Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование инновационной и инвестиционной деятельности




На практике под инновацией (нововведением) нанимается объект (процесс), внедренный в производственно-хозяйственную деятельность в результате проведенного научного исследования, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновационная деятельность — это часть научно-технологического развития предприятия, заключающегося в про­изводственном освоении нововведении.

Планирование инноваций является одним из процессов планирования стратегии предприятия. План инноваций предусматривает различные изменения в структу­ре предприятия, он является составной частью жизненного цикла пред­приятия и жизненного цикла продукта. Важная особенность плана иннова­ций состоит в том, что он не носит директивный характер.

Поиск идей является наиболее ответственным эта­пом планирования инноваций. Источником идей могут быть работники предприятия, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, покупатели, поставщики, конкуренты и т. п. Важно на стадии планирования вовлечь в этот процесс всех сотрудников предприятия. Это­го можно добиться, разрешив выдвигать «сырые», недоработанные идеи и предоставляя средства на дальнейшие исследования и разработку тех про­ектов, которые выглядят наиболее перспективными. Для этого необходимо следующее:

1- Создание в коллективе предприятия организационного климата, который бы способствовал поиску нетрадиционных, новаторских решений и средств их реализации.

2 - Выявление с помощью психологов, социологов и управленцев-кон-сультантов факторов, блокирующих новаторскую, нововведенческую дея­тельность.

3 - Создание благоприятного климата для работы новаторов: предостав-ление им дополнительных полномочий в принятии решений на их рабочих местах; использование гибких режимов работы; повышение доверия к ним; материальное и моральное стимулирование и т. п.

4 - Свободный доступ к информации всех работников предприятия, ко­нечно с соблюдением требований защиты от несанкционного доступа к ней и защиты коммерческой тайны.

5 - Интенсификация неформального общения работников предприятия, особенно руководителей и специалистов. Установлено, что если люди ра­ботают на небольшом расстоянии друг от друга, то это интенсифицирует их общение и возможность появления новых идей.

6 - Поощрение нововведений. В этом современный менеджмент видит эффективный метод борьбы с бюрократизмом, рутинерством, косностью мышления.

7 - Создание разветвленной сети различных новаторских групп. У работ­ников должно появиться убеждение, что их даже мелкие нововведения ру­ководством приравниваются к крупным, радикальным новшествам.

8 - Поддержание обстановки терпимости к возможным неудачам.

9 - Создание системы защиты авторских прав рационализаторов и изоб­ретателей и т. д.

На стадии формулирования и отбора проектов идеи превращаются в четко оформленные проекты нововведений. Сначала прорабатываются не­которые ключевые детали проекта, которые позволяют сделать вывод о том, стоит ли данная идея дальнейших исследований. Затем, после одобре­ния идеи высшим руководством, выделяются средства на окончательное формулирование проекта, который затем подвергается детальному анализу и отбору. Первичная оценка проекта может оказать большое влияние на судьбу проекта, поскольку их значительная часть может не дойти до стадии финансового анализа в бизнес-планировании. Первичный отбор проектов производится по качественным параметрам. Исключаются явно нерента­бельные проекты, противоречащие стратегическим целям и физически не­осуществимые.

На этой стадии проекты классифицируются по типам:

• новое строительство;

• развитие существующего производства;

• сокращение издержек;

• безопасность, экология;

• качество;

• замена производственного аппарата;

• расширение коммерческих операций;

• управление;

• хозяйственный механизм: приватизация, реструктуризация, санация и т. д.

На этой стадии каждый проект оформляется в виде предложения, кото­рое является основанием для разработки бизнес-плана.

Эти предложения одновременно являются заявками на разработку биз­нес-планов. Комплект заявок, сгруппированный в соответствии с вышерассмотренной классификацией, является планом инноваций. При необ­ходимости составляется сводная таблица по всем мероприятиям плана, со­держащая основные показатели проектов.

Оценка целесообразности включения в план того или иного мероприя­тия делается на основе расчетов их экономической эффективности.

Инвестиционное планирование необходимо для тщательного техни­ко-экономического обоснования планируемых нововведений. Инновационное и инвестиционное пла­нирование можно рассматривать как процесс планирования реализации выбранной стратегии.

Реализация стратегии предприятия, как правило, связана с инвестици­ями, особенно если речь идет о стратегиях роста. Под инвестициями пони­маются ресурсы, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли или социального эффекта.

Необходимость инвестиций при реализации стратегии предприятия мо­жет быть обусловлена различными причинами, которые можно объеди­нить в следующие группы: 1- обновление материально-технической базы предприятия; 2 - увеличение объемов и масштабов производственно-хозяй­ственной деятельности; 3 - освоение новых видов деятельности; 4 - повышение качества продукции.

Планирование инвестиций относится к наиболее сложной и ответствен­ной области принятия решений, что обусловлено следующими факторами: различными видами инвестиций и стоимостью инвестиционных проектов; множественностью альтернативных вариантов инвестиционных проектов; ограниченностью ресурсов; огромным риском, связанным с принятием ин­новационных решений; необходимостью скорейшего получения отдачи от инвестиций и т. п. Степень риска и ответствен­ности за принятие инвестиционного решения может быть различной. Нап­ример, если речь идет о замене имеющихся производственных мощностей, то решение может быть найдено достаточно просто и принято безболезнен­но, поскольку альтернативные варианты решений обусловлены технически­ми параметрами оборудования и требованиями продукции. Сложность здесь состоит только в том, чтобы обеспечить их соответствие. Иначе выглядит задача, если необходимо инвестировать процесс освоения новых видов дея­тельности. В данном случае при принятии решения необходимо учесть це­лый ряд трудно поддающихся оценке факторов: возможность освоения рынка; изменение положения фирмы на рынке; цену товара, объем продаж и со­ответственно финансовое положение и многое другое.

Ущерб от риска увеличивается также с увеличением стоимости инвестиционных проектов, что обусловливает различную глубину проработки инвестиционных решений при планировании инвестиций, а также необходи­мость установления права принятия инвестиционных решений и ответст­венности плановых работников в зависимости от вида и объема инвестиций. Работа предприятия по формированию и реализации инвестиционных ресурсов носит название инвестиционной деятельности. Величина инвестиций определяется стоимостной оценкой ресурсов и ценностей, направляемых в предпринимательскую деятельность.

Инвестиционная деятельность служит для воспроизводства капитала. В свою очередь, капитал используется в хозяйственной деятельности пред­приятия для получения прибыли. На основе прибыли вновь формируются инвестиционные ресурсы.

Эти виды деятельности связаны денежными потоками, которые имеют две фазы движения. Характер этих денежных потоков зависит от специфи­ки капитала и формы его использования. Так, затраты основного капитала воспроизводятся посредством амортизационных отчислений, которые воз­вращают часть инвестиций в денежной форме. Они составляют основную часть инвестиционных ресурсов, направляемых в последующем для вос­производства основного капитала. Таким образом, на первой фазе к инвестору поступают амортизационные отчисления и чистая прибыль, которые в сумме составляют чистый доход и служат основной для оценки экономической эффективности инвестиций.

На второй фазе к инвестору поступают средства от реализации произ­водственных фондов в случае сокращения или ликвидации производства. Сюда входит выручки от реализации оставшегося оборудования, матери­альных запасов, незавершенного производства, малоценного имущества, инструмента и т. д.

Инвестиционные ресурсы представляют собой специфический товар, за пользование которым инвестор взимает плату. Минимальная плата за инвестиции эквивалента доходу от хранения инвестиций на депозитном счете в банке.

В планировании инвестиции могут принимать самую различную форму Это различие обусловлено: разными объектами инвестирования; наличи­ем различных источников формирования инвестиционных ресурсов; раз­личным уровнем риска их осуществления; особенностями организации процесса инвестирования; различием субъектов инвестиционной деятель­ности и прочими факторами.

Планирование инвестиций на предприятии предполагает принятие ре­шений по следующему кругу проблем:

• формирование стратегии предприятия, ориентированной на повыше­ние эффективности деятельности фирмы в долгосрочной перспективе;

• оценка выбранной стратегии, выявление в ней «узких мест», разра­ботка системы мероприятий, направленных на их «расшивку» (планиро­вание инноваций);

• составление бизнес-плана;

• принятие решений об источниках финансирования мероприятий биз­нес-плана и сводное планирование инвестиций.

Принятие решения об инвестициях является одной из наиболее важных сложных задач стратегического и технико-экономического планирования. При этом затрагиваются интересы как собственника предприятия, так инвестора. Задача планирования инвестиций состоит в том, чтобы обеспечить их баланс. А это возможно только на основе долгосрочной страте­гии и политики развития предприятия.

Планирование инвестиций начинается с анализа проблемного фактора в стратегии предприятия, того «узкого» места, которое не позволяет реа­лизовать стратегию. «Узким» оно считается по ряду причин: во-первых, потому, что иногда не может контролироваться самим предприятием; во-вторых, потому, что от него зависят другие элементы стратегии.

Имеются четыре мотива, которые в процессе планирования инвестиций требуют составления бизнес-плана. Сюда входит следующее:

1. Инвестирование средств в любую, даже самую привлекательную идею, содержащуюся в стратегическом плане, всегда сопряжено с риском. Процесс разработки бизнес-плана, включает обдумывание идеи, застав­ляет ее авторов критически и беспристрастно взглянуть на предлагаемый проект во всей его полноте. Поэтому план способствует предотвращению ошибок и снижению риска.

2. Бизнес-план является официальным документом, который использу­ется для кредитования и финансирования мероприятий стратегического плана.

3. Бизнес-план является рабочим инструментом, с помощью которого составляются все разделы технико-экономического плана предприятия. На его основе создается эффективная система управления предприятием

4. Законченный бизнес-план материализует идею, служит средством сообщения идеи другим заинтересованным людям и субъектам хозяйство­вания, т. е. он является важнейшим средством коммуникации в налажива­нии контактов с банкирами, инвесторами, клиентами, покупателями и пар­тнерами.

Принятие решений по источникам финансирования является важ­нейшим этапом инвестиционного планирования. Сюда входят следующие процедуры.

1. Информационная работа

Одним из факторов, сдерживающим инвестиционную деятельность, является неразвитость фондового рынка вообще и его инфраструктуры, в частности. В этих условиях получение точной информации об объектах ин­вестирования приобретает огромное значение, как для инвесторов, так и для предприятий (эмитентов).

Это позволяет инвесторам оценить перспективность вложений, а для эмитентов наличие точной и достоверной информации служит предпосыл­кой к повышению ликвидности акций, росту их курсовой стоимости, полу­чению кредитов и прямых инвестиций.

Чтобы принять решение о вложении средств в «дело», инвестор дол­жен знать, об эмитенте практически все. Для этого ему нужен не только анализ бухгалтерской отчетности, но и сведения о поставщиках и покупа­телях продукции, способах расчета с ними, доле предприятия на рынке производимого им товара и о многом другом.

Возможности эмитентов в предоставлении информации о своей деятельности обычно сводятся к следующему:

• опубликование в средствах массовой информации сведений о самих общих показателях, ориентированных на массовых акционеров;

• опубликование статей и проспектов в аналитических изданиях;

• издание специальных «инвестиционных паспортов».

Инвестиционный паспорт — это документ, подготовленный, как правило, независимым экспертом (аудиторской фирмой), который содержит всеобъемлющую информацию о работе предприятия за последние 3—5 лет.

Этот документ делает поиск инвестора более цивилизованным, помогает избежать ошибок в выборе объекта инвестирования, позволяет оценить выгоды от будущих деловых связей, дает возможность сформировать стра­тегию в отношении эмитента.

2. Выбор источников финансирования

Источники финансирования инвестиций могут быть классифицирова­ны внешние и внутренние.

Внешнее финансирование предполагает поступление средств от внешнего по отношению к предприятию источника. Сюда входит внешнее собственное и внешнее заемное финансирование.

На предприятии одновременно может осуществляться несколько инве­стиционных проектов. Сводное планирование предусматривает опреде­ление по каждому инвестиционному проекту и в целом по всей их совокуп­ности следующих показателей:

• общих объемов инвестиций на планируемый период всего и в том числе по годам жизненного цикла проекта;

• структуры инвестиций (объемов инвестиций в разрезе направлений использования);

• источников финансирования инвестиций в разрезе внутренних и внешних;

• денежных потоков;

• показателей эффективности;

• конечных финансовых результатов.

Расчет денежных потоков предприятия, возникающих в результате осу­ществления инвестиционных проектов, имеет целью определение плано­вых объемов продаж, плановой суммы прямых и общепроизводственных затрат в себестоимости реализованной продукции, чистой прибыли и чис­тых денежных поступлений.

Расчет конечных финансовых результатов позволяет определять и пла­нировать размеры избытка и недостатка денежных средств предприятия, предусматривать на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.

Развернутый расчет конечных финансовых результатов производится на стадии тактического планирования. На данной стадии формируются ис­ходные данные для подготовки финансового плана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.