Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 8 - 2 часа 2 страница




Землеустроительный процесс: понятие, стадии. Землеустройство представляет собой систему юридических, экономических и технических мероприятий, направленных на регулирование и совершенствование земельных отношений, повышение эффективности использования и охраны земель, сохранение и улучшение окружающей среды. Землеустройству подлежат все земли в Республике Беларусь.

Землеустройство включает:

1) разработку республиканских и региональных прогнозов и программ использования и охраны земель;

2) разработку проектов, оформление технической документации и установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных единиц, городской, поселковой черты, границ сельских населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, зон особого государственного регулирования, земельных участков собственников, землевладений и землепользований;

3) составление проектов межхозяйственного землеустройства, отвод земельных участков в натуре (на местности), подготовку документов, удостоверяющих право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения и право пользования землей;

4) проведение оценки земель;

5) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства;

6) проведение инвентаризации земель;

7) проведение геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий;

8) авторский надзор за осуществлением схем и проектов землеустройства;

9) ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

10) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Выделяют два вида землеустройства: межхозяйственное и внутрихозяйственное. Вопросы землеустройства урегулированы в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.1991.

Государственный контроль за использованием и охраной земель. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами требований земельного законодательства Республики Беларусь. Для правового обеспечения контроля за использованием и охраной земель принято соответствующее положение (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.1993). Государственный контроль характеризуется всеобщностью и постоянством. Функции контроля возложены на местные исполнительные и распорядительные органы, государственную землеустроительную службу и органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Контрольные органы проводят проверки ведения земельного кадастра, мониторинга земель, своевременности возврата земель, предоставленных во временное пользование, а главное проверяют рациональность использования земельных участков субъектами земельных отношений.

Плата за землю и ее формы: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. С 1 января 1992 г. введено платное землепользование. Регулируется Кодексом Республики Беларусь о земле, Законом Республики Беларусь «О платежах заземлю», законами Республики Беларусь о бюджете на конкретный год. Ставки установлены в приложениях к Закону Республики Беларусь «О платежах за землю» и применяются с учетом ежегодно утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь коэффициентов. Кроме того, в Минске ежегодно утверждаются коэффициенты к этим ставкам по экономико-планировочным зонам города (их пять). Цель установления платности – обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории.

Объект налогообложения – земельный участок, который по целевому назначению относится к одной из пяти облагаемых категорий земель. Плата взимается ежегодно в двух формах: земельный налог или арендная плата. Размер зависит от двух факторов: размер и местоположение. А на земли сельскохозяйственного назначения – по данным кадастровой службы.

Закон также предусматривает случаи освобождения от платы за землю. Например, не платят участники Великой Отечественной войны, пенсионеры по возрасту в некоторых случаях, военнослужащие срочной службы, многодетные семьи. Основанием для исчисления земельного налога является государственный акт, удостоверение или договор.

Пример. В г. Бобруйске физическому лицу принадлежит на праве частной собственности земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, площадью 0,12 га. Размер земельного налога составит 21240 руб. (177027 руб. х 0,12 га).

Разрешение земельных споров. Земельные споры связаны с правом собственности на землю, правом землевладения и землепользования. Как правило, земельные споры рассматриваются исполнительными и распорядительными органами (по месту нахождения земельного участка) или судом. Но споры о праве собственности на землю, а также связанные с арендой рассматриваются исключительно в судебном порядке. Подсудность – исключительная – место нахождения земельного участка. Только в административном порядке рассматриваются споры землепользователей и землевладельцев одной области по вопросам владения и пользования землей на территории другой области - областным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения земельного участка, по которому возник спор.

Споры по вопросу землепользования или землевладения рассматриваются местными исполнительными и распорядительными органами по заявлению одной из сторон. Порядок рассмотрения закреплен в Кодексе. Орган, рассматривающий спор по вопросу землевладения или землепользования, принимает решение, в котором предусматриваются порядок исполнения решения и меры по восстановлению нарушенного права землевладельца или землепользователя.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Землями сельскохозяйственного назначения признаются все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Не относятся к землям сельскохозяйственного назначения земельные участки членов садоводческих товариществ, земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, предоставленные для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

1) колхозам, совхозам, межхозяйственным сельскохозяйственным предприятиям и организациям независимо от форм собственности, сельскохозяйственным кооперативам, другим субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, - для ведения товарного сельского хозяйства;

2) гражданам Республики Беларусь - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, огородничества и под служебные наделы;

3) научно-исследовательским институтам, учебным заведениям - для исследовательских, учебных целей и для ведения сельского хозяйства;

4) несельскохозяйственным предприятиям и организациям, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения не могут быть переданы в частную собственность.

Система и правовое положение органов, осуществляющих государственный контроль и государственное управление сельским хозяйством. Система управления сельским хозяйством в настоящее время характеризуется как многоуровневая – республиканский, региональный (областной) и местный (районный) уровни. Первый включает органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Национальное Собрание (при Палате Представителей функционирует постоянная комиссия по аграрным вопросам, которая занимается подготовкой и представлением в Национальное Собрание аграрных законопроектов), Республиканский Совет по вопросам развития агропромышленного комплекса. К органам специальной компетенции относятся органы отраслевой (Минсельхозпрод) и функциональной компетенции. Минсельхозпрод является республиканским органом государственного управления и юридическим лицом, осуществляет создание, ликвидацию и реорганизацию предприятий, утверждение уставов, управление имуществом, заключение контрактов с руководителями подведомственных предприятий, разработку экономических нормативов. Минсельхозпрод осуществляет руководство деятельностью различных служб (гостехнадзора, ветеринарной и племенной служб, службы по защите растений). При Минсельхозпроде существуют три комитета – по хлебопродуктам, по государственному контролю семеноводства, по государственному использованию и охране сортов растений. На региональном уровне управление и регулирование осуществляется областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию, на районном уровне – управлениями по сельскому хозяйству и продовольствию.

Правовой режим имущества государственных сельскохозяйственных предприятий. Имущество делится на основные и оборотные фонды. Под основными фондами понимаются товары, являющиеся результатом производства, предназначенные для повторного и многократного использования в процессе производства товаров, работ и услуг, служащие более года и имеющие стоимость не менее лимита, установленного Минфином. К ним не относятся средства, стоимостью, не превышающей лимит, или срок службы которых менее года, орудия лова, а также молодняк животных и животных на откорме, птицы, кролики, пушные звери и семьи пчел. Животные выступают в качестве особого объекта. Несмотря на применение общих норм, учитываются и особенности данного объекта – запрещается жестокое обращение с животными, противоречащее гуманности, предусматривается возможность выкупа животных при ненадлежащем обращении через суд.

Значительное место отводится натуральным фондам (могут создаваться семенные, фуражные и продовольственные) в качестве основных или резервных. Цель основных – обеспечение потребностей сельхозпредприятия, например, в семенах. Резервные фонды создаются на случай неурожая.

Первоначально основным источником формирования колхозной собственности было «добровольное обобщение» крестьянами основных средств производства. Колхоз не является коллективным предприятием, это разные виды юридических лиц. Колхоз – производственный кооператив. Его статус определяется Законом «О кооперации» и примерным уставом. При ликвидации колхоза или другого сельскохозяйственного кооператива его имущество после выплаты обязательств перед бюджетом и расчетов с кредиторами распределяется между членами кооператива. Субсидиарная ответственность членов кооператива не распространяется на сельскохозяйственные производственные кооперативы. Членам кооператива принадлежит право передавать свой пай или его часть другому члену кооператива или не члену кооператива. Наследник может быть принят в члены кооператива либо ему выплачивается стоимость пая.

Крестьянское (фермерское) хозяйство и его правосубъектность. Возможность ведения крестьянского хозяйства была предоставлена еще по советскому законодательству. В 1991 г. был принят закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Крестьянское хозяйство приобрело статус юридического лица и стало рассматриваться как самостоятельная организационно-правовая форма аграрного предпринимательства. Основу крестьянского хозяйства составляют три элемента:

1) определенный имущественный комплекс;

2) земельный участок;

3) лица, совместно ведущие крестьянское хозяйство.

В большинстве случаев это семья, но крестьянское хозяйство могут вести и лица без родственных связей; оно может также быть организовано одним лицом.

Внутренние отношения в крестьянском (фермерском) хозяйстве строятся на основе института членства. Членами являются супруги, их дети, родители, родственники и другие лица. В качестве обязательного условия выступает совместная деятельность по ведению крестьянского хозяйства. Закон допускает в случае производственной необходимости привлекать к выполнению работ других граждан с соблюдением норм трудового законодательства. Основным видом деятельность для крестьянского (фермерского) хозяйства является ведение товарного сельскохозяйственного производства. К нему применяются нормы о полном товариществе.

Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Республики Беларусь, который обладает специальными знаниями, необходимой квалификацией либо опытом работы в сельском хозяйстве. Порядок образования крестьянского (фермерского) хозяйства состоит из двух этапов:

1) предоставление земельного участка;

2) регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица.

Правовой режим земель личного подсобного хозяйства. Личное подсобное хозяйство – одна из организационно-правовых форм деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции. Признаки личного подсобного хозяйства:

1) это форма сельскохозяйственного производства, основу которой составляет труд граждан и членов их семей, частная собственность на средства производства, право собственности, владения или пользования земельным участком;

2) тесно связана с общественным производством – производством сельхозпродукции в крупных сельхозпредприятиях.;

3) в основном имеет потребительский характер и является дополнительным источником дохода семьи;

4) это не предпринимательская деятельность.

Законодательством разрешается реализовывать излишки сельхозпродукции на рынках и субъектам хозяйствования. Обязанность оказывать гражданам помощи в ведении личного подсобного хозяйства возлагается на областные и райисполкомы. На Белкоопсоюз возлагается обязанность изучить спрос и обеспечить граждан средствами малой механизации и другой сельхозтехникой, расширять сеть стационарных и передвижных заготовительных пунктов по закупке у граждан сельхозпродукции по договорным ценам не ниже закупочных цен. На личное подсобное хозяйство граждан распространяются нормы семейного законодательства об общей совместной собственности супругов.

Ответственность за земельные правонарушения.

Право граждан на благоприятную окружающую среду.

Содержание экологических прав граждан. Ст. 46 Конституции Республики Беларусь впервые устанавливала право граждан на благоприятную окружающую среду. Ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» определяет права граждан и их обязанности. Граждане имеют право:

- создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;

- обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

- принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

- оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

- осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;

- обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду.

Ст. 13 Закона закрепила способы, которыми это право обеспечивается:

- нормирование качества окружающей среды (ПДН - предельно допустимые нормы);

- возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью граждан;

- обжалование решений и действий государственных органов, организаций и др.

Право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным. Моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации.

Формы участия граждан для реализации своего права на благоприятную окружающую среду:

1) участие в проведении государственной экологической экспертизы;

2) проведение общественной экологической экспертизы;

3) обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в органы государственного управления о нарушении законодательства в данной области;

4) участие в разрешении экологически значимых вопросах по средствам проведения республиканского или местного референдума;

5) организация и проведение собраний, митингов, уличных шествий, пикетирований по экологическим вопросам.

Права общественных объединений в области охраны окружающей среды.

Государственное управление охраной окружающей среды. Объектами управления в области охраны окружающей среды являются:

1) организация рационального природопользования

2) само природопользование

3) воспроизводство природных ресурсов

4) охрана окружающей среды

Цель - достижение баланса между экономическими и экологическими институтами общества. Оно достигается путем обеспечения мероприятий по охране окружающей среды, а со стороны субъектов экологических правоотношений - соблюдением экологического законодательства.

Можно выделить следующие функции управления в рассматриваемой сфере:

1) лицензирования в области природопользования и воздействия на окружающую среду;

2) проведение экологической экспертизы (проверка соответствия проектных решений планируемой деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды)

3) мониторинг окружающей среды (система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; включает наблюдение, оценку и прогноз)

4) учет в области охраны (кроме прочего, обязанность вести учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; обращения с отходами) и ведение кадастров природных ресурсов (виды государственных кадастров: I. Минприроды: воды, атмосферного воздуха, растительного мира, животного мира, торфяного фонда, климатический, отходов), II. Министерство лесного хозяйства (лесной), III. Проматомнадзор (недр)

5) стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды (нормирование заключается в установление нормативов качества окружающей среды, установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, установление лимитов на природопользование)

6) контроль в области охраны окружающей среды

7) разрешение споров

Выделяют 2 вида споров:

1) по защите прав граждан на благоприятную окружающую среду - разрешаются судами и министерством природы;

2) в праве пользования природными ресурсами - разрешается местными исполнительными и распорядительными органами, но существуют исключения, когда споры рассматриваются судами:

-все имущественные споры, возникающие при пользовании природными ресурсами;

-обжалование отказа о предоставлении участка природного ресурса в пользование или решении об изъятии участка природного ресурса;

-споры между гражданами, по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участком.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды: виды, функции, критерии определения.

Платность природопользования.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная). За нарушения в рассматриваемой области может быть наложена дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.