КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От прав гражданина к правам человека
Прежде чем перейти к современной доктрине прав человека, необходимо немного рассказать об истории их возникновения. Конечно, следует оговориться, что этот вопрос далеко не однозначен и требует дальнейшей глубокой теоретической проработки. Уже социально-политическая мысль древности уделяла значительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности. Так, Аристотель, анализируя современное ему общество, наделяя личность некоторыми правами, прежде всего политическими, и рассуждая о гражданстве, в качестве отличительных особенностей указывал на право быть судьей или магистратом, участвовать в суде и народном собрании. Разумеется, при этом речь не шла о рабах или иных субъектах, состоявших в какой-либо форме личной зависимости. Понятие личность на них не распространялось. Но даже с такой оговоркой названные права, конечно, еще не права человека, ибо сам человек еще не отделился от своей социальной личины, всецело определяемой егообщественным положением. При всей значимости прав в Древней Греции их нельзя назвать правами человека. Права эти существовали не потому, что признавались свойствами любого человека. Они вытекали из представлений об особых свойствах свободных людей (не рабов и не варваров) и были неразрывно связаны с государственным устройством. Пожалуй, наиболее типичные взгляды на человека, государство, свободу изложил Аристотель (384—322 гг. до н.э.). По Аристотелю, государство обязано заботиться о свободных гражданах, а не рабах. Поэтому и правами граждан обладали только свободные люди. Были и более жесткие высказывания. Так, Платон даже говорил о расе господ и расе рабов. Была и борьба с инакомыслящими. И все же отдельные мыслители, к примеру, Софокл в трагедии «Антигона», приближались к тому, чтобы заявить и о правах человека. Несмотря на запрет царя хоронить изменника, Антигона похоронила брата, заявляя, что закон, в силу которого возможен такой запрет, противоречит совести. Она выполнила Закон Неба, несмотря на то, что и народ требовал подчиниться царю. Тем самым в трагедии указано на независимое от государства право — право похоронить брата. Эпоха феодализма вызвала к жизни новые представления о взаимоотношениях государства и личности. В период так называемой феодальной анархии положение крепостного крестьянина, задавленного тройным гнетом - государства, церкви и господина - мало чем отличалось от положения рабов. Что же касалось феодала, то он не признавал над собой никакой верховной власти и никаких обязанностей, за исключением тех, которые он принимал на себя добровольно или под гнетом монарха. Положение, однако, существенно изменилось с утверждением абсолютизма: абсолютная власть государства, персонифицируемая в личности государя, монарха, вновь вошла в разряд аксиом, поддерживаемых церковью и получивших обоснование в политико - правовой теории. Государь был волен не только в отношении личности или имущества, но даже самой жизни и смерти своих подданных. Как говорилось в тексте религиозной присяги в России, присягавший государю обязывался “послушным и добрым рабом и подданным быть”. Звания, состояния, различия в занимаемом на иерархической лестнице общества месте ставили непреодолимые препятствия между людьми различных социальных слоев. Патриций и феодальный сеньор, всадник и дворянин, цеховой мастер и крепостной крестьянин - все они имели определенные привилегии, соразмерные своему общественному положению, но эти привилегии не были правами человека, потому что сам он выступал не в качестве отдельной личности, а как неразрывная составная часть соответствующего сословия или класса; человек выступал не в человеческой личине, а как цеховой мастер или подмастерье, феодальный рыцарь или патриций, плебей или крепостной крестьянин, неравенство между которыми признавалось естественным состоянием, освящалось религией и закреплялось в праве. Между тем, истории известны попытки ограничения безраздельных прав монархов н.п. в Англии в 1215 г. была принята “Великая Хартия Вольностей ”. Согласно хартии ограничивался произвол королевских чиновников, судьями выбирались знающие законы люди, наказание применялось к свободному человеку только по закону и по законному приговору равных. Король Англии, монарх - Иоанн, в целях упрочения своего политического положения в обществе, стремился найти поддержки у экономически господствующих сословий. В этих целях он пошел на установление ограничений произвола своих чиновников. Великая Хартия вольностей считается первым юридическим источником прав человека. Его Ст. 40 гласит: «Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их». А Ст. 39 закрепляет господство закона в обществе и уравнивает всех перед судом. Она гласит: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны. В 1628 г. “ Петиция о праве ” возлагала на короля определенные обязанности по защите прав поданных. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился “ Хабеас корпус акт ” 1679 г., который ввел понятие “надлежащей процедуры”, установил гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности. “ Биль о правах ” (1689 г.) — как компромисс между буржуазией и правящими кругами, установил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия отменять законы. Дальнейший общественный прогресс уже не мог удовлетворяться положением зависимого человека, ему необходима была формально свободная личность, не отделенная глухой стеной от другой личности; без этого общество уже вообще не могло развиваться. Потребности в экономическом развитии взорвали социальную структуру феодального общества. Теперь уже нет патриция и плебея, феодального сеньора и крепостного крестьянина, теперь разрушена цеховщина, и человек, наконец, обрел свою собственную личину, которая, однако, при ближайшем рассмотрении оказалась личиной буржуа - собственника, а личностью был признан буржуазный делец. Но свои идеалы общественного устройства буржуазия представляла в виде общечеловеческих. Иными словами, “права человека” как общественное явление и их философское, политическое и юридическое обоснование сложились и развились в рамках естественно - правовой доктрины, элементы которой возникли много ранее (Аристотель, стоики, Фома Аквинский), но которая предтечами буржуазной революции была лишена религиозной окраски и низведена с небес на землю. В новых исторических условиях первичным естественным состоянием человека была объявлена его независимость, которая, как полагали сторонники естественно правовой доктрины, только отчасти была ограничена вступлением в общественный договор и образованием государства. И права, присущие этому естественному состоянию, суть права человека; что же касается сочленства в государстве, то оно характеризуется правами гражданина, возникновением, точнее, возрождение школы естественного права, а именно с этой доктриной тесно увязаны “права человека”. Ее обычно связывают с именем выдающегося голландского юриста 17 века Гуго Гроция. Уже в самом начале своего знаменитого труда “0 праве войны и мира” Гроций писал о том праве, которое определяет отношения между многими народами или их правителями и которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено нравами или молчаливым соглашением. Оно проистекает из внутренних, присущих человеку начал, сама природа человека есть мать естественного права. Права человека, видимо, явились ответом на потребности социально- экономического и политического прогресса. Они могли сложиться и сложились в качестве социального, а затем и юридического института лишь на рубеже эпох в результате борьбы между не сумевшим ответить на вызов своего времени феодализмом и приходящим ему на смену новым общественным строем - капитализмом. На наш взгляд верно указано, что важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции 17 - 18 веков, которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Практическое воплощение эти идеи нашли в Северной Америке. История здесь начиналась как бы заново. Не было феодализма, сословий, сословных предрассудков. Из Англии колонисты принесли принципы Великой Хартии Вольностей, английского законодательства конца XVII в. и правосознание, основанное на уважении к закону и суду. То, к чему в Англии пришли после двух революций, в Америке явилось началом. Уже в XVII в. американцы чувствовали себя свободными. Когда во время первой английской революции парламент пытался определить политический строй колоний в Новой Англии, законодательное собрание Массачусетса, собравшись в Бостоне, протестовало: «Приказ, присланный из Англии, противоречит нашим правам, обеспеченным хартией... Ваши решения, как бы вы ни превосходили нас, бедных и выросших в дикости мужиков, неприменимы и не пригодны здесь». И действительно, за океаном создавали свой строй, свое мировоззрение, в котором сложно переплетались пуританство, учение просветителей XVII—XVIII вв., реалистическое мышление, предприимчивость и воля к борьбе. В 1774 г. в Филадельфии собрался первый Континентальный конгресс, протестовавший против присылки английских войск и ограничения суда присяжных. После объявления английским правительством военного положения в колониях в Филадельфии собрался второй конгресс, решивший прекратить всякие отношения с Англией (1774 г.). В 1776 г. была провозглашена независимость. Началась американская революция, война за независимость (1776—1783 гг.), в ходе которой родились новые правовые нормы, утвердившие права человека. В июне 1776 г. конгресс народных представителей штата Вирджиния принял свой Билль о правах, первая статья которого гласила: «Все люди по природе своей в равной мере свободны и независимы и обладают от века правами: правом пользоваться благами жизни и свободы, правом приобретать имущество и владеть оным и правом искать и добиваться счастья». Через месяц, в июле 1776 г., Континентальный конгресс, на котором присутствовали делегаты 30 североамериканских английских колоний (штатов), принял Декларацию независимости, провозгласившую: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: — что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых имеется право на жизнь, свободу и стремление к счастью; — что для обеспечения этих прав существуют среди людей правительства, осуществляющие свою власть с согласия тех, кем они управляют; — что, если форма правительства становится гибельной для цели самого своего существования, народ имеет право изменить или отменить ее, учредить новое правительство, основанное на этих принципах, и установить власть в такой форме, какая, по его мнению, лучше обеспечит его безопасность и благоденствие». В 1786 г. была принята Конституция Соединенных Штатов, в которой последовательно проведен принцип разделения властей в той форме, какую придал ему Ш. Монтескье. В 1791 г. Конституция была дополнена десятью поправками, в своей совокупности известными как американский Билль о правах: Декларация независимости Соединенных Штатов Америки 1786 г., затем Билль о правах 1791 г., который представлял десять поправок к Конституции США, принятой в 1786 г., явились первыми в истории документами, в которых речь шла о правах человека в современном понимании. К. Маркс отмечал роль североамериканцев и французов в «открытии» прав человека, которое дало мощный импульс развитию революционного движения, осознанию трудящимися классами социальной значимости свободы и равенства, а Декларацию независимости назвал «первой декларацией прав человека.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |