Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

І.л.М.Х.І.І.О 3 страница




Помните, что далеко не все будут счастливы от того, что вы решили отказаться от некоторых ролей, которые ранее пассивно исполняли, равно как и аплодировать вам в новых ролях, которые вы сами для себя выбрали.

Чтобы ускорить этот процесс, давайте коротко вспомним все, что мы узнали о формировании представления о себе.

Первое

Мы начинаем свою жизнь с целого созвездия талантов, умений, способностей, черт характера, которые уникальны и определяют человека как личность. В каждом из нас есть все необходимое для выполнения своей миссии в этом мире — навыки, способности, проницательность и мудрость. Если ваше путешествие по жизни представляло собой реализацию этой цели и вы все время были сосредоточены на ней, значит, вы прожили жизнь в согласии со своим подлинным „я". Если нет, вы оказались под властью вымышленного „я", которое было вам навязано.

Второе

Ваше путешествие по жизни, будь вам двадцать лет или шестьдесят, в какой-то степени характеризуется „обучающим опытом", который оказывает сильное влияние на ту уникальность, с которой вы были рождены. Опыт обучал и менял вас: это был опыт покоя и счастья, суматохи и печали.

Третье

Несмотря на то, что жизненная история человека включает буквально миллионы крупиц внутреннего и внешнего опыта, лишь поразительно небольшое количество этих событий сошлись вместе в формировании представления человека о самом себе.

Как мы с вами определили, три комплекта внешних факторов принимали участие в формировании вашего мнения о себе: десять определяющих моментов, семь критических решений и пять „ключевых" людей, которые встретились на вашем пути. Десять определяющих моментов представляют собой тот опыт, который наложил сильный долгосрочный отпечаток на ваше сознание; этот отпечаток мог быть положительным или отри- дательным. Некоторые из ситуаций усилили вашу подлинность, в то время как другие исказили ее и увели вас в сторону от подлинного к вымышленному „я", принудив быть не тем, кто вы есть, а тем, кем вы „должны" быть. Семью критическими решениями являются те случаи, когда вы делали важный выбор, который либо укреплял ваше подлинное „я", приводя к результатам, которые подчеркивали вашу уникальность, либо порождал сомнения, которые вылились в ложные результаты, исказившие самооценку. Эти результаты — укрепляющие или искажающие суть вашей личности — также оказались под сильным воздействием пяти „ключевых" фигур, с которыми вы взаимодействовали в жизни. Контакты с этими людьми также либо подчеркнули вашу личность, либо снабдили вас ложной информацией, которая гнездится в самом центре вашего представления о себе.

Четвертое

Будучи думающей и чувствующей личностью, вы каким-то образом реагировали на любое событие — малое или большое, — которое происходило в вашей жизни. Как вы уже знаете, пять внутренних факторов повлияли на то, как вы усваивали эти внешние события. Этими пятью факторами являются ваши локус контроля, ярлыки, внутренний диалог, пленки и предубеждения.

Кратко напомню, что локус контроля определяет то, как мы воспринимаем и устанавливаем ответственность за причины того, что с нами происходит. Ярлыки — „прилипчивые" суждения, внедренные в наше подсознание, которое определяет нашу самооценку. Внутренний диалог — окно восприятия, сквозь которое мы воспринимаем и оцениваем окружающий мир и самих себя. Это разговор с самим собой, который происходит у нас внутри в реальном времени, по мере того, как мы идам по жизни. Пленки — суждения и самоисполняющиеся пророчества, которые так заучены нами, что становятся автоматическими реакциями, воспроизводимыми в мозгу со скоростью света; это послания, предсказывающие итог жизни и

стремление к успеху. Предубеждения — длительные и „упрямые" к переменам жизненные позиции, которые используются для организации внутреннего мира и предсказания собственных и чужих поступков. Они являются краеугольными камнями сценария жизни, создают границы и барьеры нашего пути к подлинному „я".

С помощью такого „внутреннего центра обработки", состоящего из пяти элементов, мы выражаем собственное представление о себе таким образом, что укрепляем свое подлинное „я" или „хороним" его, делая выбор в пользу вымышленного „я". Одно из этих „я" и правит нашей жизнью.

Пятое

Отказ от жизни в согласии со своим подлинным „я" обкрадывает нас психологически, эмоционально, физически и духовно. Цепочка жизни превращается в удушающую и подавляющую цепь, высасывающую из человека жизненную энергию.

На подавление своего подлинного „я", не давая ему возможности для самовыражения и ведя жизнь без страсти, мы тратим огромное количество энергии, которую можно было бы направить на создание того, что нам по душе.

Существует молитва, в которой человек просит у Бога мудрости, чтобы понять разницу между вещами, которые он может изменить, и теми, которые не может. Я хочу заверить вас, что, когда мы будем формировать ваш план действий — план, который должен приблизить вас к подлинному „я", — центральными его элементами станут внутренние факторы. И вот почему. Если вы знаете о событиях, которые сформировали ваше мнение о себе, и можете вспомнить свою реакцию на эти события, значит, в ваших руках рычаги, способные изменить это мнение. Такими рычагами являются ваши внутренние факторы.

Внешние события важны, так как они могут быть первыми звеньями в вашей цепочке жизни. Но действительная сила заключена именно в тех внутренних факторах, о которых мы говорили. Изменение направления жизни, возврат к своему подлинному „я" заключается в перемене своих внутренних действий

и реакций. Причина проста: хотя мы и не можем изменить свои десять определяющих моментов, семь критических решений или пять „ключевых" людей, мы можем самым радикальным образом изменить то, как мы все это воспринимаем. Мы можем использовать мощь своих внутренних факторов, которые контролируют нашу жизнь, для того, чтобы по-новому взглянуть и по-новому проанализировать все эти события, выработав в себе новые реакции, совпадающие с нашим подлинным „я". Пока у нас есть право выбора, у нас есть силы на перемены. Я уверен, что, вооружившись новыми знаниями и методами, о которых вы узнали из этой книги, вы легко сможете начать новую счастливую жизнь.

Это совсем не означает, что мы собираемся пренебречь вашим внешним поведением. В психологии существует конфликт мнений о том, как лучше всего реализовать в человеке положительные изменения. Конфликт сводится вот к чему: сначала мы изменяем чувства и эмоции, а потом, как следствие, поведение, или мы сначала изменяем поведение, надеясь на то, что, когда люди поступают по-другому, они будут ощущать себя по-дру- шму. Дебаты ученых мужей можно слушать без конца, но так и не поймешь, кто из них прав. Тем временем простые люди, которым так нужны перемены, сидят в зале и думают: „В конце концов, мне все равно — просто дайте мне план!"

Как часто говорят многие политики:,,Я поддерживаю обе стороны". Короче говоря, к чему ждать итога этих дебатов? Почему не испробовать оба варианта одновременно: постараться изменить то, что мы думаем и чувствуем, и в то же время избрать для себя поведение, ведущее к успеху?

План, который мы собираемся построить, задуман именно таким образом. Он поможет вам измениться внутренне, сосредоточившись на всех пяти факторах, которые мы рассмотрели, а также изменить способ вашего внешнего взаимодействия с миром. Когда вы станете думать, чувствовать и вести себя по-другому, к вам придет новая и точная информация о самом себе. Вы будете изучать себя, наблюдая за собой, как если бы вы изучали другого человека. Когда вы измените свое поведение, станете жить в большем согласии с самим собой, как внешне, так и внутренне, вы начнете создавать новую историю своей жизни, которая будет предвещать новое будущее.

Я попрошу вас вернуться к тем эпизодам „ревизии" жизни, внутренним и внешним, которые вы выполнили и записали в свой дневник во время прочтения предыдущих глав. Вам нужно выяснить, какие события „засорили" жизнь, помешали вам жить в согласии с собой. Затем вам надо проанализировать внутренние факторы, вспомнить, как вы трактовали эти неприятные события. После этого вы будете знать, какие области сознания нужно очистить, чтобы начать жить полной жизнью. Наконец, я предложу вам конкретные средства для такой „чистки", после чего вам будет легче вернуться к своему подлинному „я".

