Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прав. отношения, элементы правоотношений и их хар-ка




Прав. отношение – это юр. форма общ. отношения, представляющая собой возникающие на основе прав. норм и определ. жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъект. правами и обязанностями, гарантированными гос-вом. Правоотношение состоит из 3-х элементов: 1.Субъекта; 2.Объекта; 3.Субъект. права и юр. обязанности (содержание правоотношения).

Субъекты правоотношений – это участники прав. отношений, обладающие соответствующими субъект. правами и юр. обязанностями. К ним отн-ся: гос-во, гос. и негос. орг-ции, физ. лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством).

Для того чтобы быть субъектом правоотношений, лица должны обладать правосп-тью и деесп-тью. Правосп-ть – это способность иметь субъект. права и нести обязанности. Правосп-ть возникает с момента рождения че­ловека и прекращается с его смертью. Правосп-ть юр. лица возникает с момента гос. регистрации юр. лица и прекращается в связи с ликвидацией в соотв. с действующим зак-вом. Пра­восп-ть не отчуждается. Правосп-ть гос. органов, орг-ций возникает с момента их образования. Деесп-ть – способность лица своими действиями приобретать права и нести обязанности. В полном объеме она наступает, как правило, по достижении 18-летн. возраста. В уголовном праве деесп-ть возникает в 16 лет. Именно по достижении этого возраста лицо несет уголовную ответственность. А за совершение ряда преступлений – убийство, разбой, изнасилование и др. уголовная ответственность наступает с 14 лет. Деесп-ть м.б. ограничена, однако, только в случае и порядке, предусмотренном в законе. В прав. науке обычно выделяют: полную (с 18 лет); частичную (с 14 лет по 18 лет) и деесп-ть малолетних (с 10 до 14 лет). Правосубъектность – это правосп-ть и деесп-ть вместе взятые и хар-зующие лицо именно как субъекта права.

Субъект. права и обязанности выступают юр. содержанием правоотношений. Субъект. право – предусмотренная нормой права мера юридически возможного поведения конкретного субъекта права при условии наступления определ. жизненных обстоятельств (юр. фактов). Субъект. обязанность – мера юридически необходимого поведения конкретного субъекта права, предусмотренная прав. нормой, при условии наступления определ. жизненных обстоятельств (юр. фактов).

Объект правоотношения – это то, на что направ­лены права и обязанности субъектов правоотноше­ний, то, по поводу чего возникают правоотношения. К ним отн-ся: мат. блага (вещи, ценности, имущество); немат. блага (жизнь, здоровье, честь, дос­тоинство и т.п.); продукты дух. творчества (произведения ли­т-ры, искусства, музыки); Результаты действий участников правоотношений (пра­воотно-шения, возникающие из договора поставки и др.); ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипло­мы и т.п.).

Юр. факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юр. фактом явл. договор, смерть лица. Юр. факты можно кл-цировать:

I. По хар-ру последствий: 1.Правообразующие – в результате кот-х возникают новые правоотношения (заключение труд. договора). 2.Правоизменяющие – в результате кот-х происходит изменение правоотношений (обмен жилплощади). 3.Правопрекращающиеся – в результате кот-х происходит прекращение правоотношений (продажа имущества).

II. По волевому признаку: 1. События – обстоятельства, не зависящие от воли участников правоотношений (рождение, смерть): абс. – абсолютно не зависят от воли людей (ураган); отн. – связаны с жизнедеят-тью человека (рождение ребенка). 2. Действия – обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений (сделки, судебные решения). Действия подразделяются на: 1.Правомерные – действия, совершаемые в соотв. с нормами права: юр. акты – действия, совершенные с намерением породить юр. последствия (офиц. обращение граждан); юр. поступки – действия, приводящие к юр. последствиям независимо от намерений лица, их совершающего (частное письмо, в кот. признается отцовство). 2.Неправомерные – действия, совершенные с нарушением норм права: преступления – совершенные виновно общественно опасные деяния, запрещенные УК; проступки – деяния, имеющие внеш. сходство с преступлением, но не содержащие его признаков вследствие отсутствия общ. опасности.

 

42. Понятие коррупции: соц.–эконом. и прав. аспекты.

Под коррупц.преступностьюпонимается сов-ть преступлений коррупц. хар-ра. Коррупция это соц. явление, хар-зующееся подкупом-продажностью гос. и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах офиц. служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Коррупция – это умышл. использование лицами, уполномоченными на выполнение гос. ф-ций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имуществ. и неимуществ. благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физ. и юр. лицами этих благ, льгот и преимуществ (ст.1 Закона «О мерах борьбы с орг. преступностью и коррупцией» 26 июня 1997г.

В рамках социолог. подхода и с прав., и с политолог. т.зр. коррупция представляется в 2х аспектах: 1) продажность, подкупаемость (взяточничество) гос. служащих — должн. лиц, гос. чиновников, лидеров полит. партий, общ. объединений, движений и руководителей коммерч. (фин. и промышл.) стр-р; 2) нелегитимное сращивание в скрытой форме деят-ти гос-венно-управленч., полит., хоз.-фин. стр-р с криминалитетом (в лице его субъектов и орг-ций) с целью незаконного обогащения путем неявной подмены социально необходимых ф-ций и обязанностей ф-циями “удовлетворения взаимно согласованных, корыстных интересов”, реализуемых незаконными ср-вами.

Механизм коррупции– это: ♦двустор. сделка, при которой лицо, находящееся на гос. или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физ. и юр. лицам, группам (в т.ч. орг. преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность использовать гос. либо иную стр-ру в своих целях; ♦вымогательство служащим взятки, доп. вознаграждения; ♦активный подкуп служащих, связанный с одноврем. сильным психич. воздействием на них (хар-рно для орг. преступности).

Коррупция явл. следствием как общих, так и специфических процессов детерминации преступности. Последние преимущественно связаны с гос. или иной службой. При рассмотрении причин и условий коррупц. преступности необходимо отметить: хар-ку служебной среды; хар-ку служащих; состояние соц. контроля.

В служебной среде (условиях службы) обстоятельствами, из-за кот-х возникает коррупция, явл. след.: Невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, кот. позволил бы достойно жить им и их семьям. Тип управления. При ситуативном управлении задачи решаются в значит. мере по усмотрению отдельных служащих. Прав. регулирование осуществляется лишь в общем порядке, поэтому здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. При норм. управлении речь идет о применении в определ. типах ситуаций подробно их регламентирующих прав. норм. В этом случае тоже существует взяточничество, но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленные правила. Соц.-психол. обстановка. Признание коррупции в среде гос. служащих нормальным явлением явл. фактор формирования криминальной мотивации. В хар-ке самих служащих, совершающих коррупц. преступления, существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву мат. выгоде закон и нормы морали, проф. честь. Сказываются и такие хар-рологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость проявл. при инициативном подкупе. Говоря о соц. среде, окружающей личность, следует отметить: наличие в ней лиц с высоким уровнем мат. благосостояния, достигнутого за счет коррупц. и иной криминальной деят-ти; мат-но обеспеченный уровень жизни личности и резкое снижение этой обеспеченности в дальнейшем; наличие дорогост. привычек, интересов и т.д. Соц. контроль должен носить упреждающий хар-р. Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование являются условиями, облегчающими совершение коррупц. преступлений. А для части виновных - это составляющие причинного комплекса, порождающие криминальную мотивацию. В плане общего предупреждения необходимо исключать использование коррупции как ср-ва становления и укрепления новых общ. отношений, создания соц. опоры рыночных отношений, а также пресекать отмывание и приумножение криминальных капиталов.

При специальном предупреждении коррупции важны след. меры: 1.установление такого мат. содержания служащим, кот. способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни; 2.повышенный контроль за доходами и расходами гос. и иных категорий служащих, за кадровой политикой; 3.обеспечение безопасности лиц (а также их семей), осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью; 4.введение режима служебного использования дорогост. Гос. квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием гос. должности; 5.пр-во всех выплат из бюдж. с-мы только на основе закона и т. д.

Орг-цию борьбы с коррупц. преступностью следует базировать на: постоянном анализе изменений коррупции и ее причин; определении стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных соц.-эконом., полит. условий, состояния общ. сознания, правоохранительной с-мы; основе закона, а не подзаконных актов; разработке целевых программ борьбы с коррупцией; специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений; использовании помощи разл. институтов гражд. общества, населения, юр. лиц; с-матической оценке результатов работы и корректировке мер и др.

Гос. органами, ведущими борьбу с орг. преступностью и коррупцией, явл. органы внутр. дел, гос. безопасности и прокуратуры, а с коррупцией - также органы Комитета госконтроля, гос. налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции. Гос. координирующим органом по борьбе с орг. преступностью и коррупцией является Межведомств. комиссия по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности РБ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.