Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивная структура жизненного пространства




Курт Левин

ПОВЕДЕНИЕ В ДАННОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ1

Дифференциация различных измерений жизненного пространства. Исключительной характеристикой изменения жиз­ненного пространства в ходе развития является возрастающая дифференциация. Значение этого фактора было показано в от­ношении развития языка (Gesell &Thompson, 1934), знания (Tolman, 1932), социальных взаимоотношений (Murthy,1937), эмо­ций (Jersild, 1936) и действий (Fajans, 1933).

Жизненное пространство новорожденного ребенка можно описать как поле, которое имеет сравнительно немногочислен­ные и лишь нечетко различимые области (Koffka, 1928). Ситуа­ция, вероятно, соответствует общему состоянию большего или меньшего комфорта. По-видимому, не выделяются никакие оп­ределенные объекты или люди. Не существует никакой области, называемой «мое собственное тело». Будущие события или ожи­дания не существуют; ребенком управляет непосредственно на­личествующая ситуация.

Некоторые из первых областей, которые получают опреде­ленный характер, по-видимому, связаны с едой и выделениями. После короткого периода от трех до шести дней ребенок реаги­рует на подготовку к кормлению (Marquis, 193I). Сходное уве­личение размера и дифференциация жизненного пространства происходят и в других отношениях. Ребенок изучает свое соб­ственное тело (Buhler, 1939) и свое ближайшее физическое ок­ружение. В течение нескольких первых месяцев развиваются оп­ределенные социальные отношения.

Увеличение жизненного пространства в отношении психо­логических временных измерений продолжается во взрослости. Планы простираются довольно далеко в будущее, и виды деятель­ности все большей продолжительности организуются как одна единица. Например, между двумя и шестью годами увеличива­ется продолжительность игры (Barker, Dembo and Lewin, 1941).

Дифференциация жизненного пространства также растет в измерении реальность — ирреальность. Различные степени ир­реальности соответствуют различным степеням фантазии. Они включают как положительные желания, так и страхи. Динами­чески уровень ирреальности соответствует более текучей среде

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000, стр. 296—273, 277—295, 306—314,316, 318—321.

(Brown, 1933), и он более тесно связан с центральными слоями личности. Этот факт особенно важен для психологии сновиде­ний (French, 1939; Freud, 1916}. Игру можно понимать как дея­тельность на уровне реальности, тесно связанную с ирреальным уровнем (Sliosberg, 1934). Игровой метод (Homburger, 1937) в ис­следовании личности использует тот факт, что ирреальный уро­вень тесно связан с центральными слоями личности человека.

Уровень ирреальности в психологическом будущем соответст­вует желаниям или страхам на будущее; уровень реальности — тому, что ожидается. Расхождение между структурой жизненно­го пространства на уровнях ирреальности и реальности важно для планирования и для продуктивности ребенка. Надежда со­ответствует достаточному сходству между реальностью и ирре­альностью где-то в психологическом будущем, вина — опреде­ленному расхождению между реальностью и ирреальностью в психологическом прошлом. У маленького ребенка правда и ложь, восприятие и воображение менее разделены, чем у более старше­го ребенка (Frank, 1939; Piaget, 1932).- Это частично обусловлено тем фактом, что маленький ребенок еще не развил ту степень дифференциации жизненного пространства на уровнях реаль­ности и ирреальности, которая характерна для взрослого.

Скорость, с которой размеры и степень дифференциации жизненного пространства увеличиваются в ходе развития, сильно варьируется. По-видимому, существует тесная связь между ин­теллектом или, точнее, между психическим возрастом и степенью дифференциации, человека и психологической средой (Kounin, 1941). Если это верно, тогда различия в IQ следует рассматри­вать как различные темпы растущей дифференциации жизнен­ного пространства. Сходные соображения применимы к мотор­ному развитию (McGraw, 1935) и социальному развитию.

Рис. 1а и б схематически представляет широту и степень диф­ференциации жизненного пространства в целом на двух ступе­нях развития. Дифференциация затрагивает не только человека, но и психологическую среду. Растущую дифференциацию по­требностей, например, можно представить как увеличение диф­ференциации определенных внутриличностных регионов. Основ­ные различия между этими ступенями развития — это (1) уве­личение широты жизненного пространства в отношении (а) того, что является частью психологического настоящего; (б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и пси­хологического будущего; (в) измерения реальность — ирреаль­ность; (2) растущая дифференциация каждого уровня жизненно­го пространства на множество социальных связей и областей

Рис. I. Жизненное пространство на двух ступенях развития. Верх­ний рисунок представляет жизненное пространство младшего ре­бенка. Нижняя схема представляет более высокую степень диф­ференциации жизненного пространства старшего ребенка отно­сительно нынешней ситуации, измерения реальность—ирреаль­ность и временной перспективы. С — ребенок; R —уровень реальности; / — уровень ирреальности.

деятельности; (3) растущая организация; (4) изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.

Не все области этого жизненного пространства доступны ребенку. Он видит, что более старшие дети занимаются опреде­ленными видами деятельности, которые он сам хотел бы осущест­влять, но в которых, как рн обнаруживает, он не может участво­вать, потому что он недостаточно сильный или умный. Дополни­тельные ограничения его пространства свободного движения создаются запретами взрослого или другими социальными табу.

Связь между доступными и недоступными регионами жиз­ненного пространства, размер пространства свободного движе­ния и четкость границы между доступными и недоступными об­ластями имеют огромное значение для поведения и развития нор­мального и умственно отсталого ребенка (Lewin, 1936).

Регрессия. Изменение жизненного пространства в целом в направлении, противоположном тому, которое характерно для развития, может быть названо регрессией. Регрессия может вклю­чать сокращение временной перспективы, дедифференциацию или дезорганизацию, ведущую к поведению, более или менее типичному для детей на более раннем возрастном уровне.

Рас. 2. Уменьшение конструктивности на фоне фрустрации раз­личных степеней2

Регрессия может быть либо постоянной, либо временной. Это распространенный феномен, и он может быть обусловлен, на­пример, болезнью (Jersild, 1936), фрустрацией (Barker, Dembo and Lewin, 1941), небезопасностью (Murthy, 1937) или эмоциональ­ным напряжением (Dembo, 1931). Регрессия в смысле сужения области психологического настоящего может происходить в ре­зультате эмоционального напряжения, например если ребенок слишком страстно желает преодолеть препятствие (Kohler, 1925).

Регрессия может произойти не только в результате такой фрустрации в непосредственной ситуации, но и в результате фоно­вой фрустрации. Баркер, Дембо и Левин показали, что конст­руктивность игры ребенка пяти с половиной лет может регрес­сировать до уровня ребенка трех с половиной лет в результате фоновой фрустрации. Это обусловлено тем фактом, что конст­руктивность игры тесно связана с временной перспективой, сте­пенью дифференциации в рамках организованной единицы игры

Данные, представленные на этом рисунке, взяты из исследования Бар-кера, Дембо и Левина (1941).

и функциональной связью между ирреальностью и реальнос­тью. Величина регрессии возрастает с ростом силы фоновой фру­страции (рис. 2).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.