Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об актах гражданского состояния 1 страница




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ,

от 29.04.2002 N 44-ФЗ, от 22.04.2003 N 46-ФЗ,

от 07.07.2003 N 120-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ,

от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 17.07.2009 N 169-ФЗ,

от 17.12.2009 N 317-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ,

от 05.04.2010 N 52-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ,

от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 03.12.2011 N 378-ФЗ)

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 1

 

1. В комментируемой статье дан перечень правоотношений, которые входят в предмет регулирования Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон об актах гражданского состояния). Данные отношения не являются гражданско-правовыми или семейно-правовыми, но имеют важное значение для возникновения таких отношений. Так, большинство отношений, входящих в предмет регулирования Семейного кодекса РФ, возникает из юридических фактов, подлежащих государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (далее - органы загса). Комментируемая статья, определяя предмет регулирования, говорит только о порядке самой регистрации. Семейные отношения, вытекающие, например, из факта рождения, не являются предметом регулирования данного Закона.

Необходимо разграничивать предмет правового регулирования отрасли права и предмет правового регулирования законодательства. В данном случае речь идет о предмете правового регулирования законодательством. В то же время отношения, рассматриваемые в комментируемой статье, порядок государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния входят в предмет отраслевого регулирования как семейного права, так и гражданского права в определенной части (например, в части регулирования права на имя).

Разграничение частноправового и публично-правового аспектов рассматриваемых отношений возможно по разным критериям, и прежде всего в зависимости от субъектного состава. Те отношения, которые входят в предмет рассматриваемого Закона, - это отношения между органами исполнительной власти, федеральными органами или органами субъектов Российской Федерации (далее - субъекты Федерации), которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, с одной стороны, и гражданами - с другой.

2. В предмет правового регулирования прежде всего входит определение органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния. К ним относятся органы загса, образованные органами государственной власти субъектов Федерации. Вопросы образования и деятельности органов загса на территории субъектов Федерации решаются субъектами Федерации самостоятельно (ст. 4 Закона об актах гражданского состояния). Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы загса, образованные в соответствии с комментируемым Законом, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Кроме того, функции органов загса за пределами России выполняют консульские учреждения.

3. Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния включает в себя представление документов, необходимых для регистрации, соблюдение сроков представления документов и осуществления регистрационных действий, оформления заявлений, свидетельств и других регистрационных документов, определение органа, который производит соответствующее регистрационное действие. Такой порядок определяется не только комментируемым Законом, но и иными нормативными правовыми актами, в том числе СК РФ, Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. N 432 "Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния" <1>, и другими нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 2 Закона об актах гражданского состояния).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 17. Ст. 2149.

 

4. Порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния и их хранения (абз. 4 и 6 комментируемой статьи) охватывает правила ведения и внесения в актовые книги записей о регистрации актов гражданского состояния, которые регулируются как законодательными, так и подзаконными актами, в частности Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. N 432, Приказом Минюста России от 30 декабря 1998 г. N 194 "Об утверждении образцов бланков записей актов гражданского состояния", Приказом Росархива N 38, Минюста России N 230 от 2 августа 1999 г. "Об утверждении Правил передачи в государственные архивы книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрических книг" <1>, Условиями хранения книг регистрации актов гражданского состояния и метрических книг в органах загса, а также порядком передачи этих книг в государственный архив на хранение, утвержденными Минюстом СССР 27 февраля 1978 г. N К-3-120 <2>, и др.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (далее - Бюллетень нормативных актов). 1999. N 40.

<2> СПС "КонсультантПлюс".

 

Кроме того, порядок хранения книг записи актов гражданского состояния устанавливается Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" <1>, в соответствии со ст. 22 которого устанавливается 100-летний срок хранения записей актов гражданского состояния в Архивном фонде РФ до их поступления в государственные и муниципальные архивы.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.

 

Актовые и метрические книги относятся к государственной части Архивного фонда РФ.

Актовые книги, собранные из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрические книги по истечении 75 лет со дня составления записей актов гражданского состояния и метрических записей передаются органами загса на постоянное хранение в государственные архивы.

 

Статья 2. Законодательство об актах гражданского состояния

 

Комментарий к статье 2

 

1. Комментируемая статья закрепляет систему законодательства об актах гражданского состояния.

Первые нормы об актах гражданского состояния в советское время были закреплены Декретом ВЦИК, СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданскомъ браке, о детяхъ и о веденiи книгъ актовъ состоянiя" <1>, Инструкцией об организации отделов записей браков и рождений, утвержденной Наркомюстом РСФСР, Народным комиссариатом по местному самоуправлению РСФСР 4 января 1918 г., Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятым ВЦИК 16 сентября 1918 г. <2>. Затем порядок регистрации актов гражданского состояния регулировался Постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г. "О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке" <3>. Позднее разд. IV Кодекса о браке и семье РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 30 июля 1969 г., регулировал вопросы регистрации актов гражданского состояния. До вступления в силу Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (20 ноября 1997 г.) действовали Кодекс о браке и семье 1969 г., а также Постановление Совмина РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР" <4>, которое утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" <5>.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1917. N 11. Ст. 160.

<2> СУ РСФСР. 1918. N 76 - 77. Ст. 818.

<3> СУ РСФСР. 1926. N 82. Ст. 612.

<4> СП РСФСР. 1969. N 22. Ст. 123.

<5> Собрание законодательства РФ. 1998. N 28. Ст. 3359.

 

2. В комментируемой статье рассматривается понятие "законодательство об актах гражданского состояния" в широком смысле, т.е. имеются в виду все источники правового регулирования в этой сфере.

Понятие "законодательство" используется разными отраслями по-разному. Так, в соответствии со ст. 3 ГК РФ законодательство включает в себя лишь ГК РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы. Семейное законодательство с учетом вопросов совместного ведения в соответствии со ст. 3 СК РФ состоит из СК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, а также законов субъектов Федерации.

Жилищный кодекс РФ рассматривает законодательство в широком смысле, охватывая и подзаконные нормативные правовые акты. Аналогичной позиции придерживается и комментируемая статья, порождая проблемы, связанные с использованием в ГК РФ и СК РФ термина "законодательство". В соответствии с п. 4 ст. 47 ГК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются Законом об актах гражданского состояния. Однако формы бланков записей актов гражданского состояния, а также свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния определены не комментируемым Законом, а Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 28. Ст. 3359.

 

3. Учитывая, что правовое регулирование актов гражданского состояния входит в предмет как гражданского, так и семейного права, неоднозначно решается вопрос об отнесении данных вопросов к предмету исключительного ведения Российской Федерации или ее совместного ведения с субъектами Федерации. Применение законов субъектов Федерации возможно при наличии двух условий:

1) если это предусмотрено Законом об актах гражданского состояния;

2) если закон субъекта Федерации принят в соответствии с СК РФ.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 СК РФ законы субъектов Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в ст. 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным СК РФ к ведению субъектов Федерации, и по вопросам, непосредственно этим Кодексом не урегулированным. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, должны соответствовать СК РФ. Так, например, согласно п. 2 ст. 58 СК РФ имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Федерации или не основано на национальном обычае. Таким образом, субъекты Федерации могут установить иной порядок присвоения отчества ребенку либо вообще отказаться от использования отчества, что будет иметь непосредственное значение при регистрации рождения ребенка или изменения его имени. Например, Закон Республики Бурятия от 22 июня 1999 г. N 207-II "О праве граждан на присвоение фамилии, имени и отчества в соответствии с бурятскими национальными обычаями при регистрации рождения ребенка" <1> дает право присвоения отчества ребенку при регистрации его рождения в соответствии с бурятскими национальными обычаями, но только по соглашению родителей. Если же такое соглашение отсутствует, то отчество ребенку присваивается по имени отца.

--------------------------------

<1> Ведомости Народного хурала Республики Бурятия. 1999. N 6; Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 3.

 

Вопрос о соотношении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Федерации ставился в запросе Сахалинского областного суда в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", согласно которому государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами загса, образованными органами государственной власти субъектов Федерации, а вопросы образования и деятельности органов загса на территориях субъектов Федерации решаются субъектами Федерации самостоятельно на основании данного Закона.

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. N 248-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинского областного суда о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" <1> уточнено, что, хотя отношения по государственной регистрации актов гражданского состояния являются прежде всего предметом регулирования гражданского законодательства, отнесенного Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, институт регистрации актов гражданского состояния может регулироваться семейным либо административным законодательством, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, т.е. у заявителя возникла неопределенность в вопросе о соответствии названной нормы ч. 3 ст. 11, п. "о" ст. 71, п. "к" ч. 1 ст. 72, ст. ст. 77 и 78 Конституции РФ.

