Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И полномочия 2 страница




<1> Отметим, что Закон об опеке не использует термин "кандидат в опекуны". В настоящем комментарии этот термин используется как условный, обозначающий лицо, выразившее в той или иной форме желание стать опекуном или попечителем как конкретного подопечного, так и, возможно, любого из недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

 

Цель подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, состоит в формировании у органов опеки и попечительства своеобразных "банков данных" о таких гражданах и обеспечении оперативной (своевременной) передачи недееспособных или не полностью дееспособных граждан под опеку и попечительство подготовленных кандидатов в опекуны. Подготовка кандидатов в опекуны должна состоять в предоставлении этим лицам информации о законодательстве об опеке и попечительстве, психологической помощи, а также сведений о порядке обеспечения подопечных лечением и уходом, исполнении обязанностей по защите их прав и интересов.

В соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, орган опеки и попечительства через средства массовой информации должен информировать граждан, проживающих на территории субъекта Федерации, о возможности стать опекунами и вести прием таких граждан, фиксируя данные о них в журнале учета.

И наконец, одним из наиболее важных нововведений Закона об опеке в части полномочий органов опеки и попечительства является норма о том, что на эти органы возлагается обязанность оказывать содействие опекунам и попечителям, а также проверять условия жизни подопечных, соблюдение опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечение сохранности их имущества.

Иными словами, Закон об опеке четко закрепляет обязанности органов опеки и попечительства не только по назначению опекунов и попечителей, но и по дальнейшему "сопровождению" подопечного и опекуна (попечителя).

Так называемое сопровождение состоит прежде всего в оказании опекунам и попечителям помощи, содействия. По обращениям опекунов и попечителей орган опеки и попечительства обязан оказывать опекунам информационную и юридическую поддержку, разъяснять им порядок получения различных видов пособий и льгот, обращаться от своего имени к органам государственной власти и местного самоуправления в защиту прав и интересов опекунов (попечителей) и их подопечных.

В ряде регионов в ходе работы по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, был накоплен опыт так называемого психолого-педагогического сопровождения опекунских (приемных, патронатных) семей, которое сводится к регулярной психологической поддержке и консультированию лиц, замещающих родителей, а также самих детей, переданных в такие семьи. Этот положительный опыт должен теперь распространиться на все виды опеки и попечительства как над детьми, так и над взрослыми, поскольку комментируемая статья возлагает на органы опеки и попечительства соответствующее полномочие по оказанию содействия опекунам и попечителям вне зависимости от категорий подопечных. Это полномочие должно осуществляться и в случаях установления опеки и попечительства по договору (ст. 14 Закона об опеке).

Кроме того, впервые очень четко в законодательстве закреплено положение о необходимости контроля со стороны органа опеки и попечительства за соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечением сохранности имущества последних, а также исполнением опекунами и попечителями индивидуальных требований, связанных с личностью подопечного (ч. 4 ст. 15 Закона об опеке).

Перечисленные виды контроля за опекунами и попечителями осуществляются в порядке и сроки, определяемые Правительством РФ (ст. 24 Закона об опеке).

3. Помимо названных в комментируемой статье полномочий федеральными законами и законами субъектов Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства. Такие полномочия определены, например, п. 4 ст. 292, п. 4 ст. 1157, п. 2 ст. 1171 ГК РФ, ст. ст. 28, 48, 54, 56, 58, 59, 62, 64, 67, 70, 73, 75, 77 - 80 и целым рядом других статей СК РФ, ст. ст. 23, 28, 41 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", а также нормами иных федеральных законов.

4. В соответствии с общепринятым порядком деятельности органов государственной власти Закон об опеке устанавливает правило о том, что органы опеки и попечительства издают акты по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Таким образом, любое решение, рекомендация, согласие или отказ в выдаче согласия должны быть оформлены органом опеки и попечительства в письменном виде и облечены в форму индивидуального акта. Лица, считающие, что таким актом их права или интересы (либо права и интересы их подопечных) нарушены, вправе обратиться в суд с заявлением по правилам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (гл. 25 ГПК).

 

Статья 9. Обязанности органа опеки и попечительства при перемене места жительства подопечного

 

Комментарий к статье 9

 

1. Длительное время до принятия Закона об опеке вызывал разногласия вопрос о компетенции того или иного органа опеки и попечительства в отношении физического лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. Такое физическое лицо может проживать на территории, подведомственной органу опеки и попечительства, но может в силу ряда причин оказаться там случайно (как это бывает с детьми, оставшимися без попечения родителей).

Проблема компетенции органов опеки и попечительства в отношении как взрослых, так и несовершеннолетних подопечных снята комментируемой статьей, в которой напрямую указано, что полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со ст. 35 ГК РФ. Аналогичное правило закреплено и в новой редакции ст. 34 ГК РФ.

Таким образом, первым органом опеки и попечительства, который несет ответственность за подопечного, является орган опеки и попечительства по его месту жительства либо по месту жительства опекуна (попечителя). Как указывается в ч. 2 ст. 11 Закона об опеке, при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). К таким заслуживающим внимания обстоятельствам могут быть отнесены: отсутствие необходимости для подопечного в постоянной заботе и надзоре со стороны попечителя (например, в отношении лиц, ограниченных в дееспособности) либо привоз опекуном (попечителем) к себе нуждающегося в помощи гражданина и др.

Вместе с тем необходимо помнить, что в соответствии со ст. 122 СК РФ компетентным органом опеки и попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного является орган по месту фактического выявления ребенка. На основании п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Орган, зарегистрировавший данные о ребенке, и выполняет функции органа опеки и попечительства по отношению к нему. При открытии личного дела в отношении такого несовершеннолетнего подопечного органу опеки и попечительства необходимо внести в материалы такого дела сведения о выявлении ребенка, постановке его на первичный учет и о дальнейшей передаче сведений о ребенке в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, при передаче личного дела ребенка в другой орган опеки и попечительства сведения о дате и обстоятельствах выявления ребенка будут достоверно этому органу известны.

Аналогичным образом на уровне подзаконного акта решен вопрос о первичном учете совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. В силу Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927 первичный учет таких лиц ведет орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения совершеннолетнего гражданина.

Таким образом, личное дело подопечного может быть открыто органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения гражданина.

2. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Таким образом, по общему правилу место жительства подопечного и законного представителя (по крайней мере опекунов и недееспособных, несовершеннолетних в возрасте до 14 лет) должно совпадать и, соответственно, определять тот орган опеки и попечительства, который осуществляет полномочия в отношении лица, не обладающего полной дееспособностью. В тех случаях, когда лицу, не обладающему полной дееспособностью, еще не назначен опекун, попечитель, полномочия возлагаются на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного.

Вместе с тем возможны ситуации, в которых будущий опекун до назначения проживает не в месте жительства подопечного. В таких случаях необходимо учитывать, что сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо о несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, вносятся в Единый государственный реестр прав. В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вышеназванные сведения направляются органом опеки и попечительства в орган государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения. Копия вступившего в законную силу решения суда, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным, подлежит в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган государственной регистрации <1>. Согласно п. 4 ст. 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

--------------------------------

<1> Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2007. С. 376.

 

3. Новеллой является и правило о смене компетенции органов опеки и попечительства в отношении подопечных.

В случаях, когда в соответствии с законом место жительства подопечного правомерно изменено, полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного. Момент смены органа, который компетентен в отношении подопечного, имеет значение для установления не только полномочий, но и ответственности органов опеки и попечительства, в том числе в соответствии со ст. 28 настоящего Закона (см. комментарий к этой статье).

В свою очередь, личное дело подопечного должно быть направлено органом опеки и попечительства, установившим опеку или попечительство, в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства.

В соответствии со ст. 25 Закона об опеке более подробные нормы, содержащие правила ведения личных дел подопечных, должны быть установлены Правительством РФ <1>. К сожалению, нормы, содержащиеся в подзаконных актах Правительства РФ, вступили в противоречие со ст. 9 комментируемого Закона. Как указывается в Правилах ведения личных дел несовершеннолетних подопечных и Правилах ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, при помещении гражданина под надзор организации орган опеки и попечительства передает документы, хранящиеся в личном деле подопечного, по описи должностному лицу организации.

--------------------------------

<1> Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", от 17 ноября 2010 г. N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".

 

Между тем при передаче подопечного под надзор организации происходит перемена места его жительства. Поэтому личное дело подопечного в соответствии с Законом об опеке должно передаваться не самой организации (она всего лишь выступает в роли опекуна), а в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.

4. Следует иметь в виду, что согласно ч. 4 ст. 15 комментируемого Закона в некоторых случаях изменение места жительства подопечного недопустимо; в частности, в интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного. На опекунов или попечителей возлагается обязанность извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

При временном отсутствии подопечного в месте жительства (т.е. без изменения места жительства), в частности в связи с учебой или временным пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращаются осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного и у органов опеки и попечительства не возникает обязанность по направлению дела подопечного в соответствующий орган по месту нахождения последнего (см. также комментарий к ст. 15).

