КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Энергосбережение и энергоэффективность
Нефть, газ и уголь в российской экономике Цели государственной политики в нефтегазовом комплексе – развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса. В нефтегазовом комплексе приоритетными будут проекты, направленные на устойчивое инновационное развитие сети нефтепроводов, разработку новых и повышение отдачи старых месторождений, в том числе на морском шельфе, а также стимулирование стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива. К решению данных задач будут привлекаться средства различных инвесторов, в том числе Инвестиционного фонда. В результате добыча нефти в 2020-му году возрастёт до 500-545 млн. т, экспорт нефти – 255-265 млн. т и переработка нефти – 235-280 млн. тонн. Добыча газа увеличится к 2020 году до 815-900 млрд. куб. метров. Экспорт газа возрастет до 280 – 330 млрд. куб. метров. Что особенно важно, полезное использование попутного газа уже к 2012-му году должно составить 95 % от объёмов его извлечения в отличие от почти полной его потери ещё несколько лет назад. В нефтеперерабатывающем комплексе главной задачей является увеличение глубины переработки нефти внутри страны взамен вывоза сырой нефти. Развитие нефтетрубопроводных мощностей в основном будет связано с завершением проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» с возможным ответвлением в Китай, вводом в эксплуатацию сети новых нефтепроводов в европейском направлении, а также в пределах СНГ. В развитии газотранспортной системы главными событиями станут ввод в эксплуатацию газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона в газе и экспорте газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также строительство в России крупных заводов по сжижению газа. В угольной промышленности будет достигнут прирост добычи с 313,8 млн. тонн в 2007 году до 430-480 млн. тонн к 2020 году, что позволит увеличить тепло- и электрогенерацию и поддержит потребности тяжёлой промышленности, особенно металлургии, в данном виде топлива.
Известно, что эффективность потребления энергии в российской экономике заметно недотягивает до уровня наиболее технологически развитых стран мира. В то же время наши потери можно считать резервом. Энергосбережение прямо связано с задачей повышения производительности труда в среднем по России в 2,6 раза к 2020-му году. В Стратегии–2020 подсчитано, что общий потенциал энергосбережения только на основе уже кое-где применяемых в России технологий оценивается минимум в 350 млн. тонн условного топлива (эквивалент 235 млн. тонн нефти – весь российский нефтяной экспорт в 2007-м году). Эта цифра будет намного выше при повсеместном применении самых современных технологий. В решении данной задачи большую роль должно сыграть не только ресурсосберегающее производство, но и ресурсосберегающее потребление. В самое ближайшее время будут резко усилены меры по стимулированию энергосбережения, в том числе утверждены мотивирующие к нововведениям и энергосбережению технические регламенты с жёсткими требования к удельному потреблению энергоресурсов машин и оборудования, потерям тепла в зданиях и сетях, расходу воды в установках водоподготовки и т.д. А на самые расточительные технологии и технику предстоит установить прямой запрет. Большое значение имеет намерение государства стать лидером в достижении лучших показателей энергоэффективности, в том числе за счёт введения жёстких нормативов, закупок товаров лучших классов энергоэффективности и такого стимула, как сохранение бюджетным организациям экономии затрат от реализации проектов по энергосбережению на срок до 5-и лет. Другой стороной государственного участия станут заказы отечественному машиностроению по созданию новых видов оборудования, превышающего по энергоэффективности лучшие мировые образцы. Стратегия–2020 предполагает ликвидацию безучётного пользования энергоресурсами, в первую очередь бытовых потребителей, что имеет прямое отношение к развитию культуры инновационного поведения. Кроме того, энергетический сектор является основным нарушителем природного энергетического баланса. В итоге, Стратегия–2020 определяет как главный ориентир энергосбережения снижение энергоёмкости ВВП страны (на единицу учёта продукции) к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к 2012 году.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) В России сектор информационно-коммуникационных технологий входит в число лидеров по темпам развития. Среднегодовой темп роста объёма услуг связи в последние годы превышал темпы роста экономики в 4 раза. Тем не менее, в этой отрасли наблюдаются определённые трудности, связанные с неравномерностью развития инфраструктуры связи, отсталостью отечественной электронной промышленности и другими проблемами. Тем не менее, мы можем и обязаны приступить к воплощению образа России-2020, что позволит нам занять среди лидеров глобального информационного общества достойное место.
Целями государственной политики развития ИКТ являются: создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли информационных и телекоммуникационных технологий. Чтобы осуществить эти цели, предстоит значительная работа по следующим направлениям:
1. Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня её доступности, предоставление на её основе качественных услуг. Россия-2020 будет отличаться высокотехнологичным единым информационным пространством. Универсальные услуги связи будут доступны на всей территории страны, широкополосный интернет и цифровое телерадиовещание станут привычными. При этом решительно сократится «цифровое неравенство» между отдельными регионами. Развитие системы ГЛОНАСС позволит расширить применение систем связи и единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения как для организаций, так и для отдельных граждан. В сфере программирования конкурентное преимущество России заключается, прежде всего, в создании высокоинтеллектуальных мелкосерийных и штучных продуктов, требующих вовлечения в процесс своего создания широкого спектра прикладных и фундаментальных научных разработок. Для России-2020 станет привычной видеотелефонная связь, позволяющая просматривать на мобильном телефоне фильмы и телепрограммы, повсеместный высокоскоростной доступ в интернет, цифровое телерадиовещание с возможностью оказания индивидуальных интерактивных услуг. Интересной особенностью в развитии ИКТ выступает тот факт, что решающее значение в их использовании имеет высокий образовательный уровень граждан. В целом повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий приведёт к принципиально новому качеству жизни россиян.
2. Повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ. Реализация этого приоритета Стратегии–2020 прямо связана с ростом качества жизни граждан. ИКТ должны содействовать гражданам в пользовании услугами образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально-значимых организаций, в первую очередь, через Интернет.
3. Обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно--коммуникационных технологий. Ключевой задачей не только завоевания мирового лидерства России-2020 в сфере ИКТ, но и обеспечения технологической независимости выступает создание собственного производства элементной базы в электронной промышленности. Это также даст возможность самостоятельно разрабатывать перспективные научно-технические направления. Данная задача будет решена путём государственной поддержки отечественного производства в сфере ИКТ, в том числе за счёт создания новых и поддержки существующих технопарков в сфере высоких технологий. Также государство за счёт налоговых и других механизмов простимулирует применение ИКТ организациями и гражданами. Вырастет объём электронной торговли, удобной для современного человека и значительно снижающей логистические издержки.
4. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти. Подготавливается дальнейшее развитие системы электронного правительства, что позволит увеличить качество и доступность предоставляемых государством услуг, упростит процедуры и сократит сроки их оказания, повысит открытость информации о деятельности органов государственной власти. Новые формы коммуникации выведут на новый уровень межведомственный и межрегиональный информационный обмен.
5. Противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России. Эта задача включает в себя обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.
Реализация обозначенных и других мероприятий позволит увеличить количество компьютеров на 100 человек в 2020 году до 87 единиц (более чем в 4 раза по сравнению с 2007 годом). В то же время количество пользователей интернета возрастёт более чем в 3,5 раза и достигнет 90% от всего населения страны. Доля рынка ИКТ в экономике России к 2020-му году возрастёт по сравнению с 2007 годом с 4,5% до 11,5%; его структура больше всего изменится в пользу рынка программных средств (рост с 17,8% до 32,6% от объёма продаж продуктов в сфере ИКТ). Россия–2020 будет уже больше экспортировать информационных технологий (в стоимостном выражении), чем закупать за рубежом. Это произойдёт благодаря сохранению темпов роста рынка ИКТ, превышающих среднегодовые показатели роста экономики не менее чем в 3 раза. Кроме того, Президентом России 7 февраля 2008-го года утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», которая устанавливает основные приоритеты и меры по совершенствованию отечественной сферы ИКТ.
Основные идеи и выводы Россия–2020 – достижимая цель при условии снятия существующих инфраструктурных ограничений в социально-экономической сфере, а также ускоренном развитии всех направлений в энергетике, транспорте и ИКТ. В развитии инфраструктуры основные задачи заключаются в следующем: · вывести сферу транспорта на передовой мировой уровень и обеспечить доступность и высокое качество транспортных услуг для граждан; · обеспечить реализацию Стратегии–2020 достаточными энергетическими потоками, а также резко повысить энергоэффективность всех отраслей экономики; · сформировать высокотехнологичное единое информационное пространство, интегрированное в мировое и выстроить отрасль ИКТ, составляющую достойную конкуренцию зарубежным конкурентам.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |