Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система права. Под системой права понимается определенная внутрен­няя его структура (строение, организация, расположение частей)




Под системой права понимается определенная внутрен­няя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отраже­ние реально существующих и развивающихся обществен­ных отношений. Она — не результат произвольного ус­мотрения законодателя, а своего рода «слепок» с действи­тельности. Фактический социальный строй общества го­сударства определяет в конечном счете как ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразде­ления. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Системность — общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права — это юридическое выражение структуры данного общества. В этом заключается объективная социальная обусловлен­ность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. На­пример, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущно­стями, но и внешними признаками, то есть формальными атрибутами, в том числе системного характера, на кото­рых лежит печать времени.

При этом не следует смешивать понятия «система пра­ва» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех юриди­ческих средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выс­тупает лишь одной из слагаемых правовой системы.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к деле­нию, объективность, согласованность, материальная обус­ловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством право­вой системы, в рамках которой они существуют и дей­ствуют; в-третьих, единством механизма правового регу­лирования, его исходных принципов; в-четвертых, един­ством конечных целей и задач.

Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъек­тивный характер, то есть зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).


Систематизация — это сознательно проводимое упоря­дочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Для образования самостоятельной отрасли права име­ют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невоз­можность урегулировать возникшие отношения с помо­щью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы обще­ственных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсут­ствия соответствующих областей общественных отноше­ний, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль рождается из социальных и практических потребностей. Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на обще­ственные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинако­вы по широте и составу.

Все юридические нормы подразделяются на материаль­ные и процессуальные. Материальные нормы регулируют реально складывающиеся между людьми и их объедине­ниями отношения, например, по поводу форм собственно­сти, трудовой и политической деятельности, государствен­ного управления и т. д.

Процессуальные нормы определяют порядок разреше­ния споров, конфликтов, расследования и судебного рас­смотрения преступлений и иных правонарушений, то есть регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. у нас признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный (ч. 2, ст. 118). Они отражают формы и методы осуществ­ления материальных норм, содержащихся во всех непро­цессуальных отраслях.

Отрасли права разделяются на профилирующие, базо­вые отрасли, которыми охватываются главные правовые режимы. К ним относят конституционное (государствен­ное), гражданское, административное, уголовное, граж­данско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное. Различают специальные отрас­ли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, ком­мерческое, право прокурорского надзора, морское право. Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов госу­дарства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Государство не ставит своей це­лью тотальной юридической регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людь­ми регулируются другими социальными нормами — мо­ралью, обычаями, традициями и т. д. К тому же, не вся­кие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отноше­ния, подвергнутые правовому регулированию, приобрета­ют правовую форму и выступают как правовые.

Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отрас­лей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

Конституционное право — ведущая отрасль, определя­емая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государствен­ные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопро­сы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, форми­рование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности и др.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ, выступающая отправной базой для все­го текущего правотворчества. Это предмет данной отрас­ли. Методом же выступает главным образом учредитель­но-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регу­лированием. Конституционные нормы имеют прямое дей­ствие на всей территории нашей страны.

Административное право регулирует сферу управлен­ческой, исполнительно-распорядительной деятельности го­сударственных органов, общественных организаций и дол­жностных лиц (президентских структур, правительства, федеральных министерств, федеральных служб, федераль­ных агентств, местных администраций, предприятий, уч­реждений). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделя­ются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объек­тами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т. д. Основной метод — власть и подчинение, императивные приказы и указания, иерар­хия и субординация по службе, ответственность за пору­ченный участок.

Гражданское право является наиболее крупной отрас­лью, регулирующей обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, досто­инство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйствен­ная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собствен­ностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец — ответчик; должник — кре­дитор; заказчик — подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Пос­ледние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов В силу своей обширности и комплексности гражданс­кое право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патен­тное, жилищное, транспортное и т. д. Основной норма­тивный акт — Гражданский кодекс (части первая, вторая и третья). Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Воздушный кодекс Рос­сийской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ. В условиях становления ры­ночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования — диспозитивный.

Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая по­рядок заключения и расторжения брака, отношения меж­ду супругами, родителями и детьми, вопросы патрониро­вания, усыновления, опеки и попечительства, имуществен­ного положения членов семьи, их взаимных прав и обя­занностей. Основной нормативный акт — Семейный ко­декс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. Ведущие мето­ды — равенство сторон и диспозитивный.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуе­мыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и усло­вия привлечения их к ответственности; принципы кара­тельной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т. д. Основной нормативный акт — Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Метод регулирования — импе­ративно-запретительный.

Исправительно-трудовое право включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лица­ми, осужденными судом к лишению свободы, а также де­ятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в мес­тах заключения. Исправительно-трудовое право является как бы продолжением уголовного права, что дает основа­ние некоторым ученым считать ИТП подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалис­тов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфи­ческий метод регулирования — воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нор­мативный акт — Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ.

Уголовно-процессуальное право является отраслью, ре­гулирующей деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвую­щих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, сви­детелей, потерпевших, экспертов, представителей обвине­ния и защиты), их правовое положение. Основополагаю­щий нормативный акт — Уголовно-процессуальный ко­декс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Ведущие мето­ды регулирования — императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Гражданско-процессуальное право — это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, лич­ным, финансовым и иным делам. В гражданском процес­се действуют в основном те же субъекты, что и в уголов­ном. Различия заключаются в предмете и методах регу­лирования. В состав данной отрасли входят также нор­мы, регламентирующие работу арбитражных и нотариаль­ных органов. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.

Земельное право призвано регулировать вопросы зем­лепользования и землеустройства, сохранения и распре­деления земельного фонда, определения правового режи­ма различных видов земли в соответствии с их админист­ративно-хозяйственным назначением. Основной норматив­ный акт — Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Методы регулирования — дозволения, разре­шения, запреты.

Трудовое право имеет своим предметом сферу трудо­вых отношений (формы рациональной организации обще ственного труда, его оценка и оплата, определение тариф­ных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных догово­ров; вопросы социального страхования, охраны труда, тех­ники безопасности). Субъектами трудовых отношений вы­ступают рабочие и служащие, государственные, обществен­ные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт — Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Метод регулирования — поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

В настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-тех­нического прогресса: космическое право, атомное, компь­ютерное.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права и разделяется на публичное и частное. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутриго­сударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная согласованная воля субъектов международного права, нормы и институты которого зак­репляются в различных международных договорах, согла­шениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств — участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

6.1. Гражданское право как отрасль

российского права: предмет и метод

Гражданское право одна из отраслей правовой систе­мы России. Критерием самостоятельности отрасли явля­ется наличие самостоятельного предмета правового регу­лирования, то есть отношений, которые регулируются только гражданским правом (имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния) и своеобразием метода правового регулирования, то есть совокупностью приемов и способов, с помощью кото­рых воздействуют на перечисленную группу отношений.

Кроме этого гражданское право имеет группу самосто­ятельных функций отрасли и общих положений, которые свидетельствуют о юридической однородности правовых институтов и норм, составляющих отрасль гражданского права.

Место гражданского права в системе правовых отрас­лей определяется задачами формирования правового го­сударства и формирования гражданского общества в Рос­сии, которое не должно находиться под постоянным госу­дарственным контролем и воздействием. Поэтому граж­данское право в правовой системе регулирует систему ча­стного права, которое взаимодействует с публичным пра­вом, но не подчиняется ему.

Социально-экономическую базу этого положения состав­ляют признанные и закрепленные конституционно неот­чуждаемые права и свободы человека, федеративная сис­тема государственного устройства, местное самоуправле­ние, рыночная система организации хозяйства.

Гражданское право — основа частного права. Но в си­стему частного права входит также семейное право, международное частное право. Элементы частного права име­ются в трудом праве (трудовые договоры).

Все это отличает правовую систему России от европей­ского права, где семейное, международно-публичное пра­во — это части гражданского права.

Общественные отношения, регулируемые гражданским правом, составляют его предмет. Это положение закреп­лено в ст. 2 ГК РФ.

Гражданский кодекс в эти отношения включил иму­щественные отношения и связанные с ними личные не­имущественные отношения. Обе группы отношений объе­динены, так как они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, то есть возникают между юридически равными и независи­мыми друг от друга субъектами, у которых есть собствен­ное имущество.

Имущественные отношения — отношения по поводу имущества, то есть материальных предметов и других ценностей. Объектами таких отношений выступают вещи и комплексы вещей, деньги, ценные бумаги, иное имуще­ство, в том числе имущественные права, работа и ее ре­зультаты, услуги. Общей чертой имущественных отноше­ний является их возмездный, товарно-денежный харак­тер. Вместе с тем возможны ситуации, когда гражданс­ким правом регулируются и безвозмездные отношения (например, дарение).

Имущественные отношения можно условно разделить на отношения собственности и других вещных прав (права хозяйственного ведения, оперативного управления и т. д.). Эти отношения закрепляют принадлежность материальных благ. Среди них выделяют отношения лица к вещи (как к своей) и отношения между лицами по поводу вещей.

Первую группу отношений составляют имущественные отношения, опосредующие гражданско-правовой оборот. Связаны они с переходом материальных благ от одного субъекта гражданского права к другому и регулируют иму­щественные отношения в развитии.

В результате этих отношений происходит товарно-де­нежное обращение. В большинстве случаев такие отно­шения возникают в результате заключения договоров(купля-продажа, мена и т. д.), однако возможны и внедо-говорные обязательственные имущественные отношения (в результате причинения вреда и др.).

Вторая группа, входящая в предмет гражданского пра­ва, — это личные неимущественные отношения, возника­ющие по нематериальным благам, не имеющим экономи­ческого содержания (независимо от их связи с имуществен­ными отношениями) и неотделимых от личности. В ос­новном эти отношения возникают в связи с созданием объектов творческой деятельности (изобретения, произве­дения литературы, науки искусства и др.) — у создателя возникает ряд личных неимущественных прав, важней­шим из которых является право авторства, то есть право считаться создателем данного объекта. В случае же, если этот объект будет использован (например, рассказ с раз­решения автора опубликован), то у автора возникает иму­щественное право на получение вознаграждения за исполь­зование данного объекта творческой деятельности.

Отдельную группу неимущественных прав, относящих­ся к предмету гражданского права, составляют неотчужда­емые права и свободы человека и другие нематериальные блага, которые прямо не регулируются гражданским зако­нодательством, однако, как следует из п. 2 ст. 2 ГК РФ, защищаются им, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ. К числу таких нематериальных благ относятся жизнь и здоровье, честь и достоинство, непри­косновенность частной жизни, деловая репутация и т. д.

Гражданское право защищает эти неимущественные блага присущими ему средствами. Например, судебные иски о пресечении действий, нарушающих права и инте­ресы (моральный вред и т. п.). Однако гражданское право их только защищает, но не регулирует.

Что касается метода правового регулирования, то под ним понимается совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых соответствующая отрасль права воз­действует на общественные отношения, составляющие ее предмет. Для того чтобы воздействие на предмет регулиро­вания было эффективным, должны быть использованы сред­ства, соответствующие природе регулируемых отношений. Каждая отрасль права имеет свой метод правового регу­лирования, с присущими только ему особенностями.

Какие особенности присущи гражданско-правовому методу регулирования?

Первая особенность связана с положением субъектов граждан-ского права. Экономический оборот предполага­ет равенство его участников, невозможность для одного из них диктовать свою волю другому; такое равенство служит необходимым условием основного отношения эко­номического оборота — обмена. Поэтому характерной чер­той метода гражданско-правового регулирования являет­ся равенство сторон регулируемого гражданским правом отношения. Это не означает, что стороны конкретного от­ношения наделены равными правами. Напротив, одной стороне могут принадлежать только права, а другая мо­жет быть наделена только обязанностями (например, до­говор займа). Под равенством в данном случае понимает­ся отсутствие организационно-властной зависимости сто­рон гражданского правоотношения друг от друга, то есть полностью отсутствуют признаки публичного права.

Вторая особенность метода правового регулирования заключается в автономии воли их участников, означаю­щей возможность самостоятельно и свободно проявлять и формировать свою волю. Такая возможность обусловлена наличием большого количества диспозитивных норм, да­ющих возможность изменять правила данных норм. Сто­ронам предоставлено право определять характер взаимо­отношений между ними полностью или в определенной части по своему усмотрению. Они имеют также возмож­ность выбора между несколькими вариантами поведения.

Третья особенность состоит в том, что защита нарушен­ных гражданских прав, если они добровольно не восста­навливаются другой стороной, осуществляется в основ­ном в судебном порядке путем обращения потерпевшего с иском в суды общей юрисдикции, арбитражные или тре­тейские суды, но могут также защищаться методом само­защиты.

Четвертой особенностью является то, что ответствен­ность за нарушение гражданских прав носит имуществен­ный характер и заключается в обязанности возместить причиненные нарушением убытки или компенсировать причиненный вред (например, компенсация морального

вреда). При этом воздействие оказывается не столько на личность правонарушителя, сколько на его имуществен­ную сферу.

При нарушении личных неимущественных прав воз­никшие имущественные убытки также возмещаются в имущественной форме.

6.2. Принципы гражданского права

Под принципами гражданского права понимаются ос­новные начала, характеризующие систему гражданских правоотношений и имеющие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер.

Наличие принципов позволяет правильно понимать смысл гражданско-правового регулирования, правильно применять и толковать конкретные нормы права. Кроме этого наличие принципов помогает устранять пробелы в гражданском праве и применять правовые нормы по ана­логии.

Принципы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ:

1. Принцип юридического равенства участников граж­данско-правовых отношений.

2. Принцип недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела.

3. Принцип свободы договора.

4. Принцип неприкосновенности собственности.

5. Принцип беспрепятственного осуществления граждан­ских прав.

6. Принцип запрета злоупотребления правом.

7. Принцип самостоятельности и инициативы в при­обретении, осуществлении и защите гражданских прав.

8. Принцип восстановления гражданских прав и их судебной защиты.

Рассмотрим эти принципы более подробно.

1. Принцип юридического равенства участников граж­данско-правовых отношений состоит в том, что они неза­висимы друг от друга в имущественном отношении и не имеют административно-властной подчиненности по от­ношению друг к другу даже в тех случаях, когда одним из участников является публичное образование (напри­мер, государственное предприятие или государственный орган).

2. Принцип недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела состоит в праве каждого на неприкосно­венность частной жизни, личной и семейной тайны, за­щиту своей чести и доброго имени, что прямо указывает­ся в ст. 23 Конституции РФ как в базовом законе, имею­щем прямое действие на всей территории РФ.

Положения ст. 23 Конституции РФ конкретизированы в гл. 8 ГК РФ, посвященной нематериальным благам и их защите. Действие указанного принципа распространяет­ся прежде всего на государственные и муниципальные органы, которые могут вмешиваться в частные дела толь­ко в случаях, прямо предусмотренных законом.

3. Принцип свободы договора заключается в том, что участники гражданских правоотношений самостоятельно решают вопрос о том, вступать ли им в эти отношения, с кем и на каких условиях. Принуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданс­ким кодексом, другим законом либо добровольно прини­мается на себя в обязательстве (например, в предваритель­ном договоре — ст. 429 ГК РФ). Этот принцип выражает­ся также в том, что, вступая в гражданские правоотноше­ния, их участники могут заключать договоры как предус­мотренные ГК, так и не предусмотренные им, однако не противоречащие общим началам гражданского законода­тельства. Возможно и заключение договоров, состоящих из элементов различных договоров, а также заключение международных договоров.

4. Принцип неприкосновенности собственности гласит, что в соответствии с ним никто не может быть лишен сво­его имущества иначе как по решению суда. Принудитель­ное изъятие собственности в публичных интересах (на­пример, для государственных нужд) допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом, и с предва­рительной равноценной компенсацией. Безвозмездное изъятие имущества у собственника возможно только по решению суда в виде санкции за совершение преступле­ния или иного правонарушения (конфискация — ст. 243

ГК РФ). Акты государственных органов и органов мест­ного самоуправления, прекращающие право собственнос­ти, могут быть обжалованы в судебном порядке.

5. Принцип беспрепятственного осуществления граж­данских прав заключается в том, что каждый имеет пра­во на свободное использование своих способностей и иму­щества для предпринимательской и иной, не запрещен­ной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Кон­ституции РФ). Он конкретизируется также в п. 3 ст. 1 ГК РФ, в котором говорится, что товары, услуги и финансо­вые средства свободно перемещаются по всей территории Российской Федерации, а также в ст. 9 ГК РФ, в которой говорится, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданс­кие права, причем отказ от этих прав не влечет, по обще­му правилу, прекращения этих прав. В случаях, предус­мотренных законодательством, осуществление гражданс­ких прав может быть ограничено.

6. Принцип запрета злоупотребления правом указыва­ет на то, что не допускается безграничная свобода в ис­пользовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Статья 10 ГК РФ устанавливает запрет на злоупотребление правом или ненадлежащее осу­ществление права. Недопустимы действия направленные на осуществление прав с исключительной целью причи­нения вреда другому участнику правоотношений.

7. Принцип самостоятельности и инициативы в приоб­ретении, осуществлении и защите гражданских прав оз­начает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, в соответствии со своими интересами, выбирать варианты поведения, то есть вступать или не вступать в правоотношения, прервать их, защищать в суде или нет.

Причем этот отказ не ведет к прекращению права на эти действия (ст. 9 ГК РФ).

8. Принцип восстановления нарушенных гражданскихправ и судебной защиты от нарушений означает, с одной стороны, наличие строгой имущественной ответственности субъектов гражданского права при нарушении принятых на себя обязательств, а с другой стороны — возмож-ность защищать гражданские права в суде, в том числе оспаривать в арбитражном суде акты государственных ор­ганов или органов местного самоуправления, незаконно ограничивающие права участников имущественного обо­рота (ст. 13 ГК РФ).

3. Источники гражданского права. Официальное опубликование гражданско-правовых актов

Формы выражения гражданско-правовых норм, имею­щих общеобязательный характер, которые в совокупнос­ти образуют гражданское право, называют источниками гражданского права.

Источники гражданского права делятся на правовые акты и обычаи.

Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, осно­вывающиеся на исходных началах российского права, зак­репленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики и нормах международного права.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содер­жатся основополагающие для гражданско-правового ре­гулирования нормы. Это — нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспо­собности, право гражданина на занятие предприниматель­ской деятельностью и т. д.

Конституция — базовый закон государства, и на ее прин­ципах построено все текущее законодательство. В соот­ветствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство — предмет исключительного ведения фе­деральной власти. Особое место в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс Российс­кой Федерации

Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Приняты и введены в действие части первая и вторая нового Гражданского кодекса РФ.

Пока продолжают действовать нормы разделов IV-VIII ГК РСФСР 1964 г., которые применяются, поскольку не противоречат частям первой и второй ГК РФ.

Принятие нового ГК РФ не повлекло отмены ранее при­нятых законов РФ, регулирующих гражданско-правовые отношения. Однако, как ранее принятые законы, так и федеральные законы, принятые после вступления в силу нового Гражданского кодекса РФ, действуют, если не про­тиворечат ГК РФ.

Это сделано, чтобы обеспечить преемственность граж­данского права и не допустить хаоса в экономике.

Сохранили юридическую силу отдельные правовые акты СССР. Действуют они, если не были отменены каким-либо нормативным актом и не противоречат законодательству Российской Федерации.

Нормы гражданского права содержатся и в так назы­ваемых подзаконных актах — указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов испол­нительной власти (п. 4, 7 ст. 3 ГК РФ).

Конституция РФ (ст. 80-90) предоставляет Президен­ту РФ право издания указов по любым вопросам не урегу­лированных законом, за исключением тех случаев, когда нормы могут быть урегулированы только законом.

Правительство РФ вправе.принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не дол­жны противоречить Конституции РФ, федеральным зако­нам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международ­ного права входят составной частью в правовую систему Российской Федераций. Одни международные договоры, участником которых является Российская Федерация, могут применяться к соответствующим гражданско-пра­вовым отношениям непосредственно, тогда как для при­менения других международных договоров требуется из­дание внутригосударственного акта — имплементация. Международным договорам Российской Федерации при­дана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные пра­вила, чем те, которые предусмотрены гражданским зако­нодательством Российской Федерации, применяются пра­вила международного договора.

Источником гражданского права является также обы­чай. Под обычаем понимаются правила, сложившиеся в результате длительного практического применения и по­лучившие признание государства, однако не предусмот­ренные законодательством. В сфере предпринимательской деятельности обычаи не только складываются, но и при­меняются. Поэтому в ст. 5 ГК РФ говорится об обычае делового оборота. При этом не имеет значения, зафикси­рован ли обычай в каком-либо документе, хотя такие до­кументы в ряде случаев существуют.

Существование обычая подлежит доказыванию с помо­щью экспертов, знакомых со сферой его применения. Од­новременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и при отсутствии соответству­ющего соглашения между сторонами.

Регулирование отношений, входящих в предмет граж­данского права, осуществляется действующими граждан­ско-правовыми нормативными актами.

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному официальному опублико­ванию. Такое опубликование важно и для определения момента вступления соответствующего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всеми участни­ками правоотношений. Кроме того, официальное опубли­кование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст такого акта, которым и надлежит руководствоваться, так как в условиях социально-эконо­мических преобразований нестабильными становятся даже законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ феде­ральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому они считаются принятыми с момента их приня­тия Государственной Думой в окончательной редакции(а не с момента одобрения Советом Федерации или подпи­сания Президентом РФ). В течение 7 дней после подписа­ния закона Президентом РФ акт подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». По истечении 10 дней после дня первой публикации полного текста за­кона он вступает в силу, если иной порядок не предусмот­рен в самом законе. Официальной считается, таким обра­зом, первая публикация полного текста закона в «Рос­сийской газете» или в «Собрании законодательства Рос­сийской Федерации».

В некоторых законах прямо устанавливается иной по­рядок вступления их в силу. Он может быть связан с не­обходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым сроком, связанный с необхо­димостью подготовки участников правоотношений к при­менению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный за­кон о порядке введения в действие основного закона («ввод­ный закон»). Международные договоры, в которых уча­ствует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официаль­но публикуются вместе с этими законами).

Иные правовые акты (президентские указы и прави­тельственные постановления) также подлежат обязатель­ной официальной публикации (за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну или носят конфиден­циальный характер) в «Российской газете» или в «Собра­нии законодательства Российской Федераций» в течение 10 дней после дня подписания. Указы Президента РФ всту­пают в силу в течение 7 дней после дня их первого офици­ального опубликования либо со дня их подписания. По­становления федерального Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные — со дня их подписания. Однако как в указах, так и в правительственных постановлениях может предусматриваться и иной порядок вступления их в силу.

Официальному опубликованию не подлежат только те ведомственные акты или их отдельные положения, кото­рые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер. Лишь после такого опубликования они вступают в силу. Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо заре­гистрированные, но не опубликованные в указанном по­рядке, не влекут правовых последствий как не вступив­шие в силу. На них также нельзя ссылаться при разреше­нии гражданско-правовых споров.

Акты гражданского законодательства обычно прекра­щают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь приняты­ми актами, либо при наступлении прямо указанного в них обстоятельства (как правило, принятия нового акта).

6.4. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Под действием гражданского законодательства во вре­мени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего граж­данские отношения.

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи фе­деральными, вступают в силу одновременно на всей рос­сийской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отноше­ниям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ).

Придание закону обратной силы может быть в только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Различают даты принятия акта гражданского законо­дательства, опубликования и вступления в силу. Так, да­той принятия федерального закона считается день приня­тия его Государственной Думой в окончательной редак­ции. Федеральные конституционные законы и федераль­ные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источниках («Российская газета» или «Со­брание законодательства Российской Федерации») в тече­ние 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня офици­ального опубликования, если самими законами не уста­новлен иной порядок их вступления в силу.

Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) также подлежат офи­циальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня первого официального опубликования либо со дня подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в простран­стве означает, что, по общему правилу, гражданско-пра­вовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию его действия. Кроме того, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре).

Ограничение территории действия допускается только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопас­ности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 ГК РФ).

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского зако­нодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Однако в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на которые не распространяется данный правовой акт (ст. 1 ГК РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.