Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курт Левин




Выводы

Тяжелое соматическое поражение в сочетании с несколько неправильным ходом развития

Мальчик V. W. на протяжении шести лет был иссле­дован девять раз (диаграмма 13). Ход его развития, взятый в це­лом, отличается известным постоянством. Диапазон колебаний

искусственно увеличен непропорционально высокой оценкой, дан­ной в возрасте 12 месяцев. Ребенок был в это время физически чрезвычайно слаб, в связи с чем была сделана очень снисходи­тельная оценка. Он был приравнен к девятимесячной ступени, что давало коэффициент, превышающий 15%-ный окончательный индекс.

Вскоре после того, как ему исполнился 1 год, он заболел воспалением легких и пролежал в больнице несколько месяцев. В возрасте 18 месяцев он отвечал по своему развитию девяти­месячной ступени. Аналогичным образом в 2 года поведение его было на уровне годовалого младенца; это был милый, приятный ребенок, но сомнений в его умственной отсталости больше быть не могло. После этого были произведены еще четыре исследо­вания, по разу в год, которые подтвердили стойкость его интел­лектуальной задержки.

Данный случай указывает на опасность переоценки: влия­ния чисто соматических факторов на ход умственного развития. Надо добавить, что начиная с двух лет V. W. по физическому развитию и упитанности стал вполне нормальным ребенком, что никак не отразилось, однако, на темпе и общем направлении его психического развития.

По поводу описанной группы атипических "случаев мо­гут быть сделаны лишь весьма скудные выводы общего харак­тера. Из этой группы лишь немногие случаи являются действи­тельно вполне атипическими, но для своего истолкования, они нуждаются в тщательном индивидуальном анализе. Они связа­ны с удивительными перемещениями внутри комплекса разви­тия. Поскольку эти подлинно атипические случаи вербуются из клинического материала, они подчеркивают тот факт, что раз­витие ребенка стремится в общем держаться ближе к средней линии. Нельзя, однако, недооценивать клинического значения «атипических случаев»; они являются разумным напоминанием о том, что при рассмотрении отклоняющихся от нормы индиви­дуумов не следует слишком напирать на общие законы и ориентировочные нормы развития.

 


РЕГРЕССИЯ. РЕТРОГРЕССИЯ И РАЗВИТИЕ [16]

В психологии термин регрессия относится к примити­визации поведения, «возврату» к менее зрелому состоянию, ко­торое индивид уже перерос. Временная регрессия нередко про­исходит в напряженных эмоциональных ситуациях с нор­мальными взрослыми и детьми, особенно если эти эмоции неприятные. Сильная радость тоже может привести к опреде­ленным примитивным поступкам. Усталость, пресыщение и бо­лезнь часто вызывают временную регрессию. Более или менее постоянный тип регрессии можно наблюдать в некоторых слу­чаях глубокой старости, во множестве неврозов и при функцио­нальных и органических психозах. Регрессию, следовательно, нужно считать распространенным феноменом, который связан со многими ситуациями и проблемами и достаточно существен­но затрагивает все поведение человека.

Связь между регрессией и развитием — это еще одна при­чина того, почему психология должна считать регрессию важ­ной темой. Знание процессов психологического развития очень выросло в последние годы. В частности, мы узнали, что разно­видностей возможного развития гораздо больше, чем можно было бы ожидать. Тем не менее наше знание факторов, определяю­щих развитие, его динамику и законы, чрезвычайно скудно. Мож­но сказать, что регрессия — это негативное развитие. Экспери­ментальное исследование регрессии, по-видимому, технически несколько проще, чем экспериментальное исследование разви­тия. Следовательно, косвенный путь изучения динамики разви­тия посредством изучения регрессии может оказаться плодотвор­ным для всей теории развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.