КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Всеобщая декларация прав человека, ее всемирно-историческое значение
На создании Всеобщей декларации прав человека благотворно отразилось то обстоятельство, что ее готовили выдающиеся личности: Рэнэ Кассэн — один из выдающихся французских юристов, прекрсный оратор. Был президентом факультета права Парижского университета. По поручению редакционного комитета за 2 дня составил первый проект Декларации. Рукопись его составляла сплав, сформированный различными правительствами и неправительственными организациями, в котором сочетались многочисленные предложения. В 1968 г. Рэнэ Кассен получил Нобелевскую премию за деятельность в защиту прав человека. Элеонора Рузвельт была доверенным лицом своего мужа, президента США, готовила ему доклады, подбадривала его, осаждала правительственные службы, заставляя их заниматься проблемами тех, чьи права были ущемлены, и приобрела репутацию борца за права обиженных. Ее вклад в составление Всеобщей Декларации прав человека не связан ни с философским, ни с правовым анализом. Она была человеком, который активно действовал, стимулируя деятельность других, способствуя продвижению консенсуса. Без этих качеств, без такой способности поддерживать самые разнообразные человеческие контакты и примирять часто конфликтующие точки зрения в области культуры у нас не было бы сегодня Всеобщей Декларации прав человека. П.К. Чанг получил образование в Америке. В Колумбийском университете защитил докторскую степень, подготовил диссертацию на тему: «Образование на службе модернизации в Китае». Хотя он получил подготовку на западный манер, доктор Чанг постоянно напоминал своим коллегам, что Всеобщая декларация должна включать не только западные, но и другие философские системы. Чанг использовал свои глубокие знания философии Конфуция для того, чтобы найти компромиссы по особенно трудным и деликатным вопросам. Шарль Г. Малик. Защитил докторскую степень по философии. В течение ряда лет занимался преподавательской деятельностью в университете Бейрута. В 1953 г. сменил Рузвельта на посту председателя комиссии по правам человека, а затем стал председателем Генеральной Ассамблеи. Шарль Малик был выдающейся личностью во многих отношениях, пользовался репутацией «интеллектуального и метафизического гимнаста». Он сыграл решающую роль в процессе составления и принятия Декларации. Вопрос о необходимости разработки Декларации прав человека возник в ходе разработки Устава Организации Объединенных Наций. Почему именно в этот период проблема создания механизма международной защиты в области прав человека стала столь актуальной и насколько правомерно было связывать ее с созданием новой организации? Причины сводились к следующему: 1) вторая мировая война сопровождалась вопиющим нарушением прав человека фашистскими режимами Германии, Италии, Японии, которые, по словам французского юриста Р. Кассена, действовали «с беспрецедентной варварской методичностью». Разработка универсального международного документа, закрепляющего основные права и свободы, должна была создать убежденность международного сообщества в их первостепенной важности для человеческого существования; 2) вполне оправдано увязывание проблемы защиты прав человека с деятельностью создаваемой международной организации, направленной на обеспечение мира и безопасности. Реализация прав и свобод возможна только в условиях мира и стабильности. Любой вооруженный конфликт сопровождается их грубым нарушением, и наоборот. Попрание прав человека неоднократно приводило к вооруженным конфликтам. Инициатива США в постановке вопроса о разработке Декларации прав человека объяснялась активной деятельностью американских неправительственных организаций (Американский институт права. Комиссия по обеспечению мира, Американская группа планирования), которым принадлежала идея разработки Декларации прав человека и включения ее в текст Устава ООН либо в качестве приложения к нему. Такой же позиции придерживались латиноамериканские государства. Под давлением американских организаций правительство США на конференции по выработке Устава ООН в Думбартон-Оксе в 1944 г. с участием представителей СССР и Великобритании приняло компромиссный вариант: включить в будущий Устав только статьи, касающиеся целей и задач ООН в области прав человека. Эту позицию США и латиноамериканские государства отстаивали на Сан-Францискской конференции в мае—июне 1945 г., принявшей окончательный вариант Устава ООН. Благодаря их настойчивости большинство государств, в том числе СССР и Великобритания, проголосовали за включение в Устав статей, определяющих стратегию ООН в области прав человека. Таким образом, в Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. Одной из главных целей ООН провозглашалось «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна была путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3, ст. 1), содействия «всеобщему... соблюдению прав человека и основных свобод» (ст. 55). Следует отметить, что в Уставе ООН не использовались такие термины, как «защита прав человека», а лишь «поощрение и развитие уважения к ним». Такая абстрактность формулировок объяснялась тем, что большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права человека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области. Такая позиция получила отражение в пункте 7 главы 2 Устава, устанавливающей, что «настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». 