Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 10 - 2 часа




Решение задач и дискуссия по вопросам уголовно-правовой ответственности.

З А Н Я Т И Е 6 -- 2 часа

ТЕМА – Основы уголовного права.

 


ТЕМА – Суд и правоохранительные органы.

Суд как орган судебной власти. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Суд есть государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в обществе как орган охраны права, как орган власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.

От имени государства, с соблюдением определенной юридической процедуры, суд окончательно разрешает споры и конфликты, связанные с применением или исполнением закона, применяет в необходимых случаях меры государственного принуждения.

Понятие, виды и система принципов правосудия. Правосудие осуществляется на основе принципов, кое являются основными правовыми положениями, выражающими природу и сущность правосудия, сформулированными в нормативных правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающими из системы конкретных правовых норм.

Кодекс выделяет следующие принципы деятельности судебной системы:

- законность при осуществлении правосудия

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным.

- равенство граждан и организаций перед законом и судом; состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия

- участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами.

- право граждан и организаций на судебную защиту

- гласность при осуществлении правосудия

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. Не допускаются разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательством.

- коллегиальное и единоличное рассмотрение дел

- язык судопроизводства и делопроизводства в судах

Судопроизводство и делопроизводство в судах Республики Беларусь ведутся на белорусском или русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком судопроизводства, обеспечиваются право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на языке, которым они владеют. В этих случаях указанные лица вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном законодательством.

- обязательность судебных постановлений и требований судьи

Кроме того, в литературе выделяют такие принципы, как:

- принцип осуществления правосудия только судом

- принцип независимости судей при осуществлении правосудия.

Судебная система Республики Беларусь. Судебная система – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями. Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Судебная инстанция отражает взаимоотношение судов между собой в процессе рассмотрения конкретного дела.

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Конституционный Суд Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:

шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда Республики Беларусь предлагаются Совету Республики Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений. Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Государственные органы, не указанные в части второй настоящей статьи, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта.

Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.

Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением запросов, представлений и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Правовой статус судей Республики Беларусь. Судья – носитель судебной власти. Судья исполняет свои служебные обязанности на профессиональной основе. Этим они отличаются от временных судей – представителей народа – народных заседателей. Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности и являются государственными служащими. Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу.

Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным Кодексом.

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы. Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами. Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи. Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок.

Судьи всех судов осуществляют правосудие только после принесения присяги, текст которой утвержден Кодексом.

Ответственность за неуважение к суду. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Проявление неуважения к суду участниками судопроизводства (кроме прокурора и адвоката) и гражданами, присутствующими в судебном заседании, выразившееся в неподчинении распоряжению председательствующего, нарушение ими порядка во время судебного заседания, а равно совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам, влекут применение мер, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, в котором установлено, что неуважение к суду, выразившееся в уклонении от явки в суд, то есть неявка по вызову без уважительной причины, либо в неподчинении распоряжению председательствующего, либо в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, - влекут наложение штрафа в размере от восьми до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Понятие, функции и система правоохранительных органов. Правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону. Каждый правоохранительных орган осуществляет соответствующую правоохранительную функцию и все вместе они составляют систему правоохранительных органов:

- прокуратура – прокурорский надзор;

- органы дознания и следствия – выявление и расследование преступлений;

- органы юстиции – организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции;

- нотариат – удостоверение сделок и имеющих правовое значение фактов в целях придания им юридической достоверности, а также осуществление иных полномочий;

- адвокатура – оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

- правовая служба – обеспечение законности в деятельности субъектов хозяйствования.

Организация и задачи прокуратуры в Республике Беларусь. Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры (военная, транспортная, прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях), приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам. Всю систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь.

Основные направления деятельности прокуратуры. Под направлением деятельности прокуратуры следует понимать те пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи. Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:

- надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

- надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

- расследование преступлений в случаях предусмотренных в уголовно-процессуальном законодательстве;

- участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственное обвинение.

Кадры органов прокуратуры.

Понятие и формы предварительного расследования преступлений. Уголовный процесс, как деятельность, состоит из ряда стадий. Начальным этапом является возбуждение головного дела. Принятое к производству дело подлежит расследованию.

Стадия предварительно расследования представляет собой урегулированную законом процессуальную деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению обстоятельств преступления, изобличению лиц, его совершивших, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, освобождению невиновных от уголовной ответственности в целях решения задач уголовного процесса. Соответственно выделяют две формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие.

Дознание – это одна из форм расследования преступлений, осуществляемая уполномоченными на то органами дознания в целях пресечения, предотвращения и раскрытия готовящихся или совершенных преступлений путем сочетания в своей деятельности оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий.

Предварительное следствие – это урегулированная уголовно-процессуальным законом основная форма расследования преступлений, производимая следователями уполномоченных правоохранительных органов.

Органы предварительного следствия. Следователи осуществляют предварительное следствие в органах прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований.

Органы дознания. Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:

1) органы милиции;

2) органы государственной безопасности - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы пограничных войск - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

6) таможенные органы - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

7) органы финансовых расследований - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

8) органы государственного пожарного надзора - по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

Адвокатура, ее задачи и принципы деятельности. Адвокатура в Республике Беларусь представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.

Главная задача адвокатуры – оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Адвокатура участвует в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан.

Своей деятельностью адвокатура служит принципам законности, справедливости и гуманизма.

Адвокат и его правовой статус. Адвокатом Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности.

К адвокатской деятельности не допускаются лица:

1) признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) ранее совершившие умышленные преступления;

3) исключенные (уволенные) из коллегий адвокатов, а также уволенные из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам, - в течение пяти лет со дня принятия соответствующих решений, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи:

1) дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

2) составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;

3) осуществляют представительство в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

4) участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, а также представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты оказывают физическим и юридическим лицам также и иную правовую помощь.

Понятие и виды гражданского судопроизводства. Гражданское судопроизводство – это деятельность суда, заинтересованных в исходе дела лиц, других участников гражданских дел по их рассмотрению и разрешению, а также исполнению судебных решений и иных юридических актов.

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь предусматривает четыре вида гражданского судопроизводства:

1) исковое – предметом судебной деятельности является спор о праве из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и других правоотношений;

2) по делам, возникающим из административно-правовых отношений – предметом судебной деятельности является проверка законности и обоснованности актов административного правоприменения, затрагивающих субъективные права и интересы граждан, а в предусмотренных случаях и юридических лиц;

3) особое – предметом судебной деятельности является охраняемый законом интерес, выражающийся в потребности заинтересованных лиц в судебном подтверждении существования юридических фактов, определенных состояний граждан (недееспособность, безвестное отсутствие и т.п.);

4) приказное –. предметом судебной деятельности является бесспорное требование взыскателя, подтвержденное документами, о взыскании с должника денежной суммы или истребовании движимого имущества.

Подведомственность и подсудность гражданских дел. Подведомственность – это совокупность полномочий государственного или иного органа на осуществление своих функций по отношению к определенному кругу объектов(дел). ГПК устанавливает, что судам подведомственны дела:

1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций;

2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных Кодексом и иными законодательными актами;

3) возникающие из административно-правовых отношений, перечисленных в Кодексе;

4) особого и приказного производства, перечисленные в Кодексе.

Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции.

Подсудность в гражданском процессе – это институт процессуального права, регулирующий распределение подведомственных общи судам гражданских дел между нижестоящими, вышестоящими и специализированными, а также территориальными звеньями судебной системы.

Предметная подсудность разграничивает компетенцию судов по вертикали, а также по специальности.

Районный (городской) суд рассматривает по первой инстанции подведомственные судам гражданские дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности других судов. Межгарнизонные военные суды рассматривают по первой инстанции дела по спорам военнослужащих об увольнении с военной службы, о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы.

Территориальная подсудность может быть 5 видов:

1) общая (иск предъявляется по месту жительства или нахождения ответчика)

2) альтернативная (когда истец может выбирать, например, иск о взыскании алиментов или об установлении отцовства может предъявляться истцом также по месту его жительства, иск о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, может предъявляться истцом также по месту его жительства или по месту причинения вреда)

3) исключительная (подсудность императивно установлена в законе и может отличаться от общей, например, иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества)

4) договорная (стороны могут установить суд для рассмотрения дела, если для этой категории не установлена исключительная подсудность)

5) по связи дел (например, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту предъявления первоначального).

Стороны в гражданском процессе. В исковом производстве наличествует две стороны: истец и ответчик. В делах, возникших из административно-правовых отношений – заявитель и государственный орган, в приказном и исполнительном производстве – взыскатель и должник.

Участие прокурора в гражданском процессе. В гражданском судопроизводстве прокурор может участвовать в двух формах:

- при возбуждении гражданского дела, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан;

- при вступлении в дело, начатое по инициативе третьих лиц, на любой его стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

Представительство в суде. Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле граждан не лишает их права иметь по этому делу представителей. Законные представители могут поручить ведение дела другому лицу, избранному ими в качестве представителя.

Дела юридических лиц ведут в суде их органы или другие представители юридических лиц, действующие в пределах прав, предоставленных им законодательством и учредительными документами либо доверенностью.

Представителем в суде может быть дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленное полномочие на ведение дел в суде. Представителями в суде могут быть:

1) адвокаты;

2) работники юридических лиц - по делам этих лиц;

3) уполномоченные общественных объединений (организаций), которым законом предоставлено право представлять и защищать в суде права и законные интересы членов этих общественных объединений (организаций) и других лиц;

4) уполномоченные организаций, которым законодательством предоставлено право представлять и защищать в суде права и законные интересы других лиц;

5) законные представители;

6) близкие родственники, супруг (супруга);

7) представители, назначенные судом;

8) один из процессуальных соучастников - по поручению этих соучастников.

Судебные расходы.

Сроки рассмотрения гражданских дел. Гражданские дела по первой инстанции должны, как правило, рассматриваться не позднее двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Дела о взыскании алиментов, о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, должны рассматриваться судом первой инстанции не позднее одного месяца со дня принятия заявления. Дела с участием иностранных граждан, проживающих за границей, и иностранных юридических лиц подлежат рассмотрению судом первой инстанции не позднее одного года со дня поступления заявления в суд.

Предъявление иска (жалобы, заявления).

Разбирательство дела в суде первой инстанции.

Кассационное обжалование судебных решений.

Надзорное производство.

Исполнение судебных решений и иных правоохранительных актов.

Понятие, сущность и задачи уголовного процесса. Уголовный процесс – это установленная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, которая в целях обеспечения реализации уголовного закона направлена на обнаружение самого факта совершения преступления, установление, изобличение и привлечение виновных к уголовной ответственности, а также освобождение невиновных от уголовной ответственности.

Задачами уголовного процесса являются защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Установленный Уголовно-процессуальным кодексом порядок производства по материалам и уголовному делу призван обеспечить законность и правопорядок, предупреждение преступлений, защиту от необоснованного обвинения или осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в случае обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию, возмещение ему физического, имущественного и морального вреда, восстановление нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав.

Уголовно-процессуальный закон.

Субъекты уголовного процесса. К участникам уголовного процесса относят:

1) государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовный процесс (суд, органы уголовного преследования: орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор);

2) участники, защищающие свои права и интересы (подозреваемый, обвиняемый, гражданский ответчик, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец);

3) участники, защищающие права и интересы представляемых лиц (законные представители, защитник, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика);

4) иные участники уголовного процесса (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, секретарь судебного заседания).

Гражданский иск в уголовном процессе.

Процессуальные документы, процессуальные сроки и судебные издержки.

Доказательство в уголовном процессе. Доказательства – любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых орган, ведущий уголовный процесс, устанавливает наличие или отсутствие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, виновность лица, совершившего это деяние, либо его невиновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.

Источниками доказательств являются показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; заключения эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных действий, судебного заседания и оперативно-розыскных мероприятий, иные документы и другие носители информации, полученные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Меры пресечения. УПК предусматривает ряд мер процессуального принуждения. К ним он относит задержание, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2) личное поручительство;

3) передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части;

4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

Меры пресечения могут применяться органом, ведущим уголовный процесс, лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; противодействовать исполнению приговора.

При решении вопроса о необходимости применения меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому должны учитываться характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства.

При отсутствии необходимости в применении меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого берется письменное обязательство являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Возбуждение уголовного дела.

Предварительное расследование преступлений.

Судебное разбирательство.

Исполнение приговора.

Кассационное производство.

Надзорное производство.

Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.