Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования




В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятий представляют комплексный инсти­тут, нормы которого находятся в различных финансово-право­вых подотраслях или институтах. Например, отношения по на­логообложению государственных и муниципальных предприя­тий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитар­ных предприятий в качестве доходного источника бюджета — бюджетным правом, вопросы организации и проведения финан­сового контроля за деятельностью предприятий — институтом финансрвого контроля, организация расчетов — институтом |k денежного обращения или валютным правом и т. д. Кроме это­го, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: пра­вовые основы планирования и использования финансовых ре­сурсов, порядок распределения прибыли, осуществление теку­щих и капитальных расходов и т. д.

Правовой режим финансов государственных и муниципаль­ных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального

Финансовое право России. Особенная часть

закона «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными пра­вовыми актами федерального уровня, ведомственными норма­тивными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий. Например, Правительством РФ приняты постановления от 30 декабря 2002 г. № 940 «О полно­мочиях федеральных органов исполнительной власти по осуще­ствлению прав собственника имущества федерального государ­ственного унитарного предприятия»1, от 14 апреля 2003 г. № 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных госу­дарственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения»2; Министерством РФ по налогам и сборам издано письмо от 25 декабря 2002 г. «К вопросу о при­ведении учредительных документов государственных и муници­пальных унитарных предприятий в соответствие с частью пер­вой Гражданского кодекса Российской Федерации»3; админист­рацией Камчатской области принято постановление от 7 марта 2003 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Камчатпромохота»; губернатором Курганской области издано постановление от 28 октября 2002 г. № 246 «О создании госу­дарственного унитарного предприятия «Курганземпроект».

Нормативное определение государством финансовой дея­тельности своих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразова­ния на товары (работы, услуги) субъектов естественных моно­полий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятель­ного формирования предприятиями — естественными монопо­листами цен на свою продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.

Анализ действующих нормативных правовых актов показыва­ет, что относительно государственных и муниципальных пред­приятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности

1 СЗ РФ. 2003. № 1. Ст. 133. 2СЗ РФ. 2002. № 16. Ст. 1531.

3 Документ не опубликован. Содержится в компьютерной базе «Кон­сультант Плюс».

Глава 20. Общая характеристика и правовые основы финансов 525

учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (ра­бот, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные обстоятельства сви­детельствуют об отнесении этих отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило императивными методами. Следовательно, финансы государ­ственных и муниципальных предприятий являются объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализован­ных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и государство (муниципальное образование). Особенности объекта складыва­ющихся правоотношений (финансы государственных и муни­ципальных предприятий), а также преобладающего метода пра­вового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственно­го права.

В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные право­отношения1, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразде­лить на две группы: абсолютные и относительные правоотно­шения.

Абсолютные правоотношения складываются у государствен­ных или муниципальных предприятий при надлежащей (соот­ветствующей законодательству) реализации своих финансовых полномочий. Например, абсолютно действуют унитарные пред­приятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми сред­ствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование которых строго предписано государством). Абсолютными следует счи­тать и правоотношения предприятий, основанных на праве хо-

1 См. также: Карасева М. В. Финансы предприятий как объект фи­нансово-правового регулирования // Финансовое право. М., 2002. С. 279-280.

Финансовое право России. Особенная часть

зяйственного ведения, относительно использования свободного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоот­ношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетен­цию вне возражений со стороны собственника (государства).

Однако абсолютные правоотношения являются таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности пред­приятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также пе­рестает быть абсолютным правоотношение относительно распо­ряжения предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, свободным остатком прибыли в случае принятия госу­дарством решения об изъятии этой части прибыли в бюджет.

Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) опреде­ленной части финансовых средств в виде обязательных плате­жей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой де­ятельности казенных предприятий относительными являются правоотношения по поводу установления обязательных норма­тивов распределения полученной прибыли по различным фон­дам, а также по поводу изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.

Таким образом, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом регулирования комплексного правового института, относительно которых складываются раз­личные, в том числе и финансовые правоотношения.

Глава 21. Правовые основы планирования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.