Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об актах гражданского состояния 3 страница




--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

 

Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <1>). Требование о соблюдении конфиденциальности должно распространяться как на ту информацию, которая отражается в актовой записи и в свидетельстве, выдаваемом гражданину, так и на иную информацию, связанную с регистрацией акта.

--------------------------------

<1> Там же. Ст. 3451.

 

Соблюдение требования конфиденциальности обеспечивается разными мерами ответственности - от гражданско-правовых до уголовных. Так, например, ст. 137 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, ст. 155 УК РФ - за разглашение тайны усыновления (удочерения) и др.

2. Из общего правила о соблюдении конфиденциальности сделан целый ряд исключений, которые отражены в п. п. 2, 3 комментируемой статьи и конкретизированы иными нормативными правовыми актами. Так, п. 2 устанавливает обязанность руководителя органа загса предоставлять сведения о регистрации смерти. Это связано с прекращением в связи со смертью налоговых отношений, отношений по социальному обеспечению и др. Так, например, в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <1> органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, обязаны по своему местонахождению сообщать страховщику сведения о фактах государственной регистрации смерти застрахованных в течение 10 дней после регистрации этих фактов. Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2010 г. N 230 "О порядке сообщения сведений о государственной регистрации смерти в территориальный фонд обязательного медицинского страхования" <2> конкретизирует обязанность по предоставлению информации о смерти фонду обязательного медицинского страхования.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

<2> Собрание законодательства РФ. 2010. N 16. Ст. 1915.

 

В комментируемой статье не предусматривается направление информации о регистрации смерти в органы местной администрации муниципальных образований. В то же время в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <1> органы загса не реже чем один раз в месяц предоставляют сведения о фактах смерти граждан РФ главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Федерации - города федерального значения, - руководителю территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту своего нахождения.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

 

Аналогичная обязанность возникает у органов загса перед органами миграционного учета в соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" применительно к государственной регистрации перемены иностранным гражданином имени, включающего в себя фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии), либо изменения сведений о дате или месте рождения иностранного гражданина. Органы загса в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о регистрации указанных юридических фактов.

 

Статья 13. Признание действительными в Российской Федерации документов, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния

 

Комментарий к статье 13

 

1. Иностранные документы в соответствии с нормами комментируемой статьи требуют легализации. Консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" к консульским функциям относится консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории РФ.

В соответствии со ст. 27 вышеназванного Закона консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания.

Консульской легализации не подлежат иностранные официальные документы, которые противоречат законодательству РФ или содержание которых может нанести вред интересам Российской Федерации. Консульское должностное лицо для совершения легализации иностранного официального документа вправе требовать представления его нотариально заверенного перевода на русский язык. Перевод документов с иностранных языков удостоверяется нотариусом либо переводчиком, подпись которого удостоверяется нотариусом.

Согласно ст. 81 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если этот нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Кроме того, верность перевода, согласно п. 8 Правил передачи первых и вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, составленных консульскими учреждениями РФ за пределами территории РФ, в органы записи актов гражданского состояния на территории РФ, утвержденных Приказом Минюста России N 175, МИД России N 13527 от 2 сентября 2008 г., удостоверяется должностным лицом консульского учреждения РФ, уполномоченным на совершение нотариальных действий, либо нотариусом.

2. Легализация документов не требуется в отношениях между странами - участницами Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г. <1>, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Россия - участница данной Конвенции). В качестве официальных документов рассматриваются документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, к которым относятся и документы об удостоверении акта гражданского состояния.

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 1993. N 6.

 

Вместо легализации страны - участницы Конвенции для подтверждения подлинности документа используют проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

В соответствии с п. п. 4, 5 приложения к Инструкции о консульской легализации, утвержденной МИД СССР 6 июля 1984 г. и формально не утратившей силы, на основании соглашения между СССР и Испанией на территории СССР принимаются к рассмотрению без легализации свидетельства актов гражданского состояния, выдаваемые органами загса Испании. На началах взаимности и в силу сложившейся практики на территории СССР принимаются к рассмотрению без легализации документы загса, а также документы об образовании и о трудовом стаже, исходящие от органов и учреждений Китайской Народной Республики.

Статья 13 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) предусматривает, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов. Это касается и свидетельств об актах гражданского состояния.

Договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния.

3. За выдачу свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, пересылаемых в соответствии с международными договорами РФ, а также на основании запросов дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, государственная пошлина не уплачивается.

4. Нормы комментируемой статьи регулируют не вопросы признания самих актов гражданского состояния как юридических фактов, а лишь документов, выданных в удостоверение актов гражданского состояния. Вопросы признания заключения брака, его расторжения и т.д. регулируются международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 158 СК РФ браки между гражданами РФ и браки между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные ст. 14 СК РФ обстоятельства, препятствующие заключению брака. Браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации.

 

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РОЖДЕНИЯ

 

Статья 14. Основания для государственной регистрации рождения

 

Комментарий к статье 14

 

1. Форма документа о рождении, выдаваемого медицинской организацией, утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. N 782н "Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти" <1> и необходима для обеспечения государственной регистрации рождения ребенка, родившегося живым, в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, и для государственного статистического учета.

--------------------------------

<1> Российская газета. 23.01.2009. N 10.

 

Порядок заполнения документа установленной формы о рождении - медицинского свидетельства о рождении - определен письмом Минздравсоцразвития России от 19 января 2009 г. N 14-6/10/2-178 "О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти" <1>.

--------------------------------

<1> Здравоохранение. 2009. N 7.

 

Медицинское свидетельство выдается медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы: больничными учреждениями, диспансерами, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, центрами, учреждениями охраны материнства и детства и лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Медицинское свидетельство заполняется врачами. В отдаленно расположенных структурных подразделениях медицинской организации (фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), амбулатория, участковая больница и др.), не имеющих врача, медицинское свидетельство может оформляться фельдшером или акушеркой.

Медицинское свидетельство выдается той медицинской организацией, врач (фельдшер, акушерка) которой оказывал медицинскую помощь при родах, или той, в которую обратилась мать после родов, либо частнопрактикующим врачом - при родах вне медицинской организации.

Если случай рождения произошел на судне, в самолете, в поезде или на другом транспортном средстве во время его следования, медицинское свидетельство выдает медицинская организация, расположенная по маршруту следования транспортного средства.

Медицинское свидетельство заполняется на родившихся живыми с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, сроком беременности 28 недель и более или длиной тела 35 см и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г при сроке беременности 28 недель и более - при многоплодных родах, новорожденных, родившихся с массой тела от 500 до 999 г, если они прожили более 168 часов после рождения (семь полных суток жизни).

Медицинское свидетельство выдается родителям (одному из родителей) или другим лицам (близким родственникам, законным представителям новорожденного) для государственной регистрации рождения.

2. Если ребенок родился на судне, в самолете, поезде в пути следования транспортного средства, то капитан судна, начальник поезда составляют соответствующий акт, который также является основанием для последующей регистрации рождения ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 32 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ <1> в каждом случае рождения на судне ребенка капитан обязан составить соответствующий акт при участии двух свидетелей и врача, если он имеется на судне, а также сделать запись в судовом журнале. Аналогичные обязанности капитана судна возникают в соответствии с п. 2 ст. 70 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

<2> Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

 

3. При родах без оказания медицинской помощи основанием для государственной регистрации рождения ребенка является заявление лица, присутствовавшего во время родов. Предполагается, что это может быть любое лицо, кроме матери ребенка. Не установлено исключений для отца ребенка или для других родственников. Такое заявление может быть сделано в устной или письменной форме в органах загса.

Форма бланка заявления о рождении, подтверждающего факт рождения ребенка вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи, установлена Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 145. Ст. 5522.

 

Свидетелю при обращении в органы загса разъясняются положение комментируемой статьи о представленном заявлении как основании для регистрации рождения ребенка и последствия предоставления ложной информации.

В случае если в орган загса поступило заявление посредством почтовой связи, электрической связи или иным способом от лица, присутствовавшего во время родов вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи, о рождении ребенка, в графе 9 либо в графе 22 актовой записи о рождении ребенка в документе, являющемся основанием для регистрации рождения, указывается, какая организация удостоверила подпись лица, присутствовавшего во время родов.

Законодатель не предусматривает механизма проверки достоверности заявления свидетеля о рождении ребенка, что дает возможность для злоупотреблений со стороны недобросовестных граждан, например, путем кражи детей и регистрации их на свое имя с участием лица, заявляющего о своем присутствии во время родов вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи. В настоящее время, как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту N 351855-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (в части уточнения норм, регулирующих порядок государственной регистрации актов гражданского состояния), внесенному в Государственную Думу Тамбовской областной Думой <1>, содержание такой нормы "потенциально позволяет гражданам нелегально продавать своих рожденных детей другим лицам, которые беспрепятственно с помощью показания любого свидетеля имеют право зарегистрировать их на свое имя".

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Учитывая, что на практике незначительное число родов проходит без оказания медицинской помощи, необходимо в качестве альтернативы регистрации рождения ребенка на основании медицинского свидетельства ограничиться судебным решением в соответствии с п. 4 комментируемой статьи.

До вступления в силу Закона об актах гражданского состояния действовали более жесткие требования при регистрации рождения ребенка на основании заявления лица, присутствовавшего во время родов. Так, в соответствии с п. 2.6 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР, утвержденной Минюстом СССР 22 июля 1991 г., "в случае рождения ребенка вне лечебного учреждения и без оказания медицинской помощи при родах рождение может быть зарегистрировано на основании свидетельских показаний. В таких случаях факт рождения подтверждается подписями одного или двух свидетелей в графе 10 записи акта о рождении "Документы, подтверждающие факт рождения ребенка" с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства свидетелей. Эти данные указываются на основании документов, удостоверяющих личность свидетелей.

В случае невозможности явки свидетеля (свидетелей) подлинность его подписи под письменным подтверждением факта рождения ребенка у данной женщины должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке".

4. Исковое производство по делу об установлении факта рождения ребенка данной женщиной, согласно п. 4 комментируемой статьи (об установлении материнства), возбуждается в соответствии с гл. 28 ГПК РФ (особое производство) при отсутствии оснований для регистрации рождения ребенка, если факт рождения ребенка не может быть подтвержден документально либо свидетелями. По ст. 264 ГПК РФ заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя (если заявление подается матерью ребенка, то по месту жительства матери).

При отсутствии спора о материнстве судом устанавливается факт рождения ребенка конкретной женщиной (например, с помощью освидетельствования), при этом одновременно может быть установлен и возраст ребенка, что требует проведения экспертизы.

В случае если при подаче заявления или при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (п. 3 ст. 263 ГПК).

5. При регистрации рождения ребенка консульскими органами РФ за пределами России требования к представляемым документам определяются п. 31.2 Приказа МИД России от 3 сентября 2008 г. N 13579 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации" и имеют некоторые отличия от тех требований, которые предусмотрены комментируемой статьей.

Основанием для государственной регистрации рождения является один из следующих документов:

- документ о рождении, выданный медицинской организацией (независимо от ее организационно-правовой формы), в которой происходили роды;

- документ о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой (при родах вне медицинской организации);

- заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка (при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи) (форма N 6 представлена в приложении N 5 к Административному регламенту). Устная форма такого обращения не предусмотрена приказом МИД России.

При отсутствии у указанного лица возможности явиться в загранучреждение его подпись на заявлении о рождении ребенка данной женщиной должна быть удостоверена организацией, в которой указанное лицо работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией или органом местного самоуправления по месту его жительства либо администрацией стационарной медицинской организации, в которой указанное лицо находится на излечении;

- решение суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной (при отсутствии иных оснований для государственной регистрации рождения ребенка);

- решение суда об установлении факта рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более (при отсутствии документа установленной формы о рождении);

- документ установленной формы о перинатальной смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом (при государственной регистрации рождения ребенка, родившегося мертвым).

 

Статья 15. Место государственной регистрации рождения

 

Комментарий к статье 15

 

1. Необходимо разграничивать место рождения ребенка и место государственной регистрации рождения ребенка. Месту рождения ребенка посвящены п. 2, второе предложение п. 3, а месту регистрации рождения ребенка - п. 1, первое предложение п. 3, п. 4 комментируемой статьи.

2. Наименованием места рождения ребенка является наименование муниципального образования или городов Москва и Санкт-Петербург как субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 4 Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. N 432, в графе "Место рождения" сведения указываются в следующей последовательности: город (селение), район, субъект Федерации, государство (Российская Федерация либо Россия).

В случае указания населенного пункта иностранного государства делается аналогичная запись с учетом особенностей его административно-территориального деления. Город (селение) и государство указываются обязательно.

По желанию родителей вместо фактического места рождения ребенка может быть указано место жительства родителей (одного из родителей), но лишь в случае, если родители (один из родителей) проживают в сельской местности. Такое пожелание может быть высказано исключительно родителями (одним из родителей), но не другими лицами, которые могут быть инициаторами государственной регистрации рождения ребенка. В остальных случаях местом рождения ребенка указывается фактическое место рождения ребенка.

Распространение нормы абз. 2 п. 2 комментируемой статьи лишь на родителей, проживающих в сельской местности, неоднократно подвергалось критике в законотворческой деятельности. В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 223994-4 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (о возможности родителей, проживающих в городах, указывать при регистрации рождения ребенка место своего жительства), внесенному в Государственную Думу Законодательным Собранием Ивановской области <1>, отмечалось, что "регистрация по месту фактического рождения ребенка - ничем не обоснованное положение, имеющее элемент нарушения конституционного права гражданина на свободу выбора места пребывания и жительства. Действующий текст абзаца второго пункта 2 статьи 15 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" предоставляет право родителям, проживающим в сельской местности (предполагается, что там отсутствуют медицинские учреждения с родильными отделениями), по их желанию указывать при регистрации рождения ребенка место своего жительства. Однако, кроме сельской местности, многие населенные пункты России не имеют на своей территории родильных домов, и при рождении ребенка в регистрационных документах указывается место нахождения родильного дома, а не место жительства родителей и ребенка". В связи с отсутствием родильных домов не только в сельской местности, но и в некоторых городах последние не могут быть названы местами рождения ребенка.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Место жительства родителей ребенка определяется в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", по которой место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

3. Местом государственной регистрации является место нахождения соответствующего органа загса с учетом административно-территориального деления Российской Федерации - либо по месту рождения ребенка, либо по месту жительства родителей или одного из родителей при разных местах жительства.

 

Статья 16. Заявление о рождении ребенка

 

Комментарий к статье 16

 

1. Комментируемая статья, по существу, продолжает перечень оснований для государственной регистрации рождения ребенка. Фактически к таким основаниям относятся:

- заявление родителей или иных лиц, указанных в п. 1 комментируемой статьи;

- документ о рождении или заявление о рождении (п. 1 ст. 14 Закона об актах гражданского состояния).

Для внесения необходимых сведений в запись о рождении ребенка, в частности об отце ребенка, представляются документы, устанавливающие отцовство (свидетельство о браке и т.п.).

Форма бланка заявления о рождении ребенка установлена Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния".

2. К лицам, которые могут заявить о рождении ребенка, относятся:

- родители (один из родителей). Несовершеннолетние родители, не обладающие полной дееспособностью, не лишены права на обращение в органы загса с заявлением о рождении ребенка. Для регистрации рождения ребенка достаточно присутствия одного из родителей, если не требуется установления отцовства (например, родители состоят в браке или с момента расторжения брака не истекло 300 дней). Если родители имеют разные фамилии, то для определения фамилии ребенка необходимо их соглашение, которое может быть выражено родителями как в письменной, так и в устной форме в органе загса;

- родственник одного из родителей. Круг родственников не установлен и не ограничен кругом близких родственников. При обращении в орган загса необходимо подтверждение факта родства независимо от степени родства. Как правило, в качестве родственников выступают дедушки и бабушки, братья и сестры родителей;

- уполномоченное родителем (родителями) лицо. Полномочие оформляется путем выдачи доверенности на подачу заявления о рождении. При отсутствии специальных требований к доверенности форма доверенности может быть простой письменной;

- должностное лицо медицинской организации;

- должностное лицо иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок.

Кроме того, регистрация рождения ребенка может иметь место на основании заявления органов опеки и попечительства. В соответствии со ст. 19.1 комментируемого Закона государственная регистрация рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, производится по заявлению медицинской организации, в которой находится ребенок, либо органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка не позднее чем через семь дней со дня его оставления матерью.

Обращение лиц, не являющихся родителями, с заявлением о рождении ребенка допускается лишь в тех случаях, когда у родителей нет возможности лично заявить о рождении ребенка. Комментируемая статья в числе документов, необходимых для регистрации рождения ребенка, не указывает на документы, подтверждающие отсутствие у родителей возможности лично заявить о рождении ребенка.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает перечень документов, необходимых при регистрации рождения ребенка:

- документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей). В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <1> основными документами, удостоверяющими личность граждан РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.