Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кодификационный процесс в области прав человека. Межамериканская система защиты прав человека распространяется на все государства, расположенные на американском континенте (имеются в виду Северная и Южная




МЕЖАМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

Межамериканская система защиты прав человека распространяется на все государства, расположенные на американском континенте (имеются в виду Северная и Южная Америка) и являющиеся членами межправительственной региональной международной организации – Организации американских государств (далее ОАГ).

Подобно европейской системе защиты прав человека, межамериканская система включает международно–правовое регулирование прав и свобод человека и контрольный механизм за соблюдением государствами–членами ОАГ международных обязательств в области прав человека.

 

 

Исторически американскому континенту принадлежит первенство в осуществлении международно-правового регулирования прав человека, что обусловлено спецификой образования американских государств. Все они в прошлом – колонии европейских держав (США и Канада – Англии; латиноамериканские страны – Испании и Португалии), свою независимость завоевали в антиколониальных революциях в XVIII и XIX вв., происходивших под лозунгом «свобода, равенство и справедливость», содержание которого было раскрыто в просветительской философии о естественных правах человека американцев Томаса Пейна и Томаса Джефферсона и закреплено в конституционных актах молодых американских государств (Декларация независимости 1776 г. и Билль о правах 1791 г. к Конституции США 1787 г., Конституция Гаити 1815 г., Конституция Чили 1818 г., Конституция Мексики 1917 г.).

В 1890 г. с целью обеспечения своей независимости от иностранного вмешательства американские государства создали Союз американских Республик (далее Союз), рассматриваемый американскими учеными как первая американская организация. В рамках этого Союза, функционировавшего в форме периодически созываемых межамериканских конференций, начал осуществляться кодификационный процесс в области прав человека.

Первые конвенции (Конвенция относительно прав иностранцев 1902 г., Конвенция о статусе иностранцев 1928 г., Конвенция об убежище 1928 г., Конвенция о политическом убежище 1933 г., Конвенция о гражданстве женщин 1933 г.) были посвящены наиболее проблемным вопросам на американском континенте в этот период. Значимость указанных конвенций состоит не только в том, что они были первым опытом международно–правовой регламентации прав отдельных социальных групп и оказали в дальнейшем влияние на содержание затрагиваемых данные вопросы универсальных международно-правовых документов, разработанных в рамках ООН, но и являются действующими в настоящее время. В 1940–е гг. XX в. начался новый этап в кодификационном процессе, направленный на международно-правовую регламентацию основных прав и свобод, что было тесно связано с разработкой Устава ООН.1

В феврале–марте 1945 г. состоялась межамериканская конференция в Чапультепеке (Мексика), которую американские юристы относят к числу знаковых, так как она положила начало формированию межамериканской системы защиты прав человека. В Резолюции «Международная защита прав человека», принятой на указанной конференции, провозглашалось, что интересы общества должны быть гармонизированы с правами индивидов. Поэтому должна быть создана система международной защиты фундаментальных прав и свобод человека. С этой целью в резолюции предусматривалась разработка Межамериканским юридическим комитетом проекта декларации о правах и обязанностях человека и в будущем – конвенции.2

Важный вклад в создание межамериканской системы защиты прав человека был внесен Боготской межамериканской конференцией, состоявшейся в 1948 г. На конференции был принят Устав Организации американских государств, юридически оформивший образование межправительственной региональной организации, трансформировавшейся из Союза американских республик. В качестве одного из основополагающих принципов данной организации был провозглашен принцип уважения прав и свобод личности (ст. 3). Кроме того, в качестве цели ОАГ провозглашалось содействие достижению экономических, социальных и культурных стандартов.3 Среди резолюций Боготской конференции, имеющих непосредственное отношение к кодификационному процессу следует отметить резолюции 29 и 30, одобрившие принятие Американской декларации прав и обязанностей человека и Межамериканской хартии социальных гарантий. На Боготской конференции были приняты две конвенции, действующие в настоящее время: Межамериканская конвенция, гарантирующая политические права женщин, и Межамериканская конвенция, гарантирующая гражданские права женщин.4

Рассмотрим содержание Американской декларации прав и обязанностей человека, принятой 2 мая 1948 г. (далее Декларация), являющейся первым международно-правовым документом, комплексно регулирующим права и обязанности человека (Всеобщая декларация прав человека была принята в рамках ООН лишь в декабре 1948 г. и не содержала обязанностей человека). Декларация состояла из преамбулы и двух разделов. Первый раздел был посвящен правам человека, второй – обязанностям. В Преамбуле, в соответствии с идеями американских просветителей, провозглашалось, что основные права человека не вытекают из гражданства определенной страны, а основываются на свойствах человеческой личности. Поэтому утверждалось, что все люди рождаются равными в достоинстве и правах … и должны вести себя как братья по отношению друг к другу (эта формулировка впоследствии была воспринята Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.). В каталог основополагающих прав включался широкий круг гражданских, политических, социально–экономических и культурных прав, в основном аналогичных тем, которые были позже закреплены во Всеобщей декларации прав человека. К ним относятся: право на жизнь, свободу и безопасность, право на равенство перед законом без всякой дискриминации, право на свободу религии и богослужения, право на свободу исследований, мнения, убеждений и распространение идей, право на защиту чести, репутации, личной и семейной жизни, право на создание семьи и ее защиту, право на защиту материнства и специальную защиту детей, право на проживание на территории страны гражданства и свободу передвижения, выезда и въезда, право на неприкосновенность жилища и корреспонденции, право на обеспечение здоровья через систему социальных и санитарных мер, относящихся к пище, одежде, жилью и медицинскому обслуживанию, право на образование, право на участие в культурной жизни, пользование предметами искусства и результатами интеллектуального и научного прогресса, право на труд и справедливое вознаграждение, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на признание правосубъектности и гражданских прав, право на справедливое судебное разбирательство, право на гражданство, право на собрание, право на свободу ассоциации, право на собственность, право на убежище, право на защиту от произвольного ареста, право каждого обвиняемого считать себя невиновным, пока не будет доказано обратное, право предстать перед судом в соответствии с законом и не быть приговоренным к жестоким или необычным наказаниям. Декларация допускала возможность ограничения перечисленных прав только в целях защиты прав других, обеспечения безопасности всех для поддержания общего благосостояния и укрепления демократии (ст. 28).

Широкий круг фундаментальных прав человека, закрепленных в Американской декларации, объясняет, почему она служила образцом для всех последующих документов универсального и регионального характера в области прав человека. Новацией американской декларации явилась подробная регламентация обязанностей человека, что не было воспринято в дальнейшем, как было показано выше, ни универсальными международными соглашениями, ни Европейской конвенцией 1950 г. В число обязанностей человека включались следующие: обязанность перед обществом, которая трактуется как обязанность каждого вести себя таким образом, чтобы все могли всесторонне формировать и развивать свою личность; обязанность оказывать помощь и заботиться о несовершеннолетних детях и обязанность детей уважать родителей и заботиться о них, обязанность каждого получать, по крайней мере, начальное образование, обязанность каждого голосовать, участвовать во всеобщих выборах в стране своего гражданства, обязанность подчиняться закону в любой стране, где он находится, обязанность всех нести гражданскую и военную службу в целях обеспечения безопасности страны, а в случае чрезвычайных ситуаций оказывать любую помощь в соответствии со своими возможностями, обязанность каждого сотрудничать с государством в целях обеспечения социальной безопасности и благосостояния в соответствии со своими возможностями и существующими условиями, обязанность каждого платить налоги для поддержания государственных служб и обязанность каждого трудиться для удовлетворения своих потребностей и на благо общества (ст. 29–37).

Следует отметить, что хотя Американская декларация имела рекомендательный характер, в дальнейшем, после учреждения в 1959 г. Межамериканской комиссии по правам человека, наделенной компетенцией рассматривать доклады государств–членов ОАГ относительно принятых мер по реализации положений Декларации, статус ее норм стал аналогичным международным обязательствам.

Американская конвенция о правах человека была принята лишь в 1969 г., а вступила в силу спустя десятилетие, в 1978 г., несмотря на то, что вопрос о необходимости разработки конвенции и декларации решался одновременно на Чапультепекской конференции 1945 г. Столь затяжной процесс разработки Конвенции объяснялся политическими событиями, происходившими на американском континенте в 1950–1970–е гг. XX в. США, стремясь занять доминирующее положение в странах Латинской Америки, не только инициировали различные доктрины (Монро, Олси, Рузвельта, Даллеса, Кеннеди), направленные на обоснование недопущения иностранного влияния и интервенций, исходя из принципа невмешательства во внутренние дела, но и поддерживало многочисленные военные перевороты в странах Латинской Америки (Гаити, Парагвай, Чили, Аргентина, Доминиканская республика), приводившие к установлению диктаторских режимов, грубо нарушавших закрепленные в конституции права и свободы американских граждан. Естественно, что такие страны тормозили принятие Конвенции, которая должна была закрепить обязанность государств гарантировать предусмотренные в ней права и свободы и установить систему контроля за соблюдением государствами международных обязательств. Тем более, что была принята резолюция Боготской конференции в 1948 г., предусматривавшая разработку статута Межамериканского суда по правам человека.

Содержание и структура Американской конвенции о правах человека (далее Конвенция) свидетельствует о том, что она разрабатывалась под сильным влиянием не только универсальных документов в области прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.), но и региональных, особенно Европейской конвенции 1950 г.5

В структурном отношении Американская конвенция схожа с Европейской: имеет раздел (часть 1), регламентирующий ее права и свободы и раздел (часть 2) «средства защиты» (в Европейской конвенции средства обеспечения), включающий механизм контроля, совпадающий по названию органов (Комиссия, Суд) и их компетенции.

В содержательном плане Конвенция в основном совпадает с Пактом о гражданских и политических правах 1966 г. В ней закреплялись только гражданские и политические права, хотя и имелась отдельная глава 3 «Экономические, социальные и культурные права», включающая лишь одну статью 33, касающуюся механизма осуществления таких прав, схожая по содержанию с соответствующей статьей Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Среди новационных статей Конвенции, не имеющих аналога в Пакте и Европейской конвенции, следует отметить: право на признание правосубъектности (ст. 3), более широкая трактовка права на жизнь, которая должна охраняться законом с момента зачатия (ст. 4), право на компенсацию в случае вынесения приговора на основании судебной ошибки; право на уважение чести и достоинства (ст. 11 п. 1), право каждого пострадавшего в результате оскорбительных или ошибочных заявлений на ответ с использованием тех же информационных каналов (ст. 14); недопустимость предварительной цензуры (ст. 13); право на имя (ст. 18); право искать и получать убежище (ст. 22); равные права детей, рожденных вне брака и в браке (ст. 17).

Что касается социально–экономических и культурных прав, то, перечисленные в абстрактной форме в Американской декларации 1948 г., они были конкретизированы с указанием гарантий со стороны государств в Декларации об экономических, социальных и культурных правах, включенной в Устав ОАГ Протоколом, принятом в Буэнос–Айресе в 1967 г.6

Конвенционное закрепление указанные права получили в Дополнительном протоколе к Американской конвенции о правах человека в сфере экономических, социальных и культурных прав под названием «Протокол Сан–Сальвадор» (далее Протокол), принятом на Генеральной Ассамблее ОАГ в 1988 г. и вступившим в силу в 1999 г.7 Столь длительный срок вступления в силу Протокола, требовавшего только 11 ратификаций государств, объясняется значительными различиями в жизненном уровне между правящей военно–чиновничьей верхушкой значительного числа латиноамериканских стран и большинством населения, хотя в Протоколе, по аналогии с Пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Европейской социальной хартией 1961 г., содержалась статья о том, что государства обязуются принимать меры для реализации указанных прав постепенно, с учетом имеющихся ресурсов и уровня их развития (ст. 1). Моделью при разработке служил Пакт 1966 г., что выразилось в идентичности содержания большинства регламентируемых статей. Однако Протокол имеет ряд особенностей. В нем отсутствуют коллективные права (право наций на самоопределение, право наций на исключительное распоряжение и пользование своими ресурсами и богатствами). Вместе с тем перечень индивидуальных социально–экономических прав шире, чем в Пакте 1966 г. В частности, в Протокол включены такие права, как право на здоровую окружающую среду (ст. 11); право на достаточное питание (ст. 12); право ребенка на защиту со стороны семьи, общества и государства (ст. 16); право на защиту престарелых (ст. 17); право на защиту инвалидов (ст. 18).

К специфике Протокола относятся акцентирование внимания в Преамбуле на необходимости международной защиты прав человека, дополняющей защиту, предусмотренную национальным законодательством, что обусловило более разработанный международный механизм контроля за соблюдением закрепленных прав государством, чем в Пакте 1966 г.

После принятия Конвенции и Протокола кодификационный процесс был направлен на конкретизацию отдельных фундаментальных прав, закрепленных в них. Так, в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ОАГ была принята Конвенция по предупреждению пыток и наказания (1995 г.), Межамериканская конвенция по предупреждению, наказанию и искоренению преступлений против женщин (1995 г.), Межамериканская конвенция о принудительно исчезнувших лицах (1994 г.), Межамериканская конвенция об уничтожении всех форм дискриминации инвалидов (1999 г.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.