Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие национальной инновационной системы




Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы – совокупности взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур.

Для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо:

· повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики: в настоящее время инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов, а технологическое обновление производства преимущественно опирается на импорт технологий, а не на отечественные разработки;

· повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки): в настоящее время происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, имеет место снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций, и отсутствие ориентации на потребности экономики;

· преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры, то есть обеспечить поддержку инновационного процесса на протяжении всей цепочки генерации, коммерциализации и внедрения инноваций.

Цель создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития – масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения, поддержка процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики.

 

Основными показателями достижения данной цели являются:

· доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 15% в 2010 году и до 40-50% в 2020 году (2007 г. -13%);

· доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5-10 % в 5-7 и более секторах к 2020 году (в т.ч. атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение, отдельные ниши на рынке программного обеспечения);

· удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% к 2020 году (2007 г. – 0,3%);

· валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП составит 17‑20% к 2020 году (2007 г. – 10-11%);

· удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 6-7% в 2010 году и до 25-35% в 2020 году (2007 г. – 5,5%);

· внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3,0% ВВП в 2020 году (2007 г. – 1,1%), из них за счёт частного сектора больше половины.

 

Необходимо создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков. Государство сосредоточится на создании потенциала для будущего развития через придание инновационного характера системе образования, модернизацию сектора научных исследований, компенсацию «провалов рынка», осуществление селективной поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также через создание системы стимулов для экономических агентов к наращиванию инновационной активности. И бизнес, и государство совместно разрабатывают технологические инициативы (технологические карты), определяющие порядок и направления взаимодействия в перспективных сферах исследований и разработки технологий, совместно оценивают качество созданных институтов стимулирования инновационного развития и элементов инновационной инфраструктуры.

Для достижения указанных целевых показателей инновационного развития будут реализовываться меры по следующим основным направлениям, охватывающим спрос и предложение инноваций, а также их институциональную инфраструктуру.

 

1. Поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике.

Государство поддержит развитие условий для технологической конкуренции и конкуренции в инновациях, а также инвестиции в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов, капитализацию интеллектуальной собственности – посредством бюджетных, налоговых и иных инструментов стимулирования. Также предстоит создать условия для эффективной рыночной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности и её использования, что позволит повысить капитализацию компаний, упростит оборот нематериальных активов и вовлечёт в экономическую деятельность объекты интеллектуальной собственности, созданных за счёт бюджетных средств.

Поддержка создания и развития малого и среднего бизнеса в сфере инноваций будет заключаться, в первую очередь, в сокращение административных барьеров для старта бизнеса и за счёт формирования требований по передаче малому и среднему инновационному бизнесу части государственных заказов на НИОКР.

В отношении естественных монополий, склонных к консерватизму, стимулами к инновационному развитию станут государственные закупки инновационной направленности, а также введение требований для таких компаний по разработке и принятию программ инновационного развития, определения требований по переходу к применению тех передовых технологий, которые определяют более высокий уровень технологического уклада повышение энергоэффективности.

 

2. Развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок.

В секторе исследований и разработок намечено продолжить определение и уточнение приоритетных направлений на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития. Затем, предстоит расширить состав инструментов опережающего финансирования, в первую очередь конкурсного, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Такие инструменты наряду с развитием материально-технической базы науки, включая сети центров коллективного пользования, призваны рационально разделить риски между государством, наукой и бизнесом. Также необходимо приступить к широкому использованию института независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой.

Существенный вклад в реализацию данного направления внесёт развитие негосударственного и внутрифирменного сектора науки, в том числе за счёт расширения её доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (например, центры коллективного пользования суперкомпьютерами, сверхчистыми лабораториями, высокоточными измерительными установками и т.д.).

Для работы по прорывным направлениям развития науки, техники и технологий и/или реализации стратегических программ (проектов) национальной значимости будут сформированы 5-7 национальных исследовательских центров («национальных лабораторий») и 20-30 исследовательских университетов. Предстоит также повысить эффективность и конкурентоспособность системы уже существующих государственных научных центров.

В области кадровой политики резко возрастут масштабы привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности. Этому послужит помощь в планировании карьеры, система индивидуальных грантов, государственное субсидирование ипотеки для молодых специалистов, иные поощрения. Будет расширяться практика предоставления грантов, займов и венчурного финансирования на реализацию собственных разработок. Опережающий по отношению к среднему в экономике уровню рост доходов работников инновационной и научной сфер повысит привлекательность этого вида деятельности.

Не менее важно повысить качество управления в данной сфере, повысить эффективность взаимодействия с бизнесом.

Наконец, для России особенно актуально обеспечить быстрое внедрение результатов отечественных исследований и разработок, в том числе путём трансфера результатов исследований и разработок между гражданской и военной сферой.

 

3. Развитие инновационной инфраструктуры.

В России уже существующая инновационная инфраструктура представлена особыми экономическими зонами технико-внедренческого типа, центрами трансфера технологий, бизнес-инкубаторами, технопарками и т.д.

Тем не менее, использованы ещё не все резервы повышения эффективности инновационной инфраструктуры. Предстоит максимально использовать созданную целостную систему поддержки, основанную институтах развития: Банк развития, региональные венчурные компании, госкорпорация Роснанотех и т.п. Эти и другие институты, за счёт прямых и косвенных инвестиций позволят развить венчурное финансирование, увеличат капитализацию высокотехнологичных компаний.

Инновационная финансовая инфраструктура должна быть направлена на поддержку не только бизнеса на ранних стадиях, но и поддержку взросления инновационных компаний, их перехода в более тяжелую весовую категорию, характеризующуюся массовым коммерческим производством товаров и услуг.

Стимулирующее влияние на ускорение развития инновационной инфраструктуры, согласно Стратегии–2020, окажет техническое регулирование. Должны быть приняты новые регламенты и стандарты, ужесточающие требования к КПД использования предприятиями природных ресурсов, безопасности производства, товаров и услуг для природы, общества и человека. В то же время, если намечаются перспективы экспорта той или иной продукции, то российские стандарты могут быть гармонизированы с международными, либо признаны за рубежом.

Научные, образовательные и коммерческие организации в инновационной сфере могут получить значительные дополнительные выгоды от согласования своих планов развития, формирования единых технологических тенденций, механизмов софинансирования и партнёрства в сетевых инновационных проектах. Этому может также послужить целенаправленная государственная поддержка (в том числе финансовая, административная и инфраструктурная) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках.

 

 

4. Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему.

В условиях глобализации – концентрации управления производительными силами человечества – всё заметнее становится эффект от международной кооперации как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах, которые нацелились на создание новых технологий и продуктов глобального уровня конкурентоспособности и предполагающих передачу российским участникам кооперации соответствующих технологий и компетенций. Для этого необходимо устранить все избыточные административные, юридические и иные ограничения по доступу российских предприятий к современным зарубежным технологиям.

Для повышения роли отечественных компаний в мировом хозяйстве, государство будет содействовать их укрупнению, объединению исследовательских и производственных мощностей. Эти и другие меры усилят роль России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях, особенно в области национальных технологических инициатив.

Стратегия–2020 указывает на необходимость утверждения и реализации государственной программы поддержки российского высокотехнологичного экспорта, в том числе за счёт формирования и капитализации национальных высокотехнологичных брендов, компенсации расходов на зарубежное патентование и защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом, усиление политико-дипломатической работы в данном направлении.

Одним из способов освоения достигнутого в других странах научно-технического уровня является покупка зарубежных активов – технологических доноров и центров подготовки персонала, в том числе инжиниринговых и проектных компаний. Ещё один способ состоит в более широком использовании программ академического обмена и стажировки российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных – в России, поддержка привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в России. А потенциал тех российских учёных, которые покинули страну, можно вовлечь в развитие отечественной науки и технологий путём оплаты их участия в российских научных проектах и преподавательской деятельности.

 

5. Реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках.

В рамках Стратегии–2020 предполагается регулярное уточнение приоритетных направлений прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники, формируемых на основе долгосрочных прогнозов технологического развития. Такие приоритеты увязываются с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности. Это позволит сформировать технологический профиль российской экономики, определяющий её конкурентные преимущества по отношению к странам-лидерам – США, Китаю и Европейскому союзу.

Реализация приоритетов будет осуществляться как путём первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и путём двух типов стратегических инновационных проектов.

Первая группа таких проектов ориентирована на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях. В период до 2020 года наибольшее влияние на уровень экономической конкурентоспособности и национальную безопасность будет оказывать прогресс в информационно-коммуникационных технологиях, нанотехнологиях, новых материалах и живых системах. При этом основной эффект будет достигаться на стыке указанных технологий в междисциплинарных областях.

Вторая группа инновационных проектов направлена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий. Приоритетными направлениями технологического развития, отражёнными в Перечне критических технологий (утверждён Президентом Российской Федерации) и поддержанными действующими и перспективными федеральными целевыми программами, являются:

· водородная энергетика и производство новых моторных топлив;

· создание нового поколения ядерных реакторов и топливных элементов, сооружение атомных электростанций повышенной безопасности;

· разработка новых конкурентоспособных энергетических установок (турбин, генераторов и прочее) и эффективных систем передачи электроэнергии постоянным током на большие расстояния;

· разработка специальной техники, способной работать в Арктике и в экстремальных средах;

· реализация «прорывных проектов» в авиации по созданию новых поколений авиационной техники и энергоэффективных двигателей (в т.ч. нового поколения газотурбинных двигателей), нового поколения ракетно-космической техники;

· новые технологии обработки металлов;

· развитие оптоэлектроники, микромеханики и новой архитектуры вычислительных средств;

· развитие программного обеспечения и инжиниринговых услуг.

 

6. Формирование новой инновационной культуры в обществе и повышение статуса инноватора.

Стратегия–2020 предполагает распространение лучших практик инноваций, в т.ч. управленческих и социальных, пропаганду решающей роли инноваций для развития экономики и общества. Предстоит популяризовать научную и инновационную деятельность, в частности через общественную рекламу, вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение «историй успеха», проведение конкурсов среди предприятий, ученых и научных коллективов и т.д.

В то же время, для вузов должны быть разработаны и широко использоваться специализированные учебные курсы по инновациям и инновационной деятельности по максимально широкому кругу специальностей, в том числе традиционно не относимых к сфере высоких технологий. Образование в целом должно стать базой для расширения научной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.