 

Глава 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ

 

Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями

 

Комментарий к статье 10

 

1. Опекуном или попечителем может стать физическое лицо, отвечающее целому ряду требований.

Обязательными для всех случаев назначения опеки и попечительства требованиями к кандидатуре опекуна или попечителя являются:

1) совершеннолетие лица, т.е. достижение им 18 лет;

2) полная гражданская дееспособность лица, т.е. отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке ст. 29 ГК РФ или об ограничении дееспособности гражданина в порядке ст. 30 ГК РФ;

3) отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (вне зависимости от времени его вынесения);

4) отсутствие у кандидата на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Это требование впервые введено в законодательство и сводится к недопустимости назначения опекуном или попечителем как совершеннолетних, так и несовершеннолетних подопечных тех граждан, в отношении которых не снята или не погашена судимость за одно из преступлений, ответственность за которые предусмотрена гл. 16 УК РФ.

Данные условия должны быть соблюдены все одновременно. Это означает, например, что не может быть назначено опекуном или попечителем лицо хотя и дееспособное (в силу вступления в брак или эмансипации), но несовершеннолетнее.

Факультативными (необязательными, рекомендательными) условиями для назначения лица опекуном (попечителем) ст. 35 ГК РФ называет:

1) его нравственные и иные личные качества. Закон не уточняет, какие именно качества имеются в виду, и орган опеки и попечительства должен руководствоваться общепринятыми нормами морали. Назначение опекуном или попечителем нежелательно в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами; в отношении лиц, не работающих и не имеющих постоянного источника доходов, и т.п.;

2) способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой следует понимать состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечного. Вместе с тем гражданское законодательство не определяет, в каких конкретно случаях состояние здоровья или возраст могут помешать кандидату в опекуны (попечители) исполнять опекунские обязанности, поэтому в каждом случае орган опеки и попечительства должен решать этот вопрос исходя из конкретных обстоятельств;

3) отношения, существующие между кандидатом и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Это могут быть отношения родства (тетя, дядя - племянник, бабушка - внук, брат - сестра и пр.), свойства (сноха - свекровь), бывшего свойства (бывшая мачеха - бывший пасынок) и др.

Впервые в законодательстве установлен приоритет родственных связей в целях подбора опекуна (попечителя). Поскольку обязанности опекунов и попечителей исполняются безвозмездно, то, скорее всего, согласие взять их на себя изъявит то лицо, которому в силу родства судьба подопечного небезразлична. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

Отсутствие каких бы то ни было взаимоотношений между будущим опекуном (попечителем) и подопечным должно быть принято органом опеки и попечительства во внимание, однако назначению кандидата это не препятствует;

4) и наконец, ГК РФ указывает на такое факультативное обстоятельство, как желание самого подопечного видеть в качестве своего опекуна или попечителя определенное лицо.

Учет желания производится органом опеки и попечительства, если подопечный в состоянии такое желание выразить. В соответствии с п. 4 ст. 145 СК РФ (в новой редакции) устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия.

Перечисленные четыре условия, в сущности, не являются запретами на установление опеки и попечительства. Поэтому назначение опекунов (попечителей) должно производиться с учетом конкретных обстоятельств, а главное - исходя из интересов подопечного лица.

Специальные требования помимо вышеуказанных предъявляет СК РФ к кандидатуре опекуна (попечителя), назначаемого несовершеннолетним лицам.

Статья 146 СК РФ добавляет несколько запретов на назначение опекуна (попечителя). Такими лицами не могут быть:

- лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией. Наличие этих заболеваний может быть подтверждено лишь справкой из медицинского учреждения или заключением врачебной комиссии;

- лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). Отстранение, как и назначение, производится вынесением органом опеки и попечительства соответствующего акта (как правило, постановления);

- лица, ограниченные в родительских правах. Ограничение в родительских правах считается состоявшимся при вступлении в законную силу решения суда;

- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине. В данном случае доказательством может служить лишь вступившее в силу решение суда, в мотивировочной части которого указаны причины отмены усыновления;

- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. В настоящее время действует утвержденный Постановлением Правительства РФ Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью <1>. К таким заболеваниям отнесены: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность. Существует и специальный порядок прохождения освидетельствования <2>, при котором пригодность кандидата сообщается учреждением здравоохранения непосредственно органу опеки и попечительства;

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304.

<2> Приказ Минздрава России от 10 сентября 1996 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями" (зарегистрирован в Минюсте России 2 октября 1996 г. N 1171) // Российские вести. 17.10.1996. N 197.

 

- лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

И наконец, последнее условие, выдвигаемое законом при назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему. Оно носит рекомендательный характер и состоит в учете (по возможности) отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя). Для того чтобы это требование исполнить, необходимо выявить наличие у кандидата членов семьи и выяснить их мнение о возможности проживания ребенка с ними. Как правило, это требование соблюдается при предоставлении членами семьи письменного подтверждения об отсутствии у них возражений против назначения опеки или попечительства.

2. Комментируемая статья носит название "Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями", в связи с чем содержит правила, непосредственно регулирующие процедуру выбора указанных лиц.

Часть 2 этой статьи определяет сведения, предоставляемые лицом, выразившим желание стать опекуном или попечителем, - "только та информация о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя". Речь идет об ограниченном перечне сведений, подтверждающих опекунскую правоспособность в соответствии с условиями, перечисленными в предыдущем пункте настоящего комментария. Предполагалось, что Правительство РФ определит закрытым списком перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, а также сроки предоставления таких документов. Императивный характер таких норм позволил бы оградить физическое лицо, обратившееся с заявлением о назначении его опекуном, от неправомерных и подчас излишних требований со стороны органа опеки и попечительства.

К сожалению, федеральная исполнительная власть избрала другой путь решения указанного вопроса. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 был утвержден перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем над несовершеннолетним подопечным <1>. Аналогичный перечень документов, необходимых в случае установления опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".

--------------------------------

<1> Более подробно об этом Перечне см. комментарий к статьям гл. 20 СК РФ.

 

Некоторые из документов, указанных в вышеупомянутых перечнях, не существуют в принципе (например, справка о доходах, требуемая от домохозяйки), другие документы подчас практически невозможно получить (например, копию финансового лицевого счета с места жительства заявителя, если заявитель проживает не в собственном жилом помещении, а снимает его по договору найма). Однако гораздо большее значение имеет то, что отсутствие у заявителя таких документов, требуемых по перечню, утвержденному Правительством РФ, в силу положений Закона об опеке и ГК РФ не является основанием для отказа в назначении опекуном (попечителем).

В этом случае налицо противоречие подзаконного акта (постановления Правительства РФ) нормам федеральных законов, причем противоречие, создающее угрозу нарушения прав граждан, выразивших желание стать опекунами, и, что более важно, прав будущих подопечных, которые из-за повышенных требований к пакету документов, представляемых опекуном, рискуют остаться без законного представителя.

Закон об опеке не исключает того, что функцию сбора необходимых документов возьмет на себя сам орган опеки и попечительства. Во всяком случае, комментируемая статья предоставляет этому органу право запрашивать информацию о заявителе в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях.

Важной гарантией прав и охраняемых законом интересов граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, является положение п. 4 комментируемой статьи, согласно которому сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных относятся к персональным данным граждан (физических лиц).

Впервые в законодательстве прямо установлено, что документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно. Это одно из направлений совершенствования законодательства об опеке и попечительстве, нацеленное на снятие излишних фактических и юридических препятствий к передаче граждан под опеку (попечительство).

3. Комментируемая статья очерчивает круг ситуаций, в которых обязательство по осуществлению опеки или попечительства может быть со множественностью лиц, закрепляя при этом (ч. 6) общее правило: "У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина". Тем не менее, разумеется, в интересах подопечных могут быть сделаны отступления от этого правила.

Во-первых, речь идет о тех ситуациях, когда орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, назначает ему нескольких опекунов (соопекунов) или попечителей. Такое возможно прежде всего при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную или патронатную семью. Закон об опеке предполагает, что в таком случае опекунами или попечителями ребенка станут оба супруга (приемные или патронатные родители), в отношении которых будет вынесен акт о назначении их опекунами одного и того же ребенка (детей).

Однако не исключено, что совершеннолетнему подопечному тоже могут быть назначены соопекуны. Во всяком случае, такая возможность допускалась дореволюционным российским правом, а также допускается большинством современных правопорядков <1>. Поэтому, например, вполне допустимо, что опекунами гражданина, признанного недееспособным, одновременно будут назначены его мать и его супруга.

--------------------------------

<1> О множественности опекунов см.: Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2004. С. 150, 151.

 

Исполнение обязанностей при множественности опекунов (попечителей) подчиняется специальным правилам. Не могут быть изменены соглашением сторон обязанности по представительству и защите подопечного. Представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями, а в случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей. Таким образом, например, приемные родители ребенка (супруги) должны будут одновременно подписывать необходимые документы и совершать юридически значимые действия от имени ребенка. Однако, если для участия в судебном заседании прибудет только один приемный родитель, ему необходимо будет представить суду доверенность от второго.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.