16 февраля 1946 г. была создана Комиссия ООН по правам человека, мандатом которой являлась разработка международных деклараций или конвенций по вопросам гражданских свобод. В состав Комиссии вошли представители стран, принадлежащих к разным континентам и политическим системам, что нацеливало работу Комиссии на обобщение различных доктринальных подходов, идеологий и национального законодательства. Объединение в Комиссии по правам человека представителей различных философских, идеологических и религиозных воззрений на происхождение и содержание прав человека вызывало острые дискуссии по каждой статье проекта Декларации. Если говорить о философских разногласиях, то они касались главным образом природы прав человека. Острые дебаты и разногласия возникли между представителями социалистических и западных стран по поводу содержания прав человека. Большинство членов комиссии, особенно из развивающихся стран, поддержалопозицию социалистических стран по вопросу социально-экономических прав таких, как право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, которые были включены в текст Декларации. Заслугой советской дипломатии являются положения Декларации об универсальности провозглашенных прав и их применимости на любой территории, к которой принадлежит человек «независимо от того, является эта территория независимой, подопечной... или как-либо... ограниченной в своем суверенитете». Острые дискуссии разгорелись также вокруг предложения представителей СССР о дополнении статей о правах человека гарантиями со стороны государства. Западные страны отвергли это предложение, ссылаясь на то, что представление государством помощи может оказаться формой давления на общественное мнение. Не нашла поддержки у членов комиссии и инициатива советских представителей отразить в Декларации связь прав человека с проблемой государственного суверенитета. Разногласия при обсуждении проекта декларации вызывали не только идеологические противоречия, но и различия культурных традиций. Это особенно выявилось при обсуждении проекта Декларации, касающегося прав вступления в брак и равноправия сторон в браке. Предметом острой дискуссии стала трактовка права на свободу религии, закрепленная в проекте Декларации как право исповедовать любую религию или менять свои религиозные убеждения. Приведенные факты представляют собой лишь краткий обзор тех разногласий, которые возникали при обсуждении практически каждой статьи проекта Декларации. Однако в результате трехмесячной работы удалось согласовать текст Всеобщей декларации прав человека. На 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека была принята абсолютным большинством голосов: из 56 государств, принимавших участие в голосовании, 48 проголосовало «за», лишь 8 государств воздержались. Содержание Всеобщей декларации прав человека Преамбула раскрывает причины разработки Декларации. Они сводятся к следующему: 1. Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества. 2. Стремлением людей является создание такого мира (общества), где люди «будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха, нужды» (иначе, для нормальной жизнедеятельности человека нужно обладать всем комплексом прав как гражданских, политических, так и социально-экономических). 3. Права человека должны иметь надежную правовую защиту, чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения». 4. Устав ООН накладывает обязанности на государства «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека». Огромное значение для выполнения этой обязанности имеет «всеобщее понимание характера этих прав и свобод», что достигается регламентацией в универсальном международном документе. 5. Закрепление прав и свобод в едином документе создает условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя таким образом их уважению, принятию национальных и международных мер для их «всеобщего и эффективного признания и осуществления». К ключевым положениям, определяющим содержание Декларации, следует отнести: а) концепцию прав человека (ст.ст. 1—3, 28—30); б) классификацию основных прав и свобод (ст.ст. 4—26). Согласно Декларации, основополагающим элементом для признания прав и свобод человека является достоинство личности. Оно признается ее неотъемлемым свойством, так как присуще «всем членам человеческой семьи от рождения, определяет равенство их прав и свобод», «поведение в отношении друг друга в духе братства» (ст. 1).Равенство прав и свобод означает, что каждый человек должен обладать ими «без какого бы то ни было различия» по признакам расы, пола, языка, религии, политических убеждений, социального положения, национальности, проживания на территории независимого государства либо на подопечной или несамоуправляющейся территории (ст. 2). Таким образом, Декларация исходит из расширительного толкования прав и свобод человека в субъективной сфере. Отдавая приоритет индивидуальным правам личности, Декларация не рассматривает их изолированно от общества, в котором человек проживает. Поэтому права личности носят не абсолютный характер, а ограничиваются обязанностями перед обществом. Взаимообусловленность прав личности обязанностями перед обществом объясняется тем, что только общество может обеспечить «свободное и полное развитие личности» (пп. 1, 2, ст. 29). Трактуя права и свободы человека как неотъемлемое свойство личности, Декларация закрепляет их доминирующее положение, умаляя тем самым исключительную роль государства в определении статуса личности. Допуская возможность ограничения прав и свобод в исключительных случаях, Декларация в императивной форме запрещает «какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам заниматься деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод» (ст. 30). Ключевыми для определения классификационных критериев прав и свобод являются статьи 3 и 22 Декларации. В статье 3 дается общее понимание гражданских и политических прав, включающих право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Далее в статьях 4—21 они перечисляются, трактуются и конкретизируются. К ним относятся: недопустимость рабства или подневольного состояния; недопустимость пыток; жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; право на правосубъектность; равенство всех перед законом; право на восстановление нарушенных прав; право на судебное разбирательство; недопустимость произвольного ареста, задержания или изгнания; презумпция невиновности; право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции; право на свободное передвижение и выбор места жительства; право искать убежище, спасаясь от преследования по политическим мотивам; право на создание семьи и равенство сторон в браке; право на гражданство; право на владение имуществом; право на свободу мысли, совести, убеждений; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей. Статья 22 является вводной в отношении социально-экономических и культурных прав. Причем в статье подчеркивается их значимость для обеспечения достоинства и свободного развития личности и определяются способы и формы их реализации, а именно: национальные условия, международное сотрудничество, наличие соответствующей структуры и ресурсов. Декларация закрепляет следующие социально-экономические и культурные права: право на труд и создание профессиональных союзов, право на отдых, право на достаточный жизненный уровень, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, право на образование, право на участие в культурной жизни и пользование благами научного прогресса (ст.ст. 23—27). В Декларации подчеркивается взаимосвязь гражданских, политических и социально-экономических прав с указанием на необходимость установления такого социального и международного правопорядка, при котором они могут быть полностью осуществлены (ст. 28). Анализ содержания Всеобщей декларации прав человека свидетельствует об ее исторической преемственности с Французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Однако Всеобщая декларация прав человека, принятая в новых условиях послевоенного переустройства мира, внесла ряд новационных моментов как концептуального, так и содержательного плана. Декларация подчеркнула универсальный характер прав и свобод человека, запретив какие-либо исключения в их предоставлении и распространив их на любого человека, независимо от статуса территории проживания. Таким образом, народы колоний и иных зависимых территорий впервые были провозглашены субъектами основных прав и свобод. В содержательном плане Декларация расширила понятие основных прав и свобод, впервые закрепила на международном уровне социально-экономические и культурные права, показала их взаимосвязь с гражданскими и политическими правами и необходимость для обеспечения достоинства человека. Конечно, с позиции сегодняшних правовых знаний, особенно в области прав человека, приобретенного международного опыта правозащитной деятельности можно говорить о том, что Всеобщая декларация — не более чем декларация о благих намерениях, ибо она не имеет никакой юридической силы, что она исходит из доброго морального идеализма XVIII в., из понятия человека вообще как представителя homo sapiens, что в ней теряется конкретный человек, человек определенной социальной ситуации и неоправданно смешиваются понятия прав человека и прав гражданина, неудовлетворительно отражены экономические, социальные и культурные права, что для нее характерна предельная индивидуализация прав человека и т.д. Тем не менее, нельзя не согласиться с известным исследователем данной общечеловеческой проблемы венгерским ученым И. Сабо. Несмотря на всю критику, на все оценочные суждения,— пишет он в книге «Международные измерения прав человека»,— можно утверждать, что Декларация имеет успех, который редко встречается в истории международного права. Это суждение ученого бесспорно. Время подтвердило жизненность этого замечательного документа в области прав человека Действительно, Всеобщая декларация прав человека дала мощный импульс дальнейшему развитию международного правочеловеческого мышления и правозащитной деятельности. Именно на ее философском и политико-правовом базисе возникли такие важнейшие акты международного права, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод Совета Европы, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, фкультативные протоколы по этому пакту, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, и др. На благодатной почве Всеобщей декларации выросли десятки организаций системы ООН, международные образования типа Совета Европы, Организации американских государств и ОБСЕ, другие региональные и межрегиональные организации, национальные комитеты, сотни национальных неправительственных организаций. Проведены многие десятки международных форумов, в том числе всемирная Тегеранская конференция 1968 г. и всемирная Конференция по правам человека 1993 г. в Вене. Без этого поистине вселенского правочеловеческого акта, без других, разработанных на его основе документов общепланетарного гуманизма, без целой системы международных, региональных, межрегиональных, национальных организаций, ставящих своей задачей поощрение и защиту прав человека, немыслимы сегодня цивилизованные международные отношения, демократическое развитие народов и государств, немыслима успешная борьба человека и человечества против различных форм коллективной и индивидуальной деспотии и насилия, немыслимо реальное существование самой человеческой из всех известных на этой планете ценностей — достоинства человеческой личности. Сколь ни множились бы международные и национальные акты и организации, стоящие на страже правочеловеческой безопасности на Земле, Всеобщая декларация прав человека стала истоком всех актов международного права второй половины XX в., утверждая величие разума и поистине реализующего гуманизма, являясь первоосновой международной идеологии прав человека, более того — первоосновой неотвратимо формирующегося общечеловеческого мировоззрения. В качестве последней Всеобщая декларация прав человека дала мощный импульс дальнейшему углублению содержания, совершенствованию структуры, увеличению объема правочеловеческого мышления и деятельности. В результате правозащитными органами международного сообщества наций достигнут значительный прогресс в разработке гражданских прав человека, прав женщин, инвалидов, ребенка, беженцев, лиц, лишенных гражданства, душевнобольных, заключенных, рабочих-мигрантов и их семей, коренных народов, религиозных и национальных меньшинств, прав на развитие. Большое внимание уделяется разработке проблем защиты человека от явлений геноцида, рабства, пыток, всех форм дискриминации и других негативных явлений, грубо растаптывающих достоинство личности. В связи с правами народов на самоопределение в концептуальный аппарат так называемого третьего поколения прав человека введены: право на здоровую окружающую среду, право на мир, право на доброкачественные продукты питания, право владеть общим наследием человечества и, прежде всего, как уже говорилось выше,— право на развитие.
ЛЕКЦИЯ 4. СИСТЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
В литературе и исследованиях по правам человека, международному праву можно встретить различные подходы и точки зрения относительно классификации, группировки прав и свобод. Американская традиция, идущая от Билля о правах, под правами человека имеет в виду своеобразно понимаемые гражданские права и свободы. Их содержание отличается от формулировок Устава ООН и Международного Билля о правах. США, в силу разных причин не признав существования социально-экономических прав, не ратифицировали Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В Европе законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.Они закреплены в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Европейской Социальной Хартии, других документах. Советская политико-правовая доктрина выделяла: социально-экономические, политические и личные права. При этом в личные права зачислялись: право на охрану личной жизни, на неприкосновенность личности (свобода от незаконных арестов, свобода вероисповедания, право вести атеистическую пропаганду и др.). Действующая Конституция Российской Федерации не дает четкой классификации прав и свобод человека. Вместе с тем, «набор» прав и свобод соответствует общепринятым стандартам и укладывается в схему двух международных пактов, принятых Организацией Объединенных Наций.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |