КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система права. Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей)
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она — не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода «слепок» с действительности. Фактический социальный строй общества государства определяет в конечном счете как ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Системность — общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права — это юридическое выражение структуры данного общества. В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, то есть формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени. При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы. Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач. Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, то есть зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано). Систематизация — это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления. Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования. Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль рождается из социальных и практических потребностей. Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу. Все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, например, по поводу форм собственности, трудовой и политической деятельности, государственного управления и т. д. Процессуальные нормы определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, то есть регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. у нас признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный (ч. 2, ст. 118). Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях. Отрасли права разделяются на профилирующие, базовые отрасли, которыми охватываются главные правовые режимы. К ним относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное. Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право. Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Государство не ставит своей целью тотальной юридической регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами — моралью, обычаями, традициями и т. д. К тому же, не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые. Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи. Конституционное право — ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности и др. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ, выступающая отправной базой для всего текущего правотворчества. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием. Конституционные нормы имеют прямое действие на всей территории нашей страны. Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (президентских структур, правительства, федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, местных администраций, предприятий, учреждений). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т. д. Основной метод — власть и подчинение, императивные приказы и указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок. Гражданское право является наиболее крупной отраслью, регулирующей обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец — ответчик; должник — кредитор; заказчик — подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т. д. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс (части первая, вторая и третья). Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ. В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования — диспозитивный. Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт — Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. Ведущие методы — равенство сторон и диспозитивный. Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т. д. Основной нормативный акт — Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Метод регулирования — императивно-запретительный. Исправительно-трудовое право включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Исправительно-трудовое право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать ИТП подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования — воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт — Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ. Уголовно-процессуальное право является отраслью, регулирующей деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Ведущие методы регулирования — императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой. Гражданско-процессуальное право — это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных. Земельное право призвано регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт — Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Методы регулирования — дозволения, разрешения, запреты. Трудовое право имеет своим предметом сферу трудовых отношений (формы рациональной организации обще ственного труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных договоров; вопросы социального страхования, охраны труда, техники безопасности). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт — Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Метод регулирования — поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения. В настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное. Международное право не входит ни в одну национальную систему права и разделяется на публичное и частное. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная согласованная воля субъектов международного права, нормы и институты которого закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств — участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 6.1. Гражданское право как отрасль российского права: предмет и метод Гражданское право одна из отраслей правовой системы России. Критерием самостоятельности отрасли является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, то есть отношений, которые регулируются только гражданским правом (имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения) и своеобразием метода правового регулирования, то есть совокупностью приемов и способов, с помощью которых воздействуют на перечисленную группу отношений. Кроме этого гражданское право имеет группу самостоятельных функций отрасли и общих положений, которые свидетельствуют о юридической однородности правовых институтов и норм, составляющих отрасль гражданского права. Место гражданского права в системе правовых отраслей определяется задачами формирования правового государства и формирования гражданского общества в России, которое не должно находиться под постоянным государственным контролем и воздействием. Поэтому гражданское право в правовой системе регулирует систему частного права, которое взаимодействует с публичным правом, но не подчиняется ему. Социально-экономическую базу этого положения составляют признанные и закрепленные конституционно неотчуждаемые права и свободы человека, федеративная система государственного устройства, местное самоуправление, рыночная система организации хозяйства. Гражданское право — основа частного права. Но в систему частного права входит также семейное право, международное частное право. Элементы частного права имеются в трудом праве (трудовые договоры). Все это отличает правовую систему России от европейского права, где семейное, международно-публичное право — это части гражданского права. Общественные отношения, регулируемые гражданским правом, составляют его предмет. Это положение закреплено в ст. 2 ГК РФ. Гражданский кодекс в эти отношения включил имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения. Обе группы отношений объединены, так как они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, то есть возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, у которых есть собственное имущество. Имущественные отношения — отношения по поводу имущества, то есть материальных предметов и других ценностей. Объектами таких отношений выступают вещи и комплексы вещей, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работа и ее результаты, услуги. Общей чертой имущественных отношений является их возмездный, товарно-денежный характер. Вместе с тем возможны ситуации, когда гражданским правом регулируются и безвозмездные отношения (например, дарение). Имущественные отношения можно условно разделить на отношения собственности и других вещных прав (права хозяйственного ведения, оперативного управления и т. д.). Эти отношения закрепляют принадлежность материальных благ. Среди них выделяют отношения лица к вещи (как к своей) и отношения между лицами по поводу вещей. Первую группу отношений составляют имущественные отношения, опосредующие гражданско-правовой оборот. Связаны они с переходом материальных благ от одного субъекта гражданского права к другому и регулируют имущественные отношения в развитии. В результате этих отношений происходит товарно-денежное обращение. В большинстве случаев такие отношения возникают в результате заключения договоров(купля-продажа, мена и т. д.), однако возможны и внедо-говорные обязательственные имущественные отношения (в результате причинения вреда и др.). Вторая группа, входящая в предмет гражданского права, — это личные неимущественные отношения, возникающие по нематериальным благам, не имеющим экономического содержания (независимо от их связи с имущественными отношениями) и неотделимых от личности. В основном эти отношения возникают в связи с созданием объектов творческой деятельности (изобретения, произведения литературы, науки искусства и др.) — у создателя возникает ряд личных неимущественных прав, важнейшим из которых является право авторства, то есть право считаться создателем данного объекта. В случае же, если этот объект будет использован (например, рассказ с разрешения автора опубликован), то у автора возникает имущественное право на получение вознаграждения за использование данного объекта творческой деятельности. Отдельную группу неимущественных прав, относящихся к предмету гражданского права, составляют неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага, которые прямо не регулируются гражданским законодательством, однако, как следует из п. 2 ст. 2 ГК РФ, защищаются им, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ. К числу таких нематериальных благ относятся жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность частной жизни, деловая репутация и т. д. Гражданское право защищает эти неимущественные блага присущими ему средствами. Например, судебные иски о пресечении действий, нарушающих права и интересы (моральный вред и т. п.). Однако гражданское право их только защищает, но не регулирует. Что касается метода правового регулирования, то под ним понимается совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых соответствующая отрасль права воздействует на общественные отношения, составляющие ее предмет. Для того чтобы воздействие на предмет регулирования было эффективным, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений. Каждая отрасль права имеет свой метод правового регулирования, с присущими только ему особенностями. Какие особенности присущи гражданско-правовому методу регулирования? Первая особенность связана с положением субъектов граждан-ского права. Экономический оборот предполагает равенство его участников, невозможность для одного из них диктовать свою волю другому; такое равенство служит необходимым условием основного отношения экономического оборота — обмена. Поэтому характерной чертой метода гражданско-правового регулирования является равенство сторон регулируемого гражданским правом отношения. Это не означает, что стороны конкретного отношения наделены равными правами. Напротив, одной стороне могут принадлежать только права, а другая может быть наделена только обязанностями (например, договор займа). Под равенством в данном случае понимается отсутствие организационно-властной зависимости сторон гражданского правоотношения друг от друга, то есть полностью отсутствуют признаки публичного права. Вторая особенность метода правового регулирования заключается в автономии воли их участников, означающей возможность самостоятельно и свободно проявлять и формировать свою волю. Такая возможность обусловлена наличием большого количества диспозитивных норм, дающих возможность изменять правила данных норм. Сторонам предоставлено право определять характер взаимоотношений между ними полностью или в определенной части по своему усмотрению. Они имеют также возможность выбора между несколькими вариантами поведения. Третья особенность состоит в том, что защита нарушенных гражданских прав, если они добровольно не восстанавливаются другой стороной, осуществляется в основном в судебном порядке путем обращения потерпевшего с иском в суды общей юрисдикции, арбитражные или третейские суды, но могут также защищаться методом самозащиты. Четвертой особенностью является то, что ответственность за нарушение гражданских прав носит имущественный характер и заключается в обязанности возместить причиненные нарушением убытки или компенсировать причиненный вред (например, компенсация морального вреда). При этом воздействие оказывается не столько на личность правонарушителя, сколько на его имущественную сферу. При нарушении личных неимущественных прав возникшие имущественные убытки также возмещаются в имущественной форме. 6.2. Принципы гражданского права Под принципами гражданского права понимаются основные начала, характеризующие систему гражданских правоотношений и имеющие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер. Наличие принципов позволяет правильно понимать смысл гражданско-правового регулирования, правильно применять и толковать конкретные нормы права. Кроме этого наличие принципов помогает устранять пробелы в гражданском праве и применять правовые нормы по аналогии. Принципы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ: 1. Принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений. 2. Принцип недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела. 3. Принцип свободы договора. 4. Принцип неприкосновенности собственности. 5. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав. 6. Принцип запрета злоупотребления правом. 7. Принцип самостоятельности и инициативы в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав. 8. Принцип восстановления гражданских прав и их судебной защиты. Рассмотрим эти принципы более подробно. 1. Принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений состоит в том, что они независимы друг от друга в имущественном отношении и не имеют административно-властной подчиненности по отношению друг к другу даже в тех случаях, когда одним из участников является публичное образование (например, государственное предприятие или государственный орган). 2. Принцип недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела состоит в праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, что прямо указывается в ст. 23 Конституции РФ как в базовом законе, имеющем прямое действие на всей территории РФ. Положения ст. 23 Конституции РФ конкретизированы в гл. 8 ГК РФ, посвященной нематериальным благам и их защите. Действие указанного принципа распространяется прежде всего на государственные и муниципальные органы, которые могут вмешиваться в частные дела только в случаях, прямо предусмотренных законом. 3. Принцип свободы договора заключается в том, что участники гражданских правоотношений самостоятельно решают вопрос о том, вступать ли им в эти отношения, с кем и на каких условиях. Принуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, другим законом либо добровольно принимается на себя в обязательстве (например, в предварительном договоре — ст. 429 ГК РФ). Этот принцип выражается также в том, что, вступая в гражданские правоотношения, их участники могут заключать договоры как предусмотренные ГК, так и не предусмотренные им, однако не противоречащие общим началам гражданского законодательства. Возможно и заключение договоров, состоящих из элементов различных договоров, а также заключение международных договоров. 4. Принцип неприкосновенности собственности гласит, что в соответствии с ним никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное изъятие собственности в публичных интересах (например, для государственных нужд) допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом, и с предварительной равноценной компенсацией. Безвозмездное изъятие имущества у собственника возможно только по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация — ст. 243 ГК РФ). Акты государственных органов и органов местного самоуправления, прекращающие право собственности, могут быть обжалованы в судебном порядке. 5. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав заключается в том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Он конкретизируется также в п. 3 ст. 1 ГК РФ, в котором говорится, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются по всей территории Российской Федерации, а также в ст. 9 ГК РФ, в которой говорится, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, причем отказ от этих прав не влечет, по общему правилу, прекращения этих прав. В случаях, предусмотренных законодательством, осуществление гражданских прав может быть ограничено. 6. Принцип запрета злоупотребления правом указывает на то, что не допускается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Статья 10 ГК РФ устанавливает запрет на злоупотребление правом или ненадлежащее осуществление права. Недопустимы действия направленные на осуществление прав с исключительной целью причинения вреда другому участнику правоотношений. 7. Принцип самостоятельности и инициативы в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, в соответствии со своими интересами, выбирать варианты поведения, то есть вступать или не вступать в правоотношения, прервать их, защищать в суде или нет. Причем этот отказ не ведет к прекращению права на эти действия (ст. 9 ГК РФ). 8. Принцип восстановления нарушенных гражданскихправ и судебной защиты от нарушений означает, с одной стороны, наличие строгой имущественной ответственности субъектов гражданского права при нарушении принятых на себя обязательств, а с другой стороны — возмож-ность защищать гражданские права в суде, в том числе оспаривать в арбитражном суде акты государственных органов или органов местного самоуправления, незаконно ограничивающие права участников имущественного оборота (ст. 13 ГК РФ). 3. Источники гражданского права. Официальное опубликование гражданско-правовых актов Формы выражения гражданско-правовых норм, имеющих общеобязательный характер, которые в совокупности образуют гражданское право, называют источниками гражданского права. Источники гражданского права делятся на правовые акты и обычаи. Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики и нормах международного права. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это — нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью и т. д. Конституция — базовый закон государства, и на ее принципах построено все текущее законодательство. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство — предмет исключительного ведения федеральной власти. Особое место в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс Российской Федерации Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Приняты и введены в действие части первая и вторая нового Гражданского кодекса РФ. Пока продолжают действовать нормы разделов IV-VIII ГК РСФСР 1964 г., которые применяются, поскольку не противоречат частям первой и второй ГК РФ. Принятие нового ГК РФ не повлекло отмены ранее принятых законов РФ, регулирующих гражданско-правовые отношения. Однако, как ранее принятые законы, так и федеральные законы, принятые после вступления в силу нового Гражданского кодекса РФ, действуют, если не противоречат ГК РФ. Это сделано, чтобы обеспечить преемственность гражданского права и не допустить хаоса в экономике. Сохранили юридическую силу отдельные правовые акты СССР. Действуют они, если не были отменены каким-либо нормативным актом и не противоречат законодательству Российской Федерации. Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах — указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 4, 7 ст. 3 ГК РФ). Конституция РФ (ст. 80-90) предоставляет Президенту РФ право издания указов по любым вопросам не урегулированных законом, за исключением тех случаев, когда нормы могут быть урегулированы только законом. Правительство РФ вправе.принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международного права входят составной частью в правовую систему Российской Федераций. Одни международные договоры, участником которых является Российская Федерация, могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, тогда как для применения других международных договоров требуется издание внутригосударственного акта — имплементация. Международным договорам Российской Федерации придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. Источником гражданского права является также обычай. Под обычаем понимаются правила, сложившиеся в результате длительного практического применения и получившие признание государства, однако не предусмотренные законодательством. В сфере предпринимательской деятельности обычаи не только складываются, но и применяются. Поэтому в ст. 5 ГК РФ говорится об обычае делового оборота. При этом не имеет значения, зафиксирован ли обычай в каком-либо документе, хотя такие документы в ряде случаев существуют. Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и при отсутствии соответствующего соглашения между сторонами. Регулирование отношений, входящих в предмет гражданского права, осуществляется действующими гражданско-правовыми нормативными актами. Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному официальному опубликованию. Такое опубликование важно и для определения момента вступления соответствующего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всеми участниками правоотношений. Кроме того, официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст такого акта, которым и надлежит руководствоваться, так как в условиях социально-экономических преобразований нестабильными становятся даже законы. В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому они считаются принятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции(а не с момента одобрения Советом Федерации или подписания Президентом РФ). В течение 7 дней после подписания закона Президентом РФ акт подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». По истечении 10 дней после дня первой публикации полного текста закона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе. Официальной считается, таким образом, первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступления их в силу. Он может быть связан с необходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым сроком, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона («вводный закон»). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами). Иные правовые акты (президентские указы и правительственные постановления) также подлежат обязательной официальной публикации (за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну или носят конфиденциальный характер) в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федераций» в течение 10 дней после дня подписания. Указы Президента РФ вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания. Постановления федерального Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные — со дня их подписания. Однако как в указах, так и в правительственных постановлениях может предусматриваться и иной порядок вступления их в силу. Официальному опубликованию не подлежат только те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер. Лишь после такого опубликования они вступают в силу. Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо зарегистрированные, но не опубликованные в указанном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На них также нельзя ссылаться при разрешении гражданско-правовых споров. Акты гражданского законодательства обычно прекращают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь принятыми актами, либо при наступлении прямо указанного в них обстоятельства (как правило, принятия нового акта). 6.4. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения. Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ). Придание закону обратной силы может быть в только в случаях, прямо предусмотренных в законе. Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источниках («Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации») в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу. Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня первого официального опубликования либо со дня подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что, по общему правилу, гражданско-правовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию его действия. Кроме того, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре). Ограничение территории действия допускается только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 ГК РФ). Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Однако в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на которые не распространяется данный правовой акт (ст. 1 ГК РФ).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |