Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расширение области деятельности и интересов




Психологический мир, который оказывает влияние на поведение ребенка, по-видимому, расширяется с возрастом как в отношении областей, так и в отношении временного интерва­ла, который принимается во внимание.

Границы поля. Трехмесячный ребенок, живущий в колыбели, знает несколько географических областей вокруг себя, и облас­тей возможной деятельности сравнительно мало. Ребенку в воз­расте одного года знакомы гораздо более широкая географичес­кая область и более широкое поле деятельности. Он, вероятно, знает ряд комнат в доме, сад и некоторые улицы. Некоторые из этих территорий ему доступны, другие — нет. Он может быть в состоянии залезть под стол или под диван, но может быть не в состоянии залезть на определенный стул, хотя ему хотелось бы это сделать. Такие области его жизненного пространства лежат вне пространства его свободного движения (Левин, 1936), кото­рое ограничено частично его собственными способностями, а частично социальными табу. Ребенку может, например, нравиться рвать книги. В этом случае разрывание книг — это область в;го жизненном пространстве, она может значительно повлиять на его поведение. Это верно, даже несмотря на то что «нет» матери не пускает ребенка в эту область деятельности. Расхож­дение между притягательными областями жизненного простран­ства и пространством свободного движения — один из домини­рующих факторов, определяющих уровень притязаний индивида. В ходе развития и пространство свободного движения, и жиз-[енное пространство обычно увеличиваются. Область деятель­ности, доступная для растущего ребенка, расширяется, потому ito повышаются его собственные способности, и возможно, что по мере увеличения возраста социальные ограничения снима­ются быстрее, чем они создаются, по крайней мере после пе­риода младенчества. Определенные события, например появле­ние младшего братика или сестренки, вполне могут поменять баланс изменения в данный период на противоположный. Од­нако даже в те промежутки времени, когда пространство сво-юдного движения не растет, жизненное пространство с возра­стом обычно распространяется на новые, частью доступные, ча­стью недоступные регионы. Расширение границ жизненного пространства иногда происходит постепенно, иногда довольно резкими скачками. Последнее характерно для так называемых кризисов развития. Этот процесс еще долго продолжается во взрослости (Бюлер, 1935).

Временная перспектива. Сходное расширение жизненного пространства в ходе развития происходит в том, что может быть названо «психологическим временным измерением». В ходе развития масштаб психологического временного измерения жиз­ненного пространства растет от часов до дней, месяцев и лет. Другими словами, маленький ребенок живет в ближайшем на­стоящем; с увеличением возраста все более отдаленное психо­логическое прошлое и будущее оказывают воздействие на на­стоящее поведение.

Может быть, можно истолковать усиливающееся расшире­ние жизненного пространства просто как комбинацию расту­щего разнообразия поведения и различных типов организации поведения. Однако мы предпочитаем выражать это изменение в отдельном утверждении:

(3) LSp{Ch)<LSp{Ad),

где L Sp (C/j) означает размер жизненного пространства ребенка (life space of the child); a LSp(Ad) —размер жизненного про­странства взрослого (life space of the adult).

Также для пространства свободного движения (т. е. совокуп­ности доступных регионов в рамках жизненного пространства) в среднем верно,что:

(4) SFM{Ch)<SFM(Ad),

где SFM (Ch) означает размер пространства свободного движе­ния ребенка (space of free movement of the child), a SFM (Ad) — размер пространства свободного движения взрослого (space of free movement of the adult). Однако пространство свободного движения может быть сужено в течение определенных перио­дов развития. Например, когда ребенок подчиняется жесткому режиму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.