Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольные процедуры ОБСЕ




 

Спецификой контрольного механизма ОБСЕ является наличие специальных контрольных процедур, впервые получивших детальную регламентацию в Московском документе конференции по человеческому измерению СБСЕ, а затем уточненных в решениях Римской встречи Совета министров СБСЕ 1993 г.

Согласно Московскому документу, составляется список экспертов из кандидатур, представляемых государствами. Каждое государство–член ОБСЕ представляет трех экспертов специалистов в области прав человека, назначаемых на срок от 3 до 6 лет (п. 3). Список кандидатов находится в БДИПЧ. Услугами экспертов государства могут пользоваться в следующих ситуациях:

1. Государства могут воспользоваться помощью миссии экспертов, в количестве не более трех человек, в которую не могут входить граждане государства либо лица, постоянно проживающие на его территории, для рассмотрения или оказания помощи в решении любого вопроса, относящегося к человеческому измерению СБСЕ (п. 4). Приглашающее государство информирует о желании учредить такую миссию БДИПЧ, которое уведомляет об этом все государства–члены ОБСЕ. Приглашающее государство согласовывает с миссией ее полномочия и может возложить на нее дополнительные функции, касающиеся установления фактов, дачи консультаций и выработки соответствующих рекомендаций. Государство сотрудничает с миссией экспертов, предоставляя ей свободу передвижения по территории и возможность встречи с должностными лицами, неправительственными организациями и любыми лицами для получения необходимой информации. Миссия экспертов осуществляет свою деятельность конфиденциально. Приглашающее государство отсылает заключение миссии и информацию о своих ответных мерах через БДИПЧ другим государствам–членам не позднее, чем через три недели после предоставления заключения экспертами. Руководящий совет или Постоянный совет может обсудить заключение экспертов и замечания приглашающего государства для выработки последующих мер (п. 6).

2. Государство либо несколько государств–членов ОБСЕ через БДИПЧ запрашивают другое государство, может ли оно принять миссию экспертов на своей территории для рассмотрения конкретного вопроса, связанного с человеческим измерением. Если государство соглашается принять такую миссию экспертов, соблюдается вышеизложенная процедура (п. 7). Если в ответ на запрос государства, другое государство не сформировало миссию в течение десяти дней после получения запроса либо, по мнению запрашивающего государства, миссия экспертов не смогла разрешить поставленный вопрос, то такое государство при поддержке пяти государств–членов ОБСЕ может начать формировать миссию в составе до 3 докладчиков. Такое решение направляется в БДИПЧ, которое сразу уведомляет об этом запрашивающее государство и все другие государства–члены ОБСЕ (п. 8).

3. Запрашивающее государство или государства могут назначать одного докладчика из списка кандидатур, находящихся в БДИПЧ. Запрашиваемое государство назначает своего докладчика при условии, что такие докладчики не будут гражданами либо лицами, проживающими на территории запрашиваемого и запрашивающего государств, третий докладчик выбирается из списка кандидатов, высшим должностным лицам ОБСЕ, назначаемым Советом министров. Такая миссия докладчиков устанавливает факты и составляет итоговый доклад с возможными рекомендациями по решению поставленного вопроса. Указанный доклад представляется заинтересованным государствам и всем иным государствам–членам ОБСЕ, а также БДИПЧ не позднее двух недель после назначения последнего докладчика. Запрашиваемое государство представляет БДИПЧ свои соображения по докладу. Доклад вместе с соображениями запрашиваемого государства может быть включен в повестку дня очередной сессии Руководящего совета или Постоянного совета для принятия последующих мер (п. 10).

4. Если какое–либо государство считает, что в другом государстве выполнение обязательств по правам человека находится под серьезной угрозой, оно может при поддержке не менее 9 государств–членов ОБСЕ использовать вышеизложенную процедуру, касающуюся образования миссии докладчиков (п. 11).

5. По просьбе любого из государств–участников Постоянный совет может образовывать миссию экспертов или докладчиков и решать, какую из процедур можно применять (п. 13).

Вышеизложенные процедуры, называемые Московским механизмом, используются на практике очень редко. В частности, одна из процедур вышеизложенного Московского механизма, связанного с серьезным нарушением прав человека, была использована в отношении Туркменистана в 2002 г.39

Исследование механизма защиты прав человека в рамках ОБСЕ позволяет сделать ряд выводов относительно его особенностей:

1. ОБСЕ, в отличие от других международных организаций, не имеет кодификационной функции. В итоговых документах СБСЕ/ОБСЕ лишь детализируются основополагающие гражданские и политические права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. При этом Итоговые документы СБСЕ/ОБСЕ не являются международными договорами и поэтому не содержат обязательств государств по международному праву. Закрепленные в них международные обязательства в области прав человека рассматриваются как общедемократические ценности и в этом качестве подлежат обязательному соблюдению государствами–членами ОБСЕ.

2. ОБСЕ как международная региональная организация трансформировалась из международной конференции с постоянным переговорным процессом по наиболее актуальным проблемам для стран Европейского региона, включая вопросы человеческого измерения. Отсутствие учредительного акта–устава, определяющего цели, принципы, организационную структуру, сделала механизм новой организации чрезвычайно гибким, позволяющим легко, без длительной процедуры согласования, учреждать структурные подразделения, если это требуется для более эффективного осуществления международных обязательств в области прав человека. Причем дипломатические методы (контакты, диалог, обсуждения, консультации), которые являются основополагающими для постоянного переговорного процесса, сохранились и стали базовыми в деятельности каждого органа и института ОБСЕ. Этим объясняется отсутствие в ОБСЕ судебной и квазисудебной формы контроля (комитеты с юрисдикционными полномочиями).

Вместе с тем, несмотря на важную роль ОБСЕ в содействии уважению и соблюдению прав человека, формированию демократических институтов, в предупреждении конфликтов и в постконфликтной стабилизации в юго–восточной Европе, ее деятельность нельзя оценить однозначно. По меткому выражению министра иностранных дел Республики Беларусь С. А. Мартынова, «Вклад ОБСЕ в формирование всеобщей системы Европейской безопасности огромен, очевиден и неоспорим и столь же очевидно и неоспоримо, что ОБСЕ находится все в более углубляющемся структурном и концептуальном кризисе».40

Этим объясняется, что вопрос о реформе ОБСЕ постоянно дискутируется в последние годы на заседаниях высших органов ОБСЕ (например, в декабре 2004 г. на заседании Совета министров ОБСЕ). Среди недостатков ОБСЕ, подвергающихся критике, следует отметить дублирование компетенций органов и структур ОБСЕ, очевидные двойные стандарты, особенно при оценке избирательных кампаний на постсоветском пространстве, и явный дисбаланс при осуществлении контрольных полномочий за соблюдением государствами–членами ОБСЕ международных обязательств в области прав человека [все долгосрочные миссии находятся только на территории бывших СССР и Югославской федерации, хотя в некоторых западноевропейских странах (Испании, в Англии – на территории Северной Ирландии) есть серьезные проблемы с защитой прав национальных меньшинств].

 

Контрольные вопросы

1. Укажите особенности механизма защиты прав человека в рамках Совета Европы.

2. Охарактеризуйте кодификационный процесс в области прав человека в рамках Совета Европы.

3. Дайте классификацию контрольных органов за соблюдением государствами–членами Совета Европы конвенционных положений по правам человека.

4. Каковы контрольные полномочия уставных органов Совета Европы?

5. Охарактеризуйте механизм контроля в рамках судебных учреждений, комитетов и комиссий, созданных на базе конвенций в области прав человека, подчеркните их специфику.

6. Раскройте процесс закрепления концепции в области прав человека в документах СБСЕ/ОБСЕ.

7. Покажите порядок формирования и контрольные полномочия органов ОБСЕ.

8. В чем специфика контрольных полномочий институтов ОБСЕ со специальной компетенцией?

9. Охарактеризуйте контрольные процедуры в рамках СБСЕ/ОБСЕ (Московский механизм).

10.Назовите особенности международной защиты прав человека в рамках ОБСЕ.

 

Литература

Биштыга А. Е. Европейский суд по правам человека. Мн., 2000.

Геворкян А. Г. Европейская социальная хартия и ее реформы // Московский журнал международного права. 2002. № 2.

Лукина Л. С. Контрольный механизм за соблюдением конвенций, принятых в рамках Совета Европы // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. № 2.

Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения. Справочное пособие БДИПЧ. ОБСЕ. Варшава, 2001.

Права человека: Сб. междунар.–правовых документов / Сост. В. В. Щербов. Мн., 1999.

Фисенко В. Н. Правовой механизм ОБСЕ: Курс лекций. Мн., 2004.

OSCE Handbook, 3 rd. Vienna. 1999.


ГЛАВА VIII




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.