Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разнообразие поведения




ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ УРОВНЯХ

Чтобы понять ситуации, которые приводят к регрес­сии, необходимо будет разработать четкие понятия, характери­зующие поведение и состояние человека, соответствующие раз­личным уровням развития. Это должно быть сделано так, чтобы дать возможность логически вывести утверждения относитель­но сил, которые меняют человека от состояния, соответствую­щего более высокому уровню, до состояния, соответствующего более низкому уровню. Если бы эта задача была выполнена, мы имели бы исчерпывающую теорию регрессии, которая позволи­ла бы делать предсказания о величине и виде регрессии данно­го человека при различных обстоятельствах.

Очевидно, что такая цель может быть достигнута только посте­пенно. Мы прежде всего попытаемся сделать обзор того, что мож­но было бы назвать основными аспектами поведенческих различий на разных возрастных уровнях.. Затем мы перейдем к обсужде­нию некоторых видов конструктов, которые могут сделать возмож­ным концептуальное представление состояния человека таким образом, чтобы можно было понять по крайней мере некоторые поведенческие различия и вывести некоторые условия регрессии.

Различия в поведении на разных возрастных уровнях могут быть классифицированы по следующим пяти аспектам: разнооб­разие поведения, организация поведения, расширение областей деятельности, взаимозависимость поведения и степень реализма.

Мы говорим о возрастающем разнообразии поведения ребенка, когда он становится старше. (Это верно, несмотря на тот факт, что некоторые типы поведения выпадают в ходе раз­вития.) Возрастающее разнообразие поведения заметно во мно­гих отношениях.

а) Поведение новорожденного более или менее ограничено сном, едой, плачем, питьем, физиологическими отправлениями и лежанием в бодрствующем состоянии. Поведение растущего ребенка включает все больше типов деятельности: говорение, хождение, чтение и т. д. Недифференцированное поведение ста­новится дифференцированным, разветвляясь на множество раз­новидностей деятельности. Например, подход к цели — это сна­чала всегда прямой подход. Позже благодаря окружным марш­рутам и использованию физических и социальных инструментов появляются косвенные пути подхода. Кроме того, прямой подход показывает больше разнообразия, например, в степени активно­сти, количестве реальных или напоминающих жесты поступков и т. д. Косвенный подход становится дифференцированным в от­ношении вида используемых физических и социальных инстру­ментов. Сходную дифференциацию можно наблюдать практически во всех областях деятельности (Ирвин, 1932). Речь индивида воз­растает в отношении количества используемых слов (Смит, 1926), типов используемых слов и грамматической конструкции. Если деятельность рассматривается как возможности, которые имеет индивид, то говорят об увеличении разнообразия «умений».

б) Подобным образом увеличивающееся разнообразие может наблюдаться в области эмоций (Бриджес, 1931). Опять прими­тивные недифференцированные эмоциональные выражения раз­ветвляются на отдельные виды. Сначала бывает трудно отли­чить радость от гримасы, вызванной болью в желудке. Позже улыбка — это нечто довольно явственное по характеру и оче­видное. Шаг за шагом появляется больше типов улыбки, как, на­пример, дружески открытые улыбки, счастливые улыбки, над­менные улыбки, вызывающие улыбки и т. д.

в) Сходную дифференциацию можно наблюдать в области потребностей, интересов и целей. Шаг за шагом немногочис­ленные потребности младенца разветвляются на большее мно­жество. Это увеличение очень заметно в детстве. Кроме того, происходит изменение главенства определенных потребностей.

г) Процесс дифференциации до большого разнообразия осо­бенно очевиден в области познания. Сравнительно недифферен­цированный психологический мир младенца расширяется и

структурируется в процессе, который можно описать как диф­ференциацию (Коффка, 1928). Изменение в знании включает множество когнитивных изменений, которые являются реструк­туризацией, а не увеличением видов областей. Однако одна из преобладающих характеристик изменения знания с возрастом в отношении как научения, так и инсайта — это его возросшая дифференциация, его большее богатство.

д) Социальное поведение и социальные связи демонстриру­ют возрастающее разнообразие. Количество людей, социальные отношения с которыми существуют, увеличивается, как увели­чиваются типы социальных взаимосвязей. Отношения с различ­ными индивидами становятся все более выраженными в том, что касается особых видов дружбы, зависимости или лидерства. Делается более четкое разграничение между поверхностными и более глубокими привязанностями.

В целом, таким образом, мы можем сказать, что разнообра­зие поведения возрастает на протяжении детства при нормаль­ном развитии. Это может быть выражено формулой:

(1) var(BCh)<var{BAd),

где var означает разнообразие (variety); BCh — поведение ребен­ка (behavior of the child); BAd — поведение взрослого (behavior of the adult). Чтобы упростить наше формульное представление и показать, что мы просто хотим охарактеризовать основные на­правления развития, мы будем в формулах говорить только о двух уровнях, обозначенных как Ch и Ad.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.