют в сфере материального производства и органически сочетают в себе все стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен и потребление. Данная категория является не только фундаментальной, но и системообразующей, поскольку охватывает важнейшую часть финансовых отноше- 1 См.: Устав федерального государственного унитарного предприятия «Центральный депозитарии — Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка», утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 741 // СЗ РФ. 1998 № 29. Ст. 3556. Глава 20. Общая характеристика и правовые основы финансов 521 ний и создает основные источники финансовых ресурсов страны: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход. Характерной особенностью финансов предприятий, отличающей их от остальных звеньев финансовой системы, является сфера деятельности. Государственные (муниципальные) централизованные финансы проявляются в основном в процессе формирования, использования или распределения публичных денежных фондов общего назначения (бюджеты, внебюджетные фонды и т. д.), т. е. централизованные финансы осуществляют свои функции на стадии вторичного распределения или перераспределения национального дохода. Финансы предприятий проявляют себя гораздо раньше — на стадии первичного образования национального дохода, но продолжают действовать и во вторичных распределительных и перераспределительных процессах. О децентрализованном характере свидетельствует и тот факт, что согласно ст. 214 ГК РФ финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны. От состояния финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий зависит степень удовлетворения тех публичных потребностей общества, которые гарантированы государством. Нужно иметь также в виду, что финансы государственных и муниципальных предприятий имеют важное значение для формирования системы неналоговых доходов бюджетной системы и внебюджетных фондов. Кроме этого, финансы некоторых государственных и муниципальных предприятий могут использоваться их собственником в качестве временно свободных финансовых ресурсов. Так, Московский метрополитен, реализуя проездные билеты в короткие сроки, мобилизует значительные денежные средства пассажиров, которые можно рассматривать как краткосрочные кредиты для правительства Москвы. По своей сущности финансы предприятий — это экономическая категория, связанная с производством, отражающая закономерности развития экономики и входящая в состав экономического базиса. Однако публичный интерес относительно финансов государственных (муниципальных) предприятий обусловливает необходимость государственного установления правил поведения в этой сфере общественных отношений. По- Финансовое право России. Особенная часть этому финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом правового регулирования и представляют собой денежное выражение движения материальных и имущественных ресурсов в процессе воспроизводственного кругооборота. Финансы государственных (муниципальных) предприятий — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и направленных на формирование основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия в целях реализации функций и задач государства (муниципального образования). Отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, опосредуются в денежной форме. Однако не все отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий, являются финансовыми. Так, не относятся к финансовым денежные отношения по оплате кредиторской задолженности, по выплате заработной платы и т. д. Сущность финансов выражается в их функциях. Включение финансов предприятий в финансовую систему государства наделяет их распределительной и контрольной функциями. Посредством распределительной функции предприятие осуществляет свою деятельность в процессе распределения общественного продукта, национального дохода и национального богатства. Распределительная функция позволяет формировать первоначальный капитал, обеспечивать оптимальное сочетание финансовых интересов предприятия и государства (муниципального образования), получать денежную выручку за реализованные товары (работы, услуги) и использовать ее на дальнейшее производство и т. д. Контрольная функция финансов предприятий обусловлена возможностью стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), формирование доходов, денежных фондов предприятия и необходимостью их использования. Финансы предприятий, выраженные в денежной форме, обладают свойством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способность финансов предприятий количественно отображать движение процесса воспроизводства Глава 20. Общая характеристика и правовые основы финансов 523 позволяет систематически контролировать образование, распределение и использование фондов финансовых ресурсов на предприятии, что и выражается в функции контроля. Контрольная функция финансов предприятий имеет важное значение для всей финансовой системы страны, поскольку посредством ее осуществления проверяется выполнение хозяйствующими субъектами обязательств перед бюджетной системой по налого-* вым платежам, отчислению части валютной выручки, порядок целевого использования бюджетных ссуд, кредитов и т. д. В сфере финансов предприятий распределительная и контрольная функции объективно взаимосвязаны, взаимообусловлены и действуют в единстве, поскольку представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Функции государственных и муниципальных финансов реализуются через определенные финансово-правовые категории: финансовые ресурсы; финансовый план; основные фонды и оборотные средства; прибыль; внутриведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль и др.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |