Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение регрессивных и прогрессивных тенденций




Овладение тревогой

Дети переживают в основном одни и те же тревоги, поскольку, как уже отмечалось, тревога является неизбежным спутником всех стадий развития: биологического единства с ма­терью (тревога отделения); объектных отношений (страх потери любви); Эдипова комплекса (страх кастрации); образования Су-пер-Эго (вина). Предсказать здоровое или же болезненное раз­витие ребенка позволяет не наличие или отсутствие тревог, не их качество и даже не их количество, а только способность Эго обходиться с ними. В этом отношении все дети очень разные, и соответственно у них разные шансы сохранить душевное рав­новесие.

При прочих равных обстоятельствах дети, которые с трудом переносят даже средний уровень тревоги, будут с большей ве­роятностью подвержены невротическим расстройствам в буду­щем. Им приходится отрицать или подавлять все внешние и внутренние опасности, которые представляют потенциальный источник тревоги; проецировать внутренние угрозы на внешний мир, из-за чего тот становится еще более угрожающим; фоби-чески отступать в опасных ситуациях, чтобы избежать присту­пов тревоги. Короче говоря, они создают для своей дальнейшей жизни такой паттерн, в котором нужно любой ценой освободиться от проявленной тревоги, что происходит за счет постоянного об­ращения к защитным установкам, а это благоприятствует воз­никновению патологии.

Для других детей прогноз психического здоровья более бла­гоприятен. Это дети, которые активно справляются с опасными ситуациями, прибегая к резервам Эго, таким, как интеллекту­альное понимание, логическое рассуждение, изменение внешних обстоятельств, агрессивный ответ, т. е. это дети, которые овла­девают опасными ситуациями, а не отступают от них. Посколь­ку они справляются с более высоким уровнем тревоги с помо­щью Эго, то соответственно могут обойтись без чрезмерной ак­тивизации защит, компромиссных образований и симптомов10.

Активное овладение тревогой не надо путать с хорошо известными контрфобическими тенденциями детей. В первом случае Эго имеет дело напрямую с самой опасностью, а во втором оно уже вторично защи­щается от созданных фобическнх установок. Активное овладение тре­вогой лучше всего описал О. Исаковер. Он приводит слова одного ис­пуганного ребенка, который с завистью говорит: «Даже солдаты боят­ся. Но им везет, они не боятся того, что боятся».

Регрессивные и прогрессивные силы, будучи неотъем­лемыми элементами развития, существуют у всех детей, но соот­ношение их сил у всех разное. Есть дети, для которых с раннего детства каждый новый опыт — это обещание удовольствия, будь то вкус или консистенция пищи, переход от зависимости к неза­висимости в передвижении, уход от матери к новым приключени­ям, игрушкам и друзьям, переход от дома к детскому саду, школе и т. д. В их жизни доминирует желание «быть большим», «делать то, что делают взрослые». Нормальное частичное исполнение этого желания компенсирует для них обычные трудности, фрустрации и разочарования, которые встречаются на пути. Дети противополож­ного типа переживают рост на любом уровне прежде всего как лишение прежних форм удовлетворения. Они сами не бросают грудь, когда приходит время, а как бы прилипают к груди или бутылочке. Отнятие от груди становится травмирующим событием. Они боятся того, что вырастут, покинут дом, встретят незнакомых людей, позднее боятся принимать на° себя ответственность и т. д.

Клиническое различие этих двух типов нагляднее всего про­является при наблюдении за реакциями детей на такие серьезные события жизни, как соматическое заболевание, рождение младше­го ребенка и т. д: Где прогрессивные тенденции перевешивают рег­рессивные, там за время длительной болезни Эго ребенка созре­вает, а при появлении в семье младшего сиблинга он обретает статус и привилегии «большого», «старшего». Где регрессия силь­нее прогресса, соматическая болезнь делает ребенка более инфан­тильным, а рождение младшего сиблинга становится причиной от­каза от своих достижений и заставляет желать статуса младшего.

Преобладание прогрессивной или регрессивной тенденции как общей характеристики личности влияег на сохранение пси­хического здоровья, а потому важно для прогнозов. Развивать­ся, взрослеть и адаптироваться детям первого типа помогают приятные обретения, встречаемые на пути. У детей второго типа чаще случаются задержки при переходе с одного уровня разви­тия на другой, чаще возникают точки фиксации. Они часто вы­ходят из равновесия и склонны к формированию симптомов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.