Как я уже отмечал, мы не в состоянии изменить то, что случилось в нашей жизни, но мы в состоянии изменить те „послания", которые явились результатами этих событий. Мы можем изменить нашу сегодняшнюю реакцию на них, а значит и ту власть, которую эти события оказывают на нашу жизнь. К чему наш план призывает, так это к тому, чтобы взять конкретное „звено" своей жизненной цепочки, проверить собственные реакции тогда и сейчас, затем проанализировать извлеченные выводы и поведение, которое явилось результатом событий. Я хочу поставить под сомнение мысли, чувства и реакции, которые существовали в вас многие годы. Тогда вы могли этого не знать, но вы знаете об этом сейчас. Вы сами будете поражены той силе, которой обладаете. Нет никакой нужды оставаться узником своего прошлого и нечего разгуливать по миру с кровоточащими ранами. Можно вылечиться, притом вылечиться изнутри. Это будет результатом того, что вы сделали сами для себя.

ПЛАН

Обратимся теперь к конкретным деталям плана. В этой главе я коротко представлю вам каждый этап и прокомментирую его содержание. После того, как вы ознакомитесь с основными

пунктами плана, я расскажу вам действительную историю жизни одной моей бывшей пациентки. Мы посмотрим, как она смогла заставить работать каждый из этих пунктов в своей жизни. Потом настанет ваша очередь.

Этап 7. Определение главного события

Чтобы план начал действовать, важно понять, где находится то первое из самых важных звеньев причинно-следственной цепи, которое в итоге привело к вашему сегодняшнему миро- и самоощущению. Такими первыми звеньями являются внешние факторы, с которыми мы уже поработали: решающие мгновения, критический выбор и „ключевые" люди.

Как я уже говорил, мы не можем изменить эти внешние события, потому что они уже произошли. Пусть вчера, пусть тридцать лет назад, но это уже история. Мы не можем изменить мгновения, сделать новый выбор и заменить своих „ключевых" людей. Но даже если так, очень важный первый этап состоит в выявлении этих событий, в понимании того влияния, которое они оказали на нашу самооценку. Не отчаивайтесь, что нельзя изменить то, что случилось, потому что ваша истинная сила — во внутренних факторах. Именно в этих пяти зонах внутренних реакций спрятаны возможности для переоценки представления о себе и собственной жизни таким образом, чтобы снять с нее все наносы и искажения.

Этап 2. Проверка своих внутренних реакций на это событие

Когда событие выбрано, нужно сосредоточится на реакциях и на том, как это событие было усвоено. Очень трудно, даже невозможно, переосмыслить заново всю свою жизнь. Трудно даже охватить все списки событий, решений и людей, которые мы с вами составили. Поэтому надо двигаться шаг за шагом. Это как в старой притче: „Как можно съесть слона?" Ответ прост: „Откусывая по маленькому кусочку". Забудьте, что перед вами целый слон — это может испугать любого. Что нужно сделать, так это начать потихоньку от него откусывать. Вы не успеете опомниться, как дело будет сделано. То же самое и здесь: мы будем брать по одному событию, а в результате разложим по полочкам всю вашу жизнь и узнаем тайну того, кем вы стали и почему. Взяв одно событие, внимательно посмотрим, что происходило с вами после того, как это событие случилось. Как оно повлияло на ваше представление о себе? Поколебало ли оно вашу уверенность в себе, похитило убеждения, положило конец наивности?

- Вот здесь и вступают в дело ваши внутренние факторы. Я спрошу вас, как этот определяющий момент, например, влияет на тот внутренний диалог, который вы ведете с собой сегодня. Если это был поистине судьбоносный момент, значит, вы и сейчас упоминаете его в своем внутреннем диалоге, даже тогда, когда мы делаем эту работу. Он влияет на внутренний диалог даже косвенно, даже если мы не думаем о нем в конкретный момент.

Указывает ли ваш локус контроля, на что и на кого следует возложить ответственность за это событие? Какие ярлыки „прикрепились" к вам в результате этого события? Какие старые пленки оно создало или усилило? Какие предубеждения возникли у вас в результате этого события и как они повлияли на сценарий жизни, по которому вы живете после того, как событие произошло? Вам нужно записать или просмотреть сделанные ранее записи по поводу каждого из этих внутренних процессов, чтобы увидеть, какое они оказали воздействие и где нужно сделать корректировку.

Этап 3. Проверка внутренних реакций на подлинность

После того, как вы определились со своим главным событием и проанализировали собственные реакции на него тогда и сейчас, что делать дальше? Нужен какой-то своеобразный „лакмусовый" тест, стандарт, который позволил бы оценить эти восприятия и увидеть, стоит ли их сохранить. Их нужно сверить со стандартом рациональности и подлинности. Понимание и применение такого стандарта, способного определить приемлемость внутренних реакций, является смыслом этого третьего этапа. Скоро я дам вам такую „лакмусовую бумажку" в очень простом и удобном виде.

Этап 4. Выработка подлинных

альтернативных реакции

Любая внутренняя реакция, которая не пройдет третий этап, другими словами, не пройдет испытание на подлинность, должна быть отброшена. Когда вы анализируете собственное восприятие, внутренний диалог, предубеждения и так далее, и находите при этом, что они иррациональны, ложны и ничего общего не имеют с подлинностью, тогда нужно с легким сердцем от них избавиться, сломать эту укоренившуюся вредную привычку.

„Сломать" — не совсем верное слово, потому что мы в действительности не „ломаем" своих привычек. Для того, чтобы изменить привычное поведение, нам нужно заменить его на новое, несовместимое с тем, которое мы исключаем. На этом этапе главное — выработка новых внутренних реакций. Этап 4 показывает, как заниматься тем, что я называю „мышлением трех А": то есть, выработкой Аутентичных Аккуратных Альтернативных реакций, таких, которые пройдут наш тест на подлинность. Нужно заменить реакции, которые не соответствуют истинному „я", на другие, соответствующие ему. Реакции, вызывающие беспокойство и боль, должны быть заменены на такие, которые нам по душе, в которых мы нуждаемся и которых заслуживаем.

Этап 5. Выявление и выполнение своей минимально-эффективной реакции (МЭР)

Смысл этого последнего этапа в следующем: для того, чтобы установить эмоциональную защиту, „закрыться", нам необходимо действие — внешнее проявление. Сразу возникает вопрос: хорошо, а чего это будет мне стоить? Какое поведение способно обеспечить мою эмоциональную защиту при минимальных затратах с точки зрения риска и т. д.? Мы ищем наименее „затратную", но в то же время эффективную защиту, которую я и называю МЭР. Какие реальные действия можно предпринять, чтобы избавиться от боли, освободиться и заняться тем, чего требует душа, а не обстоятельства, и при этом не ставить себя под дальнейшую угрозу?

Вот каковы этапы нашего плана. Теперь самое время взяться за дело и составить такой план конкретно для вас.

Ё КАК ЗАСТАВИТЬ ПЛАН; РАБОТАТЬ

Мы делаем из себя ничтожество или мы делаем из себя великана. Объем работы одинаков.

КАРЛОС КАСТАНЕДА

Поскольку вы принимаетесь за реализацию этого пятиэтапно-1 го плана, я хочу побудить вас оглянуться на ту работу, которую вы уже проделали. Прекрасная и удобная идея — использовать ваш дневник в качестве стимула или подсказки для выполнения предстоящих упражнений. Может быть, он поможет вам

переосмыслить внутренний диалог или взглянуть еще раз на те испытания, которым вы подвергли свой локус контроля. Дело в том, что этот план представляет собой „постройку", которую нам предстоит воздвигнуть на том фундаменте, который мы уже заложили. Вы не должны думать, что вам нужно начинать все с начала.

Если вы добросовестно работали над упражнениями в предыдущих главах, определенная механика вашего плана уже должна быть вам более или менее понятна. Например, в главах, посвященных внутренним факторам, от вас требовалось провести своеобразную „ревизию" того, как вы реагировали на определенные внешние события. Как результат — опять- таки, если вы честно выполнили все упражнения, — можно с уверенностью сказать, что сейчас вы — другой человек, по сравнению с тем, который начал читать эту книгу: ваши знания о самом себе продвинулись из точки А в точку Б. Хочу надеяться, что та работа, которую вы выполнили, придала вам необходимой ясности, и ваша ноша стала легче. А теперь наш план из

пяти этапов способен повести вас гораздо и гораздо дальше по этому пути.

Поскольку я убежден, что всегда полезно иметь перед глазами пример, на который можно ссылаться по мере того, как вы будете применять план своей собственной жизни, позвольте мне поделиться с вами историей одной из моих бывших пациенток. Начну прямо с того, что сегодня Ронда — счастливая мать двух сыновей, студентов колледжа. У нее крепкая семья и она постоянно занята множеством дел, которые выполняет с удовольствием. Не сомневаюсь, что она скажет вам, что живет в полном согласии со своим подлинным „я". Однако дело обстояло совсем иначе еще несколько лет назад. Поймите меня правильно, рассказывая историю Ронды, я совсем не хочу вас шокировать. В вашей собственной жизни, возможно, были еще более трагичные ситуации. Я просто хочу объяснить на примере Ронды, как человек может применить этот план из пяти этапов для полного преобразования своей жизни.

Когда она впервые пришла ко мне в кабинет, ей было едва за тридцать. Как только Ронда начала говорить, мне стало ясно, что ее представление о собственной личности полностью разрушено. Было очевидно, что она презирает себя, не уверена в себе и считает себя абсолютно бесполезным человеком. Она чувствовала, что ничего не может предложить людям и, естественно, ничего не заслуживает в ответ. Она сразу начала извиняться за то, что „отнимает у меня время", которое могло быть уделено „тому, кто наверняка больше этого заслуживает". Ронда вела кошмарную жизнь, наполненную вымышленным представлением о самой себе. Она потеряла себя.

Не составило особого труда отыскать первое звено в этой ужасной цепочке жизни. Начиная с подросткового возраста, она была многократно избита и подвергнута насилию со стороны родного отца. Ужасы такого обращения много раз всплывали в наших многочисленных беседах, и при этом Ронда всегда старалась найти оправдание или объяснение поведению своего мучителя.

Ронда поведала мне, что ее отец, региональный торговый представитель крупной фирмы, часто требовал, чтобы она ездила с ним в командировки, когда у нее были каникулы. Во время этих поездок нужно было преодолевать на машине сотни миль, чтобы встретиться с заказчиками в нескольких штатах. Вскоре стало очевидно, что ее отец был хроническим алкоголиком со страшными психопатическими отклонениями. По вечерам, шатаясь от выпитого, он любил „развлечься", поэтому часто приводил своих друзей с собой в гостиницу, где они играли в карты, ругались, дрались и занимались сексом с проститутками. Несколько раз эти разнузданные негодяи набрасывались на Ронду, в то время как ее отец, сидя рядом, равнодушно наблюдал за происходящим. Он отключался от количества спиртного, но его ярость никогда не пряталась глубоко: малейшее сопротивление со стороны дочери вызывало мгновенную ругань и удары. Если она начинала кричать или пробовала убежать, он жестоко избивал ее и делал во всем виноватой, говоря: „Ты эгоистичная маленькая дрянь! Ты хочешь погубить мой бизнес? Эти мужики кормят тебя; они дают нам крышу над головой. Ты хочешь, чтобы мать и твои братья и сестры голодали? Ты шлюха и больше ничего. Ты переползаешь на заднее сиденье, где тебя лапают твои ни на что не годные дружки; почему тебе не заниматься этим с теми, кто дает нам хлеб". (Вот скотина! Хотел бы я как-нибудь встретиться с этим подонком!) Конечно, ни слова из того, что он говорил ей, не было правдой. Этот невинный ребенок был чист до первой поездки с отцом в то страшное лето. Как только началась эта отвратительная история, система ценностей Ронды — все ее надежды, оптимизм и самоуважение — оказались разрушены. Поступками своего отца она была запугана и загнана в рамки болезненной роли вымышленного сценария, которую была обречена играть всю свою жизнь.

Как будто стремясь добавить физическую травму к оскорблениям, ее отец недавно скончался. В результате Ронда представляла собой кипящий котел эмоций., С одной стороны, она испытала облегчение оттого, что этого негодяя больше нет; с другой стороны, она чувствовала вину за то, что ей его не жаль. В

ее котле эмоции кипело также чувство ярости и огорчения от того, что он умер, так и не понеся наказания за свои деяния.

Так что было бы невероятным преуменьшением сказать, что, когда Ронда пришла ко мне за помощью, у нее было серьезно искажено представление о себе, и она находилась в глубоком эмоциональном кризисе.

Болезненная отцовская „обработка", которая уничтожала ее день за днем, „напичкала" Ронду извращенной информацией. В ее юном возрасте подлинное „я" было легко вытеснено и заменено полной фикцией. Ясно, что моей задачей было помочь ей смыть всю эту смесь из боли, сомнений, самоосуждения, гнева, ненависти и горечи. Моя цель состояла в том, чтобы вернуть Ронде контакт со своим подлинным „я", который она утратила, будучи ребенком. Я хотел подвести ее к такому состоянию, когда она могла бы относиться к себе с уважением, достоинством и оптимизмом. Все ее внутренние факторы, в которых была заключена реальная сила, „сошли с рельсов". Они оказались обезображены и подчинены вымышленному „я". Внутренний диалог Ронды теперь, почти через двадцать лет после ее первой поездки с отцом и насилия, все еще саботировал ее. Пленки, которые воспроизводились у нее в голове, были полны безнадежности. Ее ярлыки были „грязная шлюха" и „потаскуха". Локус контроля был абсурдно внутренним, а предубеждения, которые определяли сценарий ее жизни, не предлагали никакого выхода. Произошедшее оставило пожизненные „шрамы".

Зная уже кое-что из истории Ронды, вы понимаете проблемы и чувства, которые обуревали ее, когда она стала применять пятиэтапный план в своей жизни. Теперь давайте заставим плав работать на вашу жизнь, используя в качестве примера трагическую и разрушительную цепочку жизни Ронды.

Поскольку это будут упражнения, которые суммируют и придают конкретный смысл всей работе, которую вы проделали в предыдущих главах, естественно, я не могу допустить, чтобы вы сделали эту работу неправильно. Я пришел к выводу, что самый лучший подход состоит в том, чтобы взять одно ключевое событие из тех, которые вы выделили на этапе 1, и „прогнать" его по всем пяти этапам. Пройдите по одному событию весь план до конца, прежде чем браться за другое.

Не пытайтесь „промчаться" по всему пути на большой скорости. Известное компьютерное правило „мусор на входе — мусор на выходе" особенно верно для тех упражнений, которые вы сейчас будете выполнять: если делать работу наспех, информация будет усвоена поверхностно, и вместо честной и полной самооценки, вы получите столь же поверхностный результат. Верю, что вы это понимаете, но все же повторюсь: у вас не будет в жизни более подходящего момента, чем этот, чтобы посвятить всю энергию, внимание и усилия решению задачи.

Как и прежде, возьмите свой дневник и найдите самое тихое, уединенное место. В идеале вам нужно выделить примерно по целому часу или более на то, чтобы взять одно событие и провести его по всем пяти этапам плана. В зависимости от конкретного события вы можете прийти к выводу, что процесс занимает несколько „сеансов", которые растягиваются на несколько дней. Поймите, я хочу, чтобы вы „копали" очень глубоко, до самого дна, в понимании своих внутренних реакций. Будьте внимательны, чтобы не удовлетвориться лишь частью того, что преследует вас. Вы должны хотеть и суметь разобраться во всем, пойти глубже эмоциональных реакций и проанализировать каждый фактор, влияющий на вашу жизнь. Как только справитесь с одним событием, помните, что на следующее также нужен как минимум час.

На каждом этапе рассматривайте ситуацию Ронды и возможные реакции только в качестве примеров. Ваши ответы должны быть результатом спокойного размышления и честной оценки своей собственной жизни. Если ваши события не столь драматичны, как у Ронды (дай-то Бог!), не расслабляйтесь. Если событие важно для вас, этого достаточно для того, чтобы уделить ему все силы и внимание.

Итак, задело.

Этап 1. Выберите событие

Уделив достаточно серьезное внимание спокойному дыханию, расслабленному состоянию ума и тела, вспомните, не торопясь, цепочку собственной жизни: последовательность событий, обстоятельств и реакции, которые превратили вас в то, что вы представляете собой на данный момент.

Для начала определите, какое из ключевых событий, которые мы с вами выделили ранее, стало единственным, самым „ядовитым "фактором вашей жизни. Это может быть:

Определяющий момент

Критическое решение или

„Ключевое" лицо.

Вам очень может помочь анализ всего того материала, который вы написали раньше по поводу каждого из этих внешних факторов.

Теперь дайте короткое описание этого важного события.

Такое описание не должно занимать больше нескольких предложений и может включать цитаты из того, что вы написали ранее. Однако, в вашем сознании с того момента, когда вы это писали, могли произойти определенные изменения, которые сейчас должны быть отражены.

Вот что Ронда написала при выполнении этапа 1: „В то самое первое утро, когда отец начал загружать машину, он велел мне собрать вещи и приготовиться к отъезду. Я его ненавидела и понимала, что не должна ехать с ним, хотя даже не представляла, что может случиться. Я могла выбежать в кухню и попросить матъ, чтобы она позволила мне остаться. Я могла просто убежать. Но вместо этого я сделала то, что он мне велел. Это был одновременно мой самый ужасный определяющий момент и мой самый разрушительный критический выбор". Я знаю, что, прочитав это, вы можете подумать: „Но это же безумие! Как она может нести ответственность за то, что сделал с ней этот больной негодяй?!" Вы совершенно правы, но не забывайте, что это реакция Ронды, реакция, которая привела к замешательству, ложному чувству вины и созданию того вымышленного образа, в котором она жила с тех пор. Очевидно, это неправильный выбор, но попробуйте объяснить это запуганной двенаддатилетней девочке, которую сделали виноватой во всем.

Вернемся к вашей жизни. Вы уже определили свой важный момент? Были ли вы абсолютно честны, описывая его? Запомните: мы хотим разобраться со всем беспорядком и убрать из вашей жизни искажения. Поэтому постарайтесь ничего не упустить.

Вы ведь не хотите, чтобы мы ликвидировали только половину „гадюшника", который отравляет вашу жизнь?

Этап 2. Проведите „ревизию" своих внутренних реакций на это событие

Не забывайте, что ваши действия должны касаться большинства или всех пяти внутренних факторов, каждый из которых был разобран и обсужден в соответствующей главе. Используйте приведенные ниже вопросы для стимулирования своей

мыслительной деятельности.

Анализируя событие, описанное вами при выполнении этапа 1, ответьте на вопросы:

1. На кого вы возлагаете ответственность или вину за это событие? Где находится ваш локус контроля?

Например, первая группа вопросов, которые я адресовал Ронде, была такова: „На кого вы возлагаете ответственность за это событие?", „Был ли у вас действительно выбор в ваши двенадцать лет, садиться или не садиться в машину?", „Знали ли вы и могли ли знать, что случится потом?", „Разве изнасилования начались по вашей вине?", „Разве вами вызвана болезнь отца и всех прочих негодяев, с которыми он водился?". Из ее ответа понятно, что она возлагала всю вину на себя.

Я еще ни разу не встречал того, кто сам организовал бы собственное изнасилование или сексуальное домогательство, поэтому абсолютно уверен, что ответами Ронды на все эти вопросы должно быть решительное „Нет!". Но, опять же, здесь мы смотрим надело с иной точки зрения, чем двенадцатилетняя девочка, которая находилась под полным контролем своего отца.

Следующий вопрос, также связанный с понятием ответственности: „Кто решил, что вы должны реагировать на событие, сказав себе эти ужасные вещи?"

Поскольку никто не может предположить, что такая реакция пришла извне, ответ Ронды должен быть: „Я сама".

Следующий вопрос: „Была ли ситуация вам подвластна?"

Этот вопрос касается ответственности и чувства стыда. Вы будете поражены, узнав, сколько людей винят себе за события, в которых они были всего лишь жертвой, и ни в коем случае не преступником. Кроме того, многие семьи отчаянно стараются навсегда вычеркнуть подобные случаи из семейной истории, поэтому часто считают эгоистом того, кто старается обнародовать их или каким-то иным образом прояснить.

Примените эти вопросы о локусе контроля к своему собственному событию и запишите ответы. Внимание: не старайтесь писать то, что, по вашему теперешнему разумению, вы должны были сказать. Легко представить себе, каким должен быть правильный или желаемый ответ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.