--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 3.

 

Гражданское законодательство, которым регулируется институт актов гражданского состояния, как отмечает Конституционный Суд РФ, находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).

Именно в гражданском законодательстве содержатся общеустанавливающие нормы об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния, о порядке регистрации этих актов, порядке изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формах актовых книг и свидетельств и т.д. Тем самым обеспечивается общефедеральное единство в регулировании указанных отношений.

Административное и административно-процессуальное законодательство, согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Административным законодательством регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, в том числе в процессе создания и организации деятельности таких регистрационных органов, как органы государственной регистрации актов гражданского состояния. Следовательно, организация и деятельность органов загса (системы этих органов) регламентируются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что по вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти (п. 1 ст. 12). Таким законом и является Закон об актах гражданского состояния.

4. К иным нормативным правовым актам РФ, регулирующим отношения по регистрации актов гражданского состояния, относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. К их числу наряду с вышеупомянутыми относятся: Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" <1> (ст. 25), а также Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" <2>, Приказ Минюста России от 30 декабря 1998 г. N 194 "Об утверждении образцов бланков записей актов гражданского состояния" <3>. Приказ Минюста России N 175, МИД РФ N 13527 от 2 сентября 2008 г. "Об утверждении Правил передачи первых и вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, составленных консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации" <4> и др.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2010. N 28. Ст. 3554.

<2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 45. Ст. 5522.

<3> СПС "КонсультантПлюс".

<4> Бюллетень Минюста России. 2008. N 10.

 

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований не регулируют отношения, входящие в соответствии со ст. 1 Закона об актах гражданского состояния в предмет его регулирования. В соответствии с п. 2 ст. 4 данного Закона применительно к тем территориям, на которых отсутствуют органы загса, органы местного самоуправления муниципальных образований, образованные в соответствии с комментируемым Законом, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Однако акты органов местного самоуправления не имеют правового значения в регулировании этих отношений.

 

Статья 3. Акты гражданского состояния

 

Комментарий к статье 3

 

1. Акты гражданского состояния являются юридическими фактами, которые порождают возникновение, изменение или прекращение правоотношений, регулируемых различными отраслями законодательства, в том числе семейным, гражданским, административным, трудовым правом, правом социального обеспечения и т.д. Наряду с действиями и событиями в семейном и других отраслях права выделяют состояние как юридический факт, который в большинстве случаев возникает на основании государственной регистрации (например, состояние в родстве, в отношениях свойства, состояние несовершеннолетия и т.д.).

2. Пункт 2 комментируемой статьи воспроизводит п. 1 ст. 47 ГК РФ. Другие действия граждан или события, характеризующие правовое состояние гражданина, не подлежат государственной регистрации. В том случае, если от этих фактов зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, они подлежат установлению в судебном порядке в особом производстве по правилам гл. 28 ГПК РФ, например, факт нахождения на иждивении. В том случае, если для заявителя невозможно получить документ о государственной регистрации акта гражданского состояния в соответствующих органах или при невозможности восстановления утраченных документов, указанные факты подлежат установлению также в судебном порядке, например, факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов загса в регистрации смерти.

Споры о праве, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, подлежат рассмотрению в судебном порядке в исковом производстве в соответствии с ГПК РФ.

3. Пункт 3 комментируемой статьи приравнивает совершение актов гражданского состояния по религиозным обрядам к тем актам, которые совершаются в органах загса при наличии следующих условий:

1) акты совершены до образования или восстановления органов загса. Так, например, Циркуляр НКВД СССР от 28 августа 1926 г. N 326 "О сроках действительности религиозных браков, заключенных в революционный период в РСФСР" <1> установил сроки действительности церковных браков, а п. 2 ст. 1 СК РФ о признании только тех браков, которые заключены в органах загса, в соответствии с п. 7 ст. 169 СК РФ не применяется к бракам граждан РФ, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов загса;

--------------------------------

<1> См.: Запись актов гражданского состояния: Сборник официальных материалов. М., 1961.

 

2) акты совершены в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством.

Доказательством совершения названных актов могут быть записи метрических книг, составленных до образования или до восстановления органов загса.

 

Статья 4. Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния

 

Комментарий к статье 4

 

1. В комментируемой статье определены некоторые особенности правового статуса органов загса, а также распределение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере реализации полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

В период действия настоящей статьи неоднократно менялась ее редакция, и позиция судов была неоднозначна в части возможности наделения органов местного самоуправления функциями по государственной регистрации актов гражданского состояния. Достаточно отметить Постановления Верховного Суда РФ относительно делегирования субъектами Федерации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления. Так, Определением Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 94-Г02-11 заявление о признании Закона Чукотского автономного округа от 4 апреля 2000 г. N 20-03 "Об органах записи актов гражданского состояния в Чукотском автономном округе" противоречащим федеральному законодательству удовлетворено правомерно, поскольку органы государственной власти субъектов Федерации не вправе наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния. Чуть раньше Определением Верховного Суда РФ от 28 октября 2002 г. N 16-Г02-13 в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Волгоградской области от 26 мая 1999 г. N 269-ОД "Об органах записи актов гражданского состояния Волгоградской области" отказано правомерно, поскольку субъекты Федерации наделены полномочиями самостоятельно решать вопросы организации работы по государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе по передаче этих полномочий органам местного самоуправления.

Во многих субъектах Федерации приняты законы, регулирующие отношения в части регистрации актов гражданского состояния. В них, как правило, определено, в компетенцию какого органа исполнительной власти субъекта Федерации входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на соответствующей территории. В республиках таким органом является управление (комитет) загса республики или ее правительства, в краях, областях - управление (комитет, отдел) загса края, области или краевой, областной администрации (правительства). Так, например, по Закону от 7 июня 1999 г. "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния Московской области" орган исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации образует в муниципальных образованиях структурные подразделения - отделы загса.

Как уже говорилось, 4 апреля 2000 г. был принят и введен в действие Закон Чукотского автономного округа "Об органах записи актов гражданского состояния в Чукотском автономном округе", наделяющий органы местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями по образованию органов загса. А 1 ноября 2002 г. по заявлению прокурора Чукотского автономного округа суд Чукотского автономного округа признал данный Закон противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления судебного решения в законную силу, указав в своем решении, что он противоречит ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 86 и п. 2 ст. 130 Бюджетного кодекса РФ, где определен порядок финансирования отдельных государственных полномочий, которыми муниципальные образования наделяются законами субъектов Федерации. Между тем в решении суда Чукотского автономного округа оспаривалась законность произвольного определения порядка их финансирования. В частности, как указал суд Чукотского автономного округа, в соответствии с федеральным законодательством обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий является одним из видов расходов и производится исключительно из бюджетов субъектов Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N 288-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса губернатора Чукотского автономного округа о проверке конституционности Закона Чукотского автономного округа "Об органах записи актов гражданского состояния в Чукотском автономном округе").

2. Таким образом, система органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, включает в себя:

- органы загса, полномочиями по образованию и организации деятельности которых наделены органы государственной власти субъектов Федерации. Назначение руководителя органа загса осуществляется по согласованию с Минюстом России в соответствии с Приказом Минюста России от 13 июля 2007 г. N 148 "Об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> Бюллетень Минюста России. 2007. N 8.

 

- органы местного самоуправления муниципальных образований, которым могут быть делегированы полномочия по государственной регистрации. На основании законов органов власти субъекта Федерации полномочиями по регистрации актов гражданского состояния органы местного самоуправления муниципальных образований могут наделяться в том случае, если на территории муниципального образования отсутствуют органы загса;

- консульские учреждения РФ (см. комментарий к ст. 5 Закона об актах гражданского состояния). Контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой консульскими учреждениями РФ за пределами территории РФ, осуществляются Министерством иностранных дел РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2880.

 

3. Контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния производится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" таким органом является Министерство юстиции РФ (Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" <1>), осуществляющее названные функции в соответствии с Приказом Минюста России от 1 октября 2010 г. N 241 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния" <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 42. Ст. 4108.

<2> Бюллетень нормативных актов. 2010. N 48.

 

4. Реализация полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется на основании предоставляемых из федерального бюджета субвенций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 159 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для выполнения федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 14. Ст. 1241.

 

Отчет органов государственной власти РФ представляется ежеквартально в соответствии с п. 6 комментируемой статьи и Приказом Минфина России от 13 июля 2006 г. N 93н "Об отчетности о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния за отчетный период" <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов. 2006. N 35.

 

Статья 5. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.