Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое местный референдуми каковы его признаки?




Какие формы осуществления местного самоуправления установлены законодательством?

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

 

К формам осуществления местного само­управления относятся:

1) формы непосредственной демократии: местный референдум; выборы органов мест­ного самоуправления и должностных лиц ме­стного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц; собрания, сходы граждан; митинги; демонстрации; шествия; правотворческая инициатива граждан; обращение граж­дан в органы местного самоуправления;

2) формы представительной демократии: выборные органы местного самоуправления и выборные должностные лица;

3) местное самоуправление осуществляется также через исполнительные органы.

Местный референдум — это осуществляемое в пределах муниципального образования по­средством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муници­пального образования, направленное на реше­ние (обязательный референдум) или обсужде­ние (консультативный референдум) вопросов местного значения, отне­сенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными за­конами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муници­пальных образований.

Понятие местного референдума, равно как и понятие других форм осуществления местного самоуправления, обладает своими отличитель­ными признаками. Признаки эти очевидны.

Первый признак — это непосредственное осуществление гражданами муниципальных образований власти, источником которой в соответст­вии с Конституцией Российской Федерации является народ всей страны. Власть реализуется в данном случае путем прямого волеизъявления по­средством голосования. При этом каждый гражданин, имеющий право решающего голоса, участвует в референдуме лично.

Второй признак состоит в том, что в референдуме принимают участие только те граждане, которые проживают на территории данного муници­пального образования.

Третий признак указывает на локальность территории, где проводит­ся местный референдум.

Четвертый признак ограничивает сферу влияния референдума вопро­сами местного значения. Ибо законодательство о местных референдумах, о местном самоуправлении прямо указывает, что на местных референду­мах решаются (обязательный референдум) или обсуждаются (консульта­тивный референдум) вопросы местного значения.

 

Какие виды местных референдумов предусмотрены законодательством?

Местные референдумы можно разделить на две группы: обязательные и консультативные.

Под обязательным референдумом следует понимать местный рефе­рендум, результатом которого является решение, обязательное к испол­нению всеми субъектами муниципально-правовых отношений.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятого 5 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.), решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, яв­ляется обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Все законы о местном референдуме субъектов Российской Федера­ции также предусматривают обязательность решений граждан, принятых на референдуме. По состоянию на 19 сентября 1997 г. законы о местном референдуме приняты в 65 субъектах Российской Федерации.

Из этого следует, что тенденция развития норм об обязательности ре­шений, принятых на местных референдумах, уже сложилась на всех уров­нях нормотворчества, в том числе и в системе местного самоуправления.

Консультативный референдум, в отличие от обязательного, не имеет такого широкого распространения. Нормы о консультативном референ­думе имеются лишь в отдельных законах о местном референдуме и мест­ном самоуправлении субъектов Российской Федерации. Проведение консультативного местного референдума предусмотрено в законе о мест­ном референдуме Ивановской и Иркутской областей. Часть 3 ст. 2 Зако­на Ивановской области «О местном референдуме в Ивановской области» от 17 января 1996 г. гласит: «Для выяснения мнения населения муници­пальных образований по вопросам объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований, изменения административно-территориаль­ных границ, необходимости введения местных налогов и сборов, отчуж­дения муниципальной собственности и другим важным вопросам мест­ного значения может проводиться консультативный референдум».

Далее в ч. 3 ст. 3 этого же Закона определена сила решения, принятого на консультативном референдуме: «Результаты, полученные при проведе­нии консультативного референдума, не носят обязательного характера и учитываются органами и должностными лицами местного самоуправле­ния при принятии соответствующих нормативных правовых актов». По сущности такая же норма содержится в ч. 2 ст. 1 Закона Иркутской облас­ти «О местных референдумах в Иркутской области».

 

Какие принципы проведения местного референдума установлены в законах?

Принципы проведения местных референдумов установлены Конститу­цией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», принятого Государственной Думой 5 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.), гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего рав­ного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражда­нина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не впра­ве оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдумах, а также на их свободное волеизъявление. За­кон в ст. 5 закрепляет за всеми гражданами равное право на участие в ре­ферендуме. Учтены в законе принципы гласности и законности.

1. Право граждан на участие в местном референдуме является непре­ложным правилом при его проведении. В соответствии со ст. 4 Федераль­ного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на учас­тие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными метода­ми иных действиях по подготовке референдума. При этом гражданин мо­жет участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям.

Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, при­знанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Непосредственное участие граждан в референдуме. Этот принцип закреплен в ч. 3 ст. 22 названного Федерального закона. В соответствии с указанной статьей «граждане участвуют в местном референдуме непо­средственно». В данной норме закреплен механизм прямого волеизъяв­ления, который предоставляет каждому гражданину право участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению местного референдума лично. Каждый выражает свою волю самостоятельно, принимая то или иное решение во время, например, голосования. Граждане действуют не через какие-либо создаваемые органы или формируемые съезды, конфе­ренции, а самостоятельно.

3. Принцип добровольного участия граждан в местном референдуме закреплен в ч. 3 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответ­ствии с указанным законом граждане участвуют в местном референдуме на добровольной основе. Законы о местном самоуправлении, о местных референдумах субъектов Российской Федерации в большинстве своем раскрывают понятие этого принципа таким образом: «никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие граж­данина в референдуме».

Участие в референдуме предполагает наличие у гражданина только права, но не обязанности. Поэтому принуждение к участию или неучас­тию в референдуме считается незаконным действием.

4. Принцип свободного волеизъявления означает, что каждый гражда­нин, обладающий правом на участие в местном референдуме, голосует по своему собственному усмотрению, руководствуясь внутренним убеж­дением. Никто не вправе принуждать граждан голосовать вопреки их во­ле. Выбор решения - это право каждого гражданина, и реализует он это право самостоятельно, без вмешательства других субъектов правоотно­шений.

5. Принцип тайного голосования тесно связан с принципом свобод­ного волеизъявления. Тайное голосование обеспечивает гарантию реали­зации свободного волеизъявления.

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

6. Принцип гласности осуществляется всеми органами и на всех эта­пах подготовки и проведения местного референдума.

Осуществление принципа гласности при проведении референдума оз­начает, что вся деятельность ведется открыто и что граждане муниципаль­ного образования систематически и всесторонне информируются о реше­ниях, принимаемых различными органами. Реализация принципа гласности способствует обеспечению законности при проведении местно­го референдума. Изучение гражданами принятых решений и осуществляе­мых мер по подготовке и проведению референдума дает им возможность зафиксировать факты нарушений законов, уставов муниципальных обра­зований и потребовать от соответствующих органов и должностных лиц их устранения. В случае невыполнения требований граждане вправе обра­титься в суд за восстановлением нарушенного права. Это право закрепле­но в ст. 45 Конституции Российской Федерации.

7. Принцип законности означает, что местный референдум проводится в строгом соответствии с действующим законодательством. Законодатель выступает одной из главнейших гарантий подлинного народовластия, имеет огромное значение для обеспечения конституционного права граж­дан на участие в управлении государственными и общественными делами. Принцип законности закреплен в Конституции Российской Федерации. Его действие распространяется на все государственные органы, органы местного самоуправления, должностных лиц различных организаций, объединений. Часть 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, опреде­ляя главенствующую роль закона в обществе, провозглашает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Рос­сийской Федерации и